Отчет о применении современных образовательных технологий
статья по зож (4 класс) на тему

 Кулакова Ирина Александровна

     Приоритетной задачей школы является гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и повышение познавательной активности в соответствии с индивидуальными возможностями. Качественное обучение  каждого учащегося класса по его индивидуальным возможностям осуществляю с помощью  дифференцированного подхода  в обучении.

     Дифференцированный подход в обучении помогает мне реализовать образовательные, воспитательные задачи применительно к возрасту ученика, уровню развития его индивидуальных способностей. Все учащиеся моего класса до поступления во 2 класс  школы-интерната VIII вида  прошли обучение в 1-х классах общеобразовательных школ. Учащиеся не владели навыками чтения (даже не знали букв), не имели представлений о математических действиях, не знали цифр.  Педагогическое обследование показало, что у всех детей разный уровень познавательных способностей. В образовательном процессе учитываю внутриклассную дифференциацию учащихся по В.В.Воронковой. Выделила условия   дифференцированной работы...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт о

применении современных образовательных технологий

Кулаковой Ирины Александровны

учителя начальных классов ГБС(К)ОУ

школы-нтерната  VIII  вида ст-цы Костромской

 

     Приоритетной задачей школы является гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и повышение познавательной активности в соответствии с индивидуальными возможностями. Качественное обучение  каждого учащегося класса по его индивидуальным возможностям осуществляю с помощью  дифференцированного подхода  в обучении.

     Дифференцированный подход в обучении помогает мне реализовать образовательные, воспитательные задачи применительно к возрасту ученика, уровню развития его индивидуальных способностей. Все учащиеся моего класса до поступления во 2 класс  школы-интерната VIII вида  прошли обучение в 1-х классах общеобразовательных школ. Учащиеся не владели навыками чтения (даже не знали букв), не имели представлений о математических действиях, не знали цифр.  Педагогическое обследование показало, что у всех детей разный уровень познавательных способностей. В образовательном процессе учитываю внутриклассную дифференциацию учащихся по В.В.Воронковой. Выделила условия   дифференцированной работы:

- знание индивидуальных особенностей учащихся;

- включение в план урока дифференцированных заданий;

- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

- осуществление обратной связи;

- соблюдение педагогического такта.

     В своей работе активно использую следующие  методы дифференцированного обучения, которые способствуют  развитию познавательного интереса учащихся:

1. Дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов;

2. Дифференцированная самостоятельная работа;

3. Дифференцированный контроль;

4. Индивидуальные домашние задания;

5. Дифференцированный метод поощрения;

6. Наглядности в разных видах.

Для IV группы  учащихся  использую виды дифференцированных заданий:

-с наличием образца выполнения;

-с выполнением некоторой части;

-со схематическим рисунком к задаче (математика);

-со вспомогательными вопросами;

-с планом  решения (математика).

    На всех уроках активно использую перфокарты для самостоятельной работы, которые также содержат задания разного уровня сложности.

    В своей работе с детьми стараюсь чаще поощрять детей, ведь это помогает ребенку чувствовать признание его стараний, поддержку учителя и товарищей. Виды поощрений:

-мимические (улыбка, ласковый взгляд, аплодисменты товарищей);

-словесные («умница», «хорошо», «молодчина»);

-материальные (отметка в классном уголке  в рубрике «Наши достижения», медаль «За старания», запись в дневнике).

     Не представляется возможным успешное обучение младших школьников с проблемами в умственном развитии без использования игровых технологий на уроках, внеклассных занятиях.    Игра — это естественная для       ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его принять. Использование игр на уроках  - это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:                                                                                          - для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета   (урок-игра «Путешествие в страну Задач», урок–путешествие  «12 месяцев» и др.);

- в качестве урока (внеклассного занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) - игры «в слова», игры «со словами»  («Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», «Поймай звук», «Превращение слов», «Слово рассыпалось», «Сломанная клавиатура»), математические игры: «Почтальон», «Математический футбол», игры на закрепление состава чисел и прочие.

     Регулярно использую информационно-коммуникативные технологии на уроках,  во внеурочной и внеклассной деятельности. Многие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Разработала серии презентаций для уроков развития устной речи, письма и развития речи, чтения и развития речи, математики, кубановедения. Провела открытые уроки и внеклассные занятия с использованием презентаций: урок трудового обучения  по теме «Аппликация «Весеннее дерево»»,  урок чтения и развития речи «Н.Некрасов «Мужичок с ноготок»»,  внеклассные занятия по письму и развитию речи «Ты наш друг, родной язык», «Поиграем в слова»,  по развитию устной речи «Экологический марафон», «Люби и охраняй родную природу», по обучению грамоте «Научились мы читать, можем многое узнать», по кубановедению – «Кубань-красавица делами славится».

      Применяю обучающие программы «Азбука. Учимся читать», «Математический тренажер», «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика (в 4 частях)», «Живая и неживая природа». Создаю   тесты и карточки при помощи программы Mikrosoft Offis.

     Использование ИКТ позволяет  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность,  привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).   Таким образом, применение ИКТ  расширяет возможность самостоятельной деятельности, способствует повышению качества образования. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Компьютер помогает усилить мотивацию учения.

Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике  использую предметные, социальные  проекты.    К примеру, «Математика в нашей жизни»,  «Зеленое чудо» (посадка комнатных растений, наблюдение за развитием,  уход).  Во внеурочной деятельности   работали  над проектом «Жить здорово – здорово!».

     Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих уроков, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

      В уроки, внеклассные мероприятия по предмету  включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические  паузы  (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры  на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную  гимнастику, беседы  на темы «Режим дня школьника», «Уроки здоровья и безопасности», «Вредные и полезные продукты», «Путешествие в страну Витаминию».

      Выбираю физкультминутку  в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или   локального утомления,   упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха,  дыхательную  гимнастику.  

   Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

     Всегда необходимо помнить о том, что учителю нужно многое делать, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. В ходе работы с классом выяснилось, что для довольно большой группы детей характерно проявление нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность, что свидетельствовало о специфическом нарушении психического здоровья. В своей практике для укрепления психического здоровья учащихся, использую упражнения на снятие нервного напряжения у детей, упражнения на развитие эмоциональной сферы, тесно сотрудничаю со школьным психологом, пользуюсь ее рекомендациями в отношении общей группы детей или отдельных учащихся.

    Одной из образовательных технологий, позволяющей   личности  ученика развиваться и самореализовываться,  помогающей  ему осознать  свои     сильные и слабые стороны,   судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях, а учителю отследить путь к успеху ученика, является технология работы с портфолио. Именно поэтому я своим  ученикам  (как бывшим так и нынешним) завела портфолио. Портфолио в начальной школе представляет собой портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы ученика. В него входят учебные достижения по предметам, коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, впечатления  о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок,   фото и др.).
      Портфолио моих учеников состоит из разделов:

- «Мой мир» (включает в себя: личные данные, родословную, историю фамилии и имени и.т.д.)

- «Моя учеба» (включает в себя: результаты освоения тем по предметам, по классам;  таблица роста техники чтения по классам и четвертям; отметки об участии в предметных олимпиадах)

- «Моя  общественная работа» (результаты выполнения общественных поручений)

- «Моё творчество» (включает в себя информацию о выполнении  творческих заданий, рисунки, коллажи …)

- «Мои достижения» (результаты участия в творческих конкурсах, фестивалях, утренниках: грамоты, дипломы, благодарности)

- «Работы, которыми я горжусь» (здесь учащиеся собирают все те работы, которые, по мнению ребенка, заслуживают особого внимания)

- «Отзывы и пожелания» (в этом разделе оставляют свои отзывы о творческой работе ребенка над портфолио,  пожелания учителя других классов, родители).

  Важным моментом является начало работы с портфолио. В начальной школе дети приступают к этой работе совместно с учителем и родителями, которые помогают отобрать материал и оформить разделы. Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио.
Ребенок не просто ведет портфолио, а организует самоконтроль за размещением и пополнением разделов, оценивает свои достижения и возможности.

      Портфолио хранится в классе и вручаются учащимся по окончанию 4-го класса. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех.

     Идеи для оформления портфолио черпала на сайте http://maminsite.ru/school.files/portfolio_uchenika.html 

   Результатом использования современных образовательных технологий считаю стабильное качество знаний по предметам (85%) учащихся начальных классов, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе. Думаю, что использование данных технологий поможет и в дальнейшем успешно реализовывать задачи  обучения в специальной (коррекционной) школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по воспитательной работе за 2009-2010 учебный год

Отчет по воспитательной работе за 2009-2010год....

Отчет о применении ИКТ на уроках и внеклассной работе

Данный материал объясняет правила использования ИКТ  в образовательном процессе...

Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью

В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...

Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью

В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...

Отчет по самообразованию по теме: «Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников»

Отчет по самообразованию на тему: "Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников"....

Отчет по самообразованию: "Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников"

Цель: формирование коммуникативных навыков младших школьников в процессе игровой деятельности в группе продленного дня....