Программа профилактики злоупотребления ПАВ в подростковой среде
проект по зож на тему

Митрошина Марина Владимировна

Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pavy_.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

  1. ЦЕНТР  ДИАГНОСТИКИ  И  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
  2. г. о. СЫЗРАНЬ (отделение индивидуального обучения)

Рассмотрено и принято                                  «Рекомендовано                                              «Утверждено к

на заседании методического                          к утверждению»                                             использованию

объединения учителей                                   Зам.директора по У.В.Р.                                 в учебном процессе»

начальных классов ГБОУ ЦДК                     ________ Воеводина Н.С.                              Директор ГБОУ ЦДК

Протокол № _____                                                                                                                    ________Волкова Г.А.

от ______________

Материалы

на областной конкурс профилактических программ, проектов и методических материалов образовательных учреждений

Номинация: программа профилактики злоупотребления ПАВ

                      в подростковой среде

Автор: учитель начальных классов Митрошина Марина Владимировна

                                       

Учреждение: ГБОУ ЦДК г.о. Сызрань(отделение индивидуального обучения)

Адрес: 446001 г. Сызрань переулок Пролетарский 32

Контактный телефон: 8 (8464) 98-39-37

Е-mail: cdk-syzran@mail.ru

2014 г.

Программа профилактики злоупотребления ПАВ

в подростковой среде «Линия жизни».

Пояснительная записка

В настоящее время в сложной социально - экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенностью жизнью. Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, неблагоприятное благополучие ухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей, так как воспитанию в некоторых семьях уделяется недостаточно времени и усилий.

Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ).

Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояния психологической и физической зависимости. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основания для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижения интереса к психоактивным веществам у учащихся. Необходимо своевременное усиление профилактической деятельности специалистами в учебных заведениях, а также в учреждениях дополнительного образования, в которых дети и подростки проводят значительную часть свободного времени.

Свободное время, организованное оптимально, с учетом интересов, связанное с удовлетворением потребностей подростков в общении, познании окружающего мира предоставляющее возможность подростку заниматься актуальной для него деятельностью, - это залог того, что подросток найдет для себя сферу реализации, приобретет навыки общения, а также, вполне возможно, первичные профессиональные навыки, будет приобщен к культурным основам, созданным человечеством. Таким образом, подросток окажется вовлеченным в активную жизнь с возможностью самореализации и целенаправленного дальнейшего развития.

Цели программы:

  • Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально- волевой сферы;
  • Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ);
  • Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в молодежной среде;
  • Формирование и укрепление антинаркотических установок у подростков.

Задачи программы:

  • Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы;
  • Формирование у подростков представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
  • Способствование неприятию несовершеннолетними любых форм наркотизации;
  • Развитие у подростков навыков самоконтроля и саморегуляции.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы подростками 12- 16 лет.

Участники программы

  • учащиеся ГБОУ ЦДК (отделение индивидуального обучения);
  • классные руководители;
  • школьная медсестра;
  • школьный психолог; 
  • учитель ЛФК
  • родители;
  • инспектор ПДН, КДН;
  • представители наркодиспансера;

Ожидаемые результаты

  • уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
  • повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы;
  • увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора

собственной деятельности в активно-положительном использовании досуга;

  • повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и

предотвращение дезадаптации подростков;

  • увеличение процента учащихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни;
  • установление более прочных социальных связей с органами системы

профилактики употребления ПАВ.

Сроки реализации программы

Программа «Линия жизни» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию (срок реализации программы неограничен).

Направления реализации программы

1. Работа с педагогическими работниками:
• проведение обучающих семинаров по программе, обсуждение хода реализации программы на педагогических советах, консилиумах;
• информирование по проблемам ПАВ и профилактике употребления ПАВ;
• индивидуальная работа с каждым учащимся, консультирование родителей.

2. Работа с учащимися:
• включение в работу по профилактике употребления ПАВ  учащихся ГБОУ ЦДК;
• создание волонтёрской команды «Твой выбор» по профилактике употребления ПАВ;
• проведение внеурочных мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ (тренинги, классные часы, диспуты и дискуссии, игровые занятия, деловые и ролевые игры и т.д.)
• спортивные соревнования, Дни здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток, проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни, создание сатирического журнала, выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки, использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий и т.д.).
• тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);
• организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью и т.д.).

3. Работа с родителями (законными представителями):
• участие в проведении и организации родительских собраний школы;
• работа родительского патруля;
• информационно-консультативная работа;
• привлечение к участию в тренинговых занятиях.

4. Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде:
• ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;
• проведение рейдов по выявлению каналов распространения и ПАВ;
• организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ.

Направления работы по реализации программы

        В основу реализации программы «Линия жизни» заложены разнообразные формы и методы, такие как:

  • Классные часы;
  • Беседы;
  • Круглый стол;
  • Акции;
  • Конкурсы;
  • Тренинги;
  • Почта доверия.

Примерный план работы по

 реализации программы «Линия жизни»

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Работа с педагогами

1.       

Пополнение нормативно-правовой базы, определяющей организационные основы профилактической деятельности

В течение года

Зам.директора по УВР,

общественный инспектор ПДН при ГБОУ ЦДК

2.       

Планирование работы по профилактике употребления ПАВ в школе и классных коллективах

Сентябрь

Зам.директора по УВР,

общественный инспектор ПДН при ГБОУ ЦДК

3.      

Формирование социального паспорта школы, списков учащихся «группы риска»,  подростков склонных к употреблению ПАВ

 

Сентябрь

Зам.директора по УВР,

общественный инспектор ПДН при ГБОУ ЦДК

4.       

Анкетирование учащихся с целью выявления их отношений к употреблению токсических веществ, здоровому образу жизни.

В течение года

Классные руководители,

педагог - психолог

5.       

Организация и проведение наркотестирования учащихся на употребление психоактивных веществ

В течении года

 Классные руководители,

педагог - психолог

6.       

Учёт посещаемости занятий подростками «группы риска», вовлечение их в систему ДОП

В течение года

Зам директора по УВР,

классные руководители

7.

Семинар «Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни»

Согласно плану педсовета

Зам директора по УВР,

педагог - психолог

Работа с родителями и общественностью

 8.

Выявление семей, оказывающих отрицательное влияние на детей (обследование данных семей)

В течение года

Зам директорв по УВР,

педагог – психолог,

классные руководители,

общественный инспектор ПДН при ГБОУ ЦДК

9.       

Организация взаимодействия администрации школы  с представителями ПДН, КДН, центром социальной помощи семье и детям городского округа Сызрань «Семья»

 

В течение года

Зам директорв по УВР,

педагог – психолог,

классные руководители,

общественный инспектор ПДН при ГБОУ ЦДК

 10.

Советы профилактики с учащимися и семьями  «группы риска».

В течение года

Педагог – психолог,

представители ПДН, КДН

 11.

Проведение  классных и общешкольных родительских собраний по вопросам профилактики и пропаганды здорового образа жизни детей.

По планам классных руководителей

Классные руководители

 

 12.

Вовлечение родителей во внеурочную деятельность, спортивные мероприятия и профилактические акции

В течение года

Зам директора по УВР,

классные руководители

Работа с учащимися

 13.

Оформление уголков профилактики в соответствии с профилактическими акциями

В течение года

Классные руководители

 14.

Организация и проведение Дней здоровья в ГБОУ ЦДК

В течение года

Зам. директора по УВР,

 классные руководители,

педагог ЛФК

15.

Проведение классных часов,

посвященных  теме профилактики зависимостей

В течении года

Классные руководители

16.

Организация бесед с

медицинскими работниками

2 раза в год

Мед. сестра, представители накркодиспенсера

 17.

Организация и проведение Единых Дней профилактики:

  • «Подросток и закон»
  • «Школа без наркотиков»
  • Международный день отказа от курения
  • Всемирный день борьбы со СПИДом.
  • Профилактика экстремизма

В течение года

 Зам. директора по УВР,

классные руководители,

18.

Акции:

«Лучше конфета, чем сигарета!»;

«Спасибо – нет!»

«Здоровым быть модно!».

В течении года

Классные руководители

 19.

 Организация внеурочной деятельности 1-2 классов (курс «Лаборатория юных Здоровячков»,  «Уроки Здоровячков», «Разговор о правильном питании» ид др.)

В течение года

Классные руководители 1-2 классов, заместитель директора по УВР

 20.

Организация досуга учащихся во внеурочное и каникулярное время 

В соответствии с планом общешкольных мероприятий

Зам. директора по УВР, классные руководители, педагог  - организатор

 21.

Марафон «Нет, вредным привычкам!»:

А) классные часы «Здоровый образ жизни»  1-9кл.

Б) просмотр видеофильмов об употреблении ПАВ,  с последующим обсуждением 7-9 кл.

В) анкетирование «Здоровый образ жизни»  5-9кл.

В течение года

Зам. директора по УВР,

классные руководители

22.

Встреча с инспекторами КДН, ПДН

Согласно плану

Зам. директора по УВР,

классные руководители

23.

Конкурс плакатов «Здоровым

быть здорово!», «Скажи ПАВ – НЕТ!», «Здорова нация – здорова планета»;

В течении года

Зам. директора по УВР,

классные руководители

Приложения

Примеры методик

по реализации программы «Линия жизни»

Анкета для  учащихся (5-9 кл.) с целью выявления их отношений к употреблению токсических веществ, здоровому образу жизни.

Инструкция: Предложенная анкета не является «тестом», в ней нет «хороших» и «плохих» ответов. Важно, чтобы Вы выразили свое личное мнение. Вам предлагается ряд вопросов. Тот ответ, который Вы считаете наиболее приемлемым для себя, нужно подчеркнуть. Заранее благодарим вас за участие.

АНКЕТА

1.     Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?

А) не пить, б) не курить, в) заниматься спортом,

Г)не употреблять наркотики, д) полноценно питаться

2.     Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

А) да, частично, в) эта проблема меня пока не волнует, г) нет;

3.     Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?

А)да, б) нет;

4.     Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики Вы:

А) немедленно прекратили с ним  (с ней) отношения,

Б) продолжали бы дружить, не обращая внимания;

В) постарались бы помочь излечиться;

Г) попросили бы дать попробовать.

5.     Пробовали ли Вы наркотики? Какие?

__________________________________

6.     Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество? Какое?

__________________________________

7.     Наркотик стоит попробовать:

А) чтобы придать себе смелость и уверенность;

Б) чтобы легче общаться с другими людьми;

В) чтобы испытать чувство эйфории;

Г) из любопытства;

Д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;

Е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям;

Ж) не стоит пробовать в любом случае.

8.     Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения:

А) да,  б) нет

9.     Наркотик делает человека свободным:

А) да,  б) нет;

10. Наркотик избавляет от обыденности жизни:

А) да,  б) нет;

11. Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия:

А) да,  б) нет;

12. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми»?

А) да, б) нет;

13. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет?

А) да, б) нет;

14. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:

А) да, б) нет; В) если есть сила воли, то да.

15. Наркоманами становятся только слабые и безвольные:

А) да,  б) нет.

16. Если бросать, то лучше бросать:

А) постепенно, б) сразу, в) бросить невозможно.

17. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества:

А) да, б) нет.

________________________________________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Анализ результатов:

1.     Подростки, ответившие положительно на вопрос 5, вероятнее всего имеют опыт употребления наркотических веществ.

2.     Для подростков, выбравших вариант г вопроса 4 и вариант а, б, в, г вопроса 6 характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков.

3.     Подростки, ответившие отрицательно  на вопрос 6 и вариант ж вопроса 7 имеют четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков, положительные ответы на вопросы 9-17 свидетельствуют о недостаточной информированности подростков по проблеме наркомании. Об этом также говорит и крайне негативная позиция в отношении людей, страдающих наркотической зависимостью (выбор варианта а вопроса 4)недооценка масштабов наркомании, низкая значимость здоровья (выбор варианта г , д вопроса 2) и отсутствие комплексного подхода к вопросам здоровья и здорового образа жизни в целом.

Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»

Обведите ваш вариант ответа на приведенные ниже вопросы.

1.    Насколько вы активны? Как часто занимаетесь физическими упражнениями?

А) четыре раза в неделю;

Б) два-три раза в неделю;

В) раз в неделю;

Г) менее одного раза в неделю.

2.    Какое расстояние вы проходите пешком в течение дня?

А) более четырех километров;

Б) около трех-четырех километров;

В) менее полутора километров;

Г) менее700метров.

3.    Отправляясь в училище или по магазинам, вы:

А) как правило, идете пешком;

Б)часть пути идете пешком;

В) иногда идете пешком, а иногда едете на транспорте;

Г) всегда добираетесь на транспорте.

4.    Если перед вами стоит выбор: идти по лестнице или ехать на лифте, вы:

А) всегда поднимаетесь по лестнице?

Б) поднимаетесь по лестнице, за исключением тех случаев, когда у вас в руках тяжести?

В) иногда поднимаетесь по лестнице?

Г) всегда пользуетесь лифтом?

5.    По выходным вы:

А) по несколько часов можете работать по дому, или в саду?

Б) как правило, целый день проводите в движении, но в течение дня не занимаетесь никаким физическим трудом?

В) совершаете несколько коротких прогулок?

Г) большую часть выходных читаете, или смотрите телевизор?  

Подсчитайте очки за ответы из расчета: А) 4 очка, Б) 3 очка, В) 2 очка, Г)1 очко.

Интерпретация результатов:

18 очков и больше: Вы очень активны и вполне здоровы физически.

12-18 очков: Вы в достаточной степени активны и придерживаетесь разумного подхода к вопросам сохранения физической формы.

8 очков и меньше. Вы ленивы и пассивны, физические упражнения вам просто необходимы.

Тест «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни

и производительно работать?» А.Яссингера 

Цель - диагностировать степень умения юношей и девушек вести здоровый образа жизни (модификация О.Б.Поляковой и М.Н.Паюшиной).

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается ряд утверждений и вопросов, из которых Вам необходимо выбрать утверждение, а так же вариант ответа на вопрос, под буквой «а», «б» или «в», которое наиболее характерно для Вас. Затем букву выбранного Вами утверждения или ответа занесите в предлагаемый Вам бланк ответа под соответствующим порядковым номером вопроса».

Текст опросника.

  1. Если утром вам надо встать пораньше, вы:

а) заводите будильник;

б) доверяете внутреннему голосу;

в) полагаетесь на случай.

  1. Проснувшись утром, вы:

а) сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела;

б) встаете, не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу;

в) увидев, что у вас в запасе еще несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.

  1. Из чего состоит ваш обычный завтрак:

а) из кофе или чая с бутербродами;

б) из мясного блюда и кофе или чая;

в) вы, вообще, не завтракаете дома, а предпочитаете более плотный завтрак часов в десять.

  1. Какой  вариант распорядка рабочего дня вы бы предпочли:

а) необходимость точного прихода на работу в одно и то же время;

б) приход в диапазоне 30 минут;

в) гибкий график.

  1. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала возможность:

а) успеть поесть в столовой;

б) поесть, не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе;

в) поесть, не торопясь и еще немного отдохнуть.

  1. Как часто в суете дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с друзьями:

а) каждый день;

б) иногда;

в) редко.

  1. Если в учебном заведении или на работе вы оказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, как вы пытаетесь разрешить ее:

а) долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позиции;

б) флегматичным отстранением от споров;

в) ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров.

  1. Надолго ли вы обычно задерживаетесь в учебном заведении или на работе после окончания рабочего дня:

а) не более чем на 20 минут;

б) до 1 часа;

в) более 1 часа.

  1. Чему вы обычно посвящаете свое свободное время:

а) встречам с друзьями, общественной работе;

б) хобби;

в) домашним делам.

  1. Что означает для вас встреча с друзьями и прием гостей:

а) возможность встряхнуться и отвлечься от забот;

б) потерю времени и денег;

в) неизбежное зло.

  1. Когда вы ложитесь спать:

а) всегда примерно в одно и то же время;

б) по настроению;

в) по окончании всех дел.

  1. Как бы вы использовали свой отпуск:

а) весь сразу;

б) часть летом, а часть - зимой;

в) по два-три дня, когда  накопится много домашних дел.

  1. Какое место занимает спорт в вашей жизни:

а) ограничиваетесь ролью болельщика;

б) делаете зарядку на свежем воздухе;

в) находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной.

  1. За последние 14 дней, вы, хотя бы раз:

а) танцевали;

б) занимались физическим трудом или спортом;

в) прошли пешком не менее 4 км.

  1. Как вы проводите летний отпуск:

а) пассивно отдыхаете;

б) физически трудитесь, например, в саду;

в) гуляете и занимаетесь спортом.

  1. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы:

а) любой ценой стремитесь достичь, своего;

б) надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды;

в) намекаете окружающим на вашу истинную ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы.

Бланк ответов.

Фамилия, имя отчество __________________________________________________

Возраст _______________________________________________________________

Образовательное учреждение_____________________________________________

Класс_________________________________________________________________

№№

вопросов

Варианты ответов

(а,б,в)

№№

вопросов

Варианты ответов

(а,б,в)

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16

Обработка данных.

Полученные варианты ответов соотносятся с ключом.

Ключ.

№№

вопросов

Варианты ответов

и баллы,

соответствующие им

№№

вопросов

Варианты ответов

и баллы,

соответствующие им

А

Б

В

А

б

В

1

30

20

0

9

10

20

30

2

10

30

0

10

30

0

0

3

20

30

0

11

30

0

0

4

0

30

20

12

20

30

0

5

0

10

30

13

0

30

0

6

30

20

0

14

30

30

30

7

0

0

30

15

0

20

80

8

30

10

0

16

0

30

10

Количество баллов суммируются.

Интерпретация результатов. 480 - 384 баллов - высокая степень умения вести здоровый образ жизни: вы набрали почти максимальную сумму очков и можно смело сказать, что Вы умеете жить. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах Вашей служебной деятельности. Не бойтесь, что регламентированность Вашей жизни придает ей монотонность - напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной. 383 - 288 баллов - выше среднего степень умения вести здоровый образ жизни: Вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, Вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы Ваша служебная деятельность и семейная жизнь и впредь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у Вас есть еще резервы для повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями Вашего организма. 287 - 193 баллов - средняя степень умения вести здоровый образ жизни: Вы «середнячок». Если Вы будете и дальше жить в таком же режиме, а точнее сказать в такой запарке, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У Вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные гигиенические навыки и служебные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра. 192 - 97 баллов - ниже среднего степень умения вести здоровый образ жизни: Вам необходимо контролировать свои вредные гигиенические навыки и служебные привычки. У Вас бывают жалобы на недомогания. Вам следует обратиться к специалистам - врачам-гигиенистам или психологам. 96 - 0 баллов низкая степень умения вести здоровый образ жизни: по правде говоря, незавидная у Вас жизнь. Если Вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь Ваш собственный образ жизни. Думаем, что и на работе дела у Вас идут не лучшим образом. Вам уже не обойтись благими намерениями, несколькими взмахами рук по утрам. Нужен совет специалиста - врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если Вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, пока не поздно вернуть здоровье.

Анкета «Вредно ли  курить?»

Инструкция: прочтите, пожалуйста, эти утверждения и найдите нужный вариант ответа.

1

Сколько веществ содержится в табачном дыме?

1.20-30

2. 200-300

3. Свыше 3000

2

Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?

1. Не более 20%

2. 40%

3. 100%

3

Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб.см. табачного дыма?

1. До З миллионов

2. До 10000

3. До 1000

4

Верно ли, что в большинстве стран модно курить?

1.Курить   никогда   не   было модно.

2. Курить модно.

3. Мода на курение прошла.

5

Что   вреднее?

1. Дым от сигареты.

2. Дым от газовой горелки.

3. Выхлопные газы.

6

На сколько лет раньше рискуют умереть женщины, мужья которых курят?

1. На 4 года

2. На 10 лет

3. На 15 лег

7

Много ли мужчин осуждает курение женщин?

1. 10-20%

2. 40-60%

3. Более 80%

8

Из 1000 подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?

1. Не менее 100   человек.

2. Менее    200 человек.

3. Около 250 человек.

9

У кого наибольшая зависимость от табака?

1. У тех, кто начал курить до 20 лет.

2. У тех, кто начал курить после 20 лет.

3. Табачная    зависимость    не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

Правильные ответы:1.3, 2.1, 3.1, 4.3, 5.1, 6.1,7.3, 8.3, 9.1.

Анкета по проблеме наркомании для образовательных учреждений

Инструкция: выберите правильный ответ или несколько и пометьте галочкой.

Ваш возраст_______________ Пол_________________

1. Что Вам известно о наркотиках?

а) личный опыт

б) опыт друзей, знакомых

в) информация в СМИ

2. Есть ли у Вас друзья или знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотические и токсические вещества?

а) да

б) нет

3. Предлагали ли Вам друзья или знакомые попробовать наркотические или токсические вещества?

а) да

б) нет

4. Пробовали ли Вы сами   наркотические или токсические вещества?

а) да

б) нет

5. Если пробовали, то какие?_________________________________________

6. Что на Ваш   взгляд толкает людей на потребление наркотиков?

а) одиночество

б) любопытство

в) влияние окружающих

7. О каких видах наркотиков, распространяемых на территории Липецкой области Вам известно?_______________________________________

8. Наркомания – это:

а) преступление

б) вредная привычка

в) болезнь

9. Специалисты утверждают, что наркомания неизлечима. Ваша точка зрения?

а) да, это диагноз на всю жизнь

б) да, практически неизлечима

в) нет, шанс есть всегда

г) нет, излечение зависит от человека

10. Какая зависимость труднее всего поддается лечению?

а) психическая

б) физическая

11. Российским законодательством в уголовном порядке наказывается:

а) употребление наркотиков

б) изготовление наркотиков

в) хищение или вымогательство  наркотических веществ

12. Считаете ли Вы, что употребление наркотиков каннабисной группы (марихуана) вызывает привыкание, зависимость?

а) да

б) нет

в) не знаю

г) нет ответа

13) Какое чувство вызывают у Вас наркоманы?

а) сострадание

б) нетерпимость

в) толерантность

14. Что, на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков?

а) изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков

б) введение обязательного принудительного лечения от наркомании

в) усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи

г) увеличение числа досуговых учреждений (доступность кружков, секций)

15. Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?

 а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

16. Какие формы профилактики наркомании Вы считаете наиболее интересными? Укажите их.___________________________________________

Анкета «Наркотики и подросток»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

1. Много ли у тебя свободного времени?

- да;

- нет.

2. Как ты учишься?

-отлично;

- хорошо;

- удовлетворительно;

- плохо.

3. Чем занимаешься в свободное время?

- читаю;

- занимаюсь в спортивной секции;

- занимаюсь в кружке, изостудии;

- смотрю телевизор;

- слушаю музыку;

- собираемся со сверстниками во дворе, подъезде, подвале;

- что-то другое (указать что).

4. Знаешь ли ты, что такое наркомания?

- да;

- нет;

-  затрудняюсь ответить.

5. Предлагали ли тебе когда-нибудь наркотик?

- да;

- нет.        

6. Если предлагали, то кто?

- приятель;

- одноклассник;

- родственник;

- незнакомый человек;

-знакомый, сам употребляющий наркотики.

7. Пробовал ли ты наркотическое вещество?

- да;

- нет.

8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?

- да;

- знаю, но со мной этого не случится;

- знаю, но я всегда смогу бросить принимать;

- наркотики;

- нет.

9. Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков?

- достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления;

- осознанием гибельности пути употребления наркотиков;

- запретами со стороны родителей и взрослых;

- ужесточением законов;

- другое (что именно);

- затрудняюсь ответить.

10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?

- друзьям;

- людям, испытавшим на себе действие наркотиков;

- знакомым;

- работникам правоохранительных органов;

- родителям, родственникам;

- одноклассникам;

- врачам-наркологам;

- учителям;

- средствам массовой информации;

- другое (укажи).

11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?

- вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков;

- вызывает желание попробовать;

- не влияет на мое отношение к наркотикам;

- затрудняюсь ответить.

12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?

- да;

- нет.

13. Где бы ты хотел получить эту информацию?

- в школе;
- от родителей;

- из телепередач;

- из специальной литературы;

14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?

- сообщил бы родителям;

- посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер;

- сообщил бы классному руководителю;

- поговорил бы с другом и предложил свою помощь;

- ничего бы не сделал, это его личное дело;

- другое (укажи).

Анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.
Ваш пол___________________________      Возраст_____________________________

1. Считаете ли вы серьезной проблему получения школьниками, студентами, молодежью информации о влиянии различных вредных привычек на организм (свой и окружающих)?

2. Как вы считаете, обладаете ли вы достаточной информацией о реальном действии на организм наркотических средств, табака, алкоголя и мерах профилактики, борьбы и лечения? Источник поступления сведений:

А) школьное и студенческое образование
Б) пресса и телевидение
В) общение со сверстниками или укажите другой источник

3. Что вы считаете вредными привычками? (перечислить)

5. Какая (какие) из вредных привычек, на ваш взгляд, является наиболее вредной и почему? (обосновать ответ)

6. Назовите наиболее распространенную вредную привычку среди ваших знакомых и назовите причины, на ваш взгляд, являющиеся основой возникновения этой привычки.


7. Как вы относитесь к наличию вредных привычек у своих близких и друзей?

8. Влияет ли на продолжение дружеских отношений факт приема наркотиков вашим другом (подругой)?

9. Какие причины, на ваш взгляд, могут служить оправданием постоянного приема алкоголя или наркотиков?

10. Есть ли для вас разница, какой именно вид наркотических препаратов принимает человек?

11. Одинаково ли ваше отношение к наличию вредных привычек у мужчин и женщин?

12. Возможно ли, на ваш взгляд, избавиться от вредных привычек самостоятельно?

13. Как вы считаете, нужны ли социальные меры борьбы с вредными привычками, и какие меры, на ваш взгляд, являются наиболее действенными?

14. Имеете ли вы вредные привычки? Если да, то:

А) какие?
Б) в каком возрасте приобретены?
В) при каких обстоятельствах?

15. Испытываете ли вы комфорт или дискомфорт от наличия у вас вредной привычки? Если да, то, что именно вам нравится (не нравится)?

16. Хотите ли вы избавиться от своих вредных привычек? Если да, то что вы пытались предпринять или планируете предпринять в связи с этим?

17. Имеете ли вы личный опыт избавления от вредной привычки? Если да, то, каким способом вам удалось достичь успеха?

18. Ваше отношение к рекламе табака и спиртных напитков в средствах массовой информации?

19. Ваше отношение к наличию у 45% современных школьников России вредных привычек?

20. Если бы вы узнали, что ваш ребенок курит, принимает алкоголь, наркотики, то:

А) какова была бы ваша реакция на это?

Б) какие действия вы бы предприняли (или не предприняли) бы в связи с этим фактом?

21. Как совмещаются занятия спортом с наличием вредной привычки?

22. Каково ваше отношение к употреблению допингов в различных видах спорта?

23. Какое действие на организм оказывает курение?

24. Какое действие на организм оказывает постоянный прием спиртных напитков?

25. Какое действие на организм оказывает прием наркотических препаратов?

26. Каково побочное действие приема допингов спортсменами?

27. Каковы, на ваш взгляд, последствия глобальной наркотизации России на современном этапе?

28. Назовите факторы, способствующие, на ваш взгляд, увеличению числа курящих, пьющих, принимающих наркотики детей в России?

29. В каких странах проблема наркомании стоит столь же остро, как в России и каковы, на ваш взгляд, причины этого явления?

30. Ваши предложения по мерам борьбы с распространением наркомании в России.

31. Ваши предложения по мерам борьбы с распространением курения и алкоголя в России.

   

Тест «ПАВ»

Инструкция: прочтите данные утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.

1. Большинство ПАВ не представляет собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах.

2. Люди, употребляющие ПАВ, склонны совершать жестокие, криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят.

3. ПАВ вызывают у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна.

4. В каждом психоактивном веществе содержатся яды.

5. Даже одноразовое применение ПАВ может вызвать смерть.

6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются.

7. После употребления ПАВ, принявший их, человек нуждается в еще большем их количестве для получения так называемого «удовлетворения».

Обработка результата:

ДА -  2, 3, 4, 5, 6, 7.

НЕТ - 1.

Анкета «Отношение к наркомании»

Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы, выбрав один из вариантов ответов.

1. Считаешь ли ты, что наркомания - угроза для будущих поколений?

А). Да, употребление наркотиков ни к чему хорошему не приведет.

Б). Нет, наркомания - это ерунда, страшного и опасного в этом ничего нет.

В). Не знаю.

2. Как, по твоему мнению, становятся наркоманами?

А). Под влиянием друзей.

Б). Наркоманами становятся те, кому нечем заняться.

В). Те, кто думает, что, став наркоманами, можно выделиться из массы своих сверстников.

Г). Употребление наркотиков помогает уйти от неразрешимых проблем.

Д). Все начинается с курения и слабой воли.

3. Кто виноват, что люди начинают принимать наркотики?

А). Наркоторговцы.

Б). Средства массовой информации.

В). Родители.

Г). Виноват тот, кто сам начинает их принимать.

Д). Друзья.

Е). Школа.

4. Пробовал ли ты сам наркотики?

 Если да, то это было добровольно или по принуждению?

5. Если бы твой друг стал наркоманом, ты бы к нему относился по-прежнему?

А). Помог бы бросить эту отраву.

Б). К сожалению, у меня уже есть такие друзья.

В). Перестал бы считать другом тех, кто начал принимать наркотики.

6. Что бы ты предложил(а) для борьбы с наркоманией?

А). Расширять различные движения по борьбе с наркоманией.

Б). Применять жесткие меры к распространителям наркотиков.

В). Наполнить досуг чем-то интересным.

Г). Пополнять свои знания об этом страшном зле путем чтения художественной и познавательной литературы

Д). Родителям внимательно следить за поведением и общением детей.

Е). Изобрести специальные лекарства для тех, кто стал наркоманом.

Ж). Перестать быть равнодушным к чужой беде.

 Анкета «Отношение к спиртным напиткам»

Инструкция: ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Вопросы

Баллы

1.

Мое желание выпить зависит от настроения.

+2

2.

Я избегаю пить спиртное, чтобы не стать излишне болтливым.

-1

3.

Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет.

+1

4.

Люблю выпить в веселой компании.

+2

5.

Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение.

-1

6.

Спиртное не вызывает у меня веселого настроения.

-1

7.

К спиртному я испытываю отвращение.

-3

8.

Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги.

+1

9.

Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии.

-1

10.

Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам.

-3

11.

Употребление спиртных напитков в большом количестве меня пугает.

-1

12.

Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир.

+1

13.

Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию.

+1

ecblank

Итого:

ecblank

Система оценки: Баллы суммируются алгебраически, т.е. с учетом знака.


         1. При суммарной величине +2 и выше можно говорить о наличии психологической склонности к употреблению спиртных напитков.
         2. Очень высокие показатели +6 и выше свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стремлении демонстрировать свою склонность к выпивкам.
         3. Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонностью к алкоголизации.

          4. Величина, равная 0 или +1 является неопределенным результатом.

Анкета для учащихся начальной школы

Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы.

1. С какого возраста, по твоему, человеку можно:

- курить

- употреблять спиртные напитки

- наркотические вещества

2. Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю):
- мальчикам
- девочкам  

3. Как твои родители относятся к таким привычкам?

- категорически против

- осуждают

- безразлично.

4. Твои родители курят, употребляют спиртные напитки, наркотики:
-
отец
- мать

5. Пробовал ли ты (да, нет)

- курить

- спиртные напитки

- наркотические вещества

Анкета для учащихся 5 - 10 классов

Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы.

1. С какого возраста, по-твоему, человеку можно:

- курить

- употреблять спиртные напитки

- наркотические вещества

2. Пробовал ли ты (да, нет): 

- курить

- употреблять спиртные напитки

- наркотические вещества

3. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)

4. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда):

- куришь

- употребляешь спиртные напитки

- наркотические вещества

5. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:

- положительного:

- отрицательного:

6. Твои родители курят, употребляют спиртные напитки, наркотические вещества:
-
отец
- мать

7. Как родители относятся к твоим привычкам?

- запрещают категорически

- осуждают

- безразлично

8. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю):
-
юношам
- девушкам  

Анкета для опроса школьников 5, 6, 7-х классов по проблемам

злоупотребления ПАВ

1. Знаешь ли ты, что такое психоактивные вещества? Если знаешь, приведи примеры.

2. Есть ли у тебя друзья, которые курят?

3. Есть ли у тебя друзья, которые принимают алкогольные напитки?

4. Есть ли у тебя знакомые, которые употребляют наркотики?

5. Пробовал ли ты курить?

6. Как ты думаешь, почему некоторые ребята курят?

7. Курит ли у тебя кто-нибудь из родителей?

8. По-твоему, насколько вредно курить?

    А) совсем невредно, так как курение на здоровье не влияет;

    Б) курить опасно, так как курение приводит к серьёзным нарушениям здоровья;

    В) курить можно понемногу, ведь многие курят;

    Г) возможные другие причины (сформулируй).

9. Какие наркотики и токсические вещества тебе известны?

10. По-твоему, насколько опасно действие наркотиков и токсических веществ?
   А) и то, и другое опасно, так как сильно влияет на психику;

    Б) и то, и другое разрушает внутренние органы и опасно для здоровья;

    В) главное - не привыкать к наркотикам, а иногда их принимать не опасно.

11.Что тебя беспокоит в жизни больше всего?
   А) твои отношения с родителями;

    Б) отношения со сверстниками;

    В) конфликты с педагогами;

    Г) трудности в усвоении учебного материала;

    Д) чем заняться в свободное время;

    Е) другое (что именно).

12.  Как ты обычно проводишь свободное время?

13. Знают ли твои родители, где и с кем ты проводишь свободное время?
   А) да, знают всегда;

    Б) знают не всегда;

    В) как правило, не знают.

Анкета для опроса школьников 8, 9,10,11-х классов по проблемам

злоупотребления ПАВ

1. Злоупотребления какими психоактивными веществами, на твой взгляд, больше
распространено сейчас среди твоих сверстников?

2. Куришь ли ты?

3. Среди твоих друзей есть такие, которые курят?

4. Курят ли твои родители?

5. Как ты думаешь, почему ребята курят?

6. Как ты думаешь, курение опасно для здоровья, чем?

7. Говорят, что на дискотеках можно приобрести наркотики. О каких наркотиках ты слышал?

8. Как ты думаешь, какие из наркотиков легче всего достать в вашем городе, поселке?

9. Среди твоих друзей есть такие, кто употребляет наркотики или токсические
вещества?

10. Приходилось ли тебе хотя бы раз пробовать наркотики или токсические вещества?

11. Как ты думаешь, почему подростки начинают принимать токсические вещества
или наркотики?

12. Как ты считаешь, наркотики употреблять опасно? Почему?

13. Что тебя беспокоит в жизни больше всего?

А) возможность приобретения интересующей профессии?

Б) твои отношения с родителями;

В) отношения между родителями;

Г) отношения со сверстниками;

Д) конфликты с педагогами;

Е) трудности в усвоении учебного материала;

Ж) личная жизнь;

3) другое (что именно).

14. Как ты обычно решаешь свои проблемы?
        А) советуешься с родителями;

Б) советуешься с друзьями;

В) решаешь проблемы самостоятельно.

15. Знают ли твои родители, где и с кем ты проводишь свободное время?
        А) да, знают всегда;

         Б) знают не всегда;

         В) как правило, не знают.

Тест для родителей «Употребляет ли ребенок наркотики?»

Инструкция: постарайтесь честно ответить на следующие вопросы («да» или «нет»).

1. Сын (дочь) стал часто задерживаться, надолго пропадает неизвестно где.

2. Он (она) не хочет разговаривать с Вами, отдаляется от Вас.

3. У него (нее) часто и резко меняется настроение, иногда он (она) бывает очень раздражительным и даже агрессивным, иногда очень вялым и даже безразличным.

4. Ребенок стал плохо учиться, прогуливает уроки.

5. У сына (дочери) возникли проблемы с милицией.

6. Вы находите шприцы, таблетки, закопченные ложки и другие атрибуты наркомана.

7. У сына (дочери) появились подозрительные друзья.

8. Ребенок становится скрытным: например, прекращает разговор по телефону при Вашем появлении.

9. Непонятно, на что он (она) тратит свои карманные деньги.

10. Пропадают Ваши деньги и вещи из дома.

11. Сына (дочь) мучают сонливость или бессонница. Ребенок выглядит бледным.

12. Сын (дочь) периодически бывает в «непонятном» состоянии (нарушена координация движений, глаза странные, несвязная речь).

13. В квартире часто появляются запахи горелой травы, уксуса, ацетона, клея.

14. У ребенка есть пятна крови на одежде.

15. На руках сына (дочери) видны следы инъекций или синяки.

16. Ребенок безразличен к своему физическому состоянию и внешнему виду.

17. У него (нее) то пропадает аппетит и он худеет, то, наоборот, ест без меры.

18. Ребенок носит одежду только с длинными рукавами.

19. Он (она) часто лжет.

20. Вы просто чувствуете, что что-то с ним не так.

Обработка результатов:

Если больше 7 признаков подходят для Вашего ребенка, то, скорее всего, он действительно употребляет наркотики.

Если Вы выяснили, что Ваш ребенок уже употребляет наркотические вещества, ведите себя спокойно, не паникуйте. Прежде чем предпринять что-либо, остановитесь и ответьте на следующие вопросы:

- Правильно ли Вы поняли то, что узнали?

- Что Вы можете сделать, чтобы как можно лучше помочь ребенку?

- Как Вы можете сохранить возможность доверительно общаться с ним?

-Употребляет ли он (она) наркотики постоянно или это единственный «эксперимент»?

Если это «эксперимент», может быть, достаточно просто поговорить с ребенком.

Если состояние здоровья или поведение ребенка доказывает, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время обратиться к людям, которые могут помочь. Это профессионалы: наркологи, психотерапевты, психологи.

Помните: Вы не можете прожить жизнь за Вашего ребенка. Не можете заставить его измениться. Вы не можете заставить его принять Вашу помощь. Но Вы в силах сделать многое, чтобы желание победить стало его собственным.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Для того чтобы избежать проблем, связанных с употреблением наркотиков вашими детьми, помните:

1.  Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.

2.  Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить.

3.  Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы оттого, что он может начать принимать наркотики.

4.  Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в кампании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.

5.  Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.

6.  Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.

7.  Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.

8.  Помните! Если ребенок принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!

Используемая литература

1. Белогуров  С.Б. "Популярно о наркотиках и наркоманиях" – М., СПб, 2005

2. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000

3.Битенский  В.С. и др. Наркомания у подростков. Киев .2005

 4.Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 2006

5. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

6.Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 2008

 7.Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 2008

8. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 2009

 9. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.

  Полезный выбор. Учебное пособие для учителя по предупреждению употребления наркотиков. Под ред. О.Л. Романовой. – М.: Полимед, 2003.

10. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

11.Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

12. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.

13.Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Тема: «Формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде»

Трудно   себе   представить    то    благотворное изменение, которое произошло  бы  во  всей  жизни людской, если бы люди...

Формирование здорового образа жизни. Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.

Формирование здорового образа жизни. Профилактиказлоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде....

Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в подростковой среде.

    Тема проявления детьми жестокости и агрессивности серьезна и трудна.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов, психо...

Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в подростковой среде.

Тема проявления детьми жестокости и агрессивности серьезна и трудна.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов, психологов, но и общества ...

Родительское собрание Тема "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"

Родительское собрание по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде...

Программа профилактики межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Пояснительная записка Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур...

Методическая разработка по профилактике аддиктивного поведения в подростковой среде "Вредным привычкам скажем:"Нет!"

В настоящее время здоровье большого количества детей страдает от наличия вредных привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, наоборот, тормозят ее станов...