Разработка материалов для оценки состояния здоровья детей
методическая разработка по зож на тему

Лямцева Светлана Анатольевна

В материале представлен диагностический материал для определения состояния здоровья учащихся, разработаны рекомендации по сохранению и укреплению здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Луховский лицей»

Разработка материалов для оценки состояния здоровья детей

Учитель начальных классов:

Лямцева Светлана Анатольевна

2012г

ПЛАН:

I. Введение…………………………………………………………………………………………………………………..…… 3

II. Материал для оценки состояния здоровья детей:

  1. Карта здоровья…………………………………………………………………………………………………………….  5
  2. Анкета оценки состояния здоровья школьника……………………………………………...…………   6

III. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..   Литература…………………………………………………………………………………………………………………………..9

Введение

Здоровье.… Издавна с ним люди связывали своё благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться. Во многих странах мира на всех этапах развития человеческого общества специалисты разных областей знаний формулировали свои представления о здоровье. Однако до сих пор нет единого общепринятого определения понятия «здоровье».

Аристотель – древнегреческий философ и учёный – энциклопедист – писал: «Здоровье человека – счастье. Высшее счастье заключается в превосходной мудрости. Человеческое счастье раскрывается в благоразумии и добродетели. Наслаждение человека – в деятельности, а физическое состояние должно сочетаться с душевной активностью».

Один из современных специалистов так раскрывает понятие здоровья: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей  его физической среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям среды, если они не выходят за пределы нормы, и вносит посильный вклад в благополучие общества, соразмеренный с его способностями. Здоровье поэтому не означает» (Г. Сигерист).

 О здоровье написано тысячи книг, дано бесчисленное количество советов, и всё же миллионы людей страдают и умирают от болезней. Иные даже утверждают – недуги посланы человеку в наказание со времён Адама и Евы, и мечтать о полной победе над ними – напрасное занятие. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все так же неизлечимы СПИД, рак, увеличивается количество умирающих от туберкулёза и сердечных болезней…  Статистика приводит печальные факты – сейчас в роддомах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся 800 – 900 имеют какие – либо врождённые дефекты. А среди первоклашек последних лет 90 – 95 % уже обременены «букетом» хронических болезней. А сколько ещё прибавится за 11 школьных лет! В 30-е годы 20 века количество непригодных к службе в армии было всего 10%, к середине столетия – 50, а сейчас – 70-80%!

Здоровье – необходимая база для достижения жизненных целей: поступления в колледж, в институт, для успешной учёбы и профессиональной карьеры; создания семьи и рождения здоровых детей. Надо помочь детям осознать, что здоровье зависит от образа жизни и от отсутствия вредных привычек.

II. Мной разработан следующий материал для оценки состояния здоровья детей:

  1. Карта здоровья.

Попросите  учащихся начертить в тетради следующую таблицу:

Мои болезни, недостатки внешности, вредные привычки

Рекомендации врачей,

специалистов, родителей

Мои действия

Эту таблицу подростки заполняют дома вместе с родителями. Объясните учащимся, что графу «Мои действия» можно записать, например, регулярное посещение врача в случае необходимости, соблюдение режима дня, советов врача и родителей, занятие спортом, соблюдение диеты, другие действия.

  1. Анкета состояния здоровья школьника

Данная анкета заполняется школьным медицинским работником.

Состояние здоровья школьника

(заполняется школьным медицинским работником)

Класс ___________________________

Фамилия ___________________________________

Имя________________________________________

Отчество ____________________________________

Дата рождения _______________________________

Дата заполнения _____________________________

Вес:___________кг.                 Окружность груди: а) на вдохе_________см

Рост___________см                                                       б) на выдохе_______см

                                                      Окружность талии:_____________см

Группа инвалидности: Да__________, Нет___________

Дата установления инвалидности:_______.________.________.

Диспансерный учёт: Да___________ , Нет_____________.

Отклонения состояния здоровья: Да______ , Нет________ .

(записывается порядковый номер каждого заболевания согласно прилагаемой на обороте схеме определения групп здоровья).

А___ Б___ В___ Г___ Д___ Е___

Ж___ З___ И___ К___ Л___ М___

Группа здоровья: _____________

Медицинская группа: а)основная_____

                                           б)подготовительная_______

                                            в)спецмедгруппа_________

Физическое развитие: а)ниже среднего_____

                                           б) среднее_____

                                            в)выше среднего_____

                                             г)дефицит массы тела___

                                              д)избыточная масса тела___

Пропуск учебных дней по болезни:

(в клетки вписывается количество дней, пропущенных по заболеванию; сведения выписываются из классного журнала и сверяются с медицинскими справками)

Простудное заболевание (ОРВИ, грипп)

Инфекционное заболевание

Обострение

Хронического

заболевания

Травма,

операция

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Количество за год:

III. Убеждена – на самом деле не так уж много болезней, которые сваливаются на нашу голову как гром среди ясного неба. Причина большинства недугов в нашем небрежном отношении к самим себе. Кто из нас действительно заботливо относится к собственному организму – хотя бы на самом примитивном уровне – ежедневная зарядка, закаливание, правильное питание, нормальный сон, чередование умственных и физических нагрузок, мера во всём?... Школьники часами просиживают в библиотеках, забывая об обедах или заменяя их холодными пирожками, выкуривая одну сигарету за другой, выпивая невообразимое количество чашек кофе. И это ещё самые безобидные примеры. Что же говорить любителях спиртного, о тех, кто ради рая прибегает к наркотикам.… Первые предупредительные сигналы появляются годам к 30-ти, а к 40 алкоголики и наркоманы выглядят дряхлыми стариками, если, конечно, до этого времени доживают…

Как же сохранить здоровье? Прежде всего, по-настоящему захотеть этого. Всегда помнить: куда легче предупредить болезнь, чем излечиться от неё. И ещё: поверить русскому поэту Александру Блоку, утверждавшему: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен». Только светлые и радостные мысли, только чистые помыслы и добрые намерения, только бережное отношение к тому, что дано нам природой, могут сделать нашу земную жизнь долгой и счастливой.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Студеникин, М.Я. «Книга о здоровье детей» / М. Я. Студенин. - М.: Медицина, 1986 г.
  2. «Влияние школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков» – Пособие для слушателей экологической школы. – Нижний Новгород, 1991г.
  3. Ж. «Биология в школе», № 1-2, 2001г.
  4. Ж. «Биология в школе», № 7, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Организация занятий физической культурой для детей, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам.

Ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен и не может быть полностью освобожден от физической нагрузки и уроков физической культуры, соответственно, обязательно оценив...

Разработка внеклассного занятия«Здоровое питание - здоровые дети».

Здоровое питание для детей закладывает фундамент их полноценной жизни, обеспечивает их рост, физическое и умственное развитие. Поэтому крайне важно, чтобы оно было сбалансировано и отвечало всем запро...

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе, можно использовать на обобщающих уроках литературного чтения....

Функциональные пробы для оценки состояния дыхательной системы.

Пробы для оценки состояния дыхательной системы....

Функциональная проба для оценки состояния сердечно сосудистой системы.

Функциональная проба для оценки состояния сердечно сосудистой системы....

Анкеты для родителей «Оценка состояния здоровья ребенка»

Анкеты для родителей«Оценка состояния здоровья ребенка» Позволит собрать необходимые данные о здоровье ребенка...