Применение здоровьезберегающих технологий в начальной школе
тест по зож на тему

Симакова Марина Владимировна

Представление педагогическим опытом на тему: "Здоровьезберегающие технологии в начально школе". Эта статья поможет учителям правильно огранизовывать учебный процесс с учетом здоровьезбережения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovezberegayushchie_tekhnologii_v_nachalnoy_shkole.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении

Тема: «Применение здоровъесберегающих технологий в начальной школе».

Симакова Марина Владимировна

Учитель начальных классов 2014г

       Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  может сделать для здоровья современного ученика многое.  Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью школьников.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

И мой класс не исключение. Изучив в сентябре медицинские карточки детей, я получила такие результаты: 58% детей имели различные заболевания –это 5 человек нуждаются в помощи логопеда (16%), 4 человека наблюдаются у окулиста(13%), 1 ученик - у психолога(3%),8 человек с нарушением осанки-26%  и 42% детей были здоровы.

Поэтому тема «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе» была выбрана мной не случайно.

Поскольку цель современной школы, прежде всего, - подготовка детей к жизни, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками в состоянии спланировать свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления  здоровья участников педагогического процесса.В.А.Сухомлинский отмечал: «Опыт убедил нас в том, что у 85% всех неуспевающих учащихся главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями педагогов, врачей, родителей».

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику

возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни,

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • соблюдение требований здоровьесбережения на уроках и во внеурочной деятельности;
  • использование современных педагогических технологий для сохранения высокого уровня работоспособности в течение всего урока;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по ведению здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.

При подготовке любого урока, а не только «открытого», оцениваю качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья

Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и позно-статического напряжения. Следовательно, особую актуальность на уроке приобретает расширение двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Так в своем классе на уроках я часто использую групповую работу. Работа в группах:

  • позволяет ребятам двигаться, одновременно думая и принимая решения;
  • создаёт условия для  более широких контактов;
  • положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата в детском коллективе;

На уроках математики и русского языка хорошо прижились командные соревнования На уроках чтения я пользуюсь приемом смены статичных форм – читаем стоя, при чтении по слогам – дирижируем или отхлопываем слоги.

Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя:

  • Методика «динамических поз»

(для коррекции осанки).

  • Методика «зрительных горизонтов» 

(для профилактики нарушения зрения).

  • Методика «двигательных траекторий»

(для профилактики нарушения зрения).

  • Методика «вставки о здоровье» 

(формирование у детей правильного отношения к своему здоровью).

Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:

·         упражнения для формирования правильной  осанки;

·         упражнения для укрепления зрения;

·         упражнения для укрепления мышц кистей рук;

·         упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

·         релаксационные упражнения для мимики  лица

На своих уроках учителя начальных классов большое внимание уделяют проведению упражнений для глаз.

Вот один из способов расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. На магнитном стенде над классной доской вывешен лист ватмана, на котором изображены цветные фигуры (овалы, прямые линии, «восьмёрка», спираль, зигзаг, волны) с толщиной линии 1 см.  С  помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения:  вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. Сначала – точно по линиям на ватмане, а потом такие же фигуры мысленно рисуют во всю переднюю (боковую, заднюю) стену класса.

В последние годы,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю  работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи.При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

         Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни

     (проведение тематических родительских собраний и конференций,

     в   том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы,

     приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по

     организации закаливания в семье и т.д.).

2.    Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3.    Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем

.  4  Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).

5.    Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).

В классе с ребятами я провожу уроки здоровья в форме уроков-дискуссий, видео-просмотров.

С первого дня пребывания детей в школе я работаю над режимом дня. Замечая, что на первых уроках дети сонные, я предлагаю отметить вместе с родителями на бумажной модели часов, во сколько они просыпаются и во сколько ложатся спать. Оказалось, что не все дети ложатся спать в 21-00. На классном часе «Режиму дня – мы друзья» была проведена беседа о значении полноценного сна. Результат: учащиеся знают, что в их возрасте ночной сон должен быть не менее 10 часов. Из30 человек – 27человек ложатся спать вовремя . Точно также мы определяли время выполнения домашнего задания. И пришли к выводу, что необходимо дать мозгу время для отдыха. Значит, выполнение домашнего задания должно быть не сразу после школы.

Для выравнивания эмоциональной сферы в классе провожу еженедельно  Час радости.  Цель такой формы взаимодействия с детьми – снятие эмоционального напряжения при переходе от дней отдыха к учебной неделе, раскрепощение, присоединение к эмоциональной сфере другого человека, развитие у детей рефлексии, раскрытие потенциальных возможностей детей. Проведению Часа радости сопутствует определённый ритуал. Все дети класса садятся в круг, лицом в центр, и каждый может видеть  лицо другого. Круг – это замкнутое пространство, ведущее к пониманию, к единению. У ребят возникает ощущение доверительности, доброжелательности. Им предлагаю вспомнить в каждом обычном дне радостные моменты и в кругу одноклассников рассказать о значимой для себя радости за прошедшую неделю. Сначала говорят дети, обладающие высокой самооценкой. Постепенно остальные дети адаптируются к обстановке и говорят о радостном и приятном. Я тоже делюсь с ребятами своими радостями. Обязательно выслушиваю каждого, тактично стараюсь привлечь внимание остальных детей к сопереживанию тех чувств, о которых вспоминал говорящий, плавно разворачиваю ребят от материальных ценностей к духовным. И на последующих таких беседах дети сами меньше говорят о подарках, о конфетах, больше о чувствах, пришедших от общения с миром природы, от встреч с интересными людьми.

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие  результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

 сделайте его крепким и здоровым.

Ж.-Ж. Руссо

«Неболейка»

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

«Вилку» пальчиками сделай,

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем – да, да, да,

Нам простуда не страшна.

        Массаж лица

Тёплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Провести пальцами от бровей до подбородка и обратно 4 раза.

Дуб нам хочет поклониться,

Клён кивает головой.

От точки между бровями большим пальцем массировать лоб до основания волос и обратно 4 раза

А кудрявая берёзка

Провожает всех ребят.

Массаж висковых впадин указательными пальцами круговыми движениями.

До свиданья лес зелёный,

Мы уходим в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий в начальной школе

Статья из опыта работы о применении компьютерных технологий в начальной школе...

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

Выступление  на педсовете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе" с использованием презентации....

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, не менее важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей....

Применение информационных технологий в начальной школе

Наличие современного оборудования в школе позволяет учителям активно использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности. Учитель начальных классов имеет возможность использоват...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

Здоровьезберегающие технологии в начальной школе

Здоровьезберегающие технологии в начальной школе...