Консультация для воспитателей «О закаливании детей в детском саду».
консультация по зож по теме

Хроль Лариса Степановна

Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «О закаливании детей в детском саду».

Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в течение года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.

Однако такая система закаливания в дошкольном учреждении при наличии ограниченного штата персонала, с одной стороны, и достаточно большого числа детей в группе - с другой, вызывает определенные трудности. Поэтому предпочтение надо отдавать подгрупповым методикам, позволяющим одновременно охватывать всех детей группы при наименьшей занятости персонала.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в
течение всего времени пребывания ребенка в яслях или детском саду. Для этого
необходимы:
        

  • четкая организация теплового и воздушного режима в помещении ("температурная" гигиена);
  • рациональная, не перегревающая одежда детей;

  • соблюдение режима прогулок во все времена года (4-5 часов в день при 1° воздуха до 15-20°);
  • сон при открытых фрамугах;
  • гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав и др.);
  • хождение босиком в группе (при температуре пола + 18°) и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

Кроме того, необходимы и специальные меры закаливания:

  • воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой по гальке;
  • контрастные воздушные ванны (циклические беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима — из "холодной" комнаты в "теплую" и обратно с увеличением контраста температуры от + 3-4° до + 13-14°) в комплексе с дыхательной гимнастикой и методами рефлексотерапии;
  • контрастное обливание ног (+ 36° — + 26° — + 36°) в комплексе с профилактическим массажем стоп;
  • контрастные водные процедуры (бассейн — душ — бассейн) с увеличением контраста температур и др.

Рекомендации по проведению закаливающих процедур должен давать врач, отмечая их в "Журнале здоровья", индивидуальном для каждой возрастной группы в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием детей.

Следует помнить, что при чрезмерном превышении интенсивности закаливающих процедур можно допустить срывы адаптации, проявляющиеся в ухудшении состояния здоровья и самочувствия ребенка. Поэтому при работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

-        осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров;

  • недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии - у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
  • тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
  • интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно (от щадящих к более интенсивным), с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
  • систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю);
  • комплексное использование всех природных факторов.

В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим можно использовать следующую памятку для воспитателей:

  • обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна;
  • первыми за обеденный стол сажать детей с ослабленным здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель;
  • проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры воздуха на 3-5 градусов;
  • для быстрого засыпания детей использовать элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий — с наблюдения, спокойных игр и т.д.. Необходимо учить воспитателей определять признаки утомления у детей по окраске кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Причем, для того, чтобы дети не перегревались и не простуживались, следует организовывать выход на прогулку подгруппами, а ее длительность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями.

Функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения на свежем воздухе в различных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры и развлечения. Причем, на каждые две недели желательно иметь 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе:

  • для хорошей погоды (по сезону);
  • на случай сырой погоды;
  • на случай порывистого ветра.

Однако какой бы вариант физических упражнений ни был выбран, он обязательно должен включать оздоровительный бег, подвижные игры и свободную деятельность детей на спортивных снарядах и физкультурном оборудовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей в детском саду

Описывается процесс адаптации детей в детском саду, говорится о том, как можно помочь ребенку пережить адаптацию....

Лего конструирование для детей в детском саду

Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей и объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, ...

Методика нетрадиционного закаливания криотерапия в детском саду.

Криотерапия – одна из нетрадиционных методик здоровьесберегающих технологий, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладае...

Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....

Консультации для воспитателей "Коллективное художественное творчество в детском саду ,как важный инструмент нравственно эстетического воспитания детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно эстетического воспитания детей дошкольного возраста"...