Самоуправление в начальной школе.
методическая разработка по теме
Один из способов организации самоуправления в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие самоуправления в классе. | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самоуправления в классе.
Доклад учителя начальных классов Канторшиной О. В.
Значение слова Самоуправление по Ефремовой:
Самоуправление - 1. Форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления. // Выборный орган, осуществляющий такое управление.
2. Право государственной единицы иметь собственные правительственные органы, решать вопросы законодательства и внутреннего управления; автономия.
Самоуправление в Энциклопедическом словаре:
Самоуправление - самостоятельность какой-либо организованной социальнойобщности в управлении собственными делами. Самоуправлениеадминистративно-территориальных единиц - местное самоуправление.
В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций»
Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. Авторитарная педагогика основными из них считала: включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами учащихся, освобождение педагогов от ряда управленческих функций. Основанием для этого было выполнение школой социального заказа на формирование послушной конформистской личности.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся» Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни» От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.
На схеме 2 представлена модель развития самоуправления в ученическом коллективе. Суть такого развитая в цикличности этого процесса. Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом. Эта цикличность отражена в модели развития самоуправления, изображенной на схеме 2.
|
Схема 2
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
|
| Определение цели деятельности ↑ ↓ ↓ |
|
|
Коллективное подведение итогов Оценка своих возможностей |
|
|
| Принятие цели |
↑ |
|
|
| ↓ |
Реализация решения
|
| Мотив группового действия «Мы хотим»
|
| Постановка |
↑ |
| ↑ ↑ |
| ↓
|
Коллективное принятие решения Выбор вариантов действия |
| ← |
| Обсуждение вариантов решения Мозговой штурм
|
Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся. Необходимо отметить, что степень их участия в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время, как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности.
С первого класса я стараюсь вовлечь учеников в общественную работу разного характера. Ученики выполняют поручения, и учитель для себя отмечает, какое занятие им больше нравится. Таким образом, уже в первом классе ученик определяет для себя выбор комитета. На этом этапе учитель помогает и направляет, при этом контролируя процесс.
Во втором классе ученики знакомятся с комитетами и делают свой выбор, в каком комитете они хотели бы трудиться и приносить пользу классу. На этом этапе учитель контролирует и помогает уже группе учеников – определенному комитету.
В третьем классе учитель направляет, стимулирует работу комитета.
В четвертом классе учитель только напоминает о работе.
Права членов комитета:
- Члены комитета имеют право вносить предложения по работе комитета.
- Члены комитета имеют право подбирать себе помощников из учащихся класса, а также родителей.
- Члены комитета имеют право быть переизбранными в другой комитет класса по своему желанию.
- Члены комитета имеют право самостоятельно проводить классные часы на темы, выбранные комитетом.
- Члены комитета имеют право участвовать в конкурсах, олимпиадах и чемпионатах класса, школы, района и.т.д.
Обязанности членов комитета:
- Члены комитета обязаны выполнять работу комитета по плану.
- Члены комитета обязаны беречь и охранять природу Родного края.
- Члены комитета обязаны выполнять просьбы и требования других комитетов класса, а также главы класса.
- Члены комитета обязаны участвовать в жизни класса, школы.
- Члены комитета обязаны выполнять правила поведения для учащихся.
- Члены комитета обязаны выполнять учебные программы данного класса.
- Члены комитета обязаны являться на заседания комитета полным составом.
Комитет Образования.
№ | Название мероприятия. | Время проведения. | Кем проводится. | Примечание. |
1. | Проверка заполняемости дневников учениками. | Каждый понедельник. | Членами комитета. | Отчет учителю. |
2. | Помощь учителю по подготовке к контрольным и самостоятельным работам. | Перед контрольными. | Члены комитета и учитель. | Дополнительные занятия на ГПД. |
3. | Сообщения и доклады об интересных фактах по предметам. | 1 раз в четверть. | 1 из членов комитета. | Каждый член комитета готовит одно сообщение или доклад . |
4. | Проверка учебников. | 1 раз в месяц. | Члены комитета. | Обернуты ли учебники, есть ли закладки. |
5. | Проверка тетрадей. | 1 раз в месяц. | Члены комитета. | Обернуты ли тетради, аккуратное ведение тетрадей. |
6. | Заседание комитета. | 1 раз в полугодие. | Члены комитета. | Уточнение плана работы. |
7. | Подведение итогов. | В конце года. | Члены комитета. | Сообщение, сочинение о своей работе за год. |
Комитет Защиты природы.
№ | Название мероприятия. | Время проведения. | Кем проводится. | Примечание. |
1. | Полив растений в классе. | Каждую среду. | Члены комитета. | |
2. | Полив растений в коридоре 3 этажа. | Во время дежурства по этажу. | Члены комитета. | |
3. | Помыв растений в кабинете, рыхление почвы. | 1 раз в месяц. | Члены комитета. | |
4. | Доклад о лекарственном растении. | 1 раз в четверть. | 1 из членов комитета. | Сбор докладов в папку: Лекарственные растения. |
5. | Проведение викторин к праздникам. | По мере необходимости. | Члены комитета, учитель. | По экологическому календарю. |
6. | Подготовка и показ сценок по правилам поведения в природе, по защите природы. | 1-2 раза в год | Члены комитета, учитель. | Сбор сценариев и фото или видео сцен. |
7. | Подведение итогов работы. | В конце года. | Учитель, члены комитета. | Рефлексия работы за год(сочинение, рисунок). |
Комитет Дежурства и дисциплины.
№ | Название мероприятия. | Время проведения. | Кем проводится. | Примечание. |
1. | Контроль за дежурными в классе. | Каждый день. | Члены комитета. | Отчет учителю. |
2. | Контроль за дежурством по этажу. | Во время дежурства по этажу. | Члены комитета. | Отчет учителю. |
3. | Подготовка и проведение бесед, конкурсов рисунков по сознательной дисциплине в классе. | 1-2 раза в год. | Учитель, члены комитета. | Сбор информации. |
4. | Подготовка и проведение бесед по правилам поведения на уроках и на перемене. | 1-2 раза в год. | Учитель, члены комитета. | Сборник бесед. |
5. | Заседание комитета. | 1 раз в полугодие. | Учитель, члены комитета. | Коррекция плана работы. |
6. | Подведение итогов. | В конце года. | Члены комитета. | Сообщение, сочинение о своей работе за год. |
Комитет Спорта.
№ | Название мероприятия. | Время проведения. | Кем проводится. | Примечание. |
1. | Подготовка к спортивным мероприятиям. | По мере необходимости. | Члены комитета, учитель. | Отчет учителю. |
2. | Проведение зарядок в классе. | Каждый день. | Члены комитета. | Фото или видео. |
3. | Проведение физминуток на уроке. | По просьбе учителя. | Члены комитета. | Сборник физминуток. |
4. | Подготовка и проведение спортивных игр, сценок по пропаганде ЗОЖ. | 1-2 раза в год. | Члены комитета, учитель. | Фото, видео, сценарии. |
5. | Заседание комитета. | 1 раз в полугодие. | Учитель, члены комитета. | Коррекция плана работы. |
6. | Подведение итогов. | В конце года. | Члены комитета. | Сообщение, сочинение о своей работе за год. |
Комитет Санитаров класса.
№ | Название мероприятия. | Время проведения. | Кем проводится. | Примечание. |
1. | Проверка личной гигиены учащихся. | Каждый вторник. | Члены комитета. | Отчет учителю. |
2. | Проведение бесед по правилам мытья рук, чистки зубов ит.д. | 1 раз в четверть. | Члены комитета, учитель, родители. | Сборник бесед. |
3. | Подготовка и проведение мини-спектакля по правилам гигиены. | 1 раз в год. | Учитель, родители, члены комитета. | Фото, видео. |
4. | Проведение конкурса сочинения- фантазии: Я в стране зубных щеток; расчесок и т.д. | Члены комитета. | 1 раз в год. | Сборник сочинений. |
5. | Заседание комитета. | 1 раз в полугодие. | Учитель, члены комитета. | Коррекция плана работы. |
6. | Подведение итогов. | В конце года. | Члены комитета. | Сообщение, сочинение о своей работе за год. |
Глава класса, помощники главы класса.
-Участвует во всех мероприятиях, проводимых комитетами. Сдает отчеты учителю по работе комитетов. 1 раз в месяц.
Февраль 2012 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель ученического самоуправления в начальной школе.
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...
Модель ученического самоуправления в начальной школе
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...
САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)
Эта статья рассказывает об организации основ самоуправления в начальных классах....
Организация самоуправления в начальной школе
Дети учатся управлять своей жизнью...
Самоуправление в начальной школе
Самоуправление во втором классе....
Особенности самоуправления в начальной школе
Современная педагогическая практика требует поиска эффективных путей формирования у школьников знаний и умений управлять собой, своей жизнью. При наличии определенных организационн...
Самоуправление в начальной школе
Презентация для организации классного самоуправления...