Доклад на тему "Развитие экологической культуры младших школьников"
материал по зож на тему
Актуальность в развитии экологической культуры младших школьников научить сохранять и приумножать природу, формировать экологически воспитанных личностей, обладающих необходимыми знаниями о процессах взаимодействия общества и окружающей среды, способных предвидеть ближайшие и отдалённые последствия производимых в природе изменений, умеющих ценить и хранить природные богатства, любить природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие экологической культуры младших школьников | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие экологической культуры младших школьников
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
О, современный мир! Мир техники и открытий. Скорость, скорость во всём. Остановитесь, прислушайтесь, присмотритесь, что окружает вас. Радует ли вас окружающая природа? Многие тысячелетия человек покорял и уничтожал природу и не заметил, как истощил богатства, созданные до его появления. В наши дни необходимо говорить о развитии экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Актуальность в развитии экологической культуры младших школьников научить сохранять и приумножать природу, формировать экологически воспитанных личностей, обладающих необходимыми знаниями о процессах взаимодействия общества и окружающей среды, способных предвидеть ближайшие и отдалённые последствия производимых в природе изменений, умеющих ценить и хранить природные богатства, любить природу.
Основы экологической культуры человека, по - моему мнению, начинается с рождением ребёнка, что в дальнейшем формирует отношения младших школьников к природе.
Большое значение в развитии экологической культуры младших школьников играет семья. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге по отношению к природе.
В школу поступают дети с багажом семейной экологической культуры. И задача учителя создать такую атмосферу вокруг ученика, чтобы он невольно впитал правильную, экологическую культуру поведения, отношения к окружающей среде.
Младший школьный возраст это наиболее благоприятный период для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся доминированием эмоционально-чувственного способа постижения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые предопределяют ее сущность в будущем. Начальная школа – один из ступеней формирования личности человека. Чем выше уровень знаний, умений, навыков, нравственной воспитанности, обеспеченный в начальной школе, тем с большей уверенностью мы можем говорить о формировании основ ее общей культуры личности (и культуры экологической). Развитие познавательной деятельности детей зависит от уровня подготовленности учителей начальных классов, разнообразной внеклассной работы, приобщения к самостоятельному добыванию дополнительных знаний из различных научных источников.
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.
Общение с природой, вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все органы чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются щебетанию птиц, зеленой травке, полету бабочек и стрекоз, ароматам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
С внедрением в школы Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предоставляются большие возможности в создании разнообразной и разно уровневой работы во внеклассной деятельности младших школьников. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в кружках, секциях.
В начальной школе, большое внимание стало, уделяться не только наблюдению за сезонными изменениями. Все шире используются общенаучные эмпирические и теоретические познания мира, (абстрагирование, аналогия, классификация, анализ, синтез, обобщение, и т.д.). Специфические методы познания (экспериментирование, наблюдение, опыты и т.д.). Осваиваются и различные виды учебной деятельности: работа с учебными и научно - популярным текстом, дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, схемами и таблицами, лабораторным оборудованием. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе, в процессе непосредственных наблюдений явлений и объектов природы, учащимся во время экскурсии, походов.
Печко Лейла Петровна, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГНУ считает, что экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению
опыта человечества в отношении к природе как к источнику
материальных ценностей, основе экологических условий жизни,
объекту эмоциональных, в том числе и эстетических переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных
черт личности по отношению к природной среде, на основе
формирования умений принимать альтернативные решения;
- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
Во внеурочное время, наблюдая за детьми во время прогулки , замечала, что дети могут сорвать, сломать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить на поляне упаковку от выпитого сока или обвёртку от шоколадки . Задаю вопрос «А в своём дворе ты так же делаешь?». “Дома нельзя. Родители ругают – отвечают они. Да, конечно, дома нельзя. А природа всё стерпит и ругать некому. И от одного брошенной упаковки или сломанной ветки не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы. Произойдут огромные потери главных богатств планеты – воздуха, воды, плодородной земли. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому в своей деятельности приоритетным направлением ставлю воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим поколениям родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Во внеурочной деятельности экологического развития можно выделить следующие направления работы:
- познавательное: беседы, дидактические игры, виртуальные путешествия, викторины, конкурсы, проекты;
- познавательно-развлекательное: экологические игры, КВН, праздники, утренники, выпуски газет, игры-путешествия.
- практическое: посадка цветов и деревьев, озеленение класса, подкормка птиц)
- исследовательское: наблюдения, экскурсии, опыты, ведение дневника.
На занятиях я использую следующие формы работы:
- наблюдение объектов живой и неживой природы, которая является основной формой работы с учащимися начальных классов;
- экскурсии в природу;
- экологические мероприятия, беседы, доклады;
- проекты, исследовательские работы;
Моя главная задача, как учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в решении поставленных задач имеют практические мероприятия (экскурсии «Моя станица», «Профессия моих родителей», «Растения и животные реки Кирпили»), т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. Учащиеся посетили «Сафари парк» в городе Краснодаре, районный музей «Живые цветы -коллекция бабочек» Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Ученики моего класса участвуют в экологических акциях: «Покорми зимой птиц», «Чистый двор», «Экологический десант». Ежегодно проводится традиционный праздник «День Птиц», «Золотая осень».
С удовольствием принимают участие в проектной деятельности школы, класса.
С помощью родителей ребята изготовили и повесили 17 кормушек и 4 скворечника. Суть проекта в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. В процессе дети наблюдали за взаимоотношениями разных видов, делали выводы.
С учащимися класса была проведена исследовательская деятельность по теме «Использование вторичного сырья». В данной работе дети рассказали, что можно сделать из пластиковых бутылок, фантиков от конфет и т.д.
На основании проделанной работы, хочу сделать вывод, что развитие экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.
Зобнина Лариса Васильевна
МБОУ СОШ №11, учитель начальных классов
Муниципальное образование Усть-Лабинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Заявка на публикацию статьи
Название статьи | |
Ф.И.О | Зобнина Лариса Васильевна |
Место работы, должность | МБОУ СОШ №11 ст.Кирпильская Усть – Лабинский район учитель начальных классов |
Муниципальное образование | Муниципальное образование Усть-Лабинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 |
Е-mail | |
Телефон | 8-918-256-84-46 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...
Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» ...
«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....
Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...
Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".
Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....
Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры младших школьников"
Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе. Кризисе финансовом. Но куда более страшен криз...
Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»
Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...