Из опыта работы по развитию социальной активности учащихся начальных классов Орлята России
проект (3 класс)
Нам славное дело Россией дано –
Сотни орлят поднимать на крыло.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Нам славное дело Россией дано
Сотни орлят поднимать на крыло...
Перелистаем страницы наших пройденных треков «Орлята России» …
(Из опыта работы учителя начальных классов
Брюхановой Инны Сыреновны,
учителя начальных классов
МАОУ СОШ №54 г.Улан-Удэ
Республика Бурятия).
Отряд «Орлята России» во 2 «А» классе был создан в сентябре 2022 года. Мною была подана заявка, затем создала личный кабинет на сайте и зарегистрировала учеников с согласия родителей. С октября мы начали работать по трекам - заданиям.
В течение 2022-2023 учебного года мы реализовали семь треков программы Орлята России. Разрабатывали и проводили коллективные творческие дела разных направленностей.
Разработанные технологические карты занятий, которые соответствуют требованиям системно - деятельностного подхода в воспитании, логотипы, листы - чеки к трекам приходили в начале каждого месяца. В них много игр, различных видео. Дети с удовольствием участвовали в играх, тренингах, викторинах, работали в группах, смотрели фильм. Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Начинали работу с вводного «Орлятского урока», основной задачей которого являлось дать старт и эмоционально настроить класс на участие в Программе. На данном уроке ребята узнали, что им предстоит преодолеть, совершить путешествия и выполнить задания 7 треков:
«Орлёнок - Лидер»; «Орлёнок - Эколог»; «Орлёнок - Эрудит»; «Орлёнок - Мастер»; «Орлёнок - Спортсмен»; «Орлёнок - Доброволец»; «Орлёнок - Хранитель исторической памяти».
Ведущая деятельность занятий - это игры, работа в командах.
Форма организации детей: фронтальная, групповая.
Использовались на занятиях следующие методы: наглядные, практические, эвристические беседы, игровые.
Технологии в воспитании: сотрудничество, личностно - ориентированная, КТД.
Технология сотрудничества состоит не только в том, чтобы сделать, что-то вместе, но и чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды познал для себя новое, овладел определёнными умениями, сформировал нужные навыки, и при этом каждая команда должна знать, чего достиг каждый ученик. При такой деятельности дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своего класса. Такая работа очень эффективна, потому что дети чувствуют ответственность за результат работы.
Личностный и индивидуальный подходы к воспитанию отвечают на вопрос, что развивать. А развивать у детей нужно индивидуальные способности и их склонности.
КТД (коллективно - творческая деятельность) – это коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Это дело не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. Дело, потому что результат – общая польза и радость. Этот эффективный метод воспитания основан на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Я хочу рассказать о нескольких треках, которые мы реализовали.
1. «Орлёнок – Эрудит» (ноябрь).
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимал первый месяц второй четверти, которая, отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. Дети познакомились с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе. И по реализации трека Орлёнок - Эрудит мы совершили поездку по родному городу Улан-Удэ, побывали в интересных местах, посетили некоторые наши достопримечательности. Побывали на горе Батарейной, откуда начался наш город. Оттуда открывается шикарный вид! Не зря казаки, которые построили когда-то там острог, выбрали это место. Также посетили Музей истории города. Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной для нас форме, в виде квестовой игры, рассказали об истории родного города. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.
Осталось много положительных впечатлений от увиденного и услышанного.
2. «Орлёнок – Мастер» (декабрь).
Формирование любви к искусству и труду, развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
Ценности, значимые качества трека: познание.
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Дети познакомились с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. У детей сформировалось положительное отношение к различным видам деятельности людей. Обогатились знания учащихся о разнообразии профессий и их роли. Провели КТД «Мастер своего дела».
В преддверии новогодних праздников мальчики и девочки 2 класса приняли участие в конкурсе ТОС Исток «Лучшая новогодняя игрушка», провели мастер – класс по изготовлению новогодних украшений, изготовили украшения для участия класса в конкурсе на лучшее украшение елочки и лучшее новогоднее украшение двери класса. И еще, игрушки учеников 2 класса украсили главную ёлку нашего Истока. В рамках реализации трека ребята также знакомились с понятием «Мастер», подготовили и рассказали в классе о своих родителях «Моя мама (папа) Мастер своего дела…», познакомились с мастерами искусства на новогоднем представлении в Этнографическом музее.
3. «Орлёнок – Эколог» (март).
Формирование представлений об экологической культуре и ответственного отношения к природе.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – рюкзачок Эколога.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
В течение реализации трека шло формирование понятия об экологии, как науке и экологе, как профессии, формирование чувства заботы и бережного отношения к окружающему миру. Формировались у детей умения высказывать свою точку зрения и обосновывать её, извлекать информацию. Происходило осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры. Сформировалось представление о раздельном сборе твёрдых отходов. Провели экологический квест «Ключи природы». Учились бережному отношению к окружающей среде.
Второклассники познакомились с работой экологов России, узнали, что они делают для сохранения природы России, решали экологические задачи, формировали умение выполнять элементарные правила экологической грамотности, посмотрели несколько видеороликов и мультфильмов об экологии, приобрели навыки сортировки мусора. Дети пришли к выводу, что очень важно для сохранения природы наблюдать за ней и понимать её. Своими силами, из подручных средств дети сделали кормушки для птиц и развесили их на деревьях. И до конца зимы подкармливали птичек.
4. «Орленок – Хранитель исторической памяти» (апрель).
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно - ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Формировалась сопричастность детей к прошлому, настоящему и будущему нашей страны. Знакомились с традициями своей родной Бурятии. Узнали историю празднования национального праздника Сагаалган, учили ритуалы, благопожелания, стихи, посвященные празднику, знакомились с национальными костюмами бурят. Рисовали рисунки, посвященные национальному празднику, делали поделки. Оформили праздничные открытки. Новое поколение должно понимать значимость сохранения культуры и традиции своего края и народа.
Обсудили что, где, как, зачем хранить. Обсудили, что такое семейные традиции и почему важно, чтобы они были. Ребята принесли семейные фото и рассказали друг другу о традициях в их семьях.
Также в рамках реализации трека Хранитель исторической памяти приняли участие во всероссийской акции «Бессмертный полк в каждой школе», чтобы почтить память доблестных предков. Для этого провели тематические классные часы, где дети рассказали о своих прадедушках – участниках Великой Отечественной войны.
По каждому проведённому треку отправляла на сайт фотоотчёт. Фотографии сохраняла в Облако Mail.ru, в VКонтакте, а организаторам отправляла ссылки. По итогам работы мы заработали сертификаты по всем трекам программы «Орлята России».
Литература
- Методическое пособие | 2022. "Программа развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ. УМК учебного года
- Методические рекомендации по проведению официальной церемонии посвящения в Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoy-tseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/
- Учебно-методический комплект для 2 класса https://orlyatarussia.ru/library/test/
- Учебно-методический комплект для 3 класса https://orlyatarussia.ru/library/test2/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Орлята России»
Электронная библиотека сайта «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Работа по развитию речи с учащимися начальных классов
Основной стержень занковского урока: деятельность самих учащихся, которые активно наблюдают и сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Путь познания на уроках идет от учеников, для...

Развитие познавательной активности учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Рабочая программа развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России"
Данная рабочая Программа развития социальной активности обучающихся начальной школы "Орлята России" разработана на основе Всероссийской Программы развития социальной активности обучающихся н...

Отчёт о работе по внеурочной деятельности по Программе развития социальной активности обучающихся 3 класса "Орлята России" за 1 четверть.
Данный отчёт может помочь классным руководителям в определении вектора работы с учащимися 3 класса по Программе "Орлята России"и выборе видов и методов проведения коллективных полезных дел....

Развитие социальной активности обучающихся начальных классов через реализацию федеральной программы «Орлята России»
В данной презентации представлен отчёт по развитию социальной активности обучающихся начальных классов через реализацию федеральной программы «Орлята России» ....

Реализация проекта о социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»
Работа с Орлятами России...