Здоровьесберегающий модуль "Будь здоров"
статья по зож (2 класс) на тему

Шарко Ольга Анатольевна

Краткое описание структуры работы с младшими школьниками в области здоровьесбережения и стартовый конспект урока по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sayt.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЩИЙ МОДУЛЬ «БУДЬ ЗДОРОВ!»

ГБОУ СОШ №404

Колпинский район, Санкт-Петербург

И.В.Дружининой, Третьяковой Т.А., О.А.Шарко

Воспитание здорового школьника – один из приоритетов современного образования. Этот процесс внедряется на всех уровнях школьного обучения. Но работу, направленную на воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью, целесообразнее всего начать в младшем школьном возрасте.

Для осуществления работы по воспитанию правильного отношения к своему здоровью нужно создать такие условия, в которых младшие школьники учились бы анализировать факты, выделять их положительные и отрицательные стороны, самостоятельно добывать знания из различных источников, применяя их позже на практике, оценивать свои действия, видеть собственные ошибки и находить пути их  устранения.

Нами была разработана простейшая модель такой работы, получившая название «Здоровьесберегающий модуль «Будь здоров!». Она  рассчитана на 3 года и состоит из трёх этапов:

1 ЭТАП МОТИВАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ: в начале первого учебного года нами был проведён элементарный мониторинг, включающий экспресс-тестирование детей с  учётом возраста, беседы с учащимися и их родителями. Анализ полученных данных показал, что первоклассники не имеют чёткого понятия о том, что такое здоровье; знают только отдельные его составляющие, имеют недостаточное ясное представление о состоянии своего организма; частично и нерегулярно выполняют правила здорового образа жизни; не придают особого значения важности занятий физкультурой и соблюдению режима дня; не всегда сдерживают свои эмоции.

Был намечен план деятельности, проведены беседы с детьми и их родителями, организован ряд мероприятий по выстраиванию добрых отношений внутри коллектива.

2 ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ реализуется в втором учебном году. На этом этапе используются различные средства совместной деятельности, такие как: совместная постановка целей, выявление проблемы, выработка оптимальных средств для достижения цели, анализ и рефлексия. Формы работы разнообразны: подготовка ребят – инструкторов по проведению зарядки и физминуток; знакомство с основами здорового образа жизни, разучивание подвижных игр; проведение уроков здоровья, творческие и исследовательские проекты учащихся.

3 ЭТАП РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ, планируемый к реализации в третьем учебном году, предполагает помощь в организации индивидуальной и групповой деятельности учеников, помощь в выборе материала для проекта и исследования, помощь в оформлении работы и рефлексивный диалог.

Опыт работы показал, что модуль «Будь здоров» работает, дети готовы к здоровьесберегающей деятельности, но  необходимо вносить коррективы в намеченный план мероприятий с учётом объективной ситуации.    

Модуль «БУДЬ ЗДОРОВ» (II этап, второй год обучения)

Цикл «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» (ФГОС-2)

Учителя: И.В. Дружинина, Третьякова Т.А., О.А. Шарко

             

Урок №1 ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ (урок-открытие)

Цель: Дать представление о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни

Предварительная работа:

  1. Подготовка инструкторов для проведения физминуток
  2. Работа с советом класса по определению тем стихотворений, самостоятельный выбор стихов детьми.

Материал к уроку: толковые словари (1 на парту); магниты с улыбкой

Ход:

 I. - Писатель Михаил Шолохов говорил,  что оно «всему голова», выдающийся русский деятель Виссарион Белинский утверждал, что без него «невозможно и счастье», а народная мудрость гласит, что его «ни за какие деньги не купишь».

- Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний разговор?  здоровье). Тема нашего разговора – здоровье. Как вы понимаете, что такое здоровье?

II. Высказывания детей (записываются на доске):

- здоровье – это красота и сила

- здоровье – это когда не болеешь

- здоровье – это жизнь

- здоровье – это хорошее настроение

- здоровье – это когда ты добрый и бодрый

- здоровье – это когда человек не болеет

III. - Вы сформулировали свои определения здоровья, давайте посмотрим, как объясняет понятие «здоровье» толковый словарь (работа с толковым словарём: дети находят определение здоровья»     Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма»)

IV. - Считаете ли вы это определение полным? Может быть, вам хочется его дополнить или расширить? (в ходе обсуждения определение дополняется детьми)

V. – Считаете ли вы себя здоровым человеком? Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек?

Игра «Кто больше» (дети называют признаки, характеризующие здорового человека)

VI. Оздоровительная минутка (проводится ребятами – инструкторами)

VII. – Как вы думаете, с какой целью на уроках проводятся такие двигательные минутки? (чтобы дать организму отдохнуть, позаботиться о своём здоровье) Что ещё надо делать для сохранения и укрепления здоровья? (заниматься спортом, делать зарядку, правильно питаться, употреблять витамины, вести здоровый образ жизни)

VIII. – А как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?

Высказывания детей (записываются на доске):

- здоровый образ жизни – это правильное питание

- здоровый образ жизни – это режим дня

- здоровый образ жизни – это физкультура и зарядка

- здоровый образ жизни – это когда всё делаешь для своего здоровья

- здоровый образ жизни – это витамины

- здоровый образ жизни – это когда не курят

- здоровый образ жизни – это если не ругаются и со всеми вежливые

- здоровый образ жизни – это когда все рады друг другу, когда вместе играют

- Если подвести итог тому, что вы сказали, можно сделать вывод, что ЗОЖ – это такой образ жизни каждого человека, при котором он стремится сделать всё необходимое для сохранения и укрепления своего здоровья

IX. – Ребята из совета класса самостоятельно выбрали и подготовили со своими друзьями несколько стихов о здоровом образе жизни (дети читают стихи)

  1. В путь-дорогу собирайся,

За здоровьем отправляйся!

  1. Люди с самого рожденья

Жить не могут без движенья.

  1. Бег полезен и игра –

Занимайся, детвора!

  1. Все движения разучим:

Станем крепче мы и лучше.

  1. Закаляйся каждый день,

Делай физзарядку,

Распланируй весь свой день

Строго по порядку.

  1. Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

X. -  Вы перечислили сейчас много компонентов ЗОЖ. Это и соблюдение режима дня, и отсутствие вредных привычек, и активное движение, и зарядка, и здоровое питание. Как считаете, возможно ли сохранить здоровье, соблюдая только один из этих компонентов? (Нет: высказывания детей) 

XI. - Кто из вас придерживается правил ЗОЖ? А почему это не всегда получается? К чему может привести несоблюдение норм и правил ЗОЖ? (К болезням, плохому самочувствию). Вспомните своё состояние, когда вы больны (плохо, высокая температура, боль, кружится голова)  Хочется ли вам поскорее поправиться? Почему? (Хочется играть, гулять, учиться).  Возможно ли вам, ещё не очень большим детям, следить за своим здоровьем? Может быть, это должны делать взрослые: родители, учителя, врачи? (следить за своим здоровьем должны мы сами, а взрослые могут нам только помочь ). Значит, вы сами творцы своего здоровья, и то, каким будет ваше здоровье, зависит прежде всего от вас.

XII. – Давайте прямо сейчас почувствуем, как замечательно быть здоровым человеком, как приятно поиграть вместе, подвигаться, посмеяться

Подвижная игра «Ручеёк» (музыкальное сопровождение)

XIII. – Подведём итог сегодняшнему уроку здоровья. В начале нашего разговора почти все вы сказали, что считаете себя здоровым человеком, однако позже выяснилось, что каждый из вас знаком с тем, что такое болезнь. По собственному опыту вы знаете, что болеть  - плохо, а быть здоровым – хорошо.

- Чему научились сегодня?

- Какие открытия сделали?

- Что показалось особенно интересным?

- Что нового хотите узнать ещё?

XIV. Оцените своё участие в нашей беседе, прикрепив магнит с улыбкой на определённую ступеньку лесенки-схемы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Коляда Д.А., Коровина Т.Н.. Савинова С.В. Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников – Волгоград: Учитель, 2012
  2. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность – Волгоград: Учитель, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Статья "Здоровьесберегающий модуль "Будь здоров"

В статье рассмотрены этапы работы по воспитанию у младших школьников правильного отношения к своему здоровью....

Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям по теме "Если хочешь быть здоров"

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе...

Статья "Здоровьесберегающий модуль в группе продленного дня "Будь здоров"

В статье рассмотрены этапы работы по воспитанию у младших школьников правильного отношения к своему здоровью....

Классный час для начальной школы "Счастлив потому что здоров. Здоров потому что счастлив.

Классный час для начальной школы "Счастлив потому что здоров. Здоров потому что счастлив....