Проект «Паразиты» в нашей речи.
проект по зож (4 класс) по теме

Овечкина Светлана Юрьевна

  Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt3.docx646.44 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Паразиты» в нашей речи.

                                          Авторы: Афанасьева Наталья

                                                    Лаврова Алёна

                                                       ученики 4 класса

                                                      МОУ- сош с. Логиновка

                                                Руководитель: Овечкина С.Ю.

                                           учитель начальных классов

2014 год

Содержание.

        1. Актуальность.

       2.Гипотеза.

       3. Цель.

       4. Задачи.

       5. Что такое «паразиты» в речи. 

       6.  Когда и кто употребляет слова-паразиты.

         7.  Пути  избавления от слов-паразитов.

         8  Исследовательская работа.

       9. Вывод.

       10. Информационные источники.

       11. Приложение.

       

1.

Актуальность.

                               Какая привычка считается самой плохой?

   Оказывается, наряду с курением, ленью и привычкой всегда опаздывать одним из самых частых был ответ о том, что плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. 

Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником. 

Сегодня все чаще в речи учащихся стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. В современном обществе теряется чистота разговорной речи, все чаще недостаток лексического запаса компенсируют слова- паразиты, которые замещают пробелы между словами и чаще всего обозначают то, что человек мало читает или имеет скудный лексикон. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Употребление слов – паразитов распространено в современном обществе, поэтому всестороннее рассмотрение данной проблемы и поиск путей ее решения делает эту проблему актуальной.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=454566263-58-72&n=21

2.

Гипотеза.

    Большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.

i?id=88573988-65-72&n=21

i?id=88573988-65-72&n=21

i?id=88573988-65-72&n=21i?id=88573988-65-72&n=21i?id=88573988-65-72&n=21

i?id=88573988-65-72&n=21

3.

Цель:

  Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.

4.

Задачи:

1) определить, что такое слова-паразиты;

2)пути избавления от слов-паразитов;

3) провести исследование употребления слов-паразитов;

4) выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

5.

Что такое «паразиты» в речи.

К словам паразитам относятся: « как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.пр.

  Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Я знаю людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты. Вывод: от паразитов речи не застрахован никто – ни врач, ни механик. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый. Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет маты, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».  В передаче «Пусть говорят» 22 апреля артист Александр Семчев в разговоре тянул «э-э-э». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

   

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=776596487-70-72&n=21

6.

                                     Когда и кто употребляет слова-паразиты?

     Чаще всего как слова-связки, когда не знают, что сказать далее, не могут подобрать нужные слова. В основном, это люди с неразвитой речью. Они используют случайные, бессмысленные слова и заполняют ими пустоту в речи. Речевой контакт есть, а смысла речи и информационного обмена нет.

Нередко люди пользуются ими, заполняя паузу, при обдумывании ответа на заданный вопрос.

Злоупотребляют словами-паразитами люди, не подготовленные к речи. Комментируют или обсуждают события в той области, где они не являются специалистами, проявляя свою некомпетентность. Конечно же, испытывают затруднения в речи, недостаток слов, фраз, терминов. На помощь приходят слова-паразиты. Для деловых и публичных людей это недопустимо.

Некоторые люди с богатым словарным запасом вводят слова – паразиты для придания речи сочности, колорита. Однако знают меру и не злоупотребляют этим.

У молодёжи есть мода на употребление слов-паразитов. Бездумно копируя речь других людей, молодые люди ошибочно полагают, что это престижно. Как правило, это возрастное увлечение, и со временем оно проходит.

7.

Пути избавления от слов-паразитов.

     Мы не замечаем, насколько цепко слова-паразиты закрепились в нашей речи, делая её пустой, проблемной для понимания. Чтобы донести до слушателей смысл высказывания, тратим много энергии, но результата нет: нас перестают слушать, да и непонятная речь вызывает раздражение. А ведь мы не этого хотели.

Чтобы избавиться от слов-паразитов, следите за своей речью. Найдите в ней пустые, лишние слова, названные паразитами. Повторите свою речь уже без них.

Теперь речь кажется тусклой и бесцветной? Вы просто не знаете великолепия интонации!

С её помощью о самых простых вещах можно говорить вдохновенно, таким образом, что эти вещи приобретают иной, не уловленный слушателями раньше смысл и привлекательность. Раскрасьте речь оттенками интонации или различной тональностью голоса: от тихого, почти шёпота, до резкого, с акцентом на главной мысли, выводе. Фразы произносите неторопливо, выделяйте ключевые слова, пользуйтесь паузами. Интригуйте собеседника. Творите волшебство! Технические возможности речи безграничны.

Кроме того:

Читайте хорошую литературу.  Желательно классическую.

Пересказывайте прочитанный текст.

Учите стихи.

Говорите медленно, думайте над словами.

Составляйте речь из простых коротких предложений.

Общайтесь с людьми, имеющими богатый словарный запас и правильную речь.

Записывайте интересные фразы, вставляйте их в свою речь.

Работайте с различными словарями: толковым, орфоэпическим, фразеологическим, словарями ударений и синонимов и др.

Тренируйтесь в проговаривании скороговорок.

Используйте пословицы и поговорки.

Изучайте речевой этикет.

Контролируйте свою речь, подбирайте слова, точно передающие смысл высказывания. И очень скоро не придётся прибегать к помощи «костылей» в виде слов-паразитов.

8.

Исследовательская работа.

Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников. 

          

Очень часто на уроках в своем классе мы замечаем: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся    приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учителя  пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если  свой ответ начнут с этих слов.  Ребятам  достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что  знают сами ученики об употреблении таких слов?

       Для проведения исследования нами составлена анкета «Слова–паразиты в нашей речи», проведен  эксперимент «Частота употребления слов–паразитов».

В  анкетировании (Приложение1)принимали участие  ученики 3--4 классов (30человек)  Логиновской  СОШ

Результаты анкетирования «Слова – паразиты в вашей речи» показали:

учащиеся (95,7%) употребляют в своей речи слова - паразиты; 4,3% не

употребляют, большинство учащихся (69%) замечают в своей речи слова – паразиты; а (31%) не замечают их произношения.

Наиболее употребляемые слова-паразиты в среде ребят– слова «как бы»; «блин»; «там»; «ну»; «это самое»; «короче»; «а», «черт», «м-м-м», «э-э-э», «но»¸»как его».

Способы борьбы со словами-паразитами (50%) учащихся ответили следить за речью; (35%)-читать художественную литературу; (15%)-затруднились ответить.        (Приложение)

    В ходе исследования выявили   чемпиона  по имени как бы.

   Говорящий сомневается, что подобрал нужные слова для выражения своей мысли. Выручает распространённое ныне сочетание как бы.

Я как бы работаю над темой… Я как бы уважаю ваше мнение… Я как бы помогаю… Я как бы знаю ответ… Я как бы защищаю ваши интересы… «Как бы» означает «как будто», т.е. выражает неуверенность, некомпетентность, несерьёзность. То ли да, то ли нет, предположительно. Но не обязательно.

Во всём сквозит неуверенность, приблизительность: в речи, в человеке, в его поступках, взглядах, в пути, по которому он идёт. Или как бы идёт.

«Как бы» заполонило всё жизненное пространство. Всё везде как бы: нет ничего определённого, верного, точного. Как бы живём. Как бы говорим. Как бы любим. Как бы думаем...

9

Вывод:

  Как показало данное исследование, присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает правильное восприятие речи и является вредным и опасным лингвистическим явлением для языка, поэтому бороться с ним крайне необходимо.

Наша исследовательская работа может иметь несомненную практическую значимость, например, при организации школьного учебного курса по русскому языку о «Культуре речи», а также поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к русскому языку.

Наш проект смог собрать большинство известных слов-паразитов русского языка. Прошло совсем немного времени, а мы уже успели обратить внимание многих учащихся на проблему засорения речи словами-паразитами. С помощью нашего проекта мы хотим привлечь внимание широкого круга учащихся и учителей к проблемам сохранения чистоты русского языка, воспитывать активную позицию в решении языковых проблем, повышать популярность языковой культуры. Становится грустно от того, что «великий и могучий» русский язык, как утверждают классики, в нашей речи уже не кажется таким богатым и красивым.

Итак, проделанная нами работа:

1. Составлен список слов, который назвали « Ловушка слов-паразитов»

 2. Выпущен буклет – памятка Рекомендации школьникам. « Как избавиться от слов – паразитов в нашей речи».

3. В перспективе: выпуск стенгазеты, проведение классных часов по теме.

Полученные результаты в ходе работы над проектом подтверждают нашу гипотезу, что большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты и подобные слова есть и в речи взрослых.

Мы считаем, что слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то ещё имеет такую привычку, советуем срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи. В этом вам поможет наш проект.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/625/74625452_dialogue.jpg

10.

Источники информации.

1. Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2006.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.

3. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.

4. Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, Москва juliadar@mail.ru/.

5. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. N 15.

6. Манкевич О. Статья. Речевая паразитология, или что такое слова-паразиты?

7. Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9585/

11.

Приложение.

Вопросы анкеты

1. Употребляете ли Вы слова-паразиты?

 2. Какие Вы знаете слова-паразиты?

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

 4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

5. Какие способы борьбы Вы можете предложить?

C:\Documents and Settings\ККЛУГА\Рабочий стол\P4240667.JPG

12.

Диаграмма 1 Употребление слов-паразитов Таким образом, результаты исследования показали нам, что 95,7% учащихся употребляют в своей речи слова – паразиты, 4,3% учащихся не употребляют.

                                                                                         Диаграмма 1

13.

Из диаграммы 2 мы видим, что большинство учащихся(69%) замечают в своей речи слова - паразиты

                                                                                   Диаграмма 2

14.

Частота употребления слов–паразитов                                                                                           Диаграмма 3

   

15.

Способы борьбы со словами-паразитами.

                                                                       Диаграмма 4

16.

                                                                                                                                       

C:\Documents and Settings\ККЛУГА\Рабочий стол\P4240668.JPGC:\Documents and Settings\ККЛУГА\Рабочий стол\P4240665.JPG

C:\Documents and Settings\ККЛУГА\Рабочий стол\P4240666.JPG

17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"

Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото...

Презентация проекта "Наша речь".

В презентации представлены  моменты защиты первого проекта в 1-В классе ГБОУ № 426 по чтению  "Наша речь" по программе "Планета знаний"....

Презентация" «Паразиты» в нашей речи."

•     Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение вни...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Проект "Фразеологизмы в нашей речи"

Презентация о значении нескольких фразеологизмов и использовании их в речи....

Презентация по русскому языку "Наша речь. Виды речи" 3 класс

Презентация по русскому языку "Наша речь.  Виды речи" 3 класс...

Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета  «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...