Самоуправление в начальной школе
методическая разработка по зож (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа детского самоуправления в
Начальной школе
«Солнечный город»
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ГОШИ «ОШИ ООО №1» г. Воркуты
Добрина Оксана Юрьевна
Пояснительная записка
Детский коллектив – это маленькое государство, в котором необходимо построить жизнь так, чтобы каждый ученик – гражданин чувствовал необходимость свою и нужность другого.
Как часто можно услышать от детей: «Я умею». «Я сам». Но, как правило, взрослые мало прислушиваются к тому, что говорит малыш. Им удобнее все делать за него, ощущать свою власть и значимость. Пока ты ребенок – ты моя собственность. А потом, когда дитя вырастет, упреки в неумении посыплются на него со всех сторон. Всему нужно учить в детстве. Самостоятельность – прекрасная черта характера маленького человека. Наша задача не подавлять ее, а развивать и совершенствовать.
Одним из основных принципов деятельности ученического коллектива является самоуправление. Роль его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса, а далее – школы. Младшие школьники учатся выполнять порученное дело ответственно, вырабатывают в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель контролирует участие детей в выполнении общественных поручений, поощряет инициативу, самостоятельность. Нельзя отчитывать за невыполненное задание, нужно попытаться еще раз объяснить значимость его, помочь, если нужно, при выполнении.
Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, которые условно можно обозначить как «со» и «само»:
Наряду с общим развитием самоуправления класса, важно развитие активности всех его членов, возложение полномочий и смена лидеров в их разноплановой деятельности. Основой саморазвития активности учащихся является самоактивизация, саморегулирование, самоконтроль.
Основные виды самоуправления в классе:
- Выбор актива класса, распределение поручений
- Художественная творческая групповая деятельность
- Привитие основ физической культуры и спорта
- Сохранение здоровья и пропаганда здорового образа жизни
- Трудовая деятельность: дежурство по классу, в столовой, генеральные уборки, ремонт мебели и т.д.
- Подготовка праздничных мероприятий: утренников, спектаклей и т.д.
- Издание рукописных журналов, стенных газет и т.п.
Игра является основным видом деятельности ребят, пришедших в школу. Они играют и на уроках, и на переменах. Поэтому и к такому важному делу, как самоуправление, я тоже шла через игровую деятельность. Основная идея была взята из книги И.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», с отрывками из которой мы знакомились на уроках чтения в 1-м классе.
Весь класс – это большой Солнечный город, в котором живут ученики – малышки и коротышки. Дети сами выбирали, кем они будут – Знайкой, Пилюлькиным или Медуницей, Винтиком или Шпунтиком, Тюбиком, Гуслей, Незнайкой, Цветиком и т.д. Имя и род деятельности каждого героя определяли поручение каждого ученика.
Литература:
В.П.Сергеева «Классный руководитель в современной школе»
Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя»
Подпрограммы воспитательной работы классного руководителя (учителя начальных классов)
Добриной О.Ю.
- «Знайка» (учебный сектор)
Цели:
Формирование положительной мотивации к учению, развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей ребят, воспитание ответственного отношения к учебной деятельности.
Задачи:
- Диагностика уровня умственного развития учащихся;
- Создание условий для признания авторитета знаний;
- Пропаганда положительного успеха в обучении;
- Предупреждение негативного отношения к учёбе, организация помощи неуспешным детям;
- Обучение проведению познавательных игр и тренингов;
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
Основные формы работы.
- Тестирование учащихся;
- Наблюдение за отношением учащихся к учёбе;
- Выбор актива и состава учебного сектора;
- Оформление итогов рейтинга «Мои удачи»;
- Работа «Книжкиной больницы»;
- Составление классной библиотеки;
- Изготовление наглядных пособий и раздаточного материала;
- Организация познавательных экскурсий и поездок;
- Проведение интеллектуальных игр, конкурсов и соревнований по примеру телевизионных передач;
- Проведение классных часов «Учись учиться»;
- Проведение беседы тематических праздников;
- Организация посещения школьных познавательных кружков и клубов
- «Незнайка» (сектор дисциплины и порядка)
Цели: знакомство с моральными и этическими нормами; знакомство с правами и обязанностями ученика; правовое просвещение учащихся; формирование нравственных ценностей; привитие навыков культуры поведения; профилактика правонарушений и девиантного поведения учащихся.
Задачи:
- Диагностика уровня правовых знаний учащихся, выработанных в семье этических и культурных навыков;
- Формирование сознательной дисциплины и навыков взаимоотношений учащихся в коллективе;
- Пропаганда высоких нравственных и этических норм;
- Обучение правильным формам разрешения конфликтных ситуаций;
- Формирование толерантности во взаимоотношениях учащихся.
Основные формы работы.
- Тестирование, беседы, наблюдение;
- Проведение ситуационных классных часов по данной проблеме;
- Тематические игры, просмотр фильмов, чтение книг с последующим обсуждением;
- Организация дежурства в классе и деятельности учащихся на переменах;
- Ведение тетради «Дисциплины и порядка» с последующим обсуждением ситуаций;
- Встречи с участковым инспектором и инспектором по делам несовершеннолетних с целью правового просвещения.
- «Винтик и Шпунтик» (трудовой сектор)
Цели: трудовое воспитание; формирование навыков самообслуживания и трудовой деятельности; привитие любви к труду; воспитание аккуратности, бережного отношения к школьному имуществу.
Задачи:
- Выявление уровня трудовых навыков и навыков самообслуживания;
- Формирование новых трудовых умений;
- Поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и в кабинете;
Основные формы работы
- Организация дежурства учащихся в классе;
- Проведение генеральных уборок в кабинете и субботников на прилегающей территории двора школы;
- Изготовление поделок и подарков мамам, папам и именинникам, новогодних игрушек;
- Организация выставок прикладного творчества;
- Изготовление наглядных пособий и раздаточного материала;
- Проведение конкурсов, соревнований по данной тематике;
- «Доктор Пилюлькин» (сектор «Здоровья»)
Цели: знакомство учащихся с санитарными нормами и нормами здорового образа жизни; привитие навыков ЗОЖ; воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью других, формирование стремления к сохранению здоровья.
Задачи:
- Знакомство с уровнем знаний учащихся о собственном организме и отношением детей к своему здоровью;
- Просвещение учащихся в области здоровьесбережения и ЗОЖ;
- Раскрытие, развитие физических и соматических возможностей организма учащихся.
Основные формы работы.
- Тестирование, диагностика учащихся;
- Медицинский осмотр, знакомство с медицинской картой ребёнка с целью выявления состояния здоровья и возможностей организма ребёнка;
- Организация деятельности санитарного поста в классе:
- Санитарный осмотр учащихся;
- Контроль за состоянием шкафчиков, умывальных принадлежностей, наличием гигиенических принадлежностей в санитарной комнате;
- Выпуск санитарного бюллетеня;
- Контроль за санитарным состоянием кабинета, рабочих мест учащихся.
- Организация отдыха на перемене;
- Обеспечение учащихся питьевой водой в течение учебного дня;
- Проведение витаминотерапии и фито-чаепитий в весенний и осенний период;
- Проведение тематических лекций, бесед и праздников, посвящённых здоровью;
- Организация выставок рисунков и плакатов по пропаганде ЗОЖ;
- Проведение декадников по ПДТТ и безопасности;
- Участие в школьных Днях здоровья;
- Профилактические мероприятия по предупреждению табакокурения.
- «Гунька» (сектор физической культуры и спорта)
Цели: знакомство учащихся с требованиями физической культуры развитие физкультурных умений и навыков; привитие интереса и любви к физической культуре и спорту.
Задачи:
- Ознакомление учащихся со спортивными секциями и клубами в городе и школе;
- Организация посещения учащимися спортивных секций и клубов;
- Пропаганда физической культуры и спорта;
- Привитие потребности в активном образе жизни и занятием спортивной деятельностью;
- Формирование силы, ловкости, выносливости;
- Привитие этики физкультурника и спортсмена.
Основные формы работы.
- Экскурсии в различные спортивные учреждения, секции, клубы;
- Заочное знакомство и встречи с известными спортсменами страны и города;
- Физкультурное просвещение: ознакомление учащихся с возможностями здорового организма, с физиологическими особенностями подростков и возможностями оздоровления через физкультуру и спорт.
- Ознакомление учащихся с различными видами спорта, спортивными соревнованиями в школе, городе, стране, мире;
- Организация и проведение тематических классных часов, соревнований, праздников: «Весёлые старты», «Юный пешеход», «Путешествие в страну «Здоровейку»;
- Проведение оздоровительных прогулок и туристических походов;
- Мониторинг занятости детей в спортивных клубах и секциях;
- Выпуск «Спортивного альманаха»;
- «Стекляшкин» (сектор краеведения и экологии)
Цели: знакомство с родным городом и его окрестностями, заповедниками и заказниками, экологической тропой; привитие интереса к истории родного края к его природе, воспитание любви к малой родине, формирование понимания потребности охраны окружающей среды; сохранения растительного и животного мира.
Задачи:
- Разработка и внедрение мероприятий нацеленных на формирование патриотизма, экологическое просвещение учащихся;
- Формирование ценностных ориентаций через увлекательные формы активности;
- Привитие учащимся навыков природоохранной и краеведческой деятельности;
- Формирование хозяйского отношения к родному городу и его природе.
Основные формы работы.
- Лекции, беседы об истории родного края, своеобразие природного ландшафта, флоры и фауны;
- Прогулки и экскурсии в природу, посещение исторических мест, заказников, заповедника;
- Ведение «Дневников наблюдения за природой»;
- Озеленение класса и уход за комнатными растениями;
- Организация «Живого уголка» и забота о животных;
- Тематические выставки фотографий рисунков и растений;
- Классный праздник: «Братья ниши меньшие»
- Участие в городском празднике «День Земли»;
- Посещение городского Музея экологии и краеведения, школьного музея по данной тематике;
- Оформление выставки экологического рисунка;
- Участие в городском конкурсе экологического рисунка;
- Подготовка классной комнаты к смотру кабинетов;
- Организация сбора информации о флоре и фауне родного края во время походов.
- «Тюбик, Гусля и Цветик» (сектор нравственно- эстетического воспитания, организации досуга и творчества)
Цели: создание условий для гармонического развития личности каждого ребёнка; его творческих способностей и для самореализации; формирование высоких нравственных ценностей; привитие навыков культуры; развитие эстетического вкуса.
Задачи:
- Организация социально одобряемой творческой деятельности учащихся;
- Выявление интересов и возможностей каждого ребёнка;
- Разработка и внедрение мероприятий, направленных на возможность самовыражения каждой личности в коллективе;
- Стремление к нравственной и эстетической направленности каждого мероприятия.
Основные формы работы.
- Тестирование, диагностика, направленные на изучение интересов ребёнка;
- Наблюдение, собеседование с учащимися и их родителями с целью выявления творческих способностей учащихся;
- Организация занятости учащихся в кружках и клубах;
- Контроль за посещением кружков и клубов учащимися;
- Проведение творческих конкурсов, выставок;
- Проведение концертов, утренников, праздников, посвящённых ,Дню именинника», «Дню учителя», «Новому году», «Дню защитника Отечества», «Международному женскому дню».
- Участие в городском творческом фестивале «Пущинская весна»;
- Организация и проведение конкурсов, юных художников, поэтов, чтецов, музыкантов;
- Оформление классных стенных газет и классного уголка;
- Посещение творческих выставок , концертных, цирковых программ и спектаклей;
- Коллективный просмотр кино-и видиофильмов с последующим обсуждением;
- Связь со школьной и городскими библиотеками, организация и проведение библиотечных уроков;
- Коллективное обсуждение прочитанных книг;
- Конкурсные игры по страницам телевизионных передач;
- Коллективно-творческие дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель ученического самоуправления в начальной школе.
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...
Модель ученического самоуправления в начальной школе
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...
Самоуправление в начальной школе.
Один из способов организации самоуправления в начальной школе....
САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)
Эта статья рассказывает об организации основ самоуправления в начальных классах....
Организация самоуправления в начальной школе
Дети учатся управлять своей жизнью...
Самоуправление в начальной школе
Самоуправление во втором классе....
Особенности самоуправления в начальной школе
Современная педагогическая практика требует поиска эффективных путей формирования у школьников знаний и умений управлять собой, своей жизнью. При наличии определенных организационн...