Описание системы работы педагога и его основных достижений по использованию исследовательской и проектной технологий
проект на тему
Проектная и проектно – исследовательская деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 42.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Спорьте,
заблуждайтесь,
ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами.
Г.Э. Лессинга
Происходящие в начале XXI века широкомасштабные преобразования во всех сферах современного общества потребовали существенных изменений в системе образования, а именно: корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Как известно, классическая парадигма образования, доминирующая в системе образования прежних лет, ориентировала на передачу ученику известных образцов знаний, умений и навыков. Основным видом деятельности обучающегося являлась репродуктивная, а отношения между учителем и обучающимся были монологическими, субъект – объектными. Перемены в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
В основе нового федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно - деятельностный подход, который определяет способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся и направлен на достижение разных групп результатов. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы в стандарте отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообучению, сформированность ценностно-смысловых установок; предметные результаты - опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний; метапредметные результаты - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Проектная и проектно – исследовательская деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов. Во-первых, учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий, а также опыт разных способов соорганизации (учитель-ученик, ученик — ученики, ученик — родители, разновозрастное сотрудничество). Во-вторых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные, информационно-речевые, организационно - деятельностные. В-третьих, дети практически знакомятся с понятием «исследование» и его методами; у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность. (1)
Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джона Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Основоположником проектного обучения в России по праву считается Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 гг.), который с 1905 года активно использовал в своей педагогической деятельности метод учебных проектов.
Приложение 1 Этапы становления метода проектов в школьном образовании в России и за рубежом
Овладение методом проектов обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования: начальной, основной, полной. Представляю свою систему работы на начальной ступени образования.
- При организации проектной деятельности необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Выделяют три специальных этапа, каждый из которых имеет своё особое содержание и формы реализации, а также позиции участников совместной деятельности: на первом —пропедевтическом этапе (1 класс) происходит погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность; на втором этапе организуются коллективные исследования с элементами проектной деятельности (2 класс) с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений; на третьем этапе происходит расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3 — 4 класс) и способами организации индивидуального и коллективного исследования.
- Учитываются не только возрастные и психологические особенности современного младшего школьника, но и необходимость развития нового типа взаимодействия между педагогом и учащимся, основанного на положениях концепции педагогики совместной деятельности и концепции построения открытого совместного действия педагога и ребёнка. Позиция педагога меняется от руководителя к организатору и участнику совместной проектно-исследовательской деятельности, а позиция ребёнка - от исполнителя (заданий, требований) к равноправному и влиятельному участнику совместной деятельности.
Приложение 2 Позиция педагога и ученика в проектно-исследовательской деятельности.
- Чётко планируется работа по организации проектной деятельности в рабочей программе педагога. Примерная тематика проектных заданий разрабатывается на каждый год обучения. Она достаточно широка, постоянно обогащается с учётом интересов и возможностей, как обучающихся, так и педагога.
Приложение 3 Рабочая программа по окружающему миру
Приложение 4 Рабочая программа по технологии
Приложение 5 Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки»
http://www.openclass.ru/node/364964
http://www.openclass.ru/node/417462
Приложение 6 План воспитательной работы (октябрь, ноябрь)
- В помощь педагогу и обучающимся разрабатывается различный материал для работы над проектом: методические рекомендации педагогу, методические рекомендации ученику, памятки для учащихся, критерии презентации, критерии буклета, шаблоны презентаций.
Приложение 7 Методические рекомендации педагогу
Приложение 8 Памятки для учащихся
Приложение 9 Критерии оценивания мультимедийной презентации
Приложение 10 Критерии оценивания буклета
Электронное приложение 1 Шаблон мультимедийной презентации
- Самое главное в проекте поэтапная деятельность: определение темы, выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.
Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
Приложение 11 Методические рекомендации педагогу. Урок – исследование. Урок – проект.
Приложение 12 Урок – проект. Обучение грамоте: Звуки [д] [д '], буквы Д, д
- Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу:
- Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.
- Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
3. Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение.
- Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
- Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Электронное приложение 2 Мотивационные клипы
5. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
- При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
-степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
-степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
-практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
-количество новой информации использованной для выполнения проекта;
-степень осмысления использованной информации;
-уровень сложности и степень владения использованными методиками;
-оригинальность идеи, способа решения проблемы;
-осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
-уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
-творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
-социальное и прикладное значение полученных результатов.
В своей практике работы я реализую проектную деятельность через урок, внеурочную деятельность. За это время апробирована методика создания учебных проектов различных типологий:
- Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
- Проект «Путешествие в мир сказки и музыка»
Электронное приложение 3
http://www.openclass.ru/node/280586
Предлагаемый проект может быть реализован в рамках урока литературного чтения и музыки. Участники проекта окажутся в причудливом, волшебном, фантастическом мире сказочного творчества. Увидят в звуковом выражении разные облики сказочных героев.
- Творческие проекты не имеют проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат.
- Проект «Знает сын и знает дочка: спичкам – НЕТ и это точка!»
Электронное приложение 4
Предлагаемый проект может быть реализован в рамках внеурочной деятельности. В ходе проекта у детей формируется осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.
- Проект «Подарок маме»
Электронное приложение 5
- Проект «Бабушка рядышком с дедушкой»
Электронное приложение 6
- Проект «Дождливое настроение»
http://www.openclass.ru/node/371718
Проект посвящён Международному дню терпимости (толерантности)
Цель проекта: способствовать сплочению педагогов и учащихся всей страны через проведение совместного проекта в разных городах России и ближнего зарубежья, достижению самореализации педагогов и школьников, нравственному воспитанию и социальному самоопределению учащихся.
- Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать "вкус" к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?
В качестве примера использования "метода проекта" приведу урок русского языка во 2 классе.
Приложение 13 Урок-проект
Моя система работы основывается на ведущих положениях метода проектов:
· на учете особенностей личности обучающихся;
· на связи идеи проекта с реальной жизнью;
· на изменении основной схемы взаимодействия педагог + воспитанник = партнерское сотрудничество;
· на значительном повышении уровня автономности обучающихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
· на значительном повышении уровня внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению знаниями.
Эффективность использования методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся отслеживается с помощью педагогических наблюдений, участия в различных конкурсах и проектах:
Название проекта | Уровень | Результат | Ссылка |
Путешествие в мир сказки и музыки | Межмуниципальный сетевой конкурс учебно – методических проектов с использованием информационно-коммуникативных технологий Сетевое сообщество Олимп - Балаково | Диплом I степени | Страница конкурса http://www.openclass.ru/node/268546 ЦОР http://www.openclass.ru/node/280586 итоги |
В гостях у осени | Межрегиональный сетевой конкурс творческих проектов «В гостях у осени» Сетевое сообщество ЭКО-НН | Диплом III степени | Страница конкурса http://www.openclass.ru/node/319122 Вики-страница участника |
Знает сын и знает дочка: спичкам – НЕТ и это точка! | Сетевой конкурс «Предотвращение, спасение, помощь» Сетевое сообщество «Балаковочка» | Диплом I степени | Страница конкурса http://www.openclass.ru/node/351914 итоги конкурса http://www.openclass.ru/node/358870 Ролик «Опасные забавы» |
Дождливое настроение | Сетевой конкурс «Дождливое настроение» Сетевое сообщество «Подросток» | Диплом победителя | Страница конкурса http://www.openclass.ru/node/366552 вики-страница участника |
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика достижений обучающихся по проектной деятельности. Продуктивная творческая деятельность влияет на формирование и развитие творческих качеств личности.
Интернет – ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
- Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждения(По материалам сайтов:
http://festival.1september.ru/articles/603308/, http://olg.ucoz.ru/, http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm, http://pages.marsu.ru/iac/educat/nauka/metod_rec_moskov.html)
- Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/soderzhanie-i-etapy-obucheniya-proektno-issledovatelskoi-deyatelnosti-v-nachalnoi-shkole#ixzz2k8NdM7ai
- И.А. Якимов
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
http://vio.uchim.info/Vio_29/cd_site/articles/art_5_3.htm
- Методика руководства проектной деятельностью учащихся. Составители: канд.пед.наук, доцент кафедры ПОТиД Е.П. Алексеене; студентка группы П-5915 М.Н.Толстоногова
http://www.kgsu.ru/upload/library/
- Проекты в начальной школе
http://tihonova65.ucoz.ru/publ/proekty_v_nachalnoj_shkole/1-1-0-5
- Мастер-класс "Проектная деятельность". Щербатых Нина Ивановна
http://kpmo-cap.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63:-q-q&catid=4:stp&Itemid=7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы
описание системы работы...
Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.
Программа модернизации российского образования, осуществляемая в настоящее время, базируется на наиболее интересных идеях и прак...
Описание системы работы , направленной на развитие навыка самоконтроля
.Для учителей общеобразовательных школ базового и профильного уровня. Опыт может быть применён при работе с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельност...
Описание системы работы педагога и его основных достижений по использованию исследовательской и проектной технологий
Проектная и проектно – исследовательская деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов....
Описание системы работы и основных достижений
В данной статье описана система работы учителя начальных классов....
4.3 Дистанционные образовательные технологии в системе работы педагога
Обучаясь, не надо забывать о том, а зачем это нам пригодится. Чтобы найти выход новым идеям, поделиться находками, новыми приёмами работы, участвую в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах....
Описание системы работы педагога-наставника Гнатенко И.А.
Данная методическая разработка представлена как конкурсное задание на краевой конкурс "Педагог-наставник" в 2022 г. Включает в себя не только описание взаимодействия с молодыми педагог...