Социальное здоровье младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
статья по зож по теме
Школьное обучение в наше время является обязательным для всех детей. Без получения аттестата рассчитывать на благополучную жизнь крайне сложно. Чтобы найти свое место в современном обществе каждому человеку приходиться прожить часть своей жизни в «учении» в школе, в «постижении знаний». Поэтому очень важно это время посвященное образованию провести в комфортной и безопасной обстановке. За крайне короткий срок нужно усвоить много знаний, получить необходимые умения и стать самодостаточным человеком.
Именно за формирование самодостаточной личности и отвечает «социальное здоровье», которое в свою очередь и обеспечивает безопасность в образовательной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_zdorove_mladshikh_shkolnikov_v_usloviyakh_realizatsii_fgos_noo.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное здоровье младших школьников
в условиях реализации ФГОС НОО
Черевко Людмила Васильевна
МБОУ СОШ №2
учитель начальных классов
Калининский район
В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.
Школьное обучение в наше время является обязательным для всех детей. Без получения аттестата рассчитывать на благополучную жизнь крайне сложно. Чтобы найти свое место в современном обществе каждому человеку приходиться прожить часть своей жизни в «учении» в школе, в «постижении знаний». Поэтому очень важно это время посвященное образованию провести в комфортной и безопасной обстановке. За крайне короткий срок нужно усвоить много знаний, получить необходимые умения и стать самодостаточным человеком.
Именно за формирование самодостаточной личности и отвечает «социальное здоровье», которое в свою очередь и обеспечивает безопасность в образовательной среде.
Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру.
Оградить, или полностью исключить влияние школьных трудностей на детей невозможно, но можно (и наверное нужно) научить противостоять им т.е. научить учащихся ценить, формировать и укреплять свое здоровье. Для решения данной задачи необходима целостная система учебно-воспитательной работы, которая организует здоровьеориентированный образовательный процесс. Очень большую роль в этой системе играет педагог, его личность, стиль его педагогической деятельности, методы и приемы используемые при преподавании.
Необходимо перестроить социальный статус самого учителя, усилить его значимость при выполнении социальной функции. При этом роль учителя в социализации учащихся определится в таких позициях, как: защита прав детей, содействие сохранению общей культуры, содействие прогрессу общества, передача лучших традиций и опыта, связь поколений и времен.
Особую роль в формировании социального здоровья детей играет воспитательная работа.
В своей практике я пользуюсь программой «Уроки социальной жизни для младших школьников».
Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками?
Освоение педагогики взаимодействий — это увлекательный непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и учителю, и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности.
Главная проблема учителя, особенно учителя начальной школы — научить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми.
Воспитание есть процесс социальный. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.
Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих без присмотра, возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов большое число детей живут с одним из родителей. Дети сейчас все меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов.
Учителя жалуются, что даже маленькие дети теперь не такие вежливые и «невинные», как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.
В решении этой задачи существенную помощь учителю могут оказать «Уроки социальной жизни для младших школьников».
Уроки- ежедневная реальность жизни учителя.
А социальные уроки- реальность жизни любого человека.
«Уроки социальной жизни»- это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.
Можно научить детей видеть разнообразный окружающий мир и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь , а не ненависть. На наших уроках мы вместе с детьми учимся воспринимать жизненные ситуации «умом и сердцем» и понимать ценность оптимистического взгляда на жизнь. Если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, то в обществе появится на одного пессимиста больше.
Поэтому в школе так не хватает уроков социальной жизни, которые помогли бы детям понять, осознать и научить позитивному отношению к жизни, т.е. стать оптимистами.
Главной целью работы является создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистического взгляда на жизнь.
Специфика уроков социальной жизни, их отличие от традиционного учебного процесса определяет особенности форм и методов работы с детьми.
- групповая дискуссия;
-анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
- создание проблемных ситуаций, их анализ;
- элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;
-ролевые игры;
-драматизация;
- тестирование и другие диагностические процедуры;
- элементы социально- психологического тренинга.
Методический материал содержит:
- Фрагменты текстов, стихи, басни курса «Литературного чтение» для начальной школы.
- Пословицы для стимулирования высказываний учащихся, формирования их собственной позиции по обсуждаемой теме;
- Нравственные сказки, задания к сказкам, развивающие творческое моделирование собственного отношения к жизни;
- Игры для развития сотрудничества.
- «Шпаргалки» как форма составления детьми своих действий.
- Анкеты, тесты по определению уровня воспитанности.
Материал не новый для ребенка, новой является цель обращения к нему. Процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Социальные качества школьников развивались через различные формы работы.
В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах. Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Чтобы отследить развитие этих умений, был использован метод наблюдения с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице, а также была проведена оценка контактности учащихся на начало первого и второго класса
(Тест «Оценка контактности младшего школьника»).
Использование разных методов и приёмов, а также проведенные мной мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.
И всё же теоретические знания преобладают над практическими умениями, поэтому работу по формированию нравственности мы будем продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития». Эта работа подтверждает «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - ...в результате будет добро»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)
Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...
Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"
«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников....
Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».
Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....