"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"
опыты и эксперименты на тему

Юдина Валентина Владимировна

Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»

Подготовила: воспитатель ГПД.,

                                                                              МОУ «СОШ №1» Юдина В.В.

Саранск

Цель  использования технологий:

  • сохранение физического и психического здоровья ребенка.

 Задачи:

  • Формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по  сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни;
  • обучение использованию полученных умений и навыков   в повседневной жизни.

     Школа – очень серьёзный, переломный этап в жизни ребёнка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьёзный умственный труд, резкое ограничение движений. Ребёнок, привычный играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребёнку нужно привыкнуть к новому коллективу, требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей младшего школьного возраста, это большой труд. Нагрузки на детский организм огромны, поэтому для получения высоких результатов в учебно - воспитательном процессе важную роль играет физкультурно-оздоровительная работа. «Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня» предполагает применение таких технологий:

  • экологические здоровьесберегающие технологии;
  • медико-гигиенические технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • психолого-педагогические технологии;
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Во внеурочной программе по спортивно – оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» важное место занимает (физическое совершенство, укрепление здоровья, пропаганда ЗОЖ) целью которого, являются формирование у учащихся внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.

Исходя из цели  работу по сохранению здоровья воспитанников строю из позиций:

  • соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при организации воспитательной работы;
  • использование  в своей деятельности  современных здоровьесберегающих технологий (целесообразность, результативность применения);
  • организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья  детей  (праздники здоровья, дни здоровья и т.д.).

Из классификации здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову) я выбрала для работы:

  • ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, направленные на физическое развитие учащихся. К ФОТ относятся:  тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого;
  • УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, входящие в ЗОТ включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей.    

   

 Наиболее приемлемыми по характеру действия  считаю:

  • ЗАЩИТНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований;
  •  ИФОРМАЦИОННО – ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье;
  • КОМПЕНСАТОРНО-НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ восполняют недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия.

Методы и приемы  обучения с позиции здоровьесбережения, используемые мной в работе:

  • комфортное начало и окончание  ежедневной работы ГПД, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся;
  • умение настроить  на положительную волну: «Улыбнись самому себе и окружающим»;                            
  • использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т. д.;

  • учет индивидуальных особенностей детей:

Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья;

  • личный  пример  воспитателя;
    Благодаря позитивному примеру воспитателя дети овладевают элементарными приёмами сохранения и укрепления здоровья. 
  • Организация саморефлексии.

Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на занятиях, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.

      Вышеперечисленные технологии  непосредственно применяю в практической профессиональной деятельности во время:

  • прогулки  на свежем воздухе;
  • игровой деятельности на свежем воздухе;
  • подвижных игр;
  • соблюдения гигиенических норм;
  • спортивного часа;
  • физкультминуток;
  • проведения мероприятий.

     При организации воспитательного процесса ГПД для создания оптимальных условий  сохранения и укрепления здоровья детей, в своей работе применяю разнообразные формы  деятельности, чередуя занятия с высокой и низкой двигательной активностью, при этом за основу беру режимные моменты. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, включаю в занятия разные виды деятельности, чтобы школьники могли и посмотреть, и послушать, и подвигаться. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Тогда даже непоседы и обычно невнимательные ученики могут стать намного усидчивее и внимательнее.

     Провожу тематические беседы, конкурсы рисунков, внеклассные мероприятия, соревнования и др.  Оформляем уголок по профилактике дорожно-транспортного травматизма, уголок здоровья.

 Занятия спортивного часа направлены на оздоровление и повышение физической активности учащихся. Методика проведения спортивного часа требует выполнения основных требований:

  • преобладание в них занимательности, состязательности, элементов игры;
  • щадящий режим занятий. В них в равной мере участвуют все школьники группы, даже освобожденные от физкультуры;
  • направленность занятий на выработку устойчивости организма младших школьников против неблагоприятных условий, излишних нагрузок;
  • проведения активного отдыха на воздухе (школьный стадион).

     При проведении занятий спортивного часа использую  различные виды упражнений, подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения, соревнования.        

Прогулку и игровую деятельность на свежем воздухе осуществляю для восстановления сил и работоспособности,  развития наблюдательности, любознательности,  сплочения группы, формирования умения вести себя в свободном общении, играх.

      Каждый день  провожу физкультминутки,  игровые паузы, эмоциональную разгрузку, использую упражнения с целью профилактики нарушений опорно-двигательной системы, снятия утомления мышц.  

Применяю технологии:

  • Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного).

Цель технологии - снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.

  • Технология по профилактике нарушений опорнодвигательной системы.

 Цель технологии -  снятие утомления мышц, развитие правильной осанки.

  • Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, развлекательные игры в игровой комнате, игры для снятия агрессии, воздействие цветовых гамм, ситуации «новизны, удивления, успеха»).
  • Арт – терапия (рисование, литература, музыка).
    В физкультминутки   включаю:
  • упражнения для глаз;
  • упражнения для мышц пальцев рук, ног;
  • дыхательную гимнастику;
  • обще-развивающие упражнения, позволяющие компенсировать    недостаточную двигательную активность.

Выполняются упражнения как сидя, так и стоя. Время проведения: не более 1-2 минут, целесообразно проводить их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание.

Заключение.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомление, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.

Результатом использования здоровьесберегающей технологии считаю:

  • благоприятный психологический и эмоциональный климат в ГПД;
  • знание правил личной гигиены;
  • знание основ ОБЖ и наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание  о правильном питании;
  • знание о необходимости физкультурной подготовки;
  • развитие личностных качеств: выносливость, ловкость, быстрота, находчивость, смелость,  дисциплинированность.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Моя дипломная работа после окончания колледжа на тему "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса" Здесь представлены текст самой работа, а также презентация к работе....

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"

В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...

«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»

Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Одна из таких технологий - здоровьесберегающая технология....

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья...