Методическая разработка классного часа "Всемирный день радио"
классный час

Прохорова Евгения Олеговна

Методическая разработка выполнениа в формате внеурочного занятия "Разговоры о важном" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa_na_konkurs_uchitel_goda.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ 6 КЛАССА «ЧЕРЕЗ ВЕСЬ МИР ГОЛОСОМ», ПОСВЯЩЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РАДИО

Дата проведения: 13.02.2025 г.

Место проведения: АГО, СОШ №1

Цель:

знакомство со средствами массовой информации.

Задачи:

знакомство с праздником Всемирный день радио, познавательное времяпрепровождение.

Оборудование

проектор; экран; ноутбук, видеоклипы.

Цели занятия: знакомство учащихся с международным Днем радио, историей его возникновения, развития радиосвязи в мире; знакомство с именами ученых, работавших над изучением радиосвязи, знакомство с современными изобретениями, работающими на радиоволнах.

Формирующие ценности: патриотизм

Продолжительность занятия: 20 минут

Комплект материалов: сценарий, видеоматериалы и видеозаписи, презентация и интерактивная игра.

Ход мероприятия:

Учащиеся занимают свои места

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересная дата в календаре! Чтобы определить, о чем пойдет речь на занятии, мы с вами посмотрим видеоролик!

Демонстрация видеоклипа «Объявление Левитана о начале ВОВ»

Учитель: ребята в 2025 году, 9 мая, мы будем отмечать 80-летие Победы Советского союза в Великой Отечественной войне.

Вопросы:

- О чем это видео?

-Чем заняты люди?

-Около какого прибора они находятся? (прибор  - радиоприемник)

Ответы детей

Учитель: Да, мы увидели, что люди слушают радио. Голос Юрия Борисовича Левитана, диктора Всесоюзного радио, сообщает о начале Великой Отечественной войны в 1941 году, голос Левитана по радио будет звучать на протяжении 4 лет войны и объявит о подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германией в мае 1945 года. Обо всех этих событиях советские граждане будут узнавать с помощью этого ценного изобретения человечества.  

Учитель: ребята, а как вы думаете, когда появилось радио? (ответ: радио появилось более 120 лет назад).

Учитель: А всемирный день радио — молодой праздник, его отмечают 13 февраля, впервые его отметили только в 2012 году. А решение о его проведении ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры) приняла в 2011-м. Дата проведения выбрана не случайно — именно 13 февраля 1946 года впервые вышло в эфир «Радио ООН», станция которого располагалась в штаб-квартире Организации объединенных наций. Как говорят учредители праздника, он должен послужить укреплению сотрудничества между всеми, кто имеет отношение к радио, — будь то крупные вещательные компании или одиночки-любители. ЮНЕСКО призывает все страны принимать активное участие во Всемирном дне радио.

Учитель: держать связь друг с другом люди пытались с древних времен.

Учитель: как вы думаете, какими были первые способы связи между людьми?

Ответы детей (2-3 ответа)

Учитель: Они выбирали разные способы: дым костров, посылка гонцов, узелковое письмо, световая связь, дневной оптический телеграф, флажковая связь (слайд 2-7).

Учитель: Идея передачи голоса на расстояние легла в основу одного из самых значимых изобретений современности. Там, где нет проводов и кабелей, людям помогает устанавливать связь чудо конца 19 в. - радио.

Учитель: ребята, а что обозначает слово «радио» для вас?

Ответы детей

Известны имена 6 ученых, которые внесли огромный вклад в развитие радио (слайд 9-16): 

Александр Степанович Попов – русский (слайд 9)

Никола Тесла – серб (слайд 10)

Эдуард Бранли – француз (слайд 11)

Гульельмо Маркони –итальянец (слайд 12)

Генрих Герц – немец (слайд 13)

Эдвин Амстронг – американец (слайд 16)

Сообщения детей об ученых

Ученик 1.

Попов Александр Степанович (1859-1906) – русский физик, изобретатель радио. Убежденный в возможности связи без проводов при помощи электромагнитных волн, Попов построил первый в мире радиоприемник, применив в его схеме чувствительный элемент – когерер. Во время опытов по радиосвязи с помощью приборов Попова было впервые обнаружено отражение радиоволн от кораблей.  Прибор, им созданный, обнаруживал на больших расстояниях грозовые разряды - грозоотметчик. Продемонстрировал его 7 мая 1895 г.- стал днем рождения радио.

Первый радиоприемник  А.С. Попова (1895 г.)

Хорошо известна первая радиограмма А.С. Попова: «Генрих Герц».

Ученик 2.

         Никола Тесла  в 1893 году вплотную занялся вопросами беспроволочной связи и изобрёл мачтовую антенну. В 1897 году построил  радиостанцию, которая передавала сигналы на расстояние 35 км., опередив Маркони . Особенно важно было открытие четырех резонансных цепей, лежащих в основе радиопередачи. Создание в течение 1899 большой радиостанции на 200 кВт в Колорадо позволило Тесле применить принципы и идеи, выдвинутые в его лекциях в 1892 и 1893. Весной 1898 Тесла построил радио-управляемую модель корабля, и 1 Июля 1898 получил патент, относящийся к управлению на расстоянии посредством радио движущихся судов и транспортных средств.

Ученик 3.

         Одним из изобретений Эдуарда Бранли явилось создание радиокондуктора - прибора для регистрации электромагнитных волн. Позднее этот прибор получил название когерер. Этот прибор был использован для радиоприёмника  - Поповым и Маркони. В ходе дальнейших исследований стало ясно, что обычно обладающие сравнительно большим сопротивлением опилки под внешним сигналом в сопротивлении изрядно теряют. Вернуть былое сопротивление опилкам могло элементарное физическое воздействие (встряхивание). Вскоре эффект удалось объяснить – основное сопротивление опилкам обеспечивал тонкий слой окисла, их покрывавший. Сигнал правильной мощности пленку окисла разрушал, тем самым оставляя в трубке вполне проводящий металл и повышая проводимость конструкции в целом.

Ученик 4

 В июне 1896 года  Г. Маркони сделал заявку и через год первым получил патент в Англии на «усовершенствования в передаче электрических импульсов и сигналов», но спустя два года после демонстрации А.С. Поповым своего приемника.

Поставил производство радиоприемников на коммерческую основу и в промышленных масштабах.

Маркони и его изобретения.

1 радиостанция

2 радиотелеграф

3 радиоаппаратура для флота

Ученик 5

         Генрих Герц-ученый, открывший радиоволны (1887г.), но не видевший перспективы их использования

 Герц тщательно изучил всё, что было известно к этому времени об электротехнических колебаниях и в теоретическом, и в экспериментальном планах. Найдя в физическом кабинете технической школы пару индукционных катушек, и проводя с ними лекционные демонстрации, Герц обнаружил, что с их помощью можно было получить быстрые электрические колебания с периодом 10-8с. В результате экспериментов Герц создал не только высокочастотный генератор (источник высокочастотных колебаний), но и резонатор — приёмник этих колебаний.

Ученик 6

Эдвинг Амстронг - вошёл в историю как изобретатель важнейших типов радиоприемников — регенеративного, сверхрегенеративного и супергетеродинного. Также первым предложил использовать частотную модуляцию в радиосвязи.

В 1925 Армстронг начал работы по устранению радиопомех, завершившиеся изобретением частотной модуляции (ЧМ) – медленного изменения частоты электромагнитных колебаний по определенному закону. Этот метод применяется сейчас для передачи звука на телевидении и радиовещании.

Учитель: Александр Попов настойчиво добивался успехов в использовании радиоволн на благо человечества. Александр Попов тестировал свои изобретения в разных условиях: А. С. Попов с плавучего маяка радировал на остров Перебойный: «Внимание! Всем! Всем! 27 августа 1901 года. Два часа пополудни». И теперь ученый был рад убедиться, что его аппаратура и на маяке, и на острове работает бесперебойно, увидел по записям дежурных радистов, что сообщения о погоде, ветре, уровне вод, поступающие отсюда, обеспечивают проводку судов в море. А.С. Попов провел интересный опыт: установив передатчик на пароходе «Ледокол», предоставленном в распоряжение ученого гирловым комитетом, он взял курс на Таганрог и во время всего перехода посылал телеграммы на Перебойный - на Лоцмейстерский пост. И хотя расстояние постепенно увеличивалось, был сильный ветер, шел дождь, аппаратура работала четко. Последние телеграммы были переданы из-за Таганрога, от Чимбургских вех, расположенных в 37 километрах от Перебойного. И это подтвердило: возможно перенесение маячных аппаратов на буксирный пароход и использование новой линии связи в период ледохода и ледостава.  

Учитель: Для того, чтобы проверить, какую информацию о радио и ученых, работавших по данному вопросу мы запомнили, давайте проведем небольшую викторину.

Викторина:

Почему 13 февраля было выбрано днём рождения радио?

а) родился Никола Тесла;
б) возникло радио ООН; +
в) на это не было особой причины;
г) в этот день состоялся первый эфир.

Что было в послании, которое первым в мире отправил Александр Попов по радиограмме?

а) Генрих Герц; +
б) Гера Герц;
в) Генри Герц;
г) Приём.

В каком году Никола Тесла построил радиостанцию (1897)

 - Когда был впервые продемонстрирован прибор, называемый радиоприёмником? 7 (мая 1895 года) (слайд 17)

Учитель: в 40-50 годах  XX века радиоприемники прочно вошли в жизнь людей по всему миру (слайд 18-20).

Учитель: радио в современном мире является не менее востребованным, чем в то время, когда человечество еще не знало, что такое телевизор. Внимание на экран!

Просмотр мультфильма

Учитель: ребята, а в каких повседневных ситуациях мы сегодня сталкиваемся с радиосвязью? (3-4 ответа детей) ?

Учитель: предлагаю вам, ребята, выполнить небольшое интерактивное задание (слайд 21-23).

Выполнение задания.

 Учитель: Какой принцип существования радиосвязи объединяет прошлое и настоящее во всех изобретениях? (радиосвязь обеспечивается радиоволнами)

Учитель: Действительно, сегодня, несмотря на длительный период времени, прошедший после изобретения радио и обнаружения радиоволн, радиосвязь востребована во многих сферах жизнедеятельности человека: дроны (воздушные и подводные), рация в войсках и на туристических объектах. У нас есть специальные войска связи. Войска связи – обобщенное название специальных войсковых подразделений. Без связистов армия не может слаженно и оперативно действовать. Сегодня радиосвязь помогает военным, находящимся в зоне Специальной военной операции, выполнять боевые задачи. Войска связи обеспечивают сухопутную армию оборудованием, коммуникационными комплексами, формируют системы программного определения радиоустановок. День военного связиста отмечается ежегодно 20 октября. Учрежден он в 2006 году по инициативе Министерства обороны РФ. Две значимые даты: 13 февраля и 20 октября прочно связаны между собой! Огромное количество песен посвящено людям в погонах, отвечающим за связь. Давайте послушаем куплет одной из песен!

Гимн связистов «За связь!» (1 куплет)

Учитель: связь необходима нам всем. Мы не задумываемся о ней, когда каждый день пользуемся мобильными телефонами, играем радиоуправляемыми игрушками. За многими изобретениями радиоприборов стоит колоссальная работа ученых.

Учитель: спасибо, ребята, за интересный и важный разговор! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.

Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов  День знаний  первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...

Методическая разработка классного часа: "День Победы со слезами на глазах…"

Целию мероприятия является воспитание чувства гордости и патриотизма за свой народ....

Методическая разработка классного часа " День Знаний"

Методическая разработка классного часа " День Знаний"...

Методическая разработка классного часа " День Знаний"

Методическая разработка классного часа " День Знаний"...

Методическая разработка классного часа «День добра и уважения. День пожилых людей. 1 октября».

Эта разработка подходит для обучающихся 2-4 классов. В работе описывается День добра и уважения, привитие любви к бабушкам и дедушкам. На примерах басни Толстого , жизненных ситуаций школьники учатся ...

Методическая разработка классного часа "День конституции РФ" 1 класс

Занятие  помогает раскрыть понятия «закон, порядок, право»; даёт представление о Конституции; знакомит учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывает гордость за свою стра...