Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
материал по логопедии на тему
Кинезиологические упражнения служат для развития межполушарной специализации, развития межполушарного взаимодействия, развития мелкой моторики, развития способностей, развития памяти, внимания, речи, мышления. Особенно рекомендуются для учащихся, испытывающих трудностив обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Упражнения можно выполнять в качестве физкультминутки на любом уроке или занятии в течении 2-5 минут .
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения;
- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
- подключение движений глаз и языка к движениям рук;
- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
- «Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений по 8 – 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.
- «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6 – 8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
- «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
- «Колечко». Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Горизонтальная восьмёрка». (Стоя, но можно и сидя) вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжаты в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдёт вверх, начните слежение немигающими глазами, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны провести рукой несколько раз «туда – обратно» по линии «горизонтальной восьмёрки», как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавных движений глаз без остановок и фиксаций. Рисовать восьмёрку сначала левой, потом правой рукой три раза, затем обеими руками вместе.
- «Счёт». Постучите каждым пальцем правой затем левой руки по столу под счёт «1, 1-2, 1-2-3, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5» начиная с большого пальца, затем с мизинца.
- «Зайчики. Козы». Показываем указательный и средний пальцы, остальные зажаты большим пальцем (зайчик). Затем показываем указательный палец и мизинец, остальные пальцы придерживаются большим (козы). Стараемся быстро менять положение пальцев. Выполняем сначала на одной руке, затем на двух с закрытыми глазами.
- «Лягушка». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
- «Снеговик». Выполняют стоя. «Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите как лужица воды».
- «Слон». Упражнение можно выполнять стоя и сидя. Выпрямите спину, руки свободны и расслаблены. Коснитесь левым ухом вашего левого плеча. Попытайтесь поднести ухо максимально близко к плечу. Вытяните перед собой руку и указательным пальцем образно нарисуйте в пространстве цифру восемь, включив в процесс только верхнюю часть туловища. Начните движения телом налево вверх. Следите за указательным пальцем. Повторите упражнение три раза (начинайте рисовать восьмерку с разных сторон).
При помощи этого упражнения вы активизируете всю систему «тело-ум». - «Свеча». Выполняют, сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
- «Дышим носом». Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
- «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.
- «Уши». Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.
- «Симметричные рисунки». Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
- «Качание головой». Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
- « Медвежьи покачивания». Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
- Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха (количество выполнений произвольное от 3 до 10 раз).
Желаю здоровья Вам и Вашим ученикам!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(по А. Л. Сиротюк) Комплекс № 1....
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(По А. Л. Сиротюк)
Комплекс № 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указат...
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
В данной работе предложен комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия....
«Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через применение игротренингов су джок»
В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для имеющихся у них нарушений, укрепления психического...
Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела)
Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чте...
методическая разработка "Кинезиологичсекие упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей"
Буклет "Кинезиологичсекие упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей"...
«Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мячей»
Одним из составляющих элементов комплексной коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространств...