Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня
статья по зож (1 класс) на тему
Система здоровьесберегающих технологий, применяемых в группе продлённого дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy_v_gpd.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня.
Постоянно изменяющийся высокотехнологичный мир требует перемен и в системе образования.
И сегодня одной из главных задач образования является адаптация ребёнка к современным условиям, подготовка его к жизни. Значимость приобретают такие образовательные цели, как развитие инициативности, самостоятельности осознания ценности знаний, способности принимать решения и брать ответственность на себя, умения решать нестандартные жизненные задачи.
Не уменьшая значимости интеллектуального развития, следует признать, что фундаментальной основой для успешности обучения ребёнка и его адаптации к условиям окружающего мира, является здоровье.
Но лишь около 12% учащихся школ практически здоровы по данным НИИ педиатрии.
Среди основных факторов, ослабляющих здоровье школьников, можно выделить следующие:
-малоподвижный образ жизни;
-умственные и нервно-психические перегрузки в связи с резким возрастанием информационного потока;
-плохая экология.
Всё это указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и улучшение здоровья школьников. Поэтому одним из самых актуальных образовательных подходов становится здоровьесберегающая педагогика. Её основой можно признать здоровьесберегающие технологии - совокупность приёмов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников без ущерба для их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии я использую с 2004 года. Режим полного дня, в котором работает наша гимназия, тоже позволяет применять различные технологии здоровьесбережения, способствуя формированию образовательного пространства, объединяющего внеклассную работу, образовательный и оздоровительный процесс.
Изучив листок здоровья детей, пришедших в первый класс, я получила следующие данные:
- 4 учащихся имеют подготовительную медицинскую группу здоровья (наличие хронических заболеваний, серьёзных отклонений в здоровье);
-у 12 учащихся вторая медицинская группа здоровья;
- 8 учащихся имеют первую медицинскую группу здоровья.
И поняла, что для реализации задач сохранения здоровья и оптимизации учебного процесса, необходимо создание для учащихся здоровьесберегающей среды.
А ведь по статистике за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в четыре раза! Чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся, я поставила для себя следующие задачи:
1.поиск новых здоровьесберегающих образовательных технологий;
2.объединение их в целостную систему, охватывающую урочную и внеурочную деятельность, а также работу с родителями.
Для реализации поставленных задач я, прежде всего, обратилась к трудам современных авторов, изучающих проблемы здоровьесбережения.
Н. К. Смирнов, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ППРО г. Москвы определяет здоровьесберегающие образовательные технологии как «совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья».
Но учащиеся будут принимать педагогику здоровьесбережения, только когда здоровый образ жизни станет нормой жизни для педагога.
В.В. Колбанов, заведующий кафедрой валеологии АППО г. Санкт – Петербурга, определяет здоровый образ жизни как «максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно регулируемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия».
Для эффективного внедрения основ здорового образа жизни в свою педагогическую практику я осознала необходимость следующих перемен в себе:
1.изменение мировоззрения, отношения к себе, к своему жизненному опыту с позиции здоровьесбережения;
2.изменение отношения к учащимся: педагог должен принимать ребёнка таким, какой он есть;
3.изменение отношения к задачам учебного процесса, планируя не только достижение дидактических целей, но и оздоровительных.
Данные изменения определяют пути повышения педагогического мастерства учителя, первоначального осознания собственных проблем, их психологическую проработку и освоения на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.
Большую долю внимания я уделила здоровьесберегающим технологиям в работе группы продлённого дня.
В гимназии группы продлённого дня работают по режиму, в котором сочетаются организация занятий, отдыха, прогулок, работа кружков и секций дополнительного образования, создаются условия для психодинамического, физиологического и личностного развития детей. Но нельзя забывать о роли педагога-воспитателя в формировании здоровьесберегающей среды в каждой группе.
Свою работу в группе продлённого дня в рамках педагогики здоровьесбережения определяю так:
-слежу за охраной жизни и здоровья детей;
- провожу клубные часы и внеклассные занятия, формируя у учащихся элементарные представления о значении физкультуры для здоровья человека, о закаливании организма, о необходимости выполнения режима дня и правил личной гигиены, правил охраны жизни и здоровья, правил поведения в чрезвычайной ситуации, сочетая практические и теоретические методы работы;
-провожу с детьми физкультминутки, включающие в себя упражнения различной направленности во время самоподготовки и коллективных занятий, а также «минутки покоя»;
-приучаю к сознательному выполнению правил личной гигиены в школе и дома, выполнению физической зарядки, соблюдению правил техники безопасности на уроках, прогулках, во время экскурсий;
-провожу беседы о предупреждении травматизма в школе, дома и на улице;
- знакомлю с правилами дорожного движения;
-слежу за осанкой учащихся во время работы за партой, за соблюдением воздушного режима и правильного освещения;
-привлекаю к занятиям в спортивных секциях;
-ежедневно провожу в группе продлённого дня подвижные игры и совместно с учащимися составляю картотеку подвижных игр, предназначенных для проведения на улице и в помещении;
-организовываю спортивные эстафеты, поединки, состязания, шахматно-шашечные турниры, а также спортивные занятия под руководством учителей физической культуры;
-руковожу работой над социальным проектом «Будьте здоровы!»;
-анализирую педагогическую ситуацию и моделирую систему взаимоотношений
в условиях педагогики оздоровления;
-провожу работу по изучению личности ребёнка;
-выявляю проблемных детей с точки зрения воспитателя, логопеда, психолога и организую консультации службы сопровождения.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в группе продлённого дня, особо хочется отметить прогулку. Для неё оздоровительная задача является определяющей, но реализуется в сочетании с проявлениями социальной, познавательной, художественной деятельности учеников.
Работая в группе продлённого дня, я использую следующие виды прогулок: прогулка-наблюдение; спортивная прогулка, творческая прогулка, прогулка, носящая развлекательный характер, прогулка-экскурсия, прогулка –практикум, прогулка-поход, прогулка-задание.
Прогулка является уникальным средством, позволяющим решать воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи.
Работая воспитателем в группе продлённого дня, я стремлюсь постоянно повышать свой уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а также служить положительным примером для учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом "Использование здоровьесберегающих технологий в Группе продлённого дня".
Обмен опытом "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня"....
Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня
Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня....
Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня
Использование здоровьесберегающих технологий учителем на уроках продленного дня...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня. Подвижные игры» воспитателя группы продленного дня МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3» Чамзи
Игровая деятельность служит основой для нормального роста и развития ребенка младшего школьного возраста. Игра может быть средством самопознания,...
Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и при...
Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Концепция модернизации Российского образования определила ...
«Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня»
Методическая разработка, отчет по самообразованию «Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня»...