Программа "Разговор о правильном питании"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Правильное питание – это основа здоровья людей. В наше время эта проблема очень актуальна, т.к. родители и дети уделяют этому мало внимания. Поэтому занятия по программе «Разговор о правильном питании» необходимы. Нам нравится заниматься по этой программе, она полезна детям и родителям. Родителя нашего класса принимают активное участие в ее реализации: проводят игры, организуют походы, различные экскурсии, помогают организовывать внеклассные мероприятия. И без коллективной деятельности учащихся здесь не обойтись, т.к. это основная форма внеклассной работы. Родители для детей являются первыми помощниками.
Благодаря такой работе, когда привлекаются и дети, и родители идёт сплочение коллектива, а родители отмечают, что в семьях улучшился микроклимат, исчезли проблемы. Родители и дети с желанием принимают участие в программе по правильному питанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_o_pravilnom_pitanii.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы работы по реализации выбранной части программы
Основные задачи программы «Разговор о правильном питании»:
Воспитательные:
- развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Образовательные:
- формировать и развивать представления детей о ценности здоровья, укреплять и заботиться о собственном здоровье;
- расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;
- формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
Развивающие:
- развивать кругозор, интерес к познавательной деятельности, способствовать развитию умения работать сообща, согласовывая свои действия.
План реализации программы «Разговор о правильном питании».
Реализация программы, «Разговор о правильном питании», является одним из звеньев в цепочке решения проблем формирования ценности здорового образа жизни у школьников, что соответствует современным задачам образования. В нашей школе программа реализуется с 2011 года, как система основного и дополнительного образования.
Разговор о правильном питании" - уникальная модульная образовательная программа для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья. Рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Разработка программы была осуществлена в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования - ведущем научном учреждении в России, занимающемся вопросами развития детского организма, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Руководитель авторского коллектива - директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М.М. Безруких.
М.М. Безруких предлагает в увлекательной игровой форме знакомить детей с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Рабочая программа рассчитана на 15 учебных часов и предназначена для учащихся 1 классов.
Программа соответствует возрастным, физиологическим и психологическим особенностям детей:
- базируется на данных научных исследованиях в области питания детей;
- отражает проблемы связанные с организацией питания детей;
- цели и задачи определяются с учетом сведений, суждений и навыков, которые уже приобретены жизненным опытом детей;
- предусматривает участие в реализации программы родителей учащихся;
- отражает традиции питания народов России и других стран.
Сроки реализации каждой темы программы предполагают выбор педагога с учетом важности темы и заинтересованности школьников. Темы могут быть интегрированы в
уроки чтения , физкультуры, окружающего мира, ИЗО.
Пояснительная записка
В современной образовательной практике возрастает значение проблемного, исследовательского, развивающего обучения, потому, как в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной учебной деятельности учащихся. Признанными подходами выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем; проектные формы организации обучения.
Данная программа рассчитана на детей начальной школы. Она предназначена для внеурочной деятельности «Правильное питание- залог здоровья», со сроком реализации 1 год. Программа поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения, т.к. знакомит с основой проектно-исследовательской деятельности, поэтапностью работы над проектом – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Преимущество программы в том, что она совмещает работу одновременно двух направлений: учебное - проектная деятельность и воспитательно-образовательное – знакомство с основами рационального питания. Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Примерное планирование занятий позволит детям в игровой форме познакомиться с разнообразием продуктов питания, их составом и пользой для организма, научиться планировать контролировать свой рацион, планировать и анализировать свои действия, самостоятельно получать знания из дополнительных источников информации.
Цель программы
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития; формирование представления о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей младших школьников;
- Развитие познавательных способностей младших школьников;
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимых для проведения самостоятельных исследований при работе над проектом;
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- Формирование общеучебного универсального действия – рефлексии, т.е. осознание учащимися всех компонентов учебной деятельности: учебной задачи, целей учебной деятельности (что надо делать и для чего)
- Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Принципы построения программы:
Возрастные особенности детей;
Интерес детей к исследованию, творчеству, желание что-то узнать и сделать самому.
Тематическое планирование реализации программы «Разговор о правильном питании»
№ | Форма занятия | Тема занятия | Тема по программе | Примечание |
1. | Физкультура (урок)
| «Твой организм» | «Если хочешь быть здоров » | Таблица органов пищеварения |
2. | Внеклассная работа |
«Здоровая пища для всей семьи» | «Самые полезные продукты»
| Презентация |
3. | Окружающий мир (урок)
| «Гигиена человека» | «Как правильно есть» | Игра «Законы питания» |
4. | Окружающий мир (урок)
| «Режим дня» | «Удивительные превращения пирожка» | Циферблат часов |
5. | Классный час | «Каши разные нужны – каши разные важны» |
«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной» | Виды круп |
6. | Изо (урок)
| «Пшеничное поле» | «Плох обед, если хлеба нет» | Гуашь, кисть |
7. | Внеклассное чтение (урок) | Э.Хогард «Мафин печёт пирог»
| «Время есть булочки» | Иллюстрации кондитерских изделий |
8. | Классный час | «Режим дня» | «Пора ужинать»
| Экскурсия в школьную столовую |
9. | Изо (урок)
| «Природа проснулась» | «Где найти витамины весной» | Аппликация из цветной бумаги |
10. | Окружающий мир (урок)
| «Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?»
| «На вкус и цвет товарищей нет» | Цветные карандаши |
11. | Окружающий мир (урок) | «Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит?» | «Как утолить жажду» | Игра «Музей Воды» |
12. |
Физкультура (урок) | «Твой организм»
| «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» | Экскурсия в спортивную школу |
13. |
Окружающий мир (урок) | «Почему надо есть много овощей и фруктов» | «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты» | Иллюстрации овощей и фруктов |
14. | Изо (урок)
| «Осень – пора плодородия» | «Всякому овощу - свое время» | Гуашь, кисть |
15. | Изо (урок)
| «Урожай нашего сада» | «Праздник урожая» | Аппликация из цветной бумаги |
Роль социума в реализации программы «Разговор о правильном питании»
Формы и направления педагогической работы.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Программа реализуется через комплекс мероприятий, направленных на формирование элементарной грамотности и компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах здорового питания.
Основные методы обучения:
- фронтальный метод;
- групповой метод;
- практический метод;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- игровой метод;
- соревновательный метод;
- активные методы обучения.
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
- чтение и обсуждение;
- экскурсии на пищеблок школьной столовой, в спортивную школу;
- встречи с интересными людьми;
- практические занятия;
- творческие домашние задания;
- конкурсы (рисунков и плакатов на тему правильного питания, рассказов и т.д.);
- сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
- родительских собраний, круглых столов, семинаров;
Название организационной формы конкурсной работы | Презентация |
Где была реализована конкурсная работа | Внеклассная работа |
Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать | Образовательные: 2) Познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека; 3) Учить правильно выбирать и приобретать продукты; 4) Формирование навыков сотрудничества; Воспитательные задачи: 5) Развивать интерес к правильному и здоровому питанию; 6) Воспитывать в детях культуру правильного питания; 7) воспитывать чувство коллективизма, желание помочь товарищу;
|
В чем заключается новизна и оригинальность конкурсной работы | Использование презентации, в ходе которой дети совершили путешествие в Город продуктов Подводя итог занятия, учитель раздаёт листовки, которые подскажут детям и родителям, ка правильно питаться. |
Классный час в 1 классе
«Самые полезные продукты»
Цель:
- Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
- Научить детей выбирать самые полезные продукты.
Ход мероприятия:
Учитель: Для чего человеку нужна еда? (Слайд №3) (Учащиеся дают ответ)
Ученик: (Слайд №4)
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Учитель: А что значит, по-вашему, правильно питаться? (Слайд №5) (Учащиеся дают ответ). Как питаетесь вы? Какие продукты вы любите? (Ответы детей)
Какие же продукты самые полезные для нашего здоровья? (Ответы детей)
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие и побываем в Городе продуктов, узнаем о том, какие продукты самые полезные. (Слайд №6) Но, чтобы попасть в этот город, мы должны с вами перейти через речку. (Слайд №7)
Только вот беда, мостик сломался. Но мы можем его починить, расположив в правильной последовательности следующие слова:
Обед, ужин, полдник, завтрак.
Что ж, с этим заданием вы справились, и вот мы у ворот Города продуктов. (Слайд №8)
Но прежде чем туда войти, мы должны с вами узнать, кто же там живёт. А кто здесь живёт, вы, конечно же, уже догадались. Здесь живут продукты, которые мы употребляем в пищу. (Слайд №9)
В этом городе три улицы: Зелёная, Жёлтая и Красная.
На Зелёной улице живут продукты, которые можно и нужно есть каждый день.
На Жёлтой – продукты, которые можно есть в небольших количествах ежедневно или не каждый день.
А на Красной улице – продукты, которые не следует есть часто.
А теперь давайте войдём в город и познакомимся с его жителями.
Зелёная улица. (Слайд №10) Здесь проживают
- Молочные продукты
- Рыба
- Мясо
- Овощи
- Фрукты
- Хлеб
- Растительное и сливочное масло.
На Жёлтой улице (Слайд №11) мы встретим
- Сметану
- Яйца
- Сыр
- Сосиски
- Орехи
- Ягоды.
А на Красной улице (Слайд №12) -
- Торт
- Газировка
- Копчёные колбасы
- Конфеты.
Вместе с нами путешествовали по городу Лягушонок Ква, Цыплёнок Пик и Щенок Гав (Слайд №13)
И вот что они хотят нам рассказать.
Лягушонок: (Слайд №14) Я гулял по Зелёной улице и видел, что там проживают такие продукты: хлеб, копчёная колбаса, творог, овощи, мясо.
Учитель: Ребята, как вы считаете, не ошибся ли Лягушонок. Нет ли среди этих продуктов лишних? (Лишняя копчёная колбаса – этот продукт надо есть редко, а все остальные нужно есть каждый день)
Цыплёнок: (Слайд №15) А я побывал на Жёлтой улице и там встретил сметану, сыр, яйца, торт и орехи.
Учитель: Всё ли здесь верно?
Щенок: (Слайд №16) На Красной улице я встретил газировку, конфеты, молоко, копчёные колбасы.
Учитель: Что же здесь лишнее, ребята?
Учитель: А сейчас мы вышли на главную площадь этого города. Перед нами Скатерть-самобранка. (Слайд №17) Здесь собрались многие продукты. Все они спорят между собой и не могут никак решить, кто же из них самый полезный. Помогите им разрешить этот спор. (Ответы детей)
Какие из этих продуктов вы бы пригласили к себе на завтрак, обед, полдник, ужин?
Учитель: (Слайд №18) А нам уже пора возвращаться. Но чтобы вернуться назад, давайте подведём итоги нашего путешествия. (Слайд №19) Какие же продукты самые полезные? Что надо есть на завтрак, на обед, на ужин?
Учитель: Понравилось вам наше путешествие? Запомните, что правильное питание – залог здоровья. (Слайд №20) А на память о нашем уроке я хочу подарить вам вот такие листовки, которые подскажут вам и вашим родителям, как правильно питаться. (Слайд №21)
Я же хочу пожелать вам крепкого здоровья, а для этого надо всегда выполнять правила здорового питания, о которых мы сегодня говорили. Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что-то хорошее.
Участие родителей в реализации программы «Разговор о правильном питании»
Правильное питание – это основа здоровья людей. В наше время эта проблема очень актуальна, т.к. родители и дети уделяют этому мало внимания. Поэтому занятия по программе «Разговор о правильном питании» необходимы. Нам нравится заниматься по этой программе, она полезна детям и родителям. Родителя нашего класса принимают активное участие в ее реализации: проводят игры, организуют походы, различные экскурсии, помогают организовывать внеклассные мероприятия. И без коллективной деятельности учащихся здесь не обойтись, т.к. это основная форма внеклассной работы. Родители для детей являются первыми помощниками.
Благодаря такой работе, когда привлекаются и дети, и родители идёт сплочение коллектива, а родители отмечают, что в семьях улучшился микроклимат, исчезли проблемы. Родители и дети с желанием принимают участие в программе по правильному питанию.
Оценка эффективности конкурсной работы.
Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации занятий.
Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, карт
и быстрота, удобства их воспроизведения.
Используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамических процессов.
С помощью заголовков на каждом слайде можно дать возможность следить за ходом изложения материала.
Сэкономит время для другой деятельности на уроке, для использования других педагогических технологий. Можно использовать разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом.
Итак, мультимедийная презентация - это наглядность, быстрота, удобство, привлекательность для детей, поддержка эмоционального настроя, облегчающая восприятие и запоминание представленного материала, возможность акцентировать внимание на важных моментах занятия.
Источники информации
1.Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» Безруких М.М.,
М.: «Олма Медиа Групп», 2008г.
2.Методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., М.: «Олма Медиа Групп», 2009г
3.«Книга о вкусной и здоровой пище»- М.: «Эксмо - Пресс», 2008г.
4.Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2006
5.Сайты иллюстративного материала :
detskie_kartinki_Produkty_pitanija.html
receptpoisk.ru/
6. Сушанский А.Г., Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания. Т. I, II. - СПб.: «Издательский Дом “Нева”»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
7. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. - Минск, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"
Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...
Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"
С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...
«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».
Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...
«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»
Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...
Питайся правильно! Используемая часть программы «Разговор о правильном питании» Стаж работы в программе 5лет.
Из опыта работы классного руководителя ....
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»
Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...