Здоровье - категория педагогическая
статья (здоровый образ жизни) по теме

Демидова Валентина Ивановна

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения, в частности , в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые  помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребёнка , приучить его к активной здоровой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_-_kategoriya_pedagogicheskaya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ - КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

            Самый драгоценный дар, который  человек получает от природы- это здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения-

важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей , стало общегосударственной проблемой. Во многих документах  Министерств образования РФ подчёркивается, одним из необходимых условий достижения нового , современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий  для сохранения и укрепления здоровья школьников.

            По данным Института возрастной  физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья ,с действием которых связано 20-40  негативных влияний , ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

          - стрессовая педагогическая тактика;

          - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников ;

          - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса ;

          - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

           - провалы в существующей системе физического воспитания;

          - интенсификация учебного процесса;

          - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

          - отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни .

            Таким образом , традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней , т. е. имеет здоровьезатратный характер.

           В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий , нацеленных на охрану здоровья школьников . По словам профессора Н. К. Смирнова , «здоровьесберегающие образовательные технологии – системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

           Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения, в частности , в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые  помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребёнка , приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями , которые позволяют не только сохранить , но и укрепить уровень имеющегося здоровья.

          Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:

         - « Не навреди!» - все применяемые методы , приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на    практике , не наносящими вреда здоровью  и учителя;

          -Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизическое состояние участников образовательного процесса;

        - Непрерывность и преемственность – работа ведётся не от случая к случаю , а каждый день и на каждом уроке;

         - Субъект – субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах;

         - Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объём учебной нагрузки , сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;

           - Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях , психологов и врачей;

           - Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное,

а  потом только отмечают недостатки;

           - Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

             Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создаётся и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

            В связи с этим широко используются в работе образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:

          - личностно – ориентированные (антропоцентрические ) технологии, которые в центр образовательной системы ставят личность ребёнка , обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей . Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно – личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

         - педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения здоровья учащихся . И здесь важно разбудить , вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка , использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психической адаптации . Важная черта этой педагогики – приоритет  воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника;

          - технологии развивающего обучения (РО ) – строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том , знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на «зону ближайшего развития « ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития , влияние окружающей среды и условий.  Важным моментом , положительно влияющим на психологическое состояние ученика , а в динамике – и на его здоровье, является принятый в РО характер оценки учебной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области по должности «учитель-логопед»

В данном  документе помещены критерии и  показатели  при  аттестации на  квалификационную категорию по  должности "учитель-логопед" общеобразовательных  учреждений....

Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии.

Данные медицинской статистики и результаты исследований, в том числе изучение состояния здоровья учащихся нашей общеобразовательной школы, свидетельствуют об ухудшении их само...

Использования здоровье сберегающих педагогических технологий в группе продленного дня.

Статья Использования здоровье сберегающих педагогических технологий в группе продленного дня. Необходимость и важность использования здоровье сберегающих педагогических технологий в учебном ...

«Я – учитель здоровья» представление педагогического подхода к работе с детьми учителя начальных классов

В данной статье представлена система работы учителя начальных классов по созданию комфортного пространства в школе, направленного на формирование творческой личности обучающихся, стремлен...

Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)

Республиканский открытый  конкурс  «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта....

Охрана здоровья школьников - педагогические технологии.

Охрана здоровья школьников - педагогические технологии....

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (КАТЕГОРИЯ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - ЗПР) ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляю...