"Тропинки здоровья"
план-конспект занятия по зож на тему
В данной работе представлены разработки занятий по программе "Тропинки здоровья". Программа предназначена для учащихся начальной школы и направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiy_tropinki_zdorovya.docx | 40.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТРОПИНКИ ЗДОРОВЬЯ»
Учитель начальных классов
Шатунова Елена Юрьевна
МБОУ «Школа №113»
г. Казань Республика Татарстан
Введение
В данной работе представлены разработки занятий по программе «Тропинки здоровья». Программа предназначена для учащихся начальной школы и направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье, выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.
Занятия составлены в форме игры-путешествия. Останавливаясь по пути, дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления. Вводная часть занятия содержит игры-разминки, позволяющие снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, восстановить хорошее рабочее состояние. В качестве разминки предлагаются имитационные упражнения, энергизаторы и активаторы, упражнения на развитие координации движений.
Основная часть включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику, психологические и двигательные игры.
В конце каждого занятия проводится рефлексия. Дети оценивают свое самочувствие с помощью значков: «солнышко» - очень хорошее, «солнышко-тучка» - хорошее, «тучка» - не очень хорошее.
Тема: «Наше питание. Правильное питание – залог здоровья»
Цель:
- познакомить учащихся с содержанием питательных веществ в пищевых продуктах и их энергетической ценностью, с режимом питания;
- раскрыть значение знаний о правильном питании как залоге здоровья;
- создать проект правильного питания.
Оборудование: рисунки корзин для продуктов, плакаты и изображением витаминов, индивидуальные карточки с изображением продуктов питания, ватманы, фломастеры, таблицы с заданиям.
Ход мероприятия.
1.Оргмомент
Введение в тему.
Стихотворение М. Карима «Мой кот» читает ученик в одежде Доктора Айболита.
Мой серенький кот
Совсем не растет.
И даже усы не растут.
Он супа не ест
И кашу не ест -
Попробуй-ка, вырасти тут!
С утра этот кот конфеты сосет,
Грызет шоколад он потом,
И вот почему
Коту моему
Не быть настоящим котом.
Учитель:
- Почему же не растет кот?
- Что же он должен есть?
- А человек? Найдем спрятанные слова и закрасим клеточки с этими словами.
Л | М | Н | С | У | П |
К | А | Ш | А | В | Г |
Щ | М | А | С | Л | О |
А | Б | В | С | Ы | Р |
Х | Л | Е | Б | Н | Л |
Х | Т | О | Р | Т | Ш |
Ответ: суп, каша, масло, сыр, хлеб, торт.
- А что еще можно есть человеку? ( ответы детей )
- Мы с вами назвали очень много продуктов питания. А как вы думаете, все ли они полезны нашему организму?
( ответы детей )
Мозговой штурм.
Учитель:
- Назовите продукты питания, которые, по вашему мнению, полезны нашему организму.
( дети по очереди называют продукты питания, учитель записывает их на доске)
- Как вы думаете, на какие группы можно поделить эти продукты питания?
а) животного происхождения;
б) растительного происхождения;
в) речного или морского происхождения
( учитель рядом с названным продуктом питания прикрепляет соответствующую картинку: с изображением животного, растения, рыбы )
- А в каких из них наш организм нуждается больше всего? ( во всех ).
Мини лекция.
В настоящее время при оценке продуктов выделены продукты носители – «пустых» калорий. Они обладают значительной калорийностью, но практически не имеют ценных составных компонентов. У сахара, кондитерских изделий – нулевые показатели содержания витаминов, кроме железа. Как показали результаты исследований, пряности добавляют в пищу не только для вкуса. Гвоздика, чеснок, лук и душица, например, убивают микроорганизмы, включая Салмонелы и стафилококки, а жгучий красный перец уничтожает до 75% микробов.
В курином яйце содержится 12 витаминов. Оно хороший источник активного витамина А. Только рыбьему жиру яйца уступают по содержанию витамина Д. Белки и жиры яйца сваренного вкрутую, усваиваются на 95%. В яичном белке содержатся жизненно важные для человека незаменимые аминокислоты. Витамин Д нужен и взрослым, и детям. Сливочное масло, печень, яйца, сливки – продукты, содержащие витамин Д.
Чипсами и хот-догами наесться нельзя, а лишь на время заглушить чувство голода. Если постоянно питаться продуктами быстрого приготовления, можно заработать дефицит в организме многих необходимых для жизнедеятельности компонентов, заболевание желудочного тракта, нарушение обмена веществ. В чипсах мало белка, к тому же по своему составу он неполноценен. В сосисках и гамбургерах много консервантов.
Питание не должно быть быстрым. В течении дня человек хотя бы раз обязан съесть горячую полноценную пищу, включив в нее продукты зернового, лесного и речного происхождения. Для «перекуса» можно использовать фрукты, булочку или печенье с молоком, орехи, кисломолочные продукты, йогурт, сырок, творог.
По мнению врачей – педиаторов большое значение для умственного и физического развития детей имеет не только полноценный завтрак, но и время его приема. В ходе исследований ученые установили, что ребята, которые завтракают в школе, имеют показатели гораздо выше, чем те, кто совсем не завтракают.
Вывод: школьные завтраки и обеды – защищают от полипов и гастритов, и повышают умственные способности детей. Полезные продукты снабжают организм энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают организму расти, питают его витаминами.
Энергизатор: «Броуновское движение».
Молекулы любого вещества находятся в постоянном движении. Они двигаются в разных направлениях, сталкиваются друг с другом, отскакивая и снова сближаясь. Представьте, что вы – молекулы. По команде учителя вы начинаете двигаться. Ваша задача – сделать как можно больше перемещений в разных направлениях. По команде вы прекращаете движение, объединяясь в молекулы по 5.
Работа в группах.
( раздается задание каждой команде )
- Рассмотрите внимательно самые полезные продукты на рисунках.
- Выберите рисунки полезных продуктов и приклейте их в корзину. Можно дорисовать другие полезные продукты питания.
- Защитите выбранные вами полезные продукты питания.
- Как вы думаете, а что еще нужно для правильного питания.
Мозговой штурм.
Ответы детей: правильно есть, соблюдать режим дня, есть в одно и то же время, мыть руки перед едой и т.д.
Работа в группах.
Каждой группе дается задание нарисовать или написать самые важные правила питания и защитить свой плакат.
Учитель: Если вы будете соблюдать все эти правила, то вырастите сильными, здоровыми и красивыми.
Попробуйте дома вести такой дневник. В него записывайте, какие полезные продукты вы ели на завтрак, обед, в полдник и на ужин.
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Понедельник | ||||
Вторник | ||||
Среда | ||||
Четверг | ||||
Пятница | ||||
Суббота | ||||
Воскресенье |
Тема мероприятия: «Здоровый образ жизни»
Цель:
- развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к собственному здоровью;
- формировать убеждение о необходимости сохранения здоровья.
Оборудование: рисунок с изображением дерева, рисунки с изображением фруктов, ватманы, фломастеры, макет скелета.
Ход мероприятия.
Оргмомент.
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня мы снова отправляемся в путешествие за знаниями. Посмотрите на доску, перед вами голые деревья, а к концу нашего путешествия на нем должны появиться сочные и полезные фрукты - это ваши правильные ответы. А витамины нам очень нужны. Пожелаем же друг другу удачи.
Введение в тему.
Девизом нашего путешествия: «В дорогу знаний поспешим и здоровье защитим!» (на доске)
(стук в дверь, на пороге появляется грязный и неопрятный мальчик и читает стихи)
Жил на свете мальчик ОХ,
Сам собою был неплох.
Только рос я слабым, хилым
В городской своей квартире.
Умываться – никогда!
Если намочусь – беда!
Я ругаю все на свете
Пожалейте меня, дети!
Я все кашляю, чихаю,
Как здоровым стать не знаю.
- Почему он такой слабый и хилый? (ответы)
- Предлагаю взять его в нашу команду и помочь стать ему ловким, сильным и здоровым.
Мозговой штурм.
- Каковы главные правила здорового образа жизни?
(дети называют, учитель записывает на доске, обобщает ответы и вывешивает название станций)
1 станция «Чистота»
Главное правило: «Чистота – залог здоровья»
- А что такое гигиена? (ответы детей)
Мини лекция.
Слово гигиена в переводе с греческого – целебный, целительный, оздоровительный. Люди стремились к гигиене много лет назад. При раскопках царского дворца на острове Крит в Средиземном море были обнаружены бани. А в России даже был такой ритуал: перед боем мыться и надевать чистое белье. Почему? На чистой коже меньше бактерий, в случае ранения можно избежать заражения.
Энергизатор «Броуновское движение»
Молекулы любого вещества находятся в постоянном движении. Они двигаются в разных направлениях, сталкиваются друг с другом, отскакивая и снова сближаясь. Представьте, что вы – молекулы. По моей команде вы начинаете двигаться. Ваша задача – сделать как можно больше перемещений в разных направлениях. По команде вы прекращаете движение, объединяясь в молекулы по 5.
Работа в группах.
Необходимо нарисовать предметы, вещи, которые нужны для соблюдения правил гигиены.
(каждая группа показывает свой плакат и объясняет значение каждого предмета)
2 станция «Спортивная»
Главное правило: «Люди с самого рождения жить не могут без движения»
- А как же происходит движение нашего тела? (ответы детей)
Мини лекция.
Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека. Значение скелета очень велико: он является опорой тела. Когда вы были совсем маленькие, кости у вас были настолько мягкими, что вы не могли ни ходить, ни стоять. Потом они росли и крепли. Наши кости и суставы живые, они растут, дышат и состоят из множества клеток. Так вот теперь вы можете бегать, прыгать без посторонней помощи и уже умеете играть в мяч.
Основа рук и ног - упругие и очень прочные кости. Между собой кости соединены суставами. На суставах, как на шарнирах, руки и ноги, пальцы и корпус легко поворачивается вправо и влево, сгибаются вперед и назад. Давайте попробуем сделать это. А поможет нам наш гость мальчик ОХ.
(дети повторяют движения)
Кто спит в постеле сладко?
Давно пора вставать! Спешите на зарядку,
Я вас не буду ждать!
Распахнуто окошко,
Нам холод нипочем.
Походим мы немножко
И сон с себя стряхнем.
Но чтоб совсем проснуться,
Нам нужно по-тя-нуть-ся!
Начинай! Не спеши!
Носом поровней дыши!
Как возьму я мяч большой,
Подниму над головой,
Как прогну я спину,
А мяч назад закину.
Чтоб ногам работу дать,
Будем дружно приседать.
«Раз-два, три-четыре, пять,
Повторить спешить опять».
3 станция «Режим дня»
Главное правило: «Помни твердо, что режим людям всем необходим»
- Для чего нужен режим дня? (ответы детей)
- Дома составьте свой режим дня. А на следующем занятии его защитите.
Работа в группах.
- Что значит вести здоровый образ жизни? (ответы детей)
- Каждая группа должна вывести свои правила ЗОЖ и защитить их.
( учитель обобщает и вывешивает правила на доску)
- Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.
- Правильно питайся.
- Помни твердо, что режим людям всем необходим.
- Люди с самого рожденья жить не могут без движенья.
- Не заводи вредных привычек.
Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу. Посмотрите, каким стал мальчик ОХ (чистым, аккуратным). Вы хорошо потрудились, правильно отвечали на мои вопросы. И как результат нашей работы – этот фруктовый сад (на доске рисунок деревьев с фруктами).
А сколько здесь витаминов. Я угощаю вас и желаю вам крепкого здоровья (учитель раздает детям фрукты)
Тема мероприятия: «В страну Здоровья» (игра – путешествие)
Цель:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах здорового образа жизни:
- формировать убеждения о пользе здорового образа жизни;
- развитие стремлений к творческому самовыражению, умение обобщать, анализировать, делать выводы;
- воспитание желания быть здоровым и сильным.
Оборудование: рисунки с изображением продуктов питания, мяч, корзина, приспособления для оказания первой медицинской помощи, ватман, фломастеры, канцтовары, название станций.
Условия игры: команды совершают путешествие, переходя от станции к станции по заданному маршруту, указанному в маршрутном листе, и выполняют различные задания
Станции:
- «Полезная кухня»
- «Интеллектуальная»
- «Ловкий и быстрый»
- «Будь здоров»
- «Умелые ручки»
Ход игры:
Здравствуйте, ребята!
У нас сегодня необычная встреча. Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы отправиться в путешествие по волшебной стране Здоровья., которой нет ни на одной карте мира.
Вас ждет увлекательное путешествие по самым разным станциям, на которых вас ждут различные задания: познавательные и развлекательные. А встречать вас будут на этих станциях ваши любимые герои
Командирам нужно получить маршрутные листы, на которых указан путь каждой команды. Двигаться надо по порядку, так как указано в маршрутном листе. На выполнение задания на каждой станции вам дается 7 минут. Как только вы услышите звон колокольчика, значит ваше время вышло, пора переходить на следующую станцию.
После прохождения маршрута мы вновь встречаемся с вами здесь для подведения итогов.
А сейчас я желаю вам успехов. В добрый путь!
Станция «Полезная кухня »
На столе разложены рисунки продуктов питания. Необходимо положить в свою корзину полезные продукты питания, которые содержат витамины. Объяснить значение этих продуктов.
Станция «Интеллектуальная»
Нужно ответить на вопросы и отгадать загадки. Чем больше вы дадите правильных ответов, тем больше вы наберете очков.
- Как называется летательный аппарат, обладающий небольшим весом, способный перенести с места на место одного или двух человек в места, труднодоступные для вертолета и самолета? (дельтаплан)
- Назовите настольную спортивную игру (шахматы)
- При каком русском царе в России впервые появились современные шахматы? (Петр 1)
- Как называется игра с деревянными кеглями? (боулинг)
- Как называется изнурительный бег на длинные дистанции, который является испытанием выносливости бегунов? (марафон)
- Как называется самый первый и самый простой способ плавания? («по-собачьи»)
- Кто показывает в цирке самые захватывающие трюки? (акробаты)
- Назовите самый распространенный в мире вид спорта (бег)
- .Назовите высший показатель в спортивном состязании (рекорд)
- Назовите конечный пункт дистанции (финиш)
- Назовите спортивную награду (медаль)
- Назовите вид спорта, в котором самый легкий мяч (теннис)
- Назовите гонки по пересеченной местности (кросс)
Загадки
Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было
Что, ребята? (мыло)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала. (зубная щетка)
Белый, белый порошок
Между зубок – скок-поскок.
Заблестели зубки,
Раскраснелись зубки. (зубной порошок)
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (расческа)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (носовой платок)
Я на ежика похожа,
А еще на свинку,
У меня на спинке
Колкая щетинка.
Если вижу я детей
Грязных, будто свинки,
Я щетиною своей
Им почищу спинки. (платяная щетка)
Станция «Ловкий и быстрый»
Каждый член команды по очереди бросает мяч в корзину. Чем больше мячей окажется в корзине, тем больше очков вы получите. Бросаете до тех пор, пока не закончится ваше время.
Станция «Будь здоров»
Оказать доврачебную помощь:
- При порезе пальца
- При переломе ноги
- При солнечном ударе
- При укусе змеи
Станция «Умелые ручки»
Ребятам предстоит из бумаги и других канцтоваров придумать и смастерить новый вид спорта и рассказать о нем.
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.
Тема занятия: «Учимся жить в мире»
Цель:
- формирование у детей навыков эффективных взаимоотношений, чувства общности;
- формирование способности работать вместе для достижения общих целей;
- развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Ход занятия.
Энергизатор с мячиком.
Дети стоят в круге. Учитель передает мячик со словами: «Представьте, что у меня в руках маленький беззащитный котенок». Передавайте его осторожно и аккуратно. Теперь у меня в руках вкусное мороженое, горячая картошка и т.д.
Мозговой штурм.
Учитель: Ребята, вы уже вместе почти год. Вы выбрали себе друзей в классе. Но нужно научиться общаться с разными людьми, не только с теми, кто вам нравится. Вы, наверное, не раз замечали, что мнения и желания людей не всегда совпадают, иногда они прямо противоположны друг другу. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом. И тогда возникает ссора. Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и можно ли научиться жить дружно? Подумайте какие могут быть причины из-за которых чаще всего могут быть ссоры. (ответы детей фиксируются на доске)
- непонимание друг друга
- неумение выслушать
- нежелание уступить
- стремление отстоять свою точку зрения
- неумение поставить себя на место другого человека
- обида на любое замечание
- нежелание критически оценить свои поступки
- равнодушие
Работа в группах.
Обсуждение в группах отрывка из сказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (чтение отрывка)
Однажды Малыш вернулся из школы злой, с шишкой на лбу. Мама хлопотала на кухне. Увидев шишку, она, как и следовало ожидать, огорчилась.
- Бедный Малыш, что это у тебя на лбу? – спросила мама и обняла его.
- Кристер швырнул в меня камнем, - хмуро ответил Малыш.
- Скажи, а нельзя ли вообще обойтись без драки? Мирно можно договориться о чем угодно. Знаешь, Малыш, ведь, собственно говоря, на свете нет такой вещи, о которой нельзя было бы договориться, если все как следует обсудить…
- Да? Ты так думаешь? – спросил он и неодобрительно взглянул на маму. – Кристер мне сказал: «Я могу тебя отлупить». Так он и сказал. А ему ответил: «Нет, не можешь». Ну скажи, могли ли мы разрешить наш спор, как ты говоришь, словами?
Учитель: Кто по вашему прав: Малыш, считающий, что в некоторых случаях без драки не обойтись, или мама, уверенная, что ссориться необязательно?
Дети слушают мнение каждой группы.
Работа в группах.
Учитель: А сейчас каждая группа попробует установить свои законы дружбы.
Защита каждой группы.
Мини лекция.
Ученые – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы.
10 законов дружбы.
1. Доверять друг другу.
2. Делиться новостями, успехами или неудачами.
3. Умение хранить чужие тайны.
4. Радоваться вместе с другом его успехам.
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.
7. Защищать друга.
8. Не критиковать друга в присутствии других людей.
9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым).
10. Всегда выполнять свои обещания.
Учитель: Давайте посмотрим насколько совпадают ваши законы с законами дружбы, установленными учеными – психолагами.
Энергизатор «Пчелы»
Дети рассчитываются на первый – второй. Первый улей - звук А. Второй улей – звук О. Дети с завязанными глазами ищут свои ульи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тропинки здоровья"
Правила здорового образа жизни. Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными трудностями, а значит, помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для ...
Кл.час "По тропинкам здоровья".
Презентация " По тропинкамздоровья" для классного часа в 1-2 классах по теме"Вот оно- счастье !". Проводится в виде соревнований между двмяя командами. Её цели и задачи: учить детей со...
Программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 класс
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лу...
программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Путешествие по тропе здоровья"
программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления ",Путешествие по тропе здоровья" для 1-4 классов из расчета один час в неделю....
По тропе Здоровья.
Сценарий спортивного праздника для детей 1-4 классов....
Классный час на тему: Путешествие "Тропинки здоровья"
Цели классного часа: 1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;2. Развивать умение применять полученные знания на практике, смекалку, внимание, мышл...