Здоровье - категория педагогическая
статья (здоровый образ жизни) по теме
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения, в частности , в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребёнка , приучить его к активной здоровой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_-_kategoriya_pedagogicheskaya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕ - КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы- это здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения-
важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей , стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчёркивается, одним из необходимых условий достижения нового , современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья ,с действием которых связано 20-40 негативных влияний , ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников ;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса ;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни .
Таким образом , традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней , т. е. имеет здоровьезатратный характер.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий , нацеленных на охрану здоровья школьников . По словам профессора Н. К. Смирнова , «здоровьесберегающие образовательные технологии – системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения, в частности , в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребёнка , приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями , которые позволяют не только сохранить , но и укрепить уровень имеющегося здоровья.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:
- « Не навреди!» - все применяемые методы , приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике , не наносящими вреда здоровью и учителя;
-Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизическое состояние участников образовательного процесса;
- Непрерывность и преемственность – работа ведётся не от случая к случаю , а каждый день и на каждом уроке;
- Субъект – субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах;
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объём учебной нагрузки , сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях , психологов и врачей;
- Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное,
а потом только отмечают недостатки;
- Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создаётся и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
В связи с этим широко используются в работе образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
- личностно – ориентированные (антропоцентрические ) технологии, которые в центр образовательной системы ставят личность ребёнка , обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей . Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно – личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;
- педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения здоровья учащихся . И здесь важно разбудить , вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка , использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психической адаптации . Важная черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника;
- технологии развивающего обучения (РО ) – строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том , знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на «зону ближайшего развития « ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития , влияние окружающей среды и условий. Важным моментом , положительно влияющим на психологическое состояние ученика , а в динамике – и на его здоровье, является принятый в РО характер оценки учебной деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области по должности «учитель-логопед»
В данном документе помещены критерии и показатели при аттестации на квалификационную категорию по должности "учитель-логопед" общеобразовательных учреждений....
Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии.
Данные медицинской статистики и результаты исследований, в том числе изучение состояния здоровья учащихся нашей общеобразовательной школы, свидетельствуют об ухудшении их само...
Использования здоровье сберегающих педагогических технологий в группе продленного дня.
Статья Использования здоровье сберегающих педагогических технологий в группе продленного дня. Необходимость и важность использования здоровье сберегающих педагогических технологий в учебном ...
«Я – учитель здоровья» представление педагогического подхода к работе с детьми учителя начальных классов
В данной статье представлена система работы учителя начальных классов по созданию комфортного пространства в школе, направленного на формирование творческой личности обучающихся, стремлен...
Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)
Республиканский открытый конкурс «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта....
Охрана здоровья школьников - педагогические технологии.
Охрана здоровья школьников - педагогические технологии....
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (КАТЕГОРИЯ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - ЗПР) ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляю...