Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
занимательные факты по зож по теме

Карасева Лариса Ивановна

В данной работе предложен комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Комплекс №1

1 Колечко.

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2 Кулак — ребро — ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений - по 8- 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях выполнении помогайте себе командами («кулак - ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

3 Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4.Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунку, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5.Ухо-нос.

Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо, и нос, хлопните в ладоши поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6 Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Комплекс № 2

1.Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2.Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад).3атем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову впереди медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4.Горизонталтная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5.Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т. д.)

6.Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

7.Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

8.Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Комплекс № 3

Предварительно нарисуйте на карточке (размером с почтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде символа X.

Зафиксируйте взгляд, на пересечении этих линий, выполняя при этом следующие упражнения:

1.Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув её в колени, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линии буквы X, как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушария мозга. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно.

2. Паровозик. Правую руку положите на левую надостную мышцу, одновременно делая 10 -12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперёд, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

3.Перекрёстное марширование. Сделайте 6 пар перекрёстных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъёмы бедра - руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Смотрите при этом на пересечение линии буквы X. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения - ходьба с высоким подниманием рук и ног.

4. Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

5.Перекрест. Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нём символом X .Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45с смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45с взгляд переведите на светлый фон. С появлением образа глаза закройте, а перекрест медленно перенесите в область лба, а затем в темя. Этот символ единства мозга. Упражнение повторять 3 раза.

6. Упражнение. «Взгляд влево вверх» Поза: правой рукой фиксируйте голову за подбородок. Взяв карандаш или ручку, левую руку выбросите в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинайте делать упражнение в течение  7секунд. Смотрите на предмет в левой руке, затем меняйте взгляд на «прямо перед собой» (счёт «1-2- 3-4-5-6-7»).Упражнение выполняйте 3 раза, потом доводите до 8раз. Затем упражнение выполняйте «с точностью до наоборот».

В дальнейшем для этого чтобы полностью проявить свои способности во время какой-либо ответственности (но привычкой) работы или деятельности достаточно представить символ X. Это будет являться как бы кодом для мозга. Его можно использовать всякий раз, когда необходимо работать оба полушария одновременно.

Упражнения для координации глаз и рук

Улучшают навыки чтения и письма, улучшают способность визуального различия, улучшают координацию тела. Тренируют двигательные навыки, стимулируют восприятие пространства, улучшают чувство центрирования.

*Восьмерки. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами продольную восьмёрку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать глазами, увеличивая размеры восьмёрки. Во время упражнения отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.

*Восьмёрки локтями. Стоя, разведите ноги в стороны, слегка согните ноги в коленях. Проведите половину восьмёрки правым локтем. Глаза должны следить за движением локтя. Сместите центр восьмёрки назад. Сместите центр восьмёрки назад, отодвигая торс в сторону. Проделайте то же с левой стороной.

*Крылья. Встаньте. Ноги на ширине плеч. Колени расслаблены. Потрясите руками и согните локти. Прочертите восьмёрку одновременно двумя руками. Сначала вперёд, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивается вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь назад. Ещё раз вдохните и представьте что парите. На вдохе наклонитесь вперёд, опираясь на носки. На выходе отклонитесь назад. Ещё раз вдохните и представьте, что парите.

*Рисующий слон. Встаньте или сядьте в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперёд и рисуйте ей то, что видите большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.

*Обхватите левой рукой запястье правой руки и массируйте. Повторите то же самое правой рукой.

*Соедините руки на уровне глаз. Носом прочертите линию от одной ладони по руке к плечу. Затем впереди вычертите окружность. Теперь следуйте по второй руке. Повторите в другую сторону.

Упражнения для развития визуальной и слуховой памяти

  1. *Вдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся,  когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала только тёмное, затем только светлое.
  2. *3акройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, как будто ловите солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливами цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.

3.*Сядьте удобно, ноги врозь, расслабьте колени. Обнимите руками голову, касаясь правой рукой левого уха и наоборот. Пальцами выдвигайте затылок вперёд. Закройте глаза и положите голову на руки. Раскачиваясь из стороны в сторону, глубоко дышите, помещая голову в «колыбель». Почувствуйте, что ваше тело - это опора.

  1. *Кончики выпрямленных вместе пальцев правой руки подведите к основанию мизинца левой руки с слегка сжатым кулаком. В следующий миг сожмите, наоборот, пальцы правой руки, растяните пальцы левой руки и подведите кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторите эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делайте через рот при каждой смене рук.
  2. *Раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении усилия - вдох. Упражнение делайте спокойно, не торопясь. Потом сделайте то же самое для правой руки.
  1. *Сложите большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижмите их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение сделайте для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавите на основание каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
  2. *Одновременно двумя руками промашите в воздухе в зеркальном отражении (запишите на лист бумаги) информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблица умножения, формулы, иностранные слова и т. д.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(по А. Л. Сиротюк) Комплекс № 1....

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(По А. Л. Сиротюк)

Комплекс № 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указат...

«Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через применение игротренингов су джок»

В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для имеющихся у них нарушений, укрепления психического...

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Кинезиологические  упражнения    служат для  развития межполушарной специализации, развития межполушарного взаимодействия, развития мелкой моторики, развития способностей, раз...

Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чте...

методическая разработка "Кинезиологичсекие упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей"

Буклет "Кинезиологичсекие упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей"...

«Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мячей»

Одним из составляющих элементов комплексной коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространств...