Организация учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающей школы
статья по зож по теме
Доклад для высупления на областном семинаре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
«Организация учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающей школы»
Рыбкина Т. А.
В современных условиях местом формирования здорового ребенка является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 04.02.2010г. прямо указывает на это: «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов». Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровье сберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников. По данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.
Организация учебно-воспитательного процесса нашей школы ставит основной задачей создание условий жизнедеятельности образовательного учреждения, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
Окружить детей вниманием и заботой, создать атмосферу домашнего тепла и доброты, сформировать родительское отношение – вот та идейная основа системы работы коллектива, которая позволит создать в учреждении здоровьесберегающую образовательную среду, к которой стремится школа-интернат.
Нормативно-правовые документы, которые определяют деятельность образовательного учреждения по здоровьесбережению:
1.Конвенция о правах ребенка
2. Законом Российской Федерации «Об образовании».
3. Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
4. Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
5. Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04.02.2010 № Пр-271.
6. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.
7. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.2660-10).
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 года.
9. Устав МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования».
Основные подходы к организации здоровьесбережения учащихся:
1.Оптимизация учебно-воспитательного процесса, охрана здоровья обучающихся (воспитанников):
- утверждение учебного плана, расписания учебных занятий, режима работы учреждения в органах Роспотребнадзора
-Режим дня
Начальная школа:
7.00-730 | Прием детей, подъем |
7.30-7.50 | Завтрак |
8.00-12.45 | Учебные занятия |
12.45-13.00 | Обед |
13.20-14.20 | Прогулка |
14.30-15.30 | Самоподготовка |
15.45-16.00 | Полдник |
16.00-16.30 | Занятия по интересам |
16.30-17.30 | Самоподготовка |
17.40-18.40 | Занятия в кружках, прогулка. |
18.45-19.00 | Ужин |
19.15-20.15 | Прогулка. Занятия по интересам. |
20.15-20.30 | Второй ужин. |
20.30-21.00 | Подготовка ко сну. |
21.00 | Отбой. |
- организация музыкального сопровождения учебно-воспитательного процесса (ежедневные музыкальные минутки утром перед началом уроков, в праздники)
- создание положительных эмоций (настроения) для обучающихся (воспитанников) и сотрудников на рабочий (учебный) день
-оснащенность учебно-воспитательного процесса мебелью, техническими средствами обучения, учебно-лабораторным оборудованием, подбор ученической мебели в учебных кабинетах учитывающей роста - возрастные особенности обучающихся (воспитанников)
- оснащенность спортивной площадки
- проведение мониторинга оптимизации учебной нагрузки обучающихся (воспитанников)
- рациональная организация учебного процесса, равномерное чередование учебного и каникулярного времени
- рациональное распределение и чередование различных видов деятельности на уроке с целью недопущения переутомления учащихся
- увеличение двигательной активности детей
- выполнение санитарно-гигиенических требований
Обучающиеся первых классов имеют свой отдельный блок и режим дня.
- наличие условий для занятий физкультурой и спортом (2 спортивных зала, спортивная площадка)
- функционирование двух школьных кабинетов Здоровья
- организация отдыха и оздоровления обучающихся (воспитанников) во внеурочное время (прогулки, внеурочная физкультурная деятельность, спортивные кружки и секции)
- организация больших и малых форм физической активности (уроки, физкультминутки и паузы)
- цветовая гамма окраски стеновых панелей коридоров, холлов и учебных кабинетов
- оздоровительная кампания в каникулярное время (летний пришкольный лагерь).
методическое обеспечение процесса оздоровления учащихся
- разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по здоровому образу жизни
- пополнение фондов библиотеки литературой, электронно-цифровыми ресурсами , пропагандирующими здоровый образ жизни
- выполнение требований к школьным образовательным технологиям
- охват педагогических работников процессом повышения квалификации в области здоровьесбережения обучающихся (воспитанников)
- разработка и внедрение дополнительных образовательных программ, а также секционных занятий по различным видам спорта
- утверждение и реализация плана спортивно-массовой работы
3. организация сопровождения обучающихся (воспитанников)
- создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
- мониторинг выявления уровня тревожности
-выявление детей группы риска и проведение дифференцированной психологической коррекционной работы
- предупреждение проблем развития ребенка; обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
-наличие комнаты психологической разгрузки
-диагностика выявления эмоциональной напряжённости
- создание системы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
- наличие системы внутришкольного контроля за состоянием здоровья школьников, за исполнением требований санитарных правил к максимально допустимой учебной нагрузке и дозированию домашних заданий, а также учета индивидуальных возрастных анатомофизиологических и психологических особенностей детей
- проведение мониторинга оптимизации учебной нагрузки обучающихся (воспитанников)
.- создание условий для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья (I-IV классы);
- создание условий для познания своих психических, физиологических, психологических и умственных способностей, понимания сущности здоровья, здорового образа жизни и использования этих знаний для решения проблем своего здоровья и развития (V-IX классы);
- оказание помощи в выработке способов здорового образа жизни и обучение управлению состоянием своего психического, физического и нравственного здоровья (X-XI классы).
4.формирование основ здорового образа жизни
- активизация пропагандистской деятельности в области охраны здоровья
- система учебных занятий по формированию здорового образа жизни: реализация профилактических и оздоровительных программ в учебном плане
- взаимодействие с субъектами профилактики (Каширский молодежный центр)
- просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.
- включение родителей и общественности в вопросы пропаганды здорового образа жизни
- наличие семейных страничек и информационно-методических материалов на школьном сайте
- мотивация обучающихся (воспитанников) к самопознанию и познанию других людей
- развитие физических качеств обучающихся (воспитанников)
- привлечение обучающихся (воспитанников к занятиям военно-прикладными видами спорта;
-проведение оздоровительных мероприятий, нацеленных на повышение резистентности организма детей и подростков;
- развитие мотивации детей к постоянным занятиям физкультурой и спортом
- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни (ОБЖ)
- воспитание у обучающихся (воспитанников) осознания здоровья как главной человеческой ценности
- формирование адекватных установок в отношении школьных трудностей – установку преодоления
- формирование знаний о негативных факторах риска здоровью человека (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания)
- воспитание у обучающихся (воспитанников) умения планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения (соблюдение режима труда и отдыха, профилактика переутомления)
- пропаганда игровых и командных видов спорта
- формирование школьных спортивных команд для участия в спартакиадах различного уровня
- пропаганда среди обучающихся (воспитанников) здорового образа жизни, развития интереса к занятиям физической культурой и спортом.
- выявление лучших спортсменов школы-интерната, привлечение их к участию в школьной, городской и областной спартакиадах;
5. использование здоровьесберегающих технологий
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в нашем образовательном учреждении, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:
- Медико - гигиенические технологии (МГТ);
- физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);
- экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
- здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);
Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
Педагоги нашей школы, в частности, используют следующие методики:
- «Су-Джок терапия» для укрепления организма обучающихся;
- различные виды физкульминуток для восстановления работоспособности организма школьников:
- создание положительного эмоционального настроя обучающихся посредством использования профилактических упражнений на уроке.
- игры на уроке, как средство снятия психоэмоционального напряжения;
- артикуляционную и дыхательную гимнастику для развития речи детей.
Таким образом, главная задача организации учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающей школы - это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью, где условия пребывания в школе наиболее благоприятны для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса
Моя дипломная работа после окончания колледжа на тему "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса" Здесь представлены текст самой работа, а также презентация к работе....
"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"...
"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."
Статья посвящена проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....
"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "
Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...
Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса .
https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/zdorovesb._tehnologii.docx...
«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»
Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Одна из таких технологий - здоровьесберегающая технология....
Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья...