Самоуправление в начальной школе.
методическая разработка по теме

Канторшина Ольга Валерьевна

Один из способов организации самоуправления в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самоуправления в классе.

Доклад учителя начальных классов Канторшиной О. В.

Значение слова Самоуправление по Ефремовой:
Самоуправление - 1. Форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления. // Выборный орган, осуществляющий такое управление. 
2.
Право государственной единицы иметь собственные правительственные органы, решать вопросы законодательства и внутреннего управления; автономия. 
Самоуправление в Энциклопедическом словаре:
Самоуправление - самостоятельность какой-либо организованной социальнойобщности в управлении собственными делами. Самоуправлениеадминистративно-территориальных единиц - местное самоуправление.

В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций»

Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. Авторитарная педагогика основными из них считала: включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами учащихся, освобождение педагогов от ряда управленческих функций. Основанием для этого было выполнение школой социального заказа на формирование послушной конформистской личности.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся» Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни» От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.

На схеме 2 представлена модель развития самоуправления в ученическом коллективе. Суть такого развитая в цикличности этого процесса. Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом. Эта цикличность отражена в модели развития самоуправления, изображенной на схеме 2.

 

Схема 2

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

 

Определение

цели деятельности

↑             ↓             ↓ 

 

 

Коллективное подведение итогов Оценка своих возможностей    

 

 

 

Принятие цели
 коллективом Коллективное обсуждение целей

↑ 

 

 

 

↓ 

Реализация решения
 
Интенсивная организаторская деятельность

  

 

Мотив группового действия

«Мы хотим»

 

 

Постановка
 управленческой проблемы
Выдвижение идей

 

 ↑                          ↑

 

 

Коллективное принятие решения

Выбор вариантов действия

 

 

 

Обсуждение вариантов решения Мозговой штурм

 

   Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся. Необходимо отметить, что степень их участия в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время, как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности.

С первого класса я стараюсь вовлечь учеников в общественную работу разного характера. Ученики выполняют поручения,  и учитель для себя отмечает,  какое занятие им больше нравится. Таким образом, уже в первом классе ученик определяет для себя выбор комитета. На этом этапе учитель помогает и направляет, при этом контролируя процесс.

Во втором классе ученики знакомятся с комитетами и делают свой выбор, в каком комитете они хотели бы трудиться и приносить пользу классу. На этом этапе учитель контролирует и помогает уже группе учеников – определенному комитету.

В третьем классе учитель направляет, стимулирует работу комитета.

В четвертом классе учитель только напоминает о работе.

Права членов комитета:

  1. Члены комитета имеют право вносить предложения по работе комитета.
  2. Члены комитета имеют право подбирать себе помощников из учащихся класса, а также родителей.
  3. Члены комитета  имеют право быть переизбранными в другой комитет класса по своему желанию.
  4. Члены комитета имеют право самостоятельно проводить классные часы на темы, выбранные комитетом.
  5. Члены комитета имеют право участвовать в конкурсах, олимпиадах и чемпионатах класса, школы, района и.т.д.

Обязанности членов комитета:

  1. Члены комитета обязаны выполнять работу комитета по плану.
  2. Члены комитета обязаны беречь и охранять природу Родного края.
  3. Члены комитета обязаны выполнять просьбы и требования других комитетов класса, а также главы класса.
  4. Члены комитета обязаны участвовать в жизни класса, школы.
  5. Члены комитета обязаны выполнять правила поведения  для учащихся.
  6. Члены комитета обязаны выполнять учебные программы данного класса.
  7. Члены комитета обязаны являться на заседания комитета полным составом.

Комитет Образования.

Название мероприятия.

Время проведения.

Кем проводится.

Примечание.

1.

Проверка заполняемости дневников учениками.

Каждый понедельник.

Членами комитета.

Отчет учителю.

2.

Помощь учителю по подготовке к контрольным и самостоятельным работам.

Перед контрольными.

Члены комитета и учитель.

Дополнительные занятия на ГПД.

3.

Сообщения и доклады об интересных фактах по предметам.

1 раз в четверть.

 1 из членов комитета.

 Каждый член комитета готовит одно сообщение или доклад .

4.

Проверка учебников.

1 раз в месяц.

 Члены комитета.

Обернуты ли учебники, есть ли закладки.

5.

Проверка тетрадей.

 1 раз в месяц.

Члены комитета.

Обернуты ли тетради, аккуратное ведение тетрадей.

6.

Заседание комитета.

 1 раз в полугодие.

Члены комитета.

Уточнение плана работы.

7.

Подведение итогов.

В конце года.

 Члены комитета.

Сообщение, сочинение о своей работе за год.

Комитет Защиты природы.

Название мероприятия.

Время проведения.

Кем проводится.

Примечание.

1.

Полив растений в классе.

 Каждую среду.

Члены комитета.

2.

Полив растений в коридоре 3 этажа.

Во время дежурства по этажу.

Члены комитета.

3.

Помыв растений в кабинете, рыхление почвы.

1 раз в месяц.

 Члены комитета.

4.

Доклад о лекарственном растении.

 1 раз в четверть.

 1 из членов комитета.

 Сбор докладов в папку: Лекарственные растения.

5.

Проведение викторин к праздникам.

 По мере необходимости.

 Члены комитета, учитель.

По экологическому календарю.

6.

Подготовка и показ сценок по правилам поведения в природе, по защите природы.

 1-2 раза в год

 Члены комитета, учитель.

Сбор сценариев и фото или видео сцен.

7.

Подведение итогов работы.

 В конце года.

Учитель, члены комитета.

Рефлексия работы за год(сочинение, рисунок).

Комитет Дежурства и дисциплины.

Название мероприятия.

Время проведения.

Кем проводится.

Примечание.

1.

Контроль  за дежурными в классе.

 Каждый день.

Члены комитета.

 Отчет учителю.

2.

Контроль  за дежурством по этажу.

Во время дежурства по этажу.

Члены комитета.

Отчет учителю.

3.

Подготовка и проведение бесед, конкурсов рисунков по сознательной дисциплине в классе.

 1-2 раза в год.

 Учитель, члены комитета.

Сбор информации.

4.

Подготовка и проведение бесед по правилам  поведения на уроках и на перемене.

1-2 раза в год.

 Учитель, члены комитета.

Сборник бесед.

5.

Заседание комитета.

1 раз в полугодие.

 Учитель, члены комитета.

Коррекция плана работы.

6.

Подведение итогов.

В конце года.

 Члены комитета.

Сообщение, сочинение о своей работе за год.

Комитет Спорта.

Название мероприятия.

Время проведения.

Кем проводится.

Примечание.

1.

Подготовка к спортивным мероприятиям.

 По мере необходимости.

Члены комитета, учитель.

Отчет учителю.

2.

Проведение зарядок в классе.

 Каждый день.

 Члены комитета.

Фото или видео.

3.

Проведение физминуток на уроке.

 По просьбе учителя.

Члены комитета.

 Сборник физминуток.

4.

Подготовка и проведение спортивных игр, сценок по пропаганде ЗОЖ.

1-2 раза в год.

 Члены комитета, учитель.

Фото, видео, сценарии.

5.

Заседание комитета.

1 раз в полугодие.

 Учитель, члены комитета.

Коррекция плана работы.

6.

Подведение итогов.

В конце года.

 Члены комитета.

Сообщение, сочинение о своей работе за год.

Комитет Санитаров класса.

Название мероприятия.

Время проведения.

Кем проводится.

Примечание.

1.

Проверка личной гигиены учащихся.

 Каждый вторник.

Члены комитета.

Отчет учителю.

2.

Проведение бесед по правилам мытья рук, чистки зубов ит.д.

1 раз в четверть.

Члены комитета, учитель, родители.

Сборник бесед.

3.

Подготовка и проведение мини-спектакля по правилам гигиены.

1 раз в год.

Учитель, родители, члены комитета.

 Фото, видео.

4.

Проведение конкурса сочинения- фантазии: Я в стране зубных щеток;  расчесок и т.д.

Члены комитета.

 1 раз в год.

 Сборник сочинений.

5.

Заседание комитета.

1 раз в полугодие.

 Учитель, члены комитета.

Коррекция плана работы.

6.

Подведение итогов.

В конце года.

 Члены комитета.

Сообщение, сочинение о своей работе за год.

Глава класса, помощники главы класса.

-Участвует во всех мероприятиях, проводимых комитетами. Сдает отчеты учителю по работе комитетов. 1 раз в месяц.

Февраль 2012 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в начальной школе.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...

Модель ученического самоуправления в начальной школе

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

Эта статья рассказывает об организации основ самоуправления в начальных классах....

Организация самоуправления в начальной школе

Дети учатся управлять своей жизнью...

Самоуправление в начальной школе

Самоуправление во втором классе....

Особенности самоуправления в начальной школе

   Современная педагогическая практика требует поиска эффективных путей формирования у школьников знаний и умений управлять собой, своей жизнью. При наличии определенных организационн...

Самоуправление в начальной школе

Презентация для организации классного самоуправления...