программа внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) по теме
Кружок "Юный иследователь" довольно распространённая форма, но каждый учитель добавляет в неё что-то своё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_obnovlyonnyy_variant.docx | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Программа по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Юный исследователь»
Возраст детей: 7 - 8 лет
Срок реализации: 1 год
Составители:
Мальченко Н.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10, г. Ессентуки
Ивлева Н.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10, г. Ессентуки
г. Ставрополь, 2013 год
Пояснительная записка
Природа — это самая лучшая из книг,
написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н. Г. Гарин-Михайловский
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость экологического воспитания подрастающего поколения.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Исследование окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Кроме этого, познание окружающего мира помогают человеку познать себя и своё место в природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе и потребностью в практике исследовательской работы младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное, не учим самостоятельно исследовать окружающий мир.
Кроме этого, в программу внеурочной деятельности включены материалы, способствующие формированию привычки к здоровому образу жизни. Ребёнок должен выяснить, почему нельзя разговаривать во время еды, как происходит превращение еды в энергию, т.е. познать природу человека, познать себя.
Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
При создании программы «Юный исследователь» использовались материалы программы кружка «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.. Программа «Юный эколог» была рассчитана на 4 года. Отличительной особенностью нашей программы является ее практическая направленность и то, что она рассчитана на 1 год.
Кроме того, использованы методические материалы профессора Ю. Герасименко «Как работает наш организм». Курс предназначен для получения основ знаний механизмов пищеварительной, опорно-двигательной, дыхательной систем организма человека.
Цель программы «Юный исследователь» – формирование основ поведенческой и экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Решение данной цели возможно с помощью определенных задач.
Задачи программы –
- формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах края; формировать представления об охраняемых территориях России и своем крае;
- сформировать представление о здоровом образе жизни, обосновать необходимость соблюдения правил сохранения здоровья.
Программа «Юный исследователь» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 1 класса (7 – 8 лет). Количество часов в год: 33 часа, продолжительность занятий 1 час, занятие проводится 30минут раз в неделю.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, гербаризация, знакомство особенностями пищеварительной, опорно-двигательной системы человека и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данной программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Предметные результаты:
Знать:
- конкретные объекты природы края;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- правила здорового образа жизни;
- методы исследовательской работы.
Уметь:
- осуществлять экологически сообразные поступки;
- проявлять интерес к познанию мира природы;
- вести исследовательскую работу;
Личностные результаты:
Личностные УУД
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- ценностное отношение к природе и здоровью;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Познавательные УУД:
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах исследовательской работе.
Логические УУД:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности: наблюдение, анализ, обобщение, синтез.
Коммуникативные УУД:
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Формы подведения итогов: выставки, экскурсии, участие в интеллектуальных играх, конкурсах, оформление портфолио и дневников наблюдения, участие в научно-практической конференции (Приложение 1).
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях (Приложение 2).
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | Теория | Практ. | Сроки реализации |
1 | Раздел 1. Введение Что такое исследование? Что такое экология? | 1 | 1 | Сентябрь | |
Раздел 2.Мой дом за окном | 10 | 4 | 6 | ||
2 | Мой дом | 1 | сентябрь | ||
3 | Дом, где мы живём | 0,5 | 0,5 | сентябрь | |
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 | октябрь | ||
5 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 0,5 | 0,5 | октябрь | |
6 | Экскурсия-исследование «Краски и звуки осени» | 1 | октябрь | ||
7 | Деревья твоего двора | 1 | октябрь | ||
8 | Экскурсия по территории школы | 1 | ноябрь | ||
9 | Птицы нашего двора – исследование. | 0,5 | 0,5 | ноябрь | |
10 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 1 | ноябрь | ||
11 | Дорога из дома в школу | 0,5 | 0,5 | декабрь | |
Раздел 3. Я и моё окружение | 11 | 4 | 7 | ||
12 | Моя квартира – исследование | 1 | декабрь | ||
13 | Моя семья – исследование | 1 | декабрь | ||
14 | Соседи-жильцы – исследование. | 0,5 | 0,5 | декабрь | |
15 | Мой организм. | 0,5 | 0,5 | январь | |
16 | Практическое занятие «что происходит с пищей во тру?» | 1 | январь | ||
17 | Практическое занятие «Что происходит с пищей в желудке?» | 0,5 | 0,5 | январь | |
18 | Практическое занятие «Что происходит с пищей в желудке?» | 1 | февраль | ||
19 | Практическое занятие «Проверка осанки» Осанка человека | 0,5 | 0,5 | февраль | |
20 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 1 | февраль | ||
21 | Экскурсия в природу | 1 | февраль | ||
22 | Животные в доме | 1 | март | ||
Раздел 4. Мой край | 5 | 3 | 2 | ||
23 | Растительный мир области | 0,5 | 0,5 | март | |
24 | Животный мир области | 0,5 | 0,5 | март | |
25-26 | Исчезающие растения и животные родного края | 2 | март - апрель | ||
27 | Экскурсия в школьный музей | 1 | апрель | ||
Раздел 5. Весенние работы | 6 | 2 | 4 | ||
28-29 | Занятия по подготовке почвы к посеву | 1 | 1 | апрель | |
30-32 | Занятия по посадке растений и уход за ними | 1 | 2 | май | |
33 | Итоговое занятие – результаты нашего исследования. | 1 | май | ||
Итого: 33 часа | 14 | 19 |
Содержание дополнительной образовательной
программы
1 класс (33 ч)
Раздел 1. Введение (1 ч)
Что такое исследование и экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология, знакомимся с методом исследования окружающего мира. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
Раздел 2. Мой дом за окном (10ч)
Исследование внешнего вида своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
Раздел 3. Я и моё окружение – исследование. (11 ч)
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой организм. С помощью специального оборудования входящего в комплект «Как работает наш организм» можно: проверить гибкость позвоночника и выявить нарушения осанки, проверить наличие плоскостопия, выяснить, что при статической работе мышцы утомляются быстрее, чем при динамической; убедиться, что разные люди по-разному ощущают вкус пищи, что слюна расщепляет крахмал до сахара, а желудочный сок расщепляет белки, что для работы ферментов слюны и желудочного сока нужна определённая температура; измерить дыхательный объём и жизненную ёмкость лёгких, убедиться, что при дыхании мы выделяем углекислый газ и кислород, что при физической нагрузке частота дыхания увеличивается.
Учащиеся могут получить бесценный опыт проведения лабораторных опытов и познакомиться с правилами техники безопасности при проведении работ.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
Раздел 4. Мой край (5 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
Раздел 5. Весенние работы (6 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами. Итоговое занятие - результаты нашего исследования.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, гербаризация, составление памяток и пр.;
- создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе;
- просмотр презентаций;
- участие в подготовке и проведении экологических мероприятий;
- экскурсии, виртуальные путешествия по родному краю;
- участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
- презентации учебных и творческих достижений обучающихся;
- лабораторные исследования и химические опыты.
На базе образовательного учреждения, в котором реализуется данная программа, имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный кабинет, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, принтер, модель кормушки, рисунки птиц, рисунки с изображением растений; семена для длительного наблюдения; акварель, кисти, бумага, палитра, пластилин, карандаши, фломастеры, фотоаппарат, лабораторное оборудование, химическая лаборатория и т. д.
Литература, используемая педагогом
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
- Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
- Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
- Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
- Мытарев, А. А. Наш край родной Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.
- Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
- Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
- Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.
- Ю. Герасименко «Как работает наш организм».
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
- Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Свиридонов Г.М. «Родники здоровья» - Москва: Молодая гвардия, 1986 - с.223.
- Насырев Р. «Сафлык» - значит свежесть.//Народное образование, 2000, № 6,с. 240.
- Чувство земли: Советские писатели и ученые об охране родной природы, об экологии хозяйствования' \\Составитель: Мазуров Ю. - Москва: Мысль, 1988 - С.134-147.
- Сайт Всё для детей, http://allforchildren.ru
Приложения
Приложение 1.
Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Приложение 2.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_____________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось_______________________________________________________
Я думаю, это потому, что _________________________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...