3 класс "Надо ли беречь зрение?" исследование
методическая разработка по зож (3 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

В материале представлены этапы исследования, защита исследования и завершающий продукт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_issledovaniya.doc427 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование провела Краткова Анна

ученица 4 «А» класса

МОУ «СОШ №41 г. Белгорода»

Руководитель исследования

Бондаренко Валентина Николаевна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №41 г. Белгорода»

1 этап

Исходный

1неделя

Сбор и анализ данных

Обоснование актуализации

Формулирование гипотезы

Определение задач исследования


Анализ листка здоровья классных журналов с 1 по 4 класс

В 4 «А»  классе плохое зрение у детей:

 

1.  Кравчук Женя

2. . Махова Вероника

3.  Остапенко Марк

4.  Палещук Алёша

5.  Пономарёв Влад

6.  Ясенев Влад

Рост числа детей с нарушением зрения

 в период обучения с 1 по 4 класс

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Махова Вероника

поступила в школу с нарушением зрения

1. Махова Вероника

1. Махова Вероника

1. Махова Вероника

2. Остапенко Марк

поступил в школу с нарушением зрения

2. Остапенко Марк

2. Остапенко Марк

2. Остапенко Марк

3. Пономарёв Влад

поступил в школу с нарушением зрения

3. Пономарёв Влад

3. Пономарёв Влад

3. Пономарёв Влад

4. Ясенев Влад

прибыл из МОУ «Гимназия №22»

4. Ясенев Влад

5. Палещук Алёша

прибыл из МОУ «Гимназия №22»

6. Кравчук Женя

прибыл из школы белгородского района

Анализ ситуаций приводящих к нарушению зрения

Интервью №1

Вопрос:  Вероника, почему ты носишь очки?

Ответ: У меня плохое зрение.

Вопрос: Ты знаешь причину ухудшения  функции зрения?

Ответ: Нет, я носить очки стала очень давно, привыкла к ним и не интересовалась, почему я их ношу. Просто без очков я не могу обойтись.

Интервью №2

Вопрос:  Марк, почему ты носишь очки?

Ответ: У меня плохое зрение.

Вопрос: Ты знаешь причину ухудшения  функции зрения?

Ответ: Точно не могу сказать, но думаю, что очень любил смотреть телевизор. Он у нас  с большим экраном и стоял близко от моего игрового  уголка. Когда родители на работе, я сам его включал и смотрел всё подряд.

Вопрос: Разве родители не запрещали тебе это делать?

Ответ: Запрещали, но я всегда мог уговорить бабушку посмотреть со мной мультфильм. Она либо садилась со мной на минуточку и засыпала в кресле, или была занята домашними  делами. Да и всегда можно было сказать, что я телевизор не смотрю, а только слушаю, играя в свои игры.

Вопрос: Что случилось потом?

Ответ: В подготовительной группе детского сада вела занятия   по подготовке к школе моя будущая учительница. Она учила мою сестру,  и я  очень хотел учиться у неё. В группе было много детей и если мне не удавалось сесть впереди, я  с трудом видел, что делали ребята у доски. Это меня расстраивало, и родители показали меня окулисту. С того времени  на уроках я  работаю в очках.

Интервью №3

Вопрос:  Женя, почему ты носишь очки?

Ответ: У меня плохое зрение.

Вопрос: Ты знаешь причину ухудшения  функции зрения?

Ответ: Я думаю, что от перенапряжения. Мне очень нравится учиться, поэтому я много читаю, готовлюсь к занятиям тщательно и часто уроки заканчиваю делать поздно. А ведь родители их ещё должны проверить!

Вопрос: Разве ты не делаешь перерывы, не выходишь гулять?

Ответ: Перерывы я делать забываю: мне интересно заниматься уроками. Гулять я люблю, но иногда  нет подходящей компании, а часто хорошая книга меня  привлекает больше, чем прогулка на улице. Я люблю читать, даже лёжа в постели.

Вопрос: Разве ты не знаешь, что так читать вредно?

Ответ: Знаю, но не думал, что испорчу зрение именно я. А теперь со 2 класса ношу очки, но всё равно люблю много читать, увлекаюсь поиском информации в Интернете.

Вопрос: Ты знаешь, как себе помочь?

Ответ: Надо не лениться и чаще отдыхать.

Вопрос: Ты так делаешь?

Ответ: Не  всегда.

Наблюдение №1

Многие дети пишут, низко наклонившись над тетрадью.

Наблюдение №2

Некоторые дети  неохотно делают физминутки.

 Наблюдение №3

Мальчишки любят подраться, используя острые предметы, бегать друг за другом, закрывая и открывая внезапно дверь. Девочки при разговоре друг с другом любят повертеть в руках разные предметы.


Цель: определить роль зрения в механизме восприятия и познания окружающего мира.

Гипотеза: если зрение играет важную роль в механизме восприятия и познания окружающего мира, то надо его беречь.

Задачи:

- ответить на вопрос: «Как человек с помощью зрения воспринимает и познаёт окружающий мир?»

- опытным путём раскрыть механизм оптической системы глаза

- узнать, что неблагоприятно влияет на зрение

- выявить условия, при которых не происходит ухудшение зрения

- разработать рекомендации по сохранению зрения младшими школьниками

Методы:

- изучаю

- беседую

- наблюдаю

- анализирую

- рекомендую

2 этап

Реализация задач

1неделя

Анализ информации  из литературы

 и сети Интернет

Консультации со специалистами

Опыты и эксперименты

 Подготовка наглядного материала


Консультации у специалистов:

Консультация №1

Гольцова Диана Семёновна – библиотекарь

Вопросы:

- Составить список литературы по теме «Глаза»

- Работа со словарями.

Консультация №2

Тарасова Ольга Анатольевна - учитель информатики

Вопросы:

- Как добыть информацию в сети Интернет?

- Как оформить материалы исследования?

- Как работать с презентацией?

Консультация №3

Разинькова Елена Александровна – учитель биологии

Вопросы:

- Как человек с помощью зрения воспринимает и познаёт окружающий мир?

Консультация №4

Винаков Василий Иванович – учитель физики

Вопросы:

- Раскрыть механизм действия оптической системы глаза

Консультация №5

Грушина Наталья Александровна – медицинская сестра школы

Вопросы:

- Как определяют остроту зрения?

- Что неблагоприятно влияет на зрение?

- При каких условиях не происходит ухудшение зрения?

Консультация №6

Беспалова Нина Николаевна – заведующая школьной столовой

Вопросы:

- Входят ли в рацион школьных завтраков продукты растительного происхождения?

Анкетирование учащихся 4 «А» класса:

Анкета

  • Умываетесь ли вы  по утрам, даже если это воскресенье?
  • Бывает, что читаете лёжа?
  • Сколько времени в день вы смотрите телевизор?
  • Любите ли вы смотреть телевизор при выключенном свете?
  • На каком расстоянии вы смотрите телепрограммы?
  • Сколько времени в день проводите у  компьютера?
  • Через какие промежутки вы отдыхаете во время работы за компьютером?
  • Читаете ли вы в транспорте?
  • Обращаете ли вы внимание, с какой стороны падает свет при письме и чтении?
  • На каком расстоянии тетрадь от ваших глаз при письме?
  • На каком расстоянии книга от ваших глаз при чтении?
  • Каждый ли день вы употребляете в пищу растительные продукты (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец–красный);
  • На школьных завтраках вы съедаете всё?
  • Существует ли зарядка для глаз?

Результаты анкетирования

Дети почти все дети умываются даже в выходные дни. Больше половины ребят смотрят длительное время телевизор до уроков и в выходные дни. Дети не контролируют, сколько времени проводят у компьютера и, увлёкшись, не делают перерывы. Ребята часто читают лёжа, не обращают внимание на то, с какой стороны падает свет, низко наклоняются при письме и чтении, любят смотреть телевизор при выключенном свете. Школьные завтраки не все съедают до конца, про зарядку для глаз знают, но не всегда её делают с желанием


3 этап

Реализация и завершение исследования

 Представление и защита

 исследования в школе

 Оформление результатов исследования в сборнике рекомендаций

Сборник рекомендаций от Кратковой Анны


Соблюдайте правила бережного отношения к зрению!

Надо:

  • умываться по утрам; не читать лёжа;
  • смотреть телевизор не более 1–1.5 часа в день;
  • не читать в транспорте;
  • оберегать глаза от попаданий в него инородных предметов;
  • при чтении и письме свет должен освещать страницу слева;
  • расстояние от глаз до текста должно быть 30–35 см;
  • употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец–красный);
  • делать гимнастику для глаз;  укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце;
  • играйте в игры, развивающие глазомер;

Если вы носите очки:

      Не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может улучшиться;

 

  • берегите свои «вторые» глаза; 
  • храните их в футляре;
  • не кладите стёклами вниз;
  • снимайте очки во время занятий спортом


Упражнения для глаз

После чтения, письма снимут утомления следующие упражнения (повторяются 6-8 раз):

        I вариант

- Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек.;

- Открыть на 3-5 сек.

        II вариант

- Закрыть глаза;

- Легко массировать веки пальцем круговыми движениями в течение одной минуты.

        III вариант

- Закрыть глаза;

- Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко на 1-2 сек.

        

Чтобы глаза не уставали, делайте следующее:

- При чтении или письме периодически смотрите вдаль;

- Посидите немного с закрытыми глазами;

- Расслабьте глаза и несколько раз быстро поморгайте.


Если устали глаза:

- Сделайте глубокий вдох;

- Задержите дыхание;

- Наклонитесь так, чтобы голова оказалась ниже сердца;

- Минуту оставайтесь в таком положении.

Гимнастики для глаз

А) Сделайте круговые движения глазными яблоками слева направо, а затем справа налево. Закройте глаза. Поморгайте сомкнутыми веками. Моргайте как можно быстрее обоими глазами в течение 10 секунд. Потом на 2-3 секунды крепко зажмурьте глаза. В течение 5 секунд смотрите обоими глазами на переносицу. Расслабьтесь. Обоими глазами смотрите на кончик носа до появления легкой усталости.


Б) Закройте глаза, сосчитайте до пяти, затем глаза широко откройте и вновь сосчитайте до пяти. Лоб при этом ни в коем случае не морщить. Посмотрите влево, потом вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы. И так несколько раз подряд.


     Не ленитесь повторять упражнения каждый день. Со временем ваши глазные мышцы окрепнут, и гимнастику для глаз будет делать все легче.


Промывайте уставшие глаза

Для этого хорошо использовать отвары трав:

- отвар лепестков василька (1 чайная ложка на стакан воды);

- отвар зелени петрушки или укропа (1 столовая ложка на стакан воды);

- отвар ромашки аптечной (1 столовая ложка на стакан воды);

- чайная заварка.

     Можно также приложить к ним ломтик свежего огурца. Уже через несколько сеансов, ваши глаза будут блестеть, излучая массу положительной энергии, здоровья и бодрости


Устраивайте физминутки через 15 – 20 минут работы во время урока или выполнения домашнего задания!

Физминутка.

- Встаньте. Отдохнем.

1) Физические упражнения для снятия утомления с туловища.
2) - Зажмурьте глаза сильно, как только можете. Широко откройте (5-6 раз).
3) Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
4) - Вытянули правую руку вперед, смотрим на кончик указательного пальца и ведем руку к носику, пока палец не начнет «двоиться» (2-3 раза)
5) - Растираем ладошки сильно-сильно.
- Чувствуете жар? Прикладываем ладошки к глазам и держим до тех пор, пока чувствуется тепло.
- Теперь вы бодро себя чувствуете?

Физминутка

                                 Как на горке – снег, снег,

           Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.

                                И под горкой – снег, снег,

           Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.

                                И на елке – снег, снег,

            Вновь руки поднять вверх и посмотреть на них.

                                А под снегом спит медведь.

            Присесть, сложить ладони вместе у щеки («уснуть»)

                                Тише, тише. Не шуметь!

             Приложить указательный палец ко рту («тс-с-«)

Зарядка для глаз:

По буквам, по строчкам,        (придумайте движения глазами без поворота головы)

По цифрам и точкам

Бежали, бежали, бежали –

Устали!

Сидел со мной рядом за партой сосед.

Закрыл я глаза – и соседа уж нет!

Теперь головою крути, не крути,

А в классе у нас никого не найти!

Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!»

Комплекс упражнений для улучшения зрения

1. Горизонтальные движения глаз: направо - налево.

2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

4. Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.

5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко «соединятся».

7. Частое моргание глазами.

8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение повторять не менее шести раз.

Гимнастика для глаз

Природа создала глаз шарообразным, поэтому он может без труда вращаться вокруг трёх осей: вертикальной, горизонтальной и оси, совпадающей с оптической осью глаза. Упражняйся по офтальмотренажеру на потолке, на экране, стене.

Посоветуй первокласснику:

Береги зрение!


  • Каждое утро и перед сном умывайся прохладной водой.
  • Не три глаза грязными руками.
  • Береги глаза от пыли, грязи.
  • Не смотри долго телевизор.
  • Не садись близко к телевизору, во время просмотра детских передач.
  • Не рассматривай картинки в книге лежа и при плохом освещении.
  • Не играй в опасные для глаз игры.

Главный совет:


     Но самое главное - это не лечение заболевания, а его профилактика. Очень полезными для глаз являются загородные прогулки. Любуйтесь бескрайними лугами, лесом, облаками, водной гладью. Утром при восходе и вечером на закате фиксируйте взгляд на солнце. Это помогает при лечении близорукости, дальнозоркости и других нарушений зрения - глаза становятся зоркими как у орла. В теплую погоду, лежа на спине, смотрите на голубое небо, пытаясь "забраться" вдаль как можно дальше. Любуйтесь небом и ночью, пытаясь достичь звезд. Говорят, от этого глаза становятся лучистыми, а мысли - ясными.

Желаю всем здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассое мероприятие на тему:"Здесь о том ведётся речь, как глаза свои беречь."

Данное мероприятие я разработала самостоятельно. С последуюшими доработками классного руководителя его можно использовать в 3-5 классах.Презентации я позаимствовала в интернете. Дорогие коллеги буду р...

презентация "Нам этот мир завещано беречь"

В 1 классе прошла защита проекта . Ребята и родители приняли активное участие. На уроках окружающего мира провели интересную работу . Всем участникам огромное спасибо....

фотографии защита проекта в 1 классе "нам этот мир завещано беречь"

А с нами всегда наши родители. Они во всем нам помогают....

Урок «Учитесь жалеть и беречь!»

Педагог дополнительного образования Учитель экологии Марюхнич Вера Михайловна Статья отнесена к разделу: Преподавание экология,природоведение....

Конспект занятия "Беречь воду - беречь жизнь!"

На занятии дети совместно с учителем доказывают необходимость бережного отношения к воде...

Занятие "Беречь воду - беречь жизнь" (1,3 класс)

Конспект занятия научного общества с участием учащихся 1 и 3 класса...