программа
материал по зож на тему

Соснина Ирина Олеговна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

По курсу « Основы безопасности жизнедеятельности 

для 1-4 классов начальной школы» 

 на 2014-2015 учебный год 

Составил: 

2014

II. Пояснительная записка 

Сквозная рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе требований Федеральных законов Российской Федерации и программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1 — 4 классах, разработанной Л.П.Анастасовой, П.В.Ижевской, Н.В.Ивановой. В основу программы положены следующие законы  Российской Федерации:

  • «Об образовании»,
  • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
  • «Об охране окружающей природной среды»,
  • «О пожарной безопасности»,
  • «О безопасности дорожного движения»,
  • «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»,
  • «О гражданской обороне».

 

Особое значение данного курса заключается в формировании у детей 6,5 – 10 лет целостного системного представления об опасных ситуациях, о собственной безопасности, мерах защиты и основах здорового образа жизни.

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации дома, на улице, в школе, в природных условиях.

 

Изучение данного курса в 1 — 4 классах направлено на достижение основной цели: формирование социального опыты младшего школьника, осознание им  необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Главными задачами обучения являются:

  • осознание целостности окружающего мира, экологической грамотности, элементарных правил безопасного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов оказания первой медицинской помощи; норм безопасного поведения,
  • развитие чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих,
  •  воспитание самостоятельности в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

 

При отборе содержания курса учитываются основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности. Ведущим из них является принцип научности.

 

Методы обучения: словесно – наглядно — практический, исследовательский, эвристический, проблемно — поисковый.

 

Формы организации: беседа, рассказ, работа с дидактическим материалом, выполнение практических работ, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций, проектная и исследовательская деятельность учащихся.

 

Для объективности оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности используются следующие формы контроля: 

- выполнение практических работ,

- самостоятельные работы,

- творческие письменные работы (сообщения, проекты, исследования).

 

Исследовательский уровень  осуществляется за счет работы учащихся  с научно – популярной литературой доступного уровня, энциклопедиями, справочниками, материалами Интернет.

 

Отбор содержания произведен на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ по учебным предметам Открытого УМК «Школа 2000», УМК «Планета знаний», УМК «Школа 2100» и программы  курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Требования к уровню подготовки учащихся разработаны на основе  требований Федеральных законов Российской Федерации.

Изменений и дополнений в программе нет.

 

Данная программа интегрируется с курсом «Окружающий мир». Занятия проводятся регулярно 1 раз в неделю от 8 до 10 минут.

 

III. Учебно – тематический план. 

 

№/п

Название учебной темы

Количество занятий

1 класс 

1.

Безопасное поведение на улице и дороге.

6 занятий

2.

Пожарная безопасность и поведение при пожаре.

3 занятия.

3.

Основы здорового образа жизни.

3 занятия

4.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

3 занятия

5.

Безопасное поведение дома.

3 занятия

6.

Безопасное поведение в ситуации криминогенного характера.

2 занятия

7.

Безопасное поведение на природе.

6 занятий

8.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

6 занятий

 

Всего:

32 часа

2 класс 

1.

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

5 занятие

2.

Безопасное поведение на воде.

5 занятие.

3.

Безопасное поведение на природе.

10 занятий

4.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

5 занятия

5.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

7 занятий.

 

Всего:

32 часа

3 класс 

1.

Безопасное поведение на улице и дороге.

10 занятий

2.

Пожарная безопасность и поведение при пожаре.

3 занятия

3.

Безопасное поведение дома.

6 занятий.

4.

Безопасное поведение в ситуации криминогенного характера.

6 занятий

5.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

2 занятия

6.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

6 занятий

 

Всего:

32 часа

4 класс 

1.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

6 занятий

2.

Основы здорового образа жизни.

4 занятия

3.

Безопасное поведение на улице и дороге.

8 занятий

4.

Безопасное поведение дома, на воде.

2 занятия

5.

Безопасное поведение на природе.

6 занятий

6.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

6 занятий

 

Всего:

32 часа

 

IV. Содержание программы 128 часов. 

Изменений и дополнений в программе не предусмотрено (См. С. 9 — 18).

Отбор содержания произведен  на основе обязательного минимума содержания основных образовательных примерных программ по окружающему миру.

 

V. Требования к уровню подготовки учащихся являются структурным компонентом авторской программы (См. С. 10, 12, 15, 18).

 

VI. Требования к общим учебным  умениям, навыкам, способам деятельности младших школьников 

 

личностные 

регулятивные 

познавательные 

коммуникативные 

Уметь: понимать роль безопасного поведения в реальной жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Уметь: определять цель

деятельности на уроке

с помощью учителя;

понимать учебную задачу , последовательность действий

при её реализации;

проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать своё предположение (версию);

работать по предложенному

плану;

совместно давать эмоциональную оценку деятельности

класса на уроке.

Самостоятельно готовить рабочее место, пользоваться учебными принадлежностями, выполнять советы учителя  по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

Уметь: наблюдать объекты окружающего мира;

обнаруживать изменения, происходящие с объектами (по результатам наблюдения, опыта), устно описывать объекты наблюдения, соотносить результаты с целью наблюдения.

Уметь: отличать новое знание

(умение) от уже известного

с помощью учителя;

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

делать выводы в результате

совместной работы всего класса;

сравнивать и группировать предметы и их образы;

подробно пересказывать

небольшие тексты, называя их тему.

Уметь: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

учить наизусть стихотворение, вступать в беседу на уроке и в жизни;

слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать несложный текст.

 

 

 

 

 

Календарное планирование по интегрированному курсу 

«Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 4 классы» 

в 1 классе (32 часа) 

 

Дата проведения

№/п

Тема занятия

Примечание

 I. Основные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. 20 занятий 

 I.1 Безопасное поведение на улице и дороге. 6 занятий 

 

1.

 

2.

3.

4.

 

5.

 

6.

Наиболее безопасный путь в школу и домой.

Правила перехода дорог.

Движение пешехода.

Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.

Мы – пассажиры, обязанности пассажиров.

Безопасная  поза при аварийной ситуации в транспорте.

 

I.2  Пожарная безопасность и поведение при пожаре. 3 занятия. 

 

1.

 

2.

3.

Огонь и человек. Причины возникновения пожаров в доме.

Дым и его опасность.

Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

 

III. Основы здорового образа жизни. 3 занятия 

 

1.

 

 

2.

 

3.

Режим дня первоклассника, профилактика переутомления – основа здоровья каждого.

Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.

Уход за зубами.

 

II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. 3 занятия 

 

1.

 

2.

3.

Ушибы, ссадины, порезы – виды травм школьников.

Ожоги. Как уберечься от ожогов.

Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.

 

I.4  Безопасное поведение дома. 3 занятия. 

 

1.

 

 

2.

 

3.

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.

Электричество и газ как источники возможной опасности.

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

.

I.5 Безопасное поведение в ситуации криминогенного характера. 2 занятия. 

 

1.

 

 

 

2.

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения.

Где можно и где нельзя играть.

.

I.6 Безопасное поведение на природе. 6 занятий 

 

1.

 

2.

3.

 

4.

5.

6.

Температура окружающего воздуха, его влияние на здоровье человека.

Одежда по сезону.

Погодные условия и их влияние на здоровье человека.

Дождь и правила поведения.

Ветер и правила поведения.

Снег и правила поведения.

 

IV. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. 6 занятий. 

IV.1 Защита человека в чрезвычайных ситуациях.3 занятия. 

 

1.

 

2.

3.

Общее понятие об опасности и чрезвычайной ситуации.

Авария на производстве.

Стихийное бедствие.

 

IV.Подготовка обучаемых к защите человека в чрезвычайных ситуациях. 3 занятия 

 

4 – 6.

День защиты детей.

Практическое занятие  по плану МОУ гимназии №79

 

 

Календарное планирование по интегрированному курсу 

«Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 4 классы» 

во 2 классе (32 часа) 

 

Дата проведения

№/п

Тема занятия

Примечание

 I. Основные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. 20 занятий. 

 

I. 1 Безопасное поведение на улицах и дорогах. 5 занятие. 

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

5.

Движение пешеходов по дорогам.

Элементы дорог.

Правила перехода дорог. Перекрёстки.

Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства.

Обязанности пассажира.

Безопасная зона при аварийной ситуации в транспорте.

 

I.3 Безопасное поведение на воде. 5 занятие. 

 

1.

 

2.

3.

4.

 

5.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.

Правила поведения на пляже.

Чем опасны водоёмы зимой.

Меры предосторожности при движении по льду водоёмов.

Правила безопасного поведения у водоёма.

 

I.5 Безопасное поведение на природе. 10 занятий. 

 

1.

 

2.

3.

 

4.

5.

6.

 

7.

 

 

8.

 

9.

 

10.

Чистый воздух, его значение для здоровья человека.

Причины загрязнения воздуха.

Правила безопасного поведения в лесу в поле.

Как ориентироваться в лесу.

Как вести себя в лесу летом.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад.

Ориентирование и  правила поведения во время грозы, снегопада и др.

Ядовитые растения, грибы, ягоды и меры предосторожности.

Опасные животные и правила поведения при встрече с ними.

Насекомые и меры защиты от них.

.

II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. 5 занятия. 

II.1  Хронические инфекционные заболевания, их причина. связь с образом жизни. 4 занятия 

 

1.

2.

3.

4.

От чего зависит наше здоровье.

Наши органы.

Болезни и их возможные причины.

Пути передачи инфекционных заболеваний.

.

II.4  Первая медицинская  помощь .при пищевых отравлениях продуктами. 1 занятие 

 

1.

 

Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

 

IV. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. 7 занятий. 

IV.1 Защита человека в чрезвычайных ситуациях.2 занятия. 

 

1.

 

2.

Какими бывают чрезвычайные ситуации. ЧС природного характера.

Мероприятия по защите от ЧС.

 

IV.2  Защита человека в чрезвычайных ситуациях.2 занятия. 

 

1.

2.

Оповещение населения о ЧС.

Что надо сделать по сигналу «Внимание всем!»

 

IV.4 Подготовка обучаемых к защите человека в чрезвычайных ситуациях. 3 занятия. 

 

4 – 6.

День защиты детей.

Практическое занятие  по плану МОУ гимназии №79

 

Календарное планирование по интегрированному курсу 

«Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 4 классы» 

в 3 классе (32 часа) 

 

Дата проведения

№/п

Тема занятия

Примечание

 I. Основные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. 25 занятий 

 I.1Безопасное поведение на улице и дороге. 10 занятий 

 

1.

2.

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

Движение пешеходов по улице. Правостороннее и левостороннее движение.

Элементы дорог. Дорожная разметка.

Перекрестки и  их виды. Переходим улицу.

Сигналы светофора и регулировщика.

Виды транспортных средств. Спецтранспорт.

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги.

Загородная дорога. Движение пешеходов по загородной дороге.

Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.

Поведение при угрозе и во время аварии.

 

I.3  Пожарная безопасность и поведение при пожаре. 3 занятия. 

 

1.

 

2.

 

 

3.

Пожар в общественном месте. Причины возгорания.

Правила поведения при возникновении пожара в общественном месте.

Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведения.

.

I.4  Безопасное поведение дома. 6 занятий. 

 

1.

2.

 

3.

4.

5.

 

 

6.

Лифт – наш домашний транспорт.

Меры безопасного пользования приборами бытовой химии.

Профилактика отравлений.

Как справиться с инфекцией.

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.

.

I.5 Безопасное поведение в ситуации криминогенного характера. 6 занятий. 

 

1.

 

2.

 

3.

4.

5.

6.

Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей.

Звонок в дверь.

Звонок по телефону.

Опасные незнакомцы.

Особенности поведения с незнакомыми людьми.

 

II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. 2 занятия. 

 

1.

 

2.

Первая медицинская помощь при отравлении газом.

Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении.

 

IV. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. 6 занятий. 

IV.1 Защита человека в чрезвычайных ситуациях.3 занятия. 

 

1.

 

 

2.

3.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия.

Лесные пожары.

Действия школьников по предупреждению пожаров.

 

IV.Подготовка обучаемых к защите человека в чрезвычайных ситуациях. 3 занятия 

 

4 – 6.

День защиты детей.

Практическое занятие  по плану МОУ гимназии №79

 

Календарное планирование по интегрированному курсу 

«Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 4 классы» 

в 4 классе (32 часа) 

 

Дата проведения

№/п

Тема занятия

Примечание

I. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. 6 занятий. 

I.2  Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь 2 занятия 

 

1.

 

 

2.

Основные виды травм у детей: переломы, вывихи, растяжения связок.

Правила вызова «скорой помощи».

Ушибы, укусы, кровотечения. Правила оказания первой медицинской помощи.

.

I.6 Практические занятия по отработке оказания первой медицинской помощи 4 занятия 

 

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

Первая медицинская помощь при наружном  кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран.

Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

Первая помощь при травмах опорно – двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).

.

II.Основы здорового образа жизни. 4 занятия 

 

1.

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

Основы здорового образа жизни и безопасность человека.

Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений.

Инфекционные болезни. Профилактика инфекционных заболеваний.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

 

III. Основные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. 16 занятий 

III.1Безопасное поведение на улице и дороге. 8 занятий 

 

1.

 

2.

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

 

8.

 

Безопасность пешеходов при движении по дорогам.

Элементы дорог. Дорожная разметка.

Правила перехода дорог. Перекрестки.

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Соблюдение правил движения велосипедистами.

Причины дорожно – транспортного травматизма.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира

.

III.4 Безопасное поведение дома, на воде 2 занятия. 

 

1.

 

 

2.

Опасные шалости и игрушки. Профилактика  возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

Основные правила на воде. Способы и средства  спасания утопающих.

.

III.6 Безопасное поведение на природе 6 занятий 

 

1.

 

2.

 

 

3.

 

4.

5.

6.

Ориентирование на местности. Понятие ориентира.

Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.

Безопасная переправа через водную преграду.

Умение вязать узлы.

Костер.

Меры безопасности при разведении костра.

.

IV. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. 6 занятий 

 

1.

 

 

2.

 

3 – 6.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

День защиты детей.

Практическое занятие  по плану МОУ гимназии №79

 

 

 

 

 

 

VII. Список литературы: 

 

1. Законы Российской Федерации:

  • «Об образовании»,
  • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
  • «Об охране окружающей природной среды»,
  • «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения»,
  • «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»,
  • «О гражданской обороне».

 

2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

 

3. Л.П.Анастасова, П.В.Ижевская, Н.В.Иванова. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности». Концепция и программы для начальных классов. В 2 – х частях. Часть 2. М.: Просвещение. 2009г.

 

4. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов и др. Программа курса «Окружающий мир. 1 – 4 классы». Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний». – М.: АСТ: Астрель. 2010.

 

5. А.А.Плешаков. Программа «Окружающий мир. 1 – 4 классы». Концепция и программы для начальных классов. В 2 – х частях. Часть 1. М.: Просвещение. 2009.

 

6. .А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин. Программа по окружающему миру (для четырехлетней начальной школы). Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. М., Баласс, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...