Особенности самоуправления в начальной школе
статья по теме
Современная педагогическая практика требует поиска эффективных путей формирования у школьников знаний и умений управлять собой, своей жизнью. При наличии определенных организационно-педагогических признаков, детское самоуправление является эффективным фактором социализации школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_samoupravleniya_v_nachalnoy_shkole_2.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности самоуправления в начальной школе
В настоящее время внимание государства акцентировано на проблеме развития личности. Общество предъявляет более высокие требования к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.
От школы требуется создание таких условий, которые позволят учащемуся раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, другими словами самореализоваться.
Самореализация школьника зависит от комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих задатков и способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
На процесс самореализации школьника оказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, детские сообщества и др. Являясь институтами социализации, они составляют разнообразное поле для выбора школьником содержания деятельности, а значит, и для его собственной самореализации. Большое значение для самореализации ученика имеет осознание своей включенности в организацию школьной жизни. В связи с этим одним из факторов, который позволяет активизировать процессы самореализации в школьном возрасте, является детское самоуправление.
Категория самоуправления в педагогике вызывает интерес, начиная с XVI века, и исследуется в настоящем времени. Самоуправление рассматривается через взаимосвязь системы ученического самоуправления с коллективом учащихся в исследованиях М А. Александровой, Е.И.Барановой, Е.В. Володиной, В.М.Коротова, Г.М.Логутенко, Л,И.Новиковой, Т.В.Орловой, Е.Н.Степанова, ГІ.К. Твердохлебова, A.M. Филь, П.Т. Фролова; как способ управления школой - в работах В.И.Бочкарева, Н.Ш. Сапустина, А.Е.Капто, А.Д.Карнышева, Ю.А.Конаржевского, Т.А.Криворотовой, М.М.Лоташника, Д.В.Рогаткина; теоретико-методические основы самоуправления учащихся разработаны М.И.Рожковым. Проводится параллель между стилем руководства школой и функционированием ученического самоуправления в трудах М.Д.Виноградовой, В.М.Опалихина, Н.И.Приходько, отводится большая роль в развитии детского самоуправления классному руководителю в работах Н.С.Дежниковой, В.Т.Кабуш, Л.И.Новиковой.(8,с.9)
Несмотря на то, что в педагогической практике детское самоуправление давно рассматривается в качестве фактора самореализации детей, условия, при которых этот фактор становится особо значимым, пока еще четко не выявлены. При этом далеко не все формы педагогического сопровождения детского самоуправления способствуют раскрытию разнообразных качеств учеников. Следует отметить, что динамика современной школьной жизни выдвигает новые требования к ее организации. Однако эти требования не реализуются, прежде всего, из-за неготовности педагогов к педагогическому сопровождению детских инициатив и развитию самостоятельности учащихся.(2, с.61)
Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа.
Именно в начальной школе ученик впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.
Формирование коллектива — это сложный и довольно длительный процесс. (3,с.170)А. С. Макаренко условно подразделял его на три стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берется отношение воспитанников к педагогическим требованиям.
На первой стадии педагог имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы воспитателя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований воспитателей.
Вторая стадия начинается тогда, когда созданы органы коллектива и они включаются в работу, активно поддерживая требования педагога.
На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом А. С. Макаренко считал умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.(7,с.2)
Стадии развития коллектива, условно подразделённые А.С. Макаренко, являются опорой для развития стадий школьного самоуправления в начальной школе.
Этапы развития самоуправления в начальной школе:
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
- предъявляет требования;
- задает правила и нормы взаимоотношений;
- призывает к интересу детей в совместной деятельности.
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.(10,с.47)
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить школьника быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня учащиеся учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
Нельзя однозначно относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, ученики очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив класса работе. Но это не будет самоуправлением. Обязанность педагогов начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.(4,с.16)
По мнению Д.В. Рогаткина начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».(5,с.46)
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ученики не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Условия, обеспечивающие развитие у учащихся интереса к самоуправлению:
-уважение, доверие со стороны педагогов, стремление к сотрудничеству как с органами самоуправления, так и с каждым учащимся;
-реальность прав и серьезность обязанностей органов самоуправления; творческий подход к самоуправлению;
-полнота доверия, тесное сотрудничество;
-высоко значимая цель, которая реализуется в процессе самоуправления;
-гласность и согласованность в решении поставленных вопросов;
-сменяемость актива;
-регулярный анализ и коллективная оценка работы.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
-создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
-дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
-создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
-создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
-формировать толерантность, умение общаться.(9,с.2)
Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
-определяет основные направления классной жизни;
-обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения;
-совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы;
-высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса;
-избирает старосту, заслушивает и оценивает работу актива.
Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
Службы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности (познавательной, трудовой, культурно-массовой, социальной, спортивной и т.д.) так, чтобы все учащиеся входили в ту или иную службу. Каждая служба выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса (актив класса). Все члены совета по очереди исполняют роль старосты.
Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.
Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.
Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.
Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.
Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.
Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
Это примерный перечень того, за что могут отвечать службы класса. Так на сегодняшний момент возникла необходимость создания такой службы, которая бы отвечала за энергобезопасность и энергосбережение.
Актив класса:
-организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб;
-организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы;
-готовит и проводит классные собрания;
-отражает всю важную информацию в классном уголке.
Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.
Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.
В классе выделяются группы (службы) не по способностям, а по интересам. Причем детям предоставляется возможность в течение года попробовать себя в разных службах. (6,с.52)
Нельзя прийти в класс и сказать детям: «С сегодняшнего дня мы с вами открываем класс волшебников и вы сами будете управлять жизнью в классе». Необходимо провести подготовительную работу, которая должна включить следующие моменты:
- собрать информацию об ученическом и родительском коллективе;
- планировать работу с учетом особенностей именно этого класса;
- проводить элементы игры, которые давали бы возможность в дальнейшем самостоятельно учащимся осуществлять игровую деятельность;
- проводить контроль осуществляемой деятельности и вовремя вносить необходимые изменения в условия игры.
Важным, конечно, является анализ учителя своей деятельности, который помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах. (1,с.37)
Признаки по которым будем судить о сформированности самоуправления в начальной школе:
-наличие общей, единой для всей группы социально - полезной цели.;
-наличие общественной социально-полезной деятельности;
-наличие выбранных органов самоуправления;
-наличие в группе отношений дружбы и товарищества, взаимной помощи ответственности. Чем больше вы уважаете человека, тем больше от него требуете, т. к. требовательность есть стимул самосовершенствования.
-наличие в коллективе здорового, инициативного «ядра» (актива);
-наличие в группе общественного мнения, общественных традиций, устойчивых взглядов и оценок на содержание коллективной жизни.(21,с.33)
Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Список литературы
1. Вайс В. Д. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе. М., 2005(«Воспитание школьников» № 6) с.37
2. Высоцкий В. Ю. Проблемы ученического самоуправления в школе. М., 2007 («Воспитание школьников» №4 ) с.61
3. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М., 1988 .с 170
4. Михайлова В. И.Опыт организации самоуправления в школе. М., 2006(«Воспитание школьников» №8) с.16
5. Педагогический энциклопедический словарь.М.,2003г.,с.364.
6.Семёнов Г.Р. Как создать детское общественное объединение. М., 2004 («Воспитание школьников» №5) с.30
7.Степанов Е. А. Опыт организации ученического самоуправления в начальной школе. М. , 2006 («Воспитание школьников» №2)с.52.
8.Фиофанова О. М. Школьное самоуправление . М., 2008 («Воспитание школьников» №7 )с.9
9.Чепурных Е. И. Детские общественные организации в новом веке. М., 2004(«Воспитание школьников» №3) с. 2
10.Щекалёва Н.И. Детская организация в начальной школе. М., 2008 («Воспитание школьников» №4) с. 47
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель ученического самоуправления в начальной школе.
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...
Модель ученического самоуправления в начальной школе
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...
Самоуправление в начальной школе.
Один из способов организации самоуправления в начальной школе....
САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)
Эта статья рассказывает об организации основ самоуправления в начальных классах....
Организация самоуправления в начальной школе
Дети учатся управлять своей жизнью...
Самоуправление в начальной школе
Самоуправление во втором классе....
Самоуправление в начальной школе
Презентация для организации классного самоуправления...