Самоуправление в начальной школе
методическая разработка по зож (1 класс) на тему

Добрина Оксана Юрьевна

программа самоуправления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solnechnyy_gorod.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Программа детского самоуправления в

Начальной школе

«Солнечный город»

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ГОШИ «ОШИ ООО №1» г. Воркуты

Добрина Оксана Юрьевна

Пояснительная записка

Детский коллектив – это маленькое государство, в котором необходимо построить жизнь так, чтобы каждый ученик – гражданин чувствовал необходимость свою и нужность другого.

Как часто можно услышать от детей: «Я умею». «Я сам». Но, как правило, взрослые мало прислушиваются к тому, что говорит малыш. Им удобнее все делать за него, ощущать свою власть и значимость. Пока ты ребенок – ты моя собственность. А потом, когда дитя вырастет, упреки в неумении посыплются на него со всех сторон. Всему нужно учить в детстве. Самостоятельность – прекрасная черта характера маленького человека. Наша задача не подавлять ее, а развивать и совершенствовать.

Одним из основных принципов деятельности ученического коллектива является самоуправление. Роль его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса, а далее – школы. Младшие школьники учатся выполнять порученное дело ответственно, вырабатывают в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель контролирует участие детей в выполнении общественных поручений, поощряет инициативу, самостоятельность. Нельзя отчитывать за невыполненное задание, нужно попытаться еще раз объяснить значимость его, помочь, если нужно, при выполнении.

Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, которые условно можно обозначить как «со» и «само»:

Наряду с общим развитием самоуправления класса, важно развитие активности всех его членов, возложение полномочий и смена лидеров в их разноплановой деятельности. Основой саморазвития активности учащихся является самоактивизация, саморегулирование, самоконтроль.

Основные виды самоуправления в классе:

  • Выбор актива класса, распределение поручений
  • Художественная творческая групповая деятельность
  • Привитие основ физической культуры и спорта
  • Сохранение здоровья и пропаганда здорового образа жизни
  • Трудовая деятельность: дежурство по классу, в столовой, генеральные уборки, ремонт мебели и т.д.
  • Подготовка праздничных мероприятий: утренников, спектаклей и т.д.
  • Издание рукописных журналов, стенных газет и т.п.

Игра является основным видом деятельности ребят, пришедших в школу. Они играют и на уроках, и на переменах. Поэтому и к такому важному делу, как самоуправление, я тоже шла через игровую деятельность. Основная идея была взята из книги И.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», с отрывками из которой мы знакомились на уроках чтения в 1-м классе.

Весь класс – это большой Солнечный город, в котором живут ученики – малышки и коротышки. Дети сами выбирали, кем они будут – Знайкой, Пилюлькиным или Медуницей, Винтиком или Шпунтиком, Тюбиком, Гуслей, Незнайкой, Цветиком и т.д. Имя и род деятельности каждого героя определяли поручение каждого ученика.

Литература:

В.П.Сергеева «Классный руководитель в современной школе»

Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя»

Подпрограммы воспитательной работы классного руководителя (учителя начальных классов)

Добриной О.Ю.

  1. «Знайка» (учебный сектор)

Цели:

Формирование положительной мотивации к учению, развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей ребят, воспитание ответственного отношения  к учебной деятельности.

Задачи:

  • Диагностика уровня умственного развития учащихся;
  • Создание условий для признания авторитета знаний;
  • Пропаганда положительного успеха в обучении;
  • Предупреждение негативного отношения к учёбе, организация помощи неуспешным детям;
  • Обучение проведению познавательных игр и тренингов;
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

             Основные формы работы. 

  • Тестирование учащихся;
  • Наблюдение за отношением учащихся к учёбе;
  • Выбор актива и состава учебного сектора;
  • Оформление итогов рейтинга «Мои удачи»;
  • Работа «Книжкиной больницы»;
  • Составление классной библиотеки;
  • Изготовление наглядных пособий и раздаточного материала;
  • Организация познавательных экскурсий и поездок;
  • Проведение интеллектуальных игр, конкурсов и соревнований по примеру телевизионных передач;
  • Проведение классных часов «Учись учиться»;
  • Проведение беседы тематических праздников;
  • Организация посещения школьных познавательных кружков и клубов
  1. «Незнайка» (сектор дисциплины и порядка)

Цели:    знакомство с моральными и этическими нормами; знакомство с правами и обязанностями ученика; правовое просвещение учащихся; формирование нравственных ценностей; привитие навыков культуры поведения; профилактика правонарушений и девиантного поведения учащихся.

Задачи:

  • Диагностика уровня правовых знаний учащихся, выработанных в семье этических и культурных навыков;
  • Формирование сознательной дисциплины и навыков взаимоотношений учащихся в коллективе;
  • Пропаганда высоких нравственных и этических норм;
  • Обучение правильным формам разрешения конфликтных ситуаций;
  • Формирование толерантности во взаимоотношениях учащихся.

Основные формы работы. 

  • Тестирование, беседы, наблюдение;
  • Проведение ситуационных классных часов по данной проблеме;
  • Тематические игры, просмотр фильмов, чтение книг с последующим обсуждением;
  • Организация дежурства в классе и деятельности учащихся на переменах;
  • Ведение тетради «Дисциплины и порядка» с последующим обсуждением ситуаций;
  • Встречи с участковым инспектором и инспектором по делам несовершеннолетних с целью правового просвещения.

         

  1. «Винтик и Шпунтик» (трудовой сектор)

Цели:    трудовое воспитание; формирование навыков самообслуживания и трудовой деятельности; привитие любви к труду; воспитание аккуратности, бережного отношения к школьному имуществу.

Задачи:

  • Выявление уровня трудовых навыков и навыков самообслуживания;
  • Формирование новых трудовых умений;
  • Поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и в кабинете;

      Основные формы работы

  • Организация дежурства учащихся в классе;
  • Проведение генеральных уборок в кабинете и субботников на прилегающей территории двора школы;
  • Изготовление поделок и подарков мамам, папам и именинникам, новогодних игрушек;
  • Организация выставок прикладного творчества;
  • Изготовление наглядных пособий и раздаточного материала;
  • Проведение конкурсов, соревнований по данной тематике;

  1. «Доктор Пилюлькин»   (сектор «Здоровья»)

Цели:  знакомство учащихся с санитарными нормами и нормами здорового образа жизни; привитие навыков ЗОЖ; воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью других, формирование стремления к сохранению здоровья.

Задачи:

  • Знакомство с уровнем знаний учащихся о собственном организме и отношением детей к своему здоровью;
  • Просвещение учащихся в области здоровьесбережения  и ЗОЖ;
  • Раскрытие, развитие физических и соматических возможностей организма учащихся.

Основные формы работы.

  • Тестирование, диагностика учащихся;
  • Медицинский осмотр, знакомство с  медицинской картой ребёнка с целью выявления состояния здоровья и возможностей организма ребёнка;
  • Организация деятельности санитарного поста в классе:
  1. Санитарный осмотр учащихся;
  2. Контроль за состоянием шкафчиков, умывальных принадлежностей, наличием гигиенических принадлежностей в санитарной комнате;
  3. Выпуск санитарного бюллетеня;
  4. Контроль за санитарным состоянием кабинета, рабочих мест учащихся.
  • Организация отдыха на перемене;
  • Обеспечение учащихся питьевой водой в течение учебного дня;
  • Проведение витаминотерапии и фито-чаепитий в весенний и осенний период;
  • Проведение тематических лекций, бесед и праздников, посвящённых здоровью;
  • Организация выставок рисунков и плакатов по пропаганде ЗОЖ;
  • Проведение декадников по ПДТТ и безопасности;
  • Участие в школьных Днях здоровья;
  • Профилактические мероприятия по предупреждению табакокурения.

  1. «Гунька» (сектор физической культуры и спорта)

Цели:   знакомство учащихся с требованиями физической культуры развитие физкультурных умений и навыков; привитие интереса и любви к физической культуре и спорту.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся со спортивными секциями и клубами в городе и школе;
  • Организация посещения учащимися спортивных секций и клубов;
  • Пропаганда физической культуры и спорта;
  • Привитие потребности в активном образе жизни и занятием спортивной деятельностью;
  • Формирование силы, ловкости, выносливости;
  • Привитие этики физкультурника и спортсмена.

     Основные формы работы.

  • Экскурсии в различные спортивные учреждения, секции, клубы;
  • Заочное знакомство и встречи с известными спортсменами страны и города;
  • Физкультурное просвещение:                                                     ознакомление учащихся с возможностями здорового организма, с физиологическими особенностями подростков и возможностями оздоровления через физкультуру и спорт.
  • Ознакомление учащихся с различными видами спорта, спортивными соревнованиями в школе, городе, стране, мире;
  • Организация и проведение тематических классных часов, соревнований, праздников: «Весёлые старты», «Юный пешеход», «Путешествие в страну «Здоровейку»;
  • Проведение оздоровительных прогулок и туристических походов;
  • Мониторинг занятости детей в спортивных клубах и секциях;
  • Выпуск «Спортивного альманаха»;
  1.  «Стекляшкин» (сектор краеведения и экологии)

Цели:   знакомство с родным городом и его окрестностями, заповедниками и заказниками, экологической тропой; привитие интереса к истории родного края к его природе, воспитание любви  к малой родине, формирование понимания потребности охраны окружающей среды; сохранения растительного и животного мира.

Задачи:

  • Разработка и внедрение мероприятий  нацеленных на формирование патриотизма, экологическое просвещение учащихся;
  • Формирование ценностных ориентаций через увлекательные формы активности;
  • Привитие учащимся навыков природоохранной и краеведческой деятельности;
  • Формирование хозяйского отношения к родному городу и его природе.

      Основные формы работы.

  • Лекции, беседы об истории родного края, своеобразие природного ландшафта, флоры и фауны;
  • Прогулки и экскурсии в природу, посещение исторических мест, заказников,  заповедника;
  • Ведение «Дневников наблюдения за природой»;
  • Озеленение класса и уход за комнатными растениями;
  • Организация «Живого уголка» и забота о животных;
  • Тематические выставки фотографий рисунков и растений;
  • Классный праздник: «Братья ниши меньшие»
  • Участие в городском празднике «День Земли»;
  • Посещение городского Музея экологии и краеведения, школьного музея по данной тематике;
  • Оформление выставки экологического рисунка;
  • Участие в городском конкурсе экологического рисунка;
  • Подготовка классной комнаты к смотру кабинетов;
  • Организация сбора информации о флоре и фауне родного края во время походов.

  1. «Тюбик, Гусля и Цветик» (сектор нравственно- эстетического воспитания, организации досуга и творчества)

Цели:  создание условий для гармонического развития личности каждого ребёнка; его творческих способностей  и для самореализации; формирование высоких нравственных ценностей; привитие навыков культуры; развитие эстетического вкуса.

Задачи:

  • Организация социально одобряемой творческой деятельности учащихся;
  • Выявление интересов и возможностей каждого ребёнка;
  • Разработка и внедрение мероприятий, направленных на возможность самовыражения каждой личности в коллективе;
  • Стремление к нравственной и  эстетической направленности каждого мероприятия.

     Основные формы работы.

  • Тестирование, диагностика, направленные на изучение интересов ребёнка;
  • Наблюдение, собеседование с учащимися и их родителями с целью выявления творческих способностей учащихся;
  • Организация занятости учащихся в кружках и клубах;
  • Контроль за посещением кружков и клубов учащимися;
  • Проведение творческих конкурсов, выставок;
  • Проведение концертов, утренников, праздников, посвящённых ,Дню именинника», «Дню учителя», «Новому году», «Дню защитника Отечества», «Международному женскому дню».
  • Участие в городском творческом фестивале «Пущинская весна»;
  • Организация и проведение конкурсов, юных художников, поэтов, чтецов, музыкантов;
  • Оформление классных стенных газет и классного уголка;
  • Посещение творческих выставок , концертных, цирковых программ и спектаклей;
  • Коллективный просмотр кино-и видиофильмов с последующим обсуждением;
  • Связь со школьной и городскими библиотеками, организация и проведение библиотечных уроков;
  • Коллективное обсуждение прочитанных книг;
  • Конкурсные игры по страницам телевизионных передач;
  • Коллективно-творческие дела.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в начальной школе.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...

Модель ученического самоуправления в начальной школе

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...

Самоуправление в начальной школе.

Один из способов организации самоуправления в начальной школе....

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

Эта статья рассказывает об организации основ самоуправления в начальных классах....

Организация самоуправления в начальной школе

Дети учатся управлять своей жизнью...

Самоуправление в начальной школе

Самоуправление во втором классе....

Особенности самоуправления в начальной школе

   Современная педагогическая практика требует поиска эффективных путей формирования у школьников знаний и умений управлять собой, своей жизнью. При наличии определенных организационн...