Проект «Паразиты» в нашей речи.
проект по зож (4 класс) по теме
Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt3.docx | 646.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Паразиты» в нашей речи.
Авторы: Афанасьева Наталья
Лаврова Алёна
ученики 4 класса
МОУ- сош с. Логиновка
Руководитель: Овечкина С.Ю.
учитель начальных классов
2014 год
Содержание.
4. Задачи.
5. Что такое «паразиты» в речи.
6. Когда и кто употребляет слова-паразиты.
7. Пути избавления от слов-паразитов.
8 Исследовательская работа.
1.
Актуальность.
Какая привычка считается самой плохой?
Оказывается, наряду с курением, ленью и привычкой всегда опаздывать одним из самых частых был ответ о том, что плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты.
Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.
Сегодня все чаще в речи учащихся стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. В современном обществе теряется чистота разговорной речи, все чаще недостаток лексического запаса компенсируют слова- паразиты, которые замещают пробелы между словами и чаще всего обозначают то, что человек мало читает или имеет скудный лексикон. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Употребление слов – паразитов распространено в современном обществе, поэтому всестороннее рассмотрение данной проблемы и поиск путей ее решения делает эту проблему актуальной.
2.
Гипотеза.
Большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.
3.
Цель:
Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
4.
Задачи:
1) определить, что такое слова-паразиты;
2)пути избавления от слов-паразитов;
3) провести исследование употребления слов-паразитов;
4) выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.
5.
Что такое «паразиты» в речи.
К словам паразитам относятся: « как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.пр.
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Я знаю людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты. Вывод: от паразитов речи не застрахован никто – ни врач, ни механик. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый. Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет маты, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». В передаче «Пусть говорят» 22 апреля артист Александр Семчев в разговоре тянул «э-э-э». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
6.
Когда и кто употребляет слова-паразиты?
Чаще всего как слова-связки, когда не знают, что сказать далее, не могут подобрать нужные слова. В основном, это люди с неразвитой речью. Они используют случайные, бессмысленные слова и заполняют ими пустоту в речи. Речевой контакт есть, а смысла речи и информационного обмена нет.
Нередко люди пользуются ими, заполняя паузу, при обдумывании ответа на заданный вопрос.
Злоупотребляют словами-паразитами люди, не подготовленные к речи. Комментируют или обсуждают события в той области, где они не являются специалистами, проявляя свою некомпетентность. Конечно же, испытывают затруднения в речи, недостаток слов, фраз, терминов. На помощь приходят слова-паразиты. Для деловых и публичных людей это недопустимо.
Некоторые люди с богатым словарным запасом вводят слова – паразиты для придания речи сочности, колорита. Однако знают меру и не злоупотребляют этим.
У молодёжи есть мода на употребление слов-паразитов. Бездумно копируя речь других людей, молодые люди ошибочно полагают, что это престижно. Как правило, это возрастное увлечение, и со временем оно проходит.
7.
Пути избавления от слов-паразитов.
Мы не замечаем, насколько цепко слова-паразиты закрепились в нашей речи, делая её пустой, проблемной для понимания. Чтобы донести до слушателей смысл высказывания, тратим много энергии, но результата нет: нас перестают слушать, да и непонятная речь вызывает раздражение. А ведь мы не этого хотели.
Чтобы избавиться от слов-паразитов, следите за своей речью. Найдите в ней пустые, лишние слова, названные паразитами. Повторите свою речь уже без них.
Теперь речь кажется тусклой и бесцветной? Вы просто не знаете великолепия интонации!
С её помощью о самых простых вещах можно говорить вдохновенно, таким образом, что эти вещи приобретают иной, не уловленный слушателями раньше смысл и привлекательность. Раскрасьте речь оттенками интонации или различной тональностью голоса: от тихого, почти шёпота, до резкого, с акцентом на главной мысли, выводе. Фразы произносите неторопливо, выделяйте ключевые слова, пользуйтесь паузами. Интригуйте собеседника. Творите волшебство! Технические возможности речи безграничны.
Кроме того:
Читайте хорошую литературу. Желательно классическую.
Пересказывайте прочитанный текст.
Учите стихи.
Говорите медленно, думайте над словами.
Составляйте речь из простых коротких предложений.
Общайтесь с людьми, имеющими богатый словарный запас и правильную речь.
Записывайте интересные фразы, вставляйте их в свою речь.
Работайте с различными словарями: толковым, орфоэпическим, фразеологическим, словарями ударений и синонимов и др.
Тренируйтесь в проговаривании скороговорок.
Используйте пословицы и поговорки.
Изучайте речевой этикет.
Контролируйте свою речь, подбирайте слова, точно передающие смысл высказывания. И очень скоро не придётся прибегать к помощи «костылей» в виде слов-паразитов.
8.
Исследовательская работа.
Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников.
Очень часто на уроках в своем классе мы замечаем: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учителя пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов?
Для проведения исследования нами составлена анкета «Слова–паразиты в нашей речи», проведен эксперимент «Частота употребления слов–паразитов».
В анкетировании (Приложение1)принимали участие ученики 3--4 классов (30человек) Логиновской СОШ
Результаты анкетирования «Слова – паразиты в вашей речи» показали:
учащиеся (95,7%) употребляют в своей речи слова - паразиты; 4,3% не
употребляют, большинство учащихся (69%) замечают в своей речи слова – паразиты; а (31%) не замечают их произношения.
Наиболее употребляемые слова-паразиты в среде ребят– слова «как бы»; «блин»; «там»; «ну»; «это самое»; «короче»; «а», «черт», «м-м-м», «э-э-э», «но»¸»как его».
Способы борьбы со словами-паразитами (50%) учащихся ответили следить за речью; (35%)-читать художественную литературу; (15%)-затруднились ответить. (Приложение)
В ходе исследования выявили чемпиона по имени как бы.
Говорящий сомневается, что подобрал нужные слова для выражения своей мысли. Выручает распространённое ныне сочетание как бы.
Я как бы работаю над темой… Я как бы уважаю ваше мнение… Я как бы помогаю… Я как бы знаю ответ… Я как бы защищаю ваши интересы… «Как бы» означает «как будто», т.е. выражает неуверенность, некомпетентность, несерьёзность. То ли да, то ли нет, предположительно. Но не обязательно.
Во всём сквозит неуверенность, приблизительность: в речи, в человеке, в его поступках, взглядах, в пути, по которому он идёт. Или как бы идёт.
«Как бы» заполонило всё жизненное пространство. Всё везде как бы: нет ничего определённого, верного, точного. Как бы живём. Как бы говорим. Как бы любим. Как бы думаем...
9
Вывод:
Как показало данное исследование, присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает правильное восприятие речи и является вредным и опасным лингвистическим явлением для языка, поэтому бороться с ним крайне необходимо.
Наша исследовательская работа может иметь несомненную практическую значимость, например, при организации школьного учебного курса по русскому языку о «Культуре речи», а также поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к русскому языку.
Наш проект смог собрать большинство известных слов-паразитов русского языка. Прошло совсем немного времени, а мы уже успели обратить внимание многих учащихся на проблему засорения речи словами-паразитами. С помощью нашего проекта мы хотим привлечь внимание широкого круга учащихся и учителей к проблемам сохранения чистоты русского языка, воспитывать активную позицию в решении языковых проблем, повышать популярность языковой культуры. Становится грустно от того, что «великий и могучий» русский язык, как утверждают классики, в нашей речи уже не кажется таким богатым и красивым.
Итак, проделанная нами работа:
1. Составлен список слов, который назвали « Ловушка слов-паразитов»
2. Выпущен буклет – памятка Рекомендации школьникам. « Как избавиться от слов – паразитов в нашей речи».
3. В перспективе: выпуск стенгазеты, проведение классных часов по теме.
Полученные результаты в ходе работы над проектом подтверждают нашу гипотезу, что большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты и подобные слова есть и в речи взрослых.
Мы считаем, что слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то ещё имеет такую привычку, советуем срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи. В этом вам поможет наш проект.
10.
Источники информации.
1. Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2006.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.
3. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.
4. Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, Москва juliadar@mail.ru/.
5. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. N 15.
6. Манкевич О. Статья. Речевая паразитология, или что такое слова-паразиты?
7. Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9585/
11.
Приложение.
Вопросы анкеты
1. Употребляете ли Вы слова-паразиты?
2. Какие Вы знаете слова-паразиты?
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
5. Какие способы борьбы Вы можете предложить?
12.
Диаграмма 1 Употребление слов-паразитов Таким образом, результаты исследования показали нам, что 95,7% учащихся употребляют в своей речи слова – паразиты, 4,3% учащихся не употребляют.
Диаграмма 1
13.
Из диаграммы 2 мы видим, что большинство учащихся(69%) замечают в своей речи слова - паразиты
Диаграмма 2
14.
Частота употребления слов–паразитов Диаграмма 3
15.
Способы борьбы со словами-паразитами.
Диаграмма 4
16.
17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"
Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото...
Презентация проекта "Наша речь".
В презентации представлены моменты защиты первого проекта в 1-В классе ГБОУ № 426 по чтению "Наша речь" по программе "Планета знаний"....
Презентация" «Паразиты» в нашей речи."
• Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение вни...
Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".
Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....
Проект "Фразеологизмы в нашей речи"
Презентация о значении нескольких фразеологизмов и использовании их в речи....
Презентация по русскому языку "Наша речь. Виды речи" 3 класс
Презентация по русскому языку "Наша речь. Виды речи" 3 класс...
Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.
Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...