Родительское собрание
консультация по зож (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»
Родительское собрание
в 1 классе
На тему: «О пользе соблюдения режима дня первоклассниками»
Подготовила:
Ольховская В.В., учитель начальных классов
Цель:
- Информировать родителей учащихся о режиме группы продленного дня , рекомендуемом для соблюдения учащимися 1 класса.
Задачи:
- Ознакомить родителей учащихся с анализом имеющихся нарушений самочувствия учащихся 1 класса;
- Способствовать необходимости установления и соблюдения режима для первоклассниками в группе продленного дня;
- Формировать у родителей правильное отношение к режиму дня детей.
Подготовительный этап.
Цель: сбор необходимой информации о влиянии режима дня на самочувствие учащихся данного класса.
Необходимую информацию классный руководитель может получить, используя
анкетирование среди родителей и детей (приложение 2, 3).
В преддверии родительского собрания классному руководителю желательно раздать родителям первую памятку – письмо (приложение 4).
Подготовительная работа к родительскому собранию должна включать подбор материала для проведения педагогического всеобуча по теме «Режим дня младшего школьника», оформление плакатов и стендов, содержащих указание на основные обязательные режимные моменты, влияющие на здоровье учащегося. Желательно попросить некоторых родителей выступить по поводу распорядка дня, принятого в семье.
Организационный этап.
- Здоровье можно рассматривать как «правильную деятельность животного организма» или просто «то или иное состояние организма…». Обратимся ко второму определению, которое можно определить признаками «крепкое» или «слабое» здоровье. Понятно, что для каждого родителя важно, чтобы здоровье его ребёнка было крепким. Но анализируя данные здоровья вашего ребенка, можно сделать вывод, что здоровье наших детей таковым не является. Почему? Каковы причины нарушения самочувствия? Попытаемся вместе найти пути решения возникшей проблемы.
-Цель нашего родительского собрания: информировать вас (родителей) учащихся о режиме дня, рекомендуемом для соблюдения учащимися 1 класса, продолжительность собрания 1,5 часа.
Проведение педагогического всеобуча для родителей.
-Сочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь. Но так ли существенна роль режима дня, чтобы посвятить этой теме родительское собрание? Да, режим первоклассника приобретает особенно важное значение, его следует рассматривать, как «установленный порядок чего-нибудь» (С.И.Ожегов). Значение режима увеличивается не только из-за изменения нагрузки, но ещё и потому, что новые обязанности требуют от младших школьников большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых. Врачи утверждают, что режим дня - лучшая мера предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим может помочь сохранить нормальную работоспособность в течение всего учебного года. Согласно исследованиям врачей – гигиенистов, работоспособность в течение дня бывает не одинаковой. Так, можно установить два пика трудоспособности. Первый находится на промежутке времени с 8.00 до 11.00 часов утра – дети в это время находятся в школе. Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16.00 и 18.00 часами, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных следует, что жёсткий контроль за выполнением домашних заданий после 18.00 часов пользы не приносит, работа может нанести скорее вред, чем пользу. Как же должен быть распределён обычный день первоклассника?
Утро. Ребёнку необходимо умыться, одеться, убрать свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребёнок пойдёт в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки, нервозности, одёргивания и покрикивания на детей (приложение 5).
Дорога до школы. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома лучше выходить заранее.
Занятия в школе.
Дорога из школы домой. Нужно сделать обязательным требование: после школы сразу домой.
Переодевание после школы.
Обед.
Свободное время. Возможно его использовать на сон, прогулку, отдых, выполнение посильной работы по дому, которая должна быть регулярна и контролироваться со стороны взрослых. Стоит прислушиваться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени:
- Не меньше 3 часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры;
- 30-40 минут на посильную работу по дому;
- 1 час на самообслуживание;
- Оставшееся время на кружки, секции и другие учреждения дополнительные образования;
- 1 час на подготовку домашних заданий.
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав гражданина, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Не секрет, что в последние годы возрос процент детей с отклонениями в здоровье. Все меньше ребят приходит в школу с первой группой здоровья, и, как ни грустно отмечать, их количество по мере взросления только уменьшается. Прослеживается тенденция к увеличению численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями (нарушения зрения, осанки, болезни крови, органов дыхания, пищеварительной системы, аллергическая, эндокринная и нервно-психическая патологии и т.д.).
Ухудшение здоровья школьников обусловлено различными факторами. Это и плохая экологическая обстановка, и низкий социально-экономический уровень жизни многих семей, что отрицательно сказывается на качестве питания детей, их отдыхе и физическом развитии, и кризис семьи, отражающийся на психологическом здоровье. Также рост заболеваемости детей напрямую связан и с неправильным образом жизни взрослых, который они повседневно наблюдают (дома, на улице, в телепередачах) и перенимают.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
- Образовательные (направлены на приобретение и закрепление знаний умений приобретенных на уроке, расширение кругозора, а также представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам, распространение информации по профилактике вредных привычек).
- Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
- Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
- Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
Программа здоровьесбережения школьника включает следующие компоненты:
- Соблюдение режима дня.
- Рациональное питание.
- Оптимальная двигательная активность.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
- Профилактика заболеваний, закаливание.
- Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
- Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Рассмотрим каждый их данных компонентов.
Соблюдение режима дня очень важно для ребенка младшего школьного возраста. Регулярно повторяющаяся деятельность постепенно формирует так называемый динамический стереотип, который запечатлевается в вегетативной памяти и реализуется при возникновении соответствующих условных раздражителей. Ребенок учится планировать и организовывать свою деятельность, чередовать работу и отдых.
По моим наблюдениям, младшие школьники очень любят соблюдать различные правила, следовать знакомому порядку. Предсказуемость определенных событий вызывает у них чувство спокойствия и уверенности. Выполнение режимных моментов не вызывает негативного отношения у правильно мотивированных детей, можно даже привлечь их к составлению распорядка дня, учесть в какой-то мере их пожелания.
Режим группы строится с учетом учебного плана школы, возрастных особенностей детей, режима питания. Обязательными компонентами являются прием пищи, активный отдых, самоподготовка, досуговая деятельность. В первом классе возможен послеобеденный сон (при наличии условий для него).
Нежелательно, чтобы в режиме дня происходили следующие сбои:
- недосыпание;
- несвоевременный прием пищи;
- недостаточное пребывание на свежем воздухе;
- учебные перегрузки.
После завершения уроков воспитатель принимает детей в группу, обязательно интересуется причинами отсутствия, самочувствием и настроением детей, знакомит их с планом дальнейших действий. Хорошо, если режим дням вывешен в классном уголке и доступен ученикам. Известно, что между 9 и 11 часами утра наблюдается наибольшая учебная работоспособность. Затем следует спад. Дети обедают и отдыхают, в это время проводится прогулка. В целях укрепления здоровья школьники должны пребывать на свежем воздухе каждый день. Минимальная гигиеническая норма нахождения на свежем воздухе 4 часа. Сюда входят дорога в школу, занятия в школе на свежем воздухе, возвращение домой, игра дома. Второй всплеск работоспособности наступает во второй половине дня с 15.30 до17 часов. Это время следует отвести для самоподготовки. Время на самоподготовку у разных классов разное: младшие школьники могут заниматься от 30 до 90 минут. В ходе занятий обязательно делать перерывы 10-15 минут. Завершает школьный день досуговая деятельность. Воспитатель обеспечивает контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня.
Еще один важный компонент – рациональное питание. Обычно в школе осуществляется 2-3 разовое питание. Разрыв между приемами пищи не должен превышать 3 – 4 часа. Обед лучше всего организовать после кратковременного отдыха, т.к. сразу после уроков дети могут есть без аппетита. Более калорийными являются завтрак и обед, полдник легкий. Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава. У нас в школе питание горячее, запрещена продажа в буфете вредных для детского организма продуктов. Согласно гигиене питания, школьник должен есть часто, но не переедая. Школа стремится к соблюдению этих правил.
Перед приемом пищи воспитатель может провести краткую беседу о пользе определенных продуктов, важности своевременного и здорового питания.
Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Достаточное движение должно быть обеспечено и во время самоподготовки, и во время отдыха.
Занятия нужно чередовать с динамическими паузами, проведение физкультминуток обязательно и во второй половине дня. В группе хорошо предоставить детям большую свободу движения, обеспечить динамику поз: разрешать встать, пройтись по кабинету, подойти к однокласснику, воспитателю, постоять за конторкой вместо сидения за партой, полежать на ковре, на диванчике. Я часто провожу занятия соревновательного, командного характера, когда ребенок должен выбегать к доске, приседать, поворачиваться, чтобы выполнить задание учебного характера. Полезно менять позиции рабочих мест 1-2 раза в месяц. Можно использовать традиционную расстановку парт, радиально-лучевую, размещение столов по кругу, разрешать посадку группами по 4-6 человек. Если это иногда невозможно во время самоподготовки, то наверняка уместно на клубном часе.
Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Активный отдых в группе продленного дня разнообразен. Это подвижные игры, физкультурно-оздоровительные занятия, физический труд, экскурсии, прогулки, свободная деятельность, ручной труд, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, ознакомление с окружающим миром, кружковая работа.
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.
Структура прогулки может быть следующей:
1. Наблюдение за природой, погодными явлениями.
2. Труд на участке.
3. Коллективные игры.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Индивидуальная работа с детьми.
Я регулярно провожу
- природоведческие экскурсии («В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых»);
- обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу»);
- прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);
- творческие прогулки («Есть в осени первоначальной…», «Удивительное - рядом»;
- следопытские прогулки: («Найди клад») и др.
Нравятся детям спортивные часы, подвижные игры, соревнования и спортивные праздники. Выделяются дети, обладающие высокими физическими возможностями. Задача воспитателя – заметить такого ребенка и содействовать раскрытию его способностей. Но к конкурсам и соревнованиям важно привлекать и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая им равные шансы на победу. Полезна гимнастика на свежем воздухе.
Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.
Программа здоровьесбережения предполагает обеспечение учащихся знаниями о сущности здоровья человека, о факторах его укрепляющих и ослабляющих. Часть информации они получают на уроках, а в ГПД мы расширяем их познания в этой области. Например, в занимательной форме рассказываем о различных видах спорта и великих спортсменах, истории олимпийского движения, врачебных специальностях, лекарственных растениях, видах закаливания, обучаем оказанию первой помощи.
Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. В некоторых школах практикуется употребление фито-чая, вдыхание эфирных масел, полезны фитонциды, выделяемые чесноком.
Я считаю важной профилактику переутомления зрительной системы. Мы проводим зрительно-координаторные тренажи, зарядку для глаз. Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.
В ГПД уделяется внимание предупреждению вредных привычек и формированию полезных.
Навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие.
Ребенок, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Девочка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.
Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка. Навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение. Если ребенок научился хорошо ходить на лыжах, он с удовольствием будет проводить на лыжах свой досуг - это станет его привычкой.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то дети должны быть информированы в соответствии с возрастом о непоправимом вреде, наносимом курением, алкоголизмом, наркоманией. Я стараюсь формировать у своих воспитанников стойкое негативное отношение к подобным привычкам, активно пропагандирую ЗОЖ. Когда говорят о вредных привычках, то имеют в виду именно эти явления, но есть и другие привычки, называемые вредными: привычка грызть ногти, выщипывать волосы и т.п. Они имеют несколько другую природу. В некоторых случаях воспитателю требуется помощь психолога, социального педагога.
Повышение психоэмоциональной устойчивости не менее важно, чем укрепление физического здоровья.
По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса способствует сохранению их здоровья.
Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.
Вечером следует отвести время для общения с ребёнком, непродолжительному просмотру детских передач по телевизору или на компьютере.
Подготовка ко сну.
Ночной сон.
Это основные элементы режима для ученика 1 класса. По времени режимные моменты могут быть распределены следующим образом (данный плакат оформлен классным руководителем в период подготовки к родительскому собранию (приложение 6).
Приучать ребёнка к такому режиму дня следовало до начала занятий в школе. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребёнка, и от умения взрослого строго следовать своим требованиям роль режима дня станет нормализующей жизнь семьи только после того, как соблюдение режима дня станет для первоклассника привычкой. Но работы для этого предстоит проделать очень много. Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня всегда висела над рабочим столом первоклассника.
Учитель даёт практические советы по соблюдению режима дня (приложение 7, 8, 9).
Социологический опрос родителей.
После того, как родители прослушали выступление о режиме дня первоклассника, классный руководитель предлагает ответить на следующие вопросы в письменной форме (анкета (приложение 10)).
Выступления представителей родительского коллектива.
После ответов на вопросы анкеты предлагается озвучить свои ответы нескольким родителям учащихся класса. Если нет желающих участвовать в разговоре по обсуждению темы собрания, классный руководитель должен вовлечь родителей в разговор, используя игровой метод: по кругу отправляется коробочка с вложенными полосочками цветной бумаги. Среди полосочек находятся 5-6 полосочек одинакового цвета. Вытянувшие эти полосочки и будут основными участниками разговора, остальные присутствовавшие поддерживают разговор, приводя примеры из жизни своей семьи, касающиеся соблюдения определённых режимных моментов.
Подведение итогов родительского собрания.
В конце проведения родительского собрания участниками принимается решение.
Решение родительского собрания может быть следующим:
- Согласиться с необходимостью соблюдения режима дня учащимися 1 класса.
- Осуществлять контроль за соблюдением режимных моментов дома – родителями, в школе классным руководителем.
- Довести до сведения детей важность соблюдения режима дня для их здоровья.
Приложение 1.
Дневник здоровья
(фамилия, имя ученика)
проживающего по адресу: _______________________________________________________
Родители заносят данные наблюдений за своим ребёнком.
Дата _____________________________________________
критерий наблюдений | время дня | состояние | оценка |
самочувствие | утро | Хорошее - бодр, жизнерадостен, интерес к делам. Плохое - жалуется на боли, слабость, вялость и другие неприятные ощущения | |
вечер | |||
боль | утро | Усталость нет, осталось чувство усталости | |
вечер | Устал, не устал, переутомился | ||
настроение | утро | Хорошее, удовлетворительное, плохое | |
вечер | |||
сон | продолжи- тельность | (9-10 часов), качество сна, причины нарушения | |
качество | |||
аппетит | утро | Хороший, повышенный, удовлетворительный, плохой, отсутствие | |
вечер | |||
работоспособность | на уроках | Повышенная, обычная, пониженная | |
дома |
Приложение 2.
Анкета для родителей.
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнения им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливание собственного ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Приложение 3.
Анкетирование
учащихся класса.
- В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь её один или вместе с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?
- В котором часу ты идешь спать?
Приложение 4.
Уважаемые родители!
Ваши дети на уроках и на занятиях ГПД будут знакомиться с основными правилами здоровьесбережения. Учеников будут учить бережно относиться к общественному имуществу, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своём дворе, доме.
Пожалуйста:
- Объясните вашему ребёнку, почему очень важно соблюдать чистоту и порядок в общественных местах;
- Обратите внимание вашего ребёнка на состояние вашего дома, двора, улицы;
- Научите вашего ребёнка:
- соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своём дворе, доме, на улице,
- не писать, не рисовать на стенах домов, заборах,
- следить, чтобы младшие дети не совершали эти действия;
- Личным примером научите вашего ребёнка соблюдать эти правила;
- Чтобы ваш ребёнок всегда выглядел опрятно, научите его:
- 2 раза в день чистить зубы,
- ежедневно принимать душ,
-ухаживать за своей одеждой и обувью,
- менять ежедневно нижнее бельё, носки,
- всегда иметь при себе чистый носовой платок, зеркало, расчёску,
- содержать в порядке свою причёску.
Я благодарю вас и прошу продолжать обучение ребёнка основным правилам личной и общественной гигиены.
Приложение 5.
НЕЛЬЗЯ:
- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
- Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
- Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
- Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- Ругать ребенка перед сном;
- Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Приложение 6.
Примерный вариант
режима дня первоклассника
Режим дня | Время |
Подъем | 7.15 |
Зарядка, умывание, уборка постели | 7.15 – 7.45 |
Завтрак | 7.45-8.00 |
Дорога в школу | 8.00 – 8.20 |
Занятия в школе | 8.30 – 13.00 |
Дорога из школы | 13.00-13.30 |
Обед | 13.30 – 14.00 |
Отдых, помощь по дому | 14.30 – 16.00 |
Подготовка домашних заданий | 16.00 – 17.00 |
Свободное время, игры на свежем воздухе | 17.00 – 19.00 |
Ужин | 19.00 – 19.30 |
Свободное время | 19.30 – 20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну | 20.30 – 21.00 |
Сон | 21.00-7.15 |
Приложение 7.
Памятка
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка
Папы и Мамы!
Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
- Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
- Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
- Включать веселую и ритмичную музыку.
- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
- Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
- Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
- Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
- Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Приложение 8.
Памятка
Как проводить оздоровительные минутки
при выполнении домашних заданий первоклассников
- Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
- Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
- Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
- Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
- После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
- Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
- Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
- Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Приложение 9.
Комплекс упражнений
по предупреждению зрительного утомления
во время выполнения домашних заданий:
- Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
- Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
- Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
- Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
- Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
- «Рисование картины». Наитии в комнате какой – нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.
Приложение 10
Памятка
для родителей
1.Заранее составьте для своего ребёнка режим дня с учётом особенностей жизни Вашей семьи. Приучайте ребёнка к его соблюдению.
2.По мере возможности контролируйте, как ребёнок соблюдает режим дня, проанализируйте результаты и сделайте выводы.
3.Обратите внимание на то, достаточно ли развиты у Вашего ребёнка навыки самообслуживания, привлекайте его к участию в домашних делах
Приложение 9
Анкета
«Режим дня в жизни ребёнка»
1. Существует ли в Вашей семье определённый распорядок, режим дня?
2.Если существует, то в течение какого периода времени? Если не существует, то появлялось ли желание попробовать жить по определённому расписанию.
3. Ощущаете ли Вы полезность соблюдения режима дня?
4. Можете ли оказывать влияние соблюдение режима дня на самочувствие Вашего ребёнка?
5. Какие режимные моменты могут оказаться наиболее сложными для выполнения в Вашей семье?
6. Какие режимные моменты легки и просты для Вашей семьи?
7. Связано ли соблюдение дня ребёнка напрямую с сохранением и укреплением его здоровья?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...