Описание системы работы педагога и его основных достижений по использованию исследовательской и проектной технологий
проект на тему

Михайлова Наталья Евгеньевна

Проектная  и проектно – исследовательская  деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и  метапредметных образовательных  результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

Спорьте,

                                заблуждайтесь,

                                                                                            ошибайтесь,

                        но ради бога, размышляйте,

и хотя и криво, да сами.

Г.Э. Лессинга

Происходящие в начале XXI века широкомасштабные преобразования во всех сферах современного общества потребовали существенных изменений в системе образования, а именно: корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Как известно, классическая парадигма образования, доминирующая  в системе образования прежних лет, ориентировала на передачу ученику известных образцов знаний, умений и навыков. Основным видом деятельности обучающегося являлась репродуктивная, а отношения между учителем и обучающимся  были монологическими, субъект – объектными.          Перемены  в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.  

 В основе нового федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно - деятельностный подход, который определяет способы достижения социально желаемого уровня  личностного и познавательного развития обучающихся и направлен на достижение разных групп результатов. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы в стандарте отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообучению, сформированность ценностно-смысловых установок; предметные результаты - опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний; метапредметные результаты - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). В широком значении термин  «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. 
       

 Проектная  и проектно – исследовательская  деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и  метапредметных образовательных  результатов. Во-первых, учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий, а также опыт разных способов соорганизации  (учитель-ученик, ученик — ученики, ученик — родители, разновозрастное сотрудничество). Во-вторых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные, информационно-речевые, организационно - деятельностные. В-третьих, дети практически знакомятся с понятием «исследование» и его методами; у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, ответственность,  коммуникативность. (1)

       
Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джона Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Основоположником проектного обучения в России по праву считается Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 гг.), который с 1905 года активно использовал в своей педагогической деятельности метод учебных проектов.

Приложение 1 Этапы становления метода проектов в школьном образовании в России и за рубежом

Овладение методом проектов  обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования: начальной, основной, полной. Представляю свою систему работы на начальной ступени образования. 

  1. При организации проектной деятельности необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Выделяют три специальных этапа, каждый из которых имеет своё особое содержание и формы реализации, а также позиции участников совместной деятельности:  на первом —пропедевтическом этапе (1 класс) происходит погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность; на втором этапе организуются коллективные исследования с элементами проектной деятельности (2 класс) с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений; на третьем этапе происходит расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3 — 4 класс) и способами организации индивидуального и коллективного исследования.

  1.  Учитываются не только возрастные и психологические особенности современного младшего школьника, но и необходимость развития нового типа взаимодействия между педагогом и учащимся, основанного на положениях концепции педагогики совместной деятельности и концепции построения открытого совместного действия педагога и ребёнка. Позиция педагога меняется от руководителя к организатору и участнику совместной проектно-исследовательской деятельности, а позиция ребёнка - от исполнителя (заданий, требований) к равноправному и влиятельному участнику совместной деятельности.

Приложение 2   Позиция педагога и ученика в проектно-исследовательской деятельности.

  1. Чётко планируется работа по организации проектной деятельности в рабочей программе педагога.  Примерная тематика проектных заданий разрабатывается на каждый год обучения. Она достаточно  широка, постоянно обогащается с учётом интересов и возможностей, как обучающихся, так и педагога.

Приложение 3  Рабочая программа по окружающему миру

Приложение 4  Рабочая программа по технологии

Приложение 5   Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки»

http://www.openclass.ru/node/364964

http://www.openclass.ru/node/417462

Приложение 6   План воспитательной работы (октябрь, ноябрь)

  1. В  помощь педагогу и обучающимся разрабатывается различный материал для работы над проектом: методические рекомендации педагогу, методические рекомендации ученику,  памятки для учащихся, критерии презентации, критерии буклета, шаблоны презентаций.

Приложение 7  Методические рекомендации педагогу

Приложение 8   Памятки для учащихся

Приложение 9  Критерии оценивания мультимедийной презентации

Приложение 10  Критерии оценивания буклета

Электронное приложение 1  Шаблон мультимедийной презентации

  1. Самое главное в проекте поэтапная деятельность:  определение темы,   выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

Приложение 11   Методические рекомендации педагогу. Урок – исследование. Урок – проект.

Приложение 12   Урок  – проект. Обучение грамоте: Звуки [д]  [д '], буквы Д, д

  1. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу:                                                     
  1. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.
  2. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

3.       Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение.

  1. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
  2. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Электронное приложение 2  Мотивационные клипы
          5. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

  1. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
    -степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
    -степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
    -практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
    -количество новой информации использованной для выполнения проекта;
    -степень осмысления использованной информации;
    -уровень сложности и степень владения использованными методиками;
    -оригинальность идеи, способа решения проблемы;
    -осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
    -уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
    - владение рефлексией;
    -творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
    -социальное и прикладное значение полученных результатов.

В своей практике работы я  реализую  проектную деятельность через урок, внеурочную деятельность. За это время апробирована методика создания учебных проектов различных типологий:

  1. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
  • Проект «Путешествие в мир сказки и музыка»  

Электронное приложение 3 

http://www.openclass.ru/node/280586

Предлагаемый проект может быть реализован в рамках урока литературного чтения и музыки. Участники проекта окажутся в причудливом, волшебном, фантастическом мире сказочного творчества. Увидят в звуковом выражении разные облики сказочных героев.

  1. Творческие проекты не имеют проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат.
  • Проект «Знает сын и знает дочка: спичкам – НЕТ и это точка!»

Электронное приложение 4   

Предлагаемый проект может быть реализован в рамках внеурочной деятельности. В ходе проекта у детей формируется  осознанное и ответственное  отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

  • Проект «Подарок маме»

      Электронное приложение  5

  • Проект «Бабушка рядышком с дедушкой»

      Электронное приложение 6

  • Проект «Дождливое настроение»

http://www.openclass.ru/node/371718

Проект посвящён Международному дню терпимости (толерантности)

Цель проекта: способствовать сплочению педагогов и учащихся всей страны через проведение совместного проекта в разных городах России и ближнего зарубежья, достижению самореализации педагогов и школьников, нравственному воспитанию и социальному самоопределению учащихся.

  1. Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать "вкус" к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?

В качестве примера использования "метода проекта" приведу урок русского языка   во  2 классе.

Приложение 13  Урок-проект

  Моя система  работы   основывается на ведущих положениях метода проектов:

·  на учете  особенностей  личности  обучающихся;

·  на связи идеи проекта с реальной жизнью;

· на изменении основной схемы взаимодействия педагог + воспитанник = партнерское сотрудничество;

· на значительном повышении уровня автономности обучающихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;

·  на значительном повышении уровня внутренней мотивации обучающихся  к более качественному овладению знаниями.

Эффективность использования методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся отслеживается с помощью педагогических наблюдений, участия в различных конкурсах и проектах:

Название проекта

Уровень

Результат

Ссылка

Путешествие в мир сказки и музыки

Межмуниципальный сетевой конкурс учебно – методических проектов с использованием информационно-коммуникативных технологий

Сетевое сообщество Олимп - Балаково

Диплом

I степени

Страница конкурса

http://www.openclass.ru/node/268546

ЦОР

http://www.openclass.ru/node/280586

итоги

http://www.openclass.ru/node/290353

В гостях у осени

Межрегиональный сетевой конкурс творческих проектов «В гостях у осени»

Сетевое сообщество ЭКО-НН

Диплом

 III степени

Страница конкурса

http://www.openclass.ru/node/319122

Вики-страница участника

http://www.openclass.ru/node/326649

Знает сын и знает дочка: спичкам – НЕТ и это точка!

Сетевой конкурс «Предотвращение, спасение, помощь»

Сетевое сообщество «Балаковочка»

Диплом

I степени

Страница конкурса

http://www.openclass.ru/node/351914

итоги конкурса

http://www.openclass.ru/node/358870

Ролик «Опасные забавы»

https://www.youtube.com/watch?v=-dbjjQsccP8

Дождливое настроение

Сетевой конкурс «Дождливое настроение»

Сетевое сообщество «Подросток»

Диплом победителя

Страница конкурса

http://www.openclass.ru/node/366552

вики-страница участника

http://www.openclass.ru/node/371718

Приложение  14   Копии дипломов

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика достижений обучающихся по проектной деятельности. Продуктивная творческая деятельность влияет на формирование и развитие творческих качеств личности.

Интернет – ресурсы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

  1. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждения(По материалам сайтов:

 http://festival.1september.ru/articles/603308/http://olg.ucoz.ru/http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm, http://pages.marsu.ru/iac/educat/nauka/metod_rec_moskov.html)

  1. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/soderzhanie-i-etapy-obucheniya-proektno-issledovatelskoi-deyatelnosti-v-nachalnoi-shkole#ixzz2k8NdM7ai

  1. И.А. Якимов

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

http://vio.uchim.info/Vio_29/cd_site/articles/art_5_3.htm

  1. Методика руководства проектной деятельностью учащихся. Составители: канд.пед.наук, доцент кафедры ПОТиД Е.П. Алексеене; студентка группы П-5915 М.Н.Толстоногова

http://www.kgsu.ru/upload/library/ 

  1. Проекты в начальной школе

http://tihonova65.ucoz.ru/publ/proekty_v_nachalnoj_shkole/1-1-0-5

  1. Мастер-класс "Проектная деятельность". Щербатых Нина Ивановна

             http://kpmo-cap.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63:-q-q&catid=4:stp&Itemid=7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы работы

описание системы работы...

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Описание системы работы , направленной на развитие навыка самоконтроля

.Для  учителей общеобразовательных школ базового и профильного уровня. Опыт может быть применён при работе с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельност...

Описание системы работы педагога и его основных достижений по использованию исследовательской и проектной технологий

Проектная  и проектно – исследовательская  деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и  метапредметных образовательных  результатов....

Описание системы работы и основных достижений

В данной статье  описана система работы учителя начальных классов....

4.3 Дистанционные образовательные технологии в системе работы педагога

Обучаясь, не надо забывать о том, а зачем это нам пригодится. Чтобы найти выход новым идеям, поделиться находками, новыми приёмами работы, участвую в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах....

Описание системы работы педагога-наставника Гнатенко И.А.

Данная методическая разработка представлена как конкурсное задание на краевой конкурс "Педагог-наставник"  в 2022 г. Включает в себя не только описание взаимодействия с молодыми педагог...