" Каша- пища наша"
план-конспект урока по зож (3 класс) по теме

Трушкова Лариса Николаевна

Данный урок способствовует  расширению, углублению и   закреплению знаний  о традиционном русском каше  – каше, как обязательном компоненте здорового образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kasha-_pishcha_nasha.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

«КАША - ПИЩА НАША»

Цель: способствовать расширению, углублению и   закреплению знаний  о традиционном русском каше  – каше, как обязательном компоненте здорового образа жизни.

Задачи:

1. Способствовать расширению, углублению и   закреплению знаний  о каше, злаковых растениях.

2. Создать условия для развития у детей   познавательных  и творческих способностей, мышления, речи.

3. Стимулировать осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, воспитывать уважение  к культуре своего народа, его традициям.

Оборудование: презентация, толковый словарь русского языка, карточки для игры «Сам себе кашевар», таблички с пословицами.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Упражнение «Гора»
  2. Повторение пройденного материала.

      Мы продолжаем идти по пути здоровья, и говорить о  питании. Давайте вспомним и  обобщим то, что мы уже знаем.  А поможет нам в этом народная мудрость.  Я называю   пословицы, но не полностью, а только их первую часть. Продолжите их:

Мы живем не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить,  смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Кто долго жует, тот долго живет.

Помните, пищу необходимо тщательно пережевывать.

Овощи и фрукты - витаминные продукты.

Если хочешь быть здоров,

Не бояться докторов

Кушай  овощи и фрукты –

Витаминные продукты.

Каша – пища наша.

  1. Введение в тему 

Сегодня мы с вами поговорим о традиционном русском блюде – каше.

- А знаете, как каша приходит к нам на стол?

Послушайте сказку

 ( слайд колосок пшеницы)

- Я расскажу вам о приключениях зернышка. Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил. В нем стало много зернышек. Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу.

На доске записаны слова из сказки: «колос», «зерна», «крупу», «кашу», «варят», «получают» «выращивают», «из».
- Все перепуталось!

 - Давайте правильно разложим карточки с этими словами. (Из зерна выращивают колос, получают крупу, варят кашу)
 Работа с словарем.

Каша – кушанье из вареной  или запаренной крупы

4. Изучение нового материала

    Праматерью хлеба величают её в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша».

   В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины-гречишницы 26 июня. В этот день просили хорошего урожая. А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру.Свадебный  пир на Руси так и называли «кашей».  Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь». Выражение дошло до наших дней. Про кого мы так говорим?

- Почему же такой почет каше?

- Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Дает нашему организму энергию, чтобы двигаться, хорошо мыслить и не уставать. И поэтому начинать свой день необходимо с каши.

    5. Работа в тетради «Лучший знаток каш».

- Ребята, а вы любите каши?

А какие каши знаете вы? Давайте, выявим лучшего знатока каш. Я даю вам минуту, чтобы вы записали как можно большое количество  названий каш у себя в тетрадке. Проверяем.

6.Физкультминутка   «Сорока – ворона кашу варила»

7.Чем же полезны каши? Это мы узнаем из презентации.

8.Сам себе кашевар

Помните, у Носова есть рассказ, в котором мальчики варили кашу.

Какую кашу они варили?

-Что у них получилось?

Давайте и мы попробуем сварить кашу. А вот, что для этого нужно вы узнаете из загадок:

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест, похвалит.

(гречка)

-Но кашу из одной крупы не приготовишь.

Меня одну не едят

И без меня не едят.

На воду упала-

И сразу пропала.

(соль)

-Ее тоже нужно обязательно добавлять в кашу.

Я бел, как снег,

В чести у всех.

И нравлюсь вам

Во вред зубам.

 (сахар)

И его добавляют в кашу.

Белое, а не вода,

Сладкое, а не мед.

От буренушки берут,

Деточкам дают.

 (молоко)

Нужно масло.

Знаете такую пословицу: «Кашу маслом не испортишь»?  Масло делает вкус каши более мягким, нежным.

-Давайте, еще раз перечислим продукты, необходимые для приготовления каши.(…)

Установи последовательность действий:

-А какую крупу мыть нельзя? (манную, ячневую…- т.к. они молотые)

-При варке каш важно соблюдать меру крупы и меру жидкости. Для каждой каши свои соотношения.

1:2 гречневая каша 1 стакан крупы и 2 стакана воды (молока)

2:3 рисовая каша

-Теперь мы знаем, как сварить кашу, и, какие продукты для этого необходимы.

-Можно чуть-чуть пофантазировать и представить себе, что мы сварили кашу. Но чтобы она понравилась всем, нужно сделать ее еще более вкусной и привлекательной.

_Что можно добавить в кашу? (различные добавки: изюм, орешки, семечки, варенье, яблоко и даже дольки апельсина.

 Каша вам сразу улыбнется-станет очень вкусной и полезной!

9.Игра «Продолжи пословицу».

- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе и каше. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных – продолжение.

«Хороша каша, да мала чашка»

«Кашу маслом не испортишь»

«Что за обед, коли каши нет»

10. Итог занятия: о каком полезном продукте мы сегодня говорили? (…)Для чего необходимо есть кашу?(…)Из каких продуктов можно приготовить кашу?(…)

Домашнее задание «Реклама каши» (составить рекламу каше, вспомнить значение каши, похвалить ее).

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Каша-пища наша"

В деятельности учащихся младших классов имеет огромную роль эмоциональный настрой ребят. В ходе проведения деловых игр в начальных классах поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное на...

Каша - пища наша!

Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся начальных классов. Цели и задачи:1.Расширение знаний детей о правильном  питании, направленных на сохранение и укрепление зд...

Презентация проекта " Каша - пища наша".

Презентация проекта " Каша-пища наша" выполнена учащимися  в группе продлённого дня....

Хлеб и каша-пища наша

Классный час и презентация...

Хлеб и каша- пища наша

Хлеб и каша- пища нашаРазработка занятия по правильному питанию в 4 – классе Цель: расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;сформировать представление детей о мног...

"Хлеб да каша-пища наша".

расширить  знания  детей о  полезности  продуктов,  получаемых  из  зёрен;сформировать  представление  детей  о  многообразии  ассортимента ...

Хлеб да каша - пища наша

          Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;            сформировать представлен...