Народные игры
учебно-методический материал по зож (1 класс) на тему

Меньшова Ольга Владимировна96

Программа внеурочных занятий для учащихся 1 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_1_klassy.docx42.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

        

СОГЛАСОВАНО                                                                        УТВЕРЖДАЮ

МО  начальных классов                                      Директор МБОУ  «СОШ №10»

МБОУ «СОШ №10»                                        ______________ Тишкина И.Б.  

 протокол №_________________                                             приказ № ____ от « ___» ____2012 года  от «___» ____________  2012года                                              

                                                                                                                                                         

 

                                                           

Программа

внеурочных занятий

«Народные игры»

Возраст участников: 1 классы.

           

Срок реализации программы: 1 год

Программа рассчитана на детей 6-7 лет

Автор: Меньшова О.В.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 10»

2012 -2013

Пояснительная записка

       Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и опирается на ряд нормативных документов:

  1. Приказ департамента образования - от 09 марта 2010 г. № 125  «Утверждение мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС) и образовательных учреждений Владимирской области
  2. Приказ от 01 сентября 2011 г. № 239/1к «О распределении часов внеурочной деятельности с учащимися 1-х классов
  3. Приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта» начального общего образования.

     Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма. Дети учатся разным играм и спортивным развлечениям,  ежедневному занятию ими.

       Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников, через специально организованную двигательную активность ребенка.

       Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.

       «Народные игры» - внеурочные занятия для учащихся начальной школы.  Использование данного программы способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика. Данная программа разработана с использованием опыта коллег1 и является адаптированной.[1]

       Цель данной программы – укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.

Основные задачи:

  1. повысить уровень двигательной активности;
  2. способствовать физическому, психическому развитию детей;
  3. развивать активность и творчество учащихся, любознательность, честность;
  4. вызвать интерес к занятию «Народные игры», позволить детям ощутить красоту и радость движений.

      Занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем 35 минут один раз в неделю.

                                             

        

Программа (32 ч.,  1 ч. в неделю)

Знания и умения учащихся.

       К концу учебного года учащиеся должны:

понимать:

  • роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;

знать:

  •  разные виды народных  игр;

уметь:

  • передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
  • выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

использовать:

  • изученные виды упражнений для утренней гимнастики.

Особенности организации занятий по программе.

           С детьми проводятся групповые занятия, которые предусматривают и индивидуальную работу с детьми. В программе используется больше практической части, чем теоретической. Это обусловлено тем, что практика даст больший результат в обучении теория в данной программе, так как это увлекательней и интересней.

            Во время теоретических занятий целесообразно использовать активные формы диалога: дискуссии, диспуты, дебаты. Это положительно сказывается на усвоении материала.

          После теоретической части занятий ребята  сразу закрепляют ее на практике во время  игр.

         Содержание программы   направлено на расширение знаний учащихся о  культурах разных народов.  Учащиеся знакомятся с разновидностями народных игр,  учатся правилам игры. Огромное значение   в развитии личности ребенка имеют игры, которые являются технологией в преподавании предмета. В игровой форме ребенок познает окружающий мир, знакомится с другими национальностями, осознавая свою индивидуальность.

Учебно – тематический план

№ п /п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

Практических

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

1

0,5

0,5

2

Бессюжетные игры

9

2

7

3

Игры-забавы

10

2

8

4

Любимые игры детей (предложенные детьми)

11

2

9

5

Заключительные занятия

1

0,5

0,5

Итого:

32

7

25

Тематическое планирование.

                      I. Вводное  занятие.                                                 1 ч.

        

                II. Бессюжетные игры (9ч.)

  1. «Вороны и воробьи»                                              1 ч.
  2. « Ловишки-перебежки »                                        1 ч.
  3. «Паровозик»                                                           1 ч.
  4. «Белые медведи»                                                    1 ч.
  5. «На одной ноге»                                                     1 ч.
  6. «Петушиный бой»                                                  1 ч.
  7. «Веселый бег»                                                         1 ч.

III.   Игры-забавы (10 ч.)

  1. «Охота на тигра»                                                               1 ч.
  2. «Донести рыбку»                                                               1 ч.
  3. «Черепаха-путешественница»                                          1 ч.
  4. «Собери орехи»                                                                  1 ч.
  5. «Повяжу я шелковый платочек»                                      1 ч.
  6. «Дриблинг»                                                                         1 ч.
  7. «Пролезь сквозь мешок»                                                   1 ч.
  8. «День и ночь»                                                                     1 ч.

         

IV. Любимые игры детей (11ч.)

  1. «Увернись от мяча»                                                           1 ч.
  2. «Сильный бросок»                                                             1 ч.
  3. «Космонавты»                                                                    1 ч.
  4. «Второй лишний»                                                              1 ч.
  5. «Два  мороза»                                                                     1 ч.
  6. «Большой мяч»                                                                   1 ч.
  7. «Шлепанки»                                                                        1 ч.
  8. «Прятки»                                                                              1 ч.
  9. «Перехватчики»                                                                  1 ч.

V.Заключительное занятие                                                      1 ч.

 Содержание программы

                                            II. Бессюжетные игры (9 ч.)

 

         Данные игры типа ловишек, перебежек, салок.  Отличаются наличием правил, ответственных ролей, взаимосвязанными игровыми действиями всех участников. Развивают самостоятельность, глазомер, быстроту и ловкость движений, ориентировку в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Эти игры чаще всего основаны на простых движениях: беге, ловле, прятках. Такие игры доступны всем.

                                         «Вороны и воробьи» (1ч)

          На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.

«Ловишки-перебежки» (1ч)

           По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.

                                                        «Паровозик» (1 ч.)

        Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая  закончившая передвижение.

«Белые медведи» (1 ч.)

        Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются «запятнать» бегущих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т. д., и помогают водящим. Игра проводится до тех пор, пока не будут пойманы все играющие.

«На одной ноге» (1 ч.)

          Прыгая на одной ноге, второй ногой постарайтесь прокатить мяч вокруг стола, кресла или провести его по извилистой дорожке: обогнуть расставленные в комнате стулья, кегли или другие предметы – один слева, другой справа. Мяч не должен касаться этих предметов.

                                             «Петушиный бой» (1 ч.)

            Дети перестраиваются в две шеренги. Игроки стоят на линии лицом друг к другу. По сигналу они, передвигаясь на одной ноге, руки за спиной, стараются вытолкнуть соперника за контрольную линию. Подсчитывается количество вытолкнутых, и выигрывает команда, у которой было больше побед.

«Веселый бег» (1 ч.)

           Команды становятся во встречные колонны с одной стороны мальчики, с другой девочки (на расстоянии длины волейбольной площадки). Около направляющего колонны лежит мяч (резиновый) и гимнастическая палка. По команде он зажимает мяч между ногами, берет в обе руки гимнастическую палку и бежит к противоположной колонне девочек. Если по пути теряется один из предметов, игрок должен остановиться, взять предмет таким же способом и продолжить бег. Эстафета заканчивается, когда колонны мальчиков и девочек поменяются.

III. Игры – забавы (10ч.)

           В работе с детьми используются игры-забавы, аттракционы. Не будучи особо важными для физического развития, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами)

           Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им радость, но и требующие от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

                 

«Охота на тигра» (1ч.)

          Для проведения этой игры требуется мишень – фанерный щит, на котором нарисована голова свирепого тигра, а в пасти вырезано круглое отверстие. Необходимо иметь 5 теннисных резиновых мячей. Задача играющих с 4-5 шагов попасть мячом в отверстие – пасть. Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков.

                                            «Донести рыбку» (1 ч.)

            Дети делятся на две команды. На линии старта двум игрокам вручается по две удочки длиной в 1 метр. На конце каждой удочки кладется фанерная рыбка. Удочки держатся: одна в правой руке, другая – в левой. Участники должны пронести и опустить «рыбок» в спасательный круг, который находится на линии старта на расстоянии 8-10 метров. Играющие начинают движение одновременно по сигналу судьи. Уронивший «рыбку» должен тут же положить ее на удочки и двигаться дальше. Выигрывает та команда, которая раньше опустит «рыбок» в круг.  

«Черепаха-путешественница» (1 ч.)

            Для этой эстафеты каждой команде понадобится пластмассовый таз. Направляющий становится на четвереньки,  ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до кегли и обратно, не потеряв при этом  свой «панцирь» - таз. Когда игрок «доползет» до старта, с него снимают «дом» и устанавливают его на спину другого участника. Выигрывает та команда, которая быстрее преодолеет предложенный путь.

«Собери орехи» (1 ч.)

            Дети делятся на команды. Каждой из них даются по 5 обручей и по 1 волейбольному мячу. Обручи кладутся на пол. Причем они могут лежать не по прямой линии. Задача каждой «белки»: пронести «орех» - волейбольный мяч, прыгая с «дерева на дерево» (из обруча в обруч), до отметки и обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает «орех» следующей «белочке». Побеждает та команда, которая быстро и без потерь перенесет «орехи».

«Повяжу я шелковый платочек» (1 ч.)

           Дети делятся на команды. На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 10-15 надувных шаров, которые разрисованы  под матрешек. У каждого игрока небольшой платочек, который необходимо по сигналу повязать на шар. Побеждает та команда, которая быстрее повяжет платочки.

«Дриблинг» (1 ч.)

          Делим класс на две команды. Они разыгрывают между собой эстафету с воздушными шарами. Вести шар к финишу можно только ударяя его об пол, т. е. дриблингом. Побеждает команда, все игроки которой проведут шар к финишу и обратно раньше своих соперников. В команде может быть от пяти до десяти человек.

«Пролезь сквозь мешок» (1 ч.)

             Команды выстраиваются в колонну по одному лицевой линии волейбольной площадки. На линии нападения учитель и его помощники держат мешки без дна, другой край мешка закреплен на обруче. По сигналу игроки поочередно пролезают сквозь мешок, обегают кегли возвращаются обратно с правой стороны.

        IV. Любимые игры, предложенные детьми (11 ч.)        

В данный раздел включены игры, которые предложили сами дети. Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость. Ребята учатся самостоятельно и с удовольствием играть.

«Увернись от мяча» (1 ч.)

          На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее  выбьет соперников

.

«Сильный бросок» (1 ч.)

           Дети делятся на команды. Команды стоят в шеренге в 20-30 м. друг от друга. Посередине лежит баскетбольный мяч. Игроки бросают малые мячи в большой и стараются перекатить его на сторону противника. Команда, которой это удается, побеждает.

«Космонавты» (1 ч.)

На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету».

«Второй лишний» (1 ч.)

Все желающие играть образуют круг. С внешней стороны круга остаются двое: один водит, другой от него убегает. Когда водящий догонит и «осалит» убегающего игрока, они меняются ролями.

«Два Мороза» (1 ч.)

Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».

          Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.

«Большой мяч» (1 ч.)

           Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадет в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Играющие не берут в руки мяч, они перекатывают его ногами.

«Шлепанки» (1 ч.)

          Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Выбирается водящий.  Он выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью). Число отбиваний перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играющий встает на место водящего только в том случае, если он поднял мяч с земли.

«Прятки» (1 ч.)

         Дети идут играть в парк. Играющие оговаривают, где можно прятаться. Образуем две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. Дальше игроки меняются ролями. Нужно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков. (Например, досчитав до 10).

 

        «Перехватчики» (1 ч.)        

          На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят:

Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать

Ни за что нас не поймать!

          После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

        

Советы к проведению народных игр.

      Там, где народная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучшему общению детей.

         Народная игра всегда требует от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижной игры – ее творческий и соревновательный характер. В ней проявляется умение действовать вместе с коллективом в меняющихся условиях. Каждая подвижная игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Не стоит в начале ограничиваться дежурной фразой: «А сейчас мы поиграем в …» Организуя подвижную игру, помните, что лучше, если Вы будете в них участником, как и ребята. Каждая игра имеет свои правила. Четко объясните их. Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом Вы покажите действия, т. е. создадите образ предстоящей игры. Если во время игры правила не выполняются, приостановите игру, сделайте комментарий происходящего и покажите, в чем ошибка. В ходе игры будьте эмоциональны и непосредственны.  Подбадривайте ребят. Не упустите момент, когда игру лучше завершить. И еще, для некоторых игр требуется несложный инвентарь, приготовьте его заранее. Хорошо подумайте, где вам лучше организовать игру. Пусть это будет удобное и безопасное место. Часто для проведения игр надо разбиться на команды, держите для этого несколько оригинальных считалок.

                       Считалки:

  1. Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

  1. Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить!

  1. Колокольчик всех зовет,

Колокольчик нам поет

Звонким, тонким голоском:

Динь-бом, динь-бом!

Выходи из круга вон!

  1. Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты!

  1. Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

  1. Раз, два, три, четыре, пять, -

Мы сейчас хотим играть.

«Да» и «нет» не говорить –

Все равно тебе водить!

  1. Тара-Мара

В лес ходила,

Шишки ела,

Нам велела.

А мы шишки

Не едим,

Таре-Маре отдадим!

  1. Солнце спряталось за гору,

     Зайка в лес,

А мишка в нору.

Кто остался на виду –

Убегай,

                     Водить иду!

  1. Эй, Иван,

Полезай в стакан,

Отрежь лимон

И выйди вон!

  1. (На кулаках)

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею малы дети.

Кук-мак,

Кук-мак,

Убирай один кулак!

   Методическое обеспечение программы

                        

Правила техники безопасности в спортивном зале:

запрещается:

  • Ходить на занятия без спортивной формы  
  • Ходить на занятия  без сменной обуви  

  Перед началом работы:                                                                                    

  • Проверить место проведения занятия, принести перед занятием необходимый инвентарь, проверить, все ли дети пришли в спортивной форме.

Во время работы:

  • Выполнять все наставления учителя, соблюдать все правила.

        

       Условия необходимые  для реализации программы:

необходимый инвентарь:

  • Скакалки, мячи, обручи, гимнастические палки, мешки, фанерные рыбки, пластмассовый таз, волейбольные мячи, веревки, платочек, баскетбольные мячи.

Литература

                 Для учителя:

  1. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
  2. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.
  3. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение», 1983 г.
  4. Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.

                Для учащихся и родителей:

  1. Гришин В. Г.  Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г.
  2. Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.
  3. Семенов С. С. Городки.- М., 1982 г.
  4. Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г.


[1] Е.И. Лелякова «Подвижные игры» для учащихся 1-4 классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.

Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...

Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

"Народный костюм. Народные игры."

Урок по окружающему миру в 3 классе, УМК "Планета знаний" Башмаков М.И....

Памятка для родителей Как играть с детьми в народные игры

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в по­коление, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались ...

Подвижные народные игры. Упражнения для укрепления мышц спины. Игра Чехорда

Внеурочное занятие.Подвижные народные игры.Упражнения для укрепления мышц спины. Игра "Чехорда"...

Методическая разработка Подвижные игры на свежем воздухе "Русские народные игры на свежем воздухе"

Мероприятие Подвижные игры на свежем воздухе«Русские народные игрына свежем воздухе»Игры народные на свежем воздухе–издавна известная забава детей.Эти игры, как песни и сказки, созда...