Формирование исследовательских умений у младших школьников с ЗПР через проектную деятельность
статья (2 класс)

Степаненко Елена Александровна

Проведенное нами диагностическое исследование, направленное на изучение уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников с ЗПР с помощью методик «Умозаключения» (авторы (Э. Замбацявичене, Л. Чупров и др.), выявления исследовательского навыка выдвигать гипотезу (автор А.И. Савенков), «Вопрошайка» (автор М.Б. Шумакова), а также теста на определение уровня мотивации к исследовательской деятельности (автор А.П. Гладкова) показало, что большинство обучающихся с ЗПР имеют недостаточный уровень развития данные качеств. Метод проектной деятельности показал свою эффективность: его можно и нужно использовать в работе с обучающимися с ЗПР и особенно в  работе по формированию исследовательских умений  у обучающихся с ЗПР. Незначительные результаты нашей экспериментальной работы мы объясняем несколькими причинами:

– возраст обучающихся с ЗПР;

– незрелость познавательной сферы обучающихся с ЗПР;

– недостаточное количество времени проведения формирующей части экспериментальной работы.

Тем не менее, мы планируем продолжать реализовывать наш проект и развивать исследовательские умения у обучающихся с ЗПР на последующих годах обучения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских умений у младших школьников с ЗПР через проектную деятельность

Одной из главных задач образовательных учреждений, заложенных в воспитательной работе, является патриотическое воспитание обучающихся.

Тема патриотического воспитания обучающихся младшего школьного возраста стала звучать особенно актуально в последние годы. Младший школьный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Насколько у маленького человека будет развито чувство любви к Родине, зависит от воспитания. И это воспитание должно быть целенаправленным. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в маленьком человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у обучающихся с ЗПР черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать и любить историю своего города, района. Взрослые должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям младшего школьного возраста, то, что может вызвать у них чувство восторга и гордости.

На основании вышеизложенной актуальности, нами было принято решение о реализации направления патриотического воспитания обучающихся с ЗПР через формирование их исследовательских умений в проектной деятельности. Нами был разработан и реализован следующий проект.

Тема проекта «Район, в котором я живу».

Участники (исполнители проекта): обучающиеся 1 класса с ЗПР, учитель (классный руководитель), воспитатель ГПД, родители обучающихся с ЗПР.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: с 01.10.2020 г. по 15.11.2020 г.

Цель проекта - развитие исследовательских умений младших школьников с ЗПР через реализацию проектной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Расширять и обогащать знания обучающихся с ЗПР о Невском районе: его прошлом и настоящем через знакомство с достопримечательностями района.
  2. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся с ЗПР в процессе практической деятельности.
  3. Способствовать развитию речи через составление описательных рассказов; расширить и активизировать словарный запас обучающихся с ЗПР по теме «Район, в котором я живу».
  4. Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
  5. Воспитывать чувство гордости за свой район.

Проблема: почему район, в котором мы живем, называется Невским?

Виды детской деятельности: социализация, коммуникация, познавательно-речевая, игровая деятельность, конструирование, изобразительная деятельность.

Обеспечение проекта: развивающая предметно-пространственная среда; иллюстративный материал по данной теме; фотографии; зарисовки; фотоальбом, видеоматериалы Невского района; интерактивная доска; компьютер; презентация «Экскурсия по Невскому району»; организация экскурсии, дидактические игры; выставки книг, рисунков, поделок.

Предполагаемый результат на уровне обучающегося с ЗПР:

  1. Освоение доступных знаний об истории Невского района.
  2. Активное участие обучающихся с ЗПР в выставках рисунков, викторине по теме проекта, беседах, других видах деятельности.
  3. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  4. Расширение и активизация словаря обучающихся с ЗПР по теме проекта.

Предполагаемый результат на уровне педагогов:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ЗПР.
  2. Творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Предполагаемый результат на уровне родителей обучающихся с ЗПР:

  1. Мотивация желания сотрудничества и взаимодействия родителей с образовательным учреждением.
  2. Укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка.
  3. Сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Продукт проектной деятельности. Фотоальбом «Невский район», выставка рисунков «Мой дом, моя улица», коллаж «Я и мой район», выставка творческих работ обучающихся с ЗПР и родителей «Сделаем наш район чище», итоговая викторина «Район, в котором я живу».

Технология проекта.

Проект «Район, в котором я живу» проводился с обучающимися младшего школьного возраста, имеющими ЗПР. Проект носил познавательный, развивающий, воспитательный характер. Была проведена предварительная работа с обучающимися и родителями обучающихся. Педагоги собрали и изучили материал об истории, достопримечательностях, жизни Невского района. Оформили альбом «Мой родной Невский район», составили презентацию, для проведения виртуальной экскурсии с детьми по району, в котором они живут. Для обучающихся были разработаны цикл бесед, занятий, игры и игровые упражнения по данной теме. Лексический материал для занятий был подобран с учетом возрастных, психических и речевых особенностей обучающихся с ЗПР.

В ходе проекта удалось выявить проблемные моменты, которые нужно было отрабатывать в дальнейшем: некоторые обучающиеся с ЗПР затруднялись назвать свой домашний адрес, многие не знали название района, в котором живут, не называли номер школы, не знали названия памятников района.

В ходе проекта мы старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с обучающимися: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них. На протяжении всего проекта у обучающихся с ЗПР поддерживалась мотивация.

Обучающиеся с ЗПР сами являлись участниками проекта и были активными помощниками в его реализации. Поэтапно происходила смена видов деятельности: беседы с детьми по теме проекта, виртуальная экскурсия по Невскому району, дидактические игры, продуктивная деятельность, итоговая викторина.

В нашем проекте была тесная взаимосвязь с родителями. Родители были активны, заинтересованы, проявили своё творчество, делились своими умениями, знаниями. Так, например, родители в доступной форме рассказывали своим детям, чье имя носит их улица, почему она так называется. Во время прогулок рассказывали детям об исторических памятниках района и т.д.

На первом этапе проекта говорили с детьми о том, что им близко и понятно. Это дом, в котором живет ребенок, улица, на которой он живет, школа. Обучающийся с ЗПР учился принимать свой дом таким, каков он есть, и любить его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к району. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Двор, улица, на которой живет ребенок, способствуют закреплению чувства привязанности. Здесь большая роль отводилась родителям. Мы предлагали родителям во время прогулки с детьми во дворе, на своей улице, рассказывать своему ребенку, чем им нравится их дом, (двор) в честь кого названа улица. Расспросить ребенка есть ли у него свое любимое место во дворе и на улице. Свои впечатления о доме, улице обучающиеся с ЗПР отражали в рисунках.

Мир входит в жизнь обучающихся с ЗПР постепенно. Сначала обучающийся с ЗПР познает то, что окружает его дома, и уже после то, что в образовательном учреждении. Школа – место, где обучающийся с ЗПР проводит значительную часть своей жизни, задача взрослых сделать так, чтобы место это было приятным и любимым детьми. Обучающиеся с ЗПР способны испытывать гордость за свою школу, свой класс. Мы развиваем и поддерживаем эти чувства. В ходе проекта детьми была выполнена коллективная работа «Моя любимая школа».

Очень хорошо, когда родители сами активно участвуют в жизни класса, когда воспитывают у своих обучающихся с ЗПР гордость за школу, которую посещает ребенок, чувство любви к детям, сотрудникам образовательного учреждения.

В рамках проекта родители помогли собрать фотоматериалы Невского района, приняли участие в подготовке итоговой викторины по теме.

На следующем этапе проекта знакомили обучающихся с ЗПР с районом, его названием, достопримечательностями. Чтобы обучающиеся с ЗПР «почувствовали» свой район, они должны иметь о нем определенное представление. Поэтому в школе педагоги провели с детьми занятия: «Район, в котором я живу», «Мое любимое место района», рассказывали младшим школьникам о жизни района, проводили беседы, рассматривали фото и иллюстративный материал, посвященный Невскому району. Для обучающихся с ЗПР организовали экскурсию по району с использованием мультимедиа.

Родители рассказывали и показывали детям, какие объекты находятся в нашем районе: магазины, школы, библиотеки, почтовые отделения и т.д. Рассказывали об истории своего района, о людях, которые здесь когда-то жили. В результате совместной деятельности обучающихся с ЗПР и родителей был изготовлен коллаж «Я и мой район».

Данный проект был завершен итоговой викториной «Район, в котором я живу», где обучающиеся с ЗПР отвечали на вопросы, выполняли практические задания, участвовали в познавательных играх.

Таблица 1

План реализации проекта «Район, в котором я живу»

№п/п

Мероприятия или основные направления деятельности

Цель деятельности педагога, родителей и обучающихся с ЗПР

План реализации проекта подготовительного этапа

1

Подбор справочного и познавательного материала о Невском районе.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.

Цель: Привлечь к поиску материала родителей.

2.

Подбор методической литературы

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов. 

3

Сбор фотоматериалов для оформления альбома «Невский район»

Цель: Подобрать фото и иллюстрации с памятными местами Невского района, с видами зданий, историческими памятниками, главными улицами района, объектами, достопримечательностями.

Цель: Привлечь родителей к сбору информации

4

Разработать дидактические игры «Узнай и назови»; «Подбери пару»

Цель: Разработать авторские игры для обучающихся с ЗПР, с целью закрепления знаний о Невском районе.

План реализации проекта основного этапа.

1.

«Круглый стол» с родителями «Воспитание любви к малой Родине»

Цель: Привлечь родителей к совместной работе по изучению Невского района, к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании

2

Экскурсия по Невскому району с использованием мультимедиа

Цель: Уточнять и расширять знания обучающихся с ЗПР о достопримечательностях Невского района.

3

Путешествие по маршруту выходного дня, выполнение рекомендуемых заданий в рамках маршрута

Цель: Организация семейных прогулок в районе с познавательно-обучающим эффектом

4

Занятие на тему «Район, в котором я живу»

Цель: расширять знания обучающихся с ЗПР о малой Родине.

5.

Рисование на тему «Мой дом, моя улица»

Цель: Побуждать обучающихся с ЗПР отражать свои впечатления в рисунке по заданной теме.

6

Занятие на тему «Составление творческих рассказов «Мое любимое место района»

Цель: Составлять связный, последовательный рассказ о любимом месте

7

Аппликация «Мой любимый детский сад» (коллективная работа)

Цель: Закреплять навыки совместного творчества

8

Конструирование из крупного строительного материала и лего-материала «Дома на нашей улице»

Цель: побуждать обучающихся с ЗПР применять полученные знания в самостоятельной деятельности

9

Д/игры: «Узнай и назови»; «Подбери пару»

Цель: Закрепление знаний обучающихся с ЗПР о достопримечательностях Невского района в дидактических играх

10

Поделки из бросового материала: «Сделаем наш район чище»

Цель: в совместной деятельности обучающихся с ЗПР и родителей применять в своей работе бросовый материал; развивать творчество, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

План реализации проекта заключительного этапа

11

Оформление альбома «Невский район»

Формирование исследовательских умений младших школьников с ЗПР в проектной деятельности

12

Выставка рисунков «Мой дом, моя улица»

13

Изготовление коллажа «Я и мой район».

14

Выставки творческих работ обучающихся с ЗПР и родителей «Сделаем наш район чище»

15

Итоговая викторина «Район, в котором я живу»

 

По окончании реализации проекта можно сказать, что цель проекта «Район, в котором я живу» была достигнута. Поставленные задачи выполнены. Проектная деятельность показала, что организация работы в начальной школе по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. В результате проведенной работы, было отмечено улучшение качества знаний обучающихся с ЗПР о Невском районе. Значительно расширился словарь по данной теме. В процессе работы над проектом обучающиеся с ЗПР имели возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе. Занятия, игры, продуктивная деятельность объединяли обучающихся с ЗПР общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовали формированию коллективных взаимоотношений.

В ходе реализации проекта были организованы выставки рисунков, поделок из бросового материала (совместная деятельность обучающихся с ЗПР и родителей). Оформлен фотоальбом «Невский район», изготовлен коллаж «Я и мой район». Проведена итоговая викторина «Район, в котором я живу».

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что метод проектной деятельности можно и нужно использовать в работе с обучающимися с ЗПР. Этот метод особенно продуктивен в работе по формированию исследовательских умений  у обучающихся с ЗПР. Особая педагогическая значимость проектного метода заключается в том, что он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка с ЗПР, позволяет решать задачи коррекционно-развивающего процесса, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы  и формируя исследовательские умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....

Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе предпрофильной подготовки.

          Концепция модернизации российского образования предполагает организацию профильного образования учащихся 3-й ступени для формирования у обучающихся готовности...

Формирование экологических представлений у младших школьников с ДЦП через проектную деятельность.

Одной из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной г...

Условия формирования исследовательских умений у младших школьников

В работе раскрыты условия, которые необходимо соблюдать педагогу при формировании исследовательских умений у младших школьников...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Отчет по самообразованию учителя начальных классов на тему: "Роль проектной деятельности в формировании исследовательских умений у младших школьников".

В отчете рассматривается проблема использования проектной деятельности как эффективного инструмента для формирования исследовательских умений в условиях современного образовательного процесса. Подчерк...