Табак, пассивное курение
классный час по зож (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Курить или не курить? Конечно, каждый школьник ответит, что курить вредно. Но запретный плод всё время тянет к себе, и возрастная планка курильщиков опустилась уже до начальной школы.
Предлагаю для профилактики курения провести урок, на котором тактично, шаг за шагом, объяснить ребятам о вреде самого курения, так и пассивного курения, в которое вовлекает окружающих человек с сигаретой.
Тема урока здоровья.
« Табак, пассивное курение».
Цель. Закреплять знания о вреде табакокурения и «пассивного курения»; формировать привычку избегать табачного дыма; познакомить со знаками «Не курить» и «Место для курения».
Оборудование. Набор упаковочных коробочек и пачек для практического задания; плакаты о вреде курения; цветные карандаши, ватман, акварель, гуашь, кисти; знаки, мозаика; видеомагнитофон, телевизор, видеозапись мультфильм « Ну погоди!» (5 – й выпуск); серия плакатов « Курить – здоровью вредить».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
На демонстрационном столе у учителя лежит большой прозрачный пакет, в котором много красивых ярких коробочек и пачек из под туалетного мыла, духов, косметических кремов, сигарет.
Учитель. Что общего у этих предметов? Найдите признак, по которому можно все эти красивые коробочки разделить на две группы.
Ученики пробуют разделить коробочки на группы по разным признакам: цвету, размеру. Кто-то, возможно, догадается по существенному признаку: приносят пользу или приносят вред. Учитель останавливается на последнем случае.
- Почему вы именно так сгруппировали?
Дети. Кремы, мыло, духи помогают ухаживать за кожей и приносят пользу, а сигареты приносят вред человеку.
У. Откуда вы знаете о вреде курения?
Д. Так говорят родители.
- Узнали из передач по радио и телевиденью.
У. Сегодня мы с вами поговорим поподробнее о том, что происходит с человеком, если он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают дым от его сигареты.
- Работа над темой урока
У. Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма и затем обсудить увиденное на экране.
Дети смотрят пролог из мультфильма « Ну погоди!» ( 5 – й выпуск).
У. Почему волку стало плохо?
Д. Он начал курить сразу несколько сигарет.
У. Для чего волк начал курить сразу несколько сигарет?
Д. Чтобы напустить в будку как можно больше дыма.
У. Зачем это было нужно Волку?
Д. Чтобы выгнать из будки зайчика.
У. Что же случилось с Волком дальше?
Д. Волк покраснел, у него закружилась голова, он закашлялся, упал и сильно стукнулся.
У. Понятно, что Волк отравился, ведь он выкурил столько сигарет сразу! Но почему же закашлялся Зайчик, ведь он совсем не курил?
Д. Потому что табачный дым неприятен, он обдирает горло.
- Табачный дым вреден всем!
У. Ребята, в горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ. Куда попадает табачный дым при вдохе.
Д. В лёгкие
У. Как вы думаете, такой дым полезен человеку?
Д. Нет, он загрязняет лёгкие.
- Он мешает чистому воздуху поступать в лёгкие.
Учитель прикрепляет на доску плакаты « Лёгкие курящего человека» из серии « Курить – здоровью вредить».
У. Рассмотрим первый плакат. Как изменились лёгкие у курящего человека?
Д. Они почернели.
У. Как вы думаете, влияет ли сигаретный дым на работу сердца?
Д. Дым вредит сердцу. Сердце начинает сокращаться чаще, изменяются сосуды, по которым кровь поступает в сердце. Сердце начинает болеть.
У. Что случилось с сердцем?
Д. Оно изменилось по размеру и внешнему виду.
У. А вы можете описать, как влияет курение на внешность человека?
Д. Кожа становится тонкой и сухой.
- Она становится морщинистой.
- Цвет кожи у него желтоватый, нездоровый.
У. Что происходит с волосами?
Д. Волосы не блестят, они становятся тусклыми, безжизненными, ломкими.
У. Как выглядят глаза курильщика?
Д. Под глазами – тёмные круги.
- Глаза воспалённые, покрасневшие.
У. Что происходит с зубами?
Д. Зубы желтеют, начинают портится, изо рта курящих всегда идёт неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают.
У. Можно ли курильщика узнать по голосу?
Д. Часто да, голос грубый, пловатый.
У. Как пахнет одежда курящих?
Д. Запах неприятный.
- Пахнет кислым табачным дымом.
У. Что же делает табакокурение с человеком?
Д. Оно его отравляет и делает больным.
У. Это действительно так: человек заболевает.
В ходе беседы на доске появилась таблица:
У. Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в зависимость о него. Курящему человеку требуется выкуривать ежедневно всё больше сигарет, и вскоре он уже совсем не может обойтись без табака. Это болезнь.
Ребята, кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящим? Расскажите, что вы ощущали.
Выслушиваются наблюдения двух – трёх детей.
Д. Потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате.
У. Вспомните Зайчика из мультфильма «Ну, погоди!». Он тоже сам не курил, а только вдыхал табачный дым в будке. И что же стало с Зайчиком?
Д. Зайчик закашлялся, ему тоже стало плохо.
У. Действительно, табачный дым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом. Все кто окружает курящего, называются пассивными курильщиками. И хотя они сами не курят, но также вдыхают табачный дым и наносят вред своему здоровью.
Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много народу, вывешивают знак « Не курить».
Учитель на доске вывешивает плакат с изображением знака
- На какой знак он похож?
Д. На запрещающий дорожный знак.
У. В каких местах можно встретить такой знак.
Д. В метро, самолёте, кинотеатре, поликлинике, на заправке и т.д.
У. Во многих общественных местах отведены специальные места для курения. Так защищают от табачного дыма некурящих. Эти места тоже обозначены специальным знаком. Как он выглядит, вы узнаете, собрав мозаику.
Учитель прикрепляет к доске шесть карточек мозаики обратной стороной. Получив от детей правильный ответ на вопрос, учитель переворачивает соответствующую карточку, и постепенно открывается знак» Место для курения» .
- Родина табака:
- Португалия
- Южная Америка
- Испания
(Южная Америка)
- Табак – трава, дерево или кустарник?
(Трава)
- Кто впервые ввёз табак в Европу и вырастил его на европейской почве?
( Французский дипломат в Португалии Жан Нико)
- Что такое никотин?
( Яд)
- Где он содержится? Почему это вещество так назвали?
( В табаке обнаружено сильнодействующее вещество, которое назвали в честь открывателя Ж. Нико)
- Как выводится из организма?
( Никак)
У. Перед вами знак « Место для курения». На какой знак он похож?
Д. На предупреждающий дорожный знак.
У. Ребята, посмотрите, как ещё может выглядеть этот знак.
Учитель вывешивает на доске плакаты
- К какой группе знаков они относятся?
Д. Предписывающие, информационно – указательные.
У. Действительно, они несут информацию о местах для курения. Такой знак можно встретить в кафе, кинотеатрах, институтах.
Если вы увидите такой знак, как вы должны поступить?
Д. Отойти в сторону, чтобы не вдыхать табачный дым.
У. А как можно назвать такой знак.
Д. «Место для курения».
-«Здесь курят, отойди в сторону».
У. Расскажите, у кого родители, близкие курят.
Выслушиваются ответы двух – трёх ребят.
- Где они курят? Где в это время бываете вы?
Выслушиваются ответы детей.
- Расскажите родным дома о вреде табачного дыма для некурящих. Никогда не сидите в комнате рядом с курящим. Попытайтесь убедить не курить взрослых в жилых помещениях.
IV. Физкультминутка
- Работа в группах по интересам
У. Предлагаю для выполнения творческого задания разделиться на две группы: «Рифмоплеты» и «Художники».
Класс делится с учётом желания детей на две группы: « Рифмоплёты» и «Художники».
У. « Рифмоплёты» составят акростих с ключевым словом « сигарета» и продолжат фразу.
Знают взрослые,
знают дети:
Объявлен курильщикам
бой на планете…
- А также составят буриме на рифму.
… // берегите
… // не курите
- «Художники» придумают и нарисуют плакат, подготовят его защиту, желательно в стихотворной форме.
Ребята, во всех своих творениях проследите тему урока.
Дети работают в группах (5-10 мин), затем задания проверяются.
- Что получилось у группы «Рифмоплетов»?
Дети зачитывают тексты, которые у них получились. Например:
Продолжить фразу
Знают взрослые, знают и дети:
Объявлен курильщикам бой на планете…
Но курят и взрослые, курят и дети…
Не жаль им здоровья и легких планеты.
Акростих
Сегодня
Интересно нам,
Говорили о вреде курения,
А потом разделились на группы,
Рисовать, рифмовать начали,
А потом будем проверять задания.
Буриме
Здоровье // берегите –
Не пейте, // не курите.
У. А теперь посмотрим, какие плакаты нарисовали «Художники».
- Защита проекта «Курение – главный враг здоровья»
У. Недавно третьеклассники Саша и Артем и пятиклассница Олеся закончили работу над проектом «Курение – главный враг здоровья», и я попрошу их рассказать о проделанной ими работе.
Слово предоставляется третьеклассникам и пятикласснице.
VII. Итог урока
У. Что вы узнали о табачном дыме?
Д. Он вреден для всех.
У. Нужно ли пробовать курить?
Д. Нет, табачный дым вреден и для курящих, и для окружающих.
У. Что нужно делать, если рядом кто-то курит?
Д. Отойти в сторону.
У. Послушайте одну притчу.
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец, сказал:
- Это «божественный лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью посмотрели на него.
- Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. = Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «божественного листа»?
И мудрец пояснил:
- Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека. Если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…
Отошли люди от купцов, задумавшись…
Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас.
IX. Домашнее задание.
У. Дома я предлагаю вам, ребята, написать мини-сочинение «Почему люди курят?» или «Я никогда не буду курить…». Также можно нарисовать рисунок, плакат, сочинить сказку или стихотворение.
Литература
- Анисимова М.Н. Курение и статистика// Досуг в школе. 2004, №1
- Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М.: 1995.
- Боренштейн П. Ты и твое тело. М.: 2008.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: 1989.
- Клэйборн А. Человек. Энциклопедия. М.: 2006.
- Малыгин В.Л. Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков. Тула. 2003.
- Назаренко И. Без сигарет в двадцать первый век. // Начальная школа, 2005, №12.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 3 класс. Часть 1. М.: 2007.
- Прати Э. Тело человека. Энциклопедия для детей. М.: 2006.
- Чандлер Ф. Человек. Энциклопедия для любознательных.
Белгород. 2008.
8. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: 1986.
9. Мультимедийный диск «Мое тело. Как оно устроено?» М.: 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активное и пассивное курение
Данная презентация используется для проведенния внеклассного мероприятия для детей начальной школы...
Вред пассивного курения на детей
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) почти половина всех детей страдает от табачного дыма, т.к. 1,2 млрд. взрослых курят. Всемирной организацией здравоохранения был сделан вывод...
Урок здоровья "Табак. Пассивное курение" 2 класс
Урок способствует формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни; привитию знаний о вреде курения; развитию кругозора, памяти и мышления....
Пассивное курение.
Может использоваться как материал для родительского собрания, так и для классного часа....
Пассивное курение
Тренинг по сохранению и укреплению здоровья...
Классный час. Табак.Пассивное курение
Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают ...
Табак. Пассивное курение.
Классный час "Табак. пассивное курение"...