Методическая разработка классного часа «День добра и уважения. День пожилых людей. 1 октября».
классный час (3 класс)

Тихонова Юлия Анатольевна

Эта разработка подходит для обучающихся 2-4 классов. В работе описывается День добра и уважения, привитие любви к бабушкам и дедушкам. На примерах басни Толстого , жизненных ситуаций школьники учатся как вести себя с пожилыми людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_3_klasse_na_temu_pozhilye_lyudi.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для 3 класса

«День добра и уважения. День пожилых людей.

1 октября».

Автор работы: Тихонова Юлия Анатольевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Ялтинская средняя школа №4»

МО ГО Ялта Республики Крым

Перечень предоставленных материалов:

Разработка классного часа.

Описание разработки:

Привить уважительное отношение к пожилым людям на примерах разыгрываемых ситуаций, басни Л.Н. Крылова и пословиц о пожилых людях.

Цель: сформировать понимание важности семьи в жизни каждого человека.

Воспитание у молодого поколения чувства любви, заботы, уважения к старшему поколению.

Задачи мероприятия:

- раскрытие личности ребёнка, его творческие способности, художественного и эстетического вкуса, культуры речи и выразительного чтения;

- воспитание дружбы и единства;

- развитие чувства благодарности, уважения к старшему поколению.

Оборудование: компьютер, проектор, экран для показа презентации;
раздаточный материал( листы, рисунки), изображения бабушки и дедушки, толковый словарь.

Ход классного часа

  1. Организационный момент.

Психогимнастика.
(На доске изображение ромашек с лицами, выражающими разное настроение)
- Прежде чем начать классный час, я предлагаю поделиться со своими одноклассниками своим настроением.
- На доске прикреплены 2 ромашки – весёлая и грустная.
- У кого хорошее, радостное настроение, те встают рядом с веселой ромашкой.
- А у кого плохое настроение – к грустной ромашкой.
- Очень жаль, что у вас грустное настроение, но есть прекрасный способ его поднять, для этого я предлагаю ребятам с отличным настроением поделиться им со всеми ребятами. 
- Ребята с отличным настроением возьмите за руки ребят с грустным настроением и образуйте все один большой круг.
- Пожмите лёгким прикосновением руку своему соседу, передавая тепло друг другу.
- Если ваше настроение улучшилось, поднимите руки вверх.
- Замечательно, и сегодня нам будет помогать на классном часе веселые ромашки.
(На доске оставить только улыбающуюся ромашку).

2)Основная часть.
1.Сообщение темы классного часа.

- Ну, что ж, настроение у нас отличное и я предлагаю начать разговор.
- Сегодня мы с вами будем говорить на очень важную тему. Какая же тема, вы узнаете после того как отгадаете загадку. Послушайте и скажите все вместе, какая тема нашего разговора?
Бабушкин муж,

 Хоть стар,

 но дюж!

 Когда попросит

 И воды наносит,

И гору дров

Нарубить готов! (Дедушка)

Молодцы , ребята. ( вывешивается на доску рисунок дедушки).


Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ( бабушки).
Верно, сегодня мы поговорим о бабушках и дедушках. 

(На доску вывешивается рисунок бабушки).

 Ребята, посмотрите на девиз нашего урока : «Будьте милосердны к старости. Не обижайте стариков!»

Как вы думаете, какие задачи можно поставить перед собой на нашем классном часе?

-Как относиться к пожилым людям, кто такие пожилые люди, что мы можем для них сделать, чтоб не обидеть.
2.Обсуждение понятия «Пожилые люди».

Давайте обратимся к толковому словарь и посмотрим, кого называют пожилой человек - Пожило́й, -а́я, -о́е. Начинающий стареть, немолодой. В большой столовой — сидело за чаем с десяток мужчин и дам, пожилых и молодых. Чехов, Поцелуй. Мартемьянов был человек уже пожилой, виски у него были совсем седые. Фадеев, Последний из удэге. | в знач. сущ. пожилы́е, -ы́х, мн.
- Вслушайтесь в слово «Пожилой», в нашей стране принято считать долгожителями людей от 90 лет. 

Какие особенности вы замечали у своих бабушек и дедушек?

Ответы детей: ухудшение здоровья, забывчивость, проблемы со слухом…)

Да, ребята, старость характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма. 

Ученик: У стариков уже силы не те,

                 Дней непрожитых мал запас.

                 Берегите старых людей.

                 Без которых не было б  нас!

Учитель. Все мы знаем, что нужно быть всегда внимательными и заботливыми к близким. Мне хотелось бы, чтобы все мальчики и девочки любили и ценили своих бабушек, дедушек, были  добрыми, милосердными к ним. Но не всегда люди справедливы, добры к старикам. Бывает, что они незаслуженно обижают их. Посмотрите басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок» и скажите: Как обидели деда в семье?

Инсценировка «Старый дед и внучек» Л.Толстой.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

 - Как ответил на жестокость родителей сын?

- Почему заплакали отец с матерью?

- Как надо относиться к старым и слабым?

- В чем особенно нуждаются пожилые люди?
Вывод: бабушка  и дедушка это наша семья, надо к ним относиться с любовью.

Учитель: Сейчас мы с вами поиграем и вспомним, в каких сказках встречались дедушки и бабушки.

Викторина «Сказочные бабушки и дедушки»

1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся доброй бабушкой. Кто это? (Волк, Ш. Перро «Красная Шапочка»)

2. Что испекла бабушка из остатков муки, которые собрал для нее дедушка? (Колобок, одноименная русская народная сказка)

3. В какой сказке участвовали не только бабушка и дедушка, но еще и разные звери? (Русская народная сказка «Репка»)

4. Эта старушка мечтала о богатстве и даже превратилась уже в царицу, но жадность привела ее к прежней нищете. Из какой сказки эта старушка? (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. В какой сказке пришлось плакать бабушке и дедушке из–за того, что разбилось золотое изделие? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)

6. В какой сказке бабушка пожалела плачущую девочку Женю и дала ей волшебный цветок? (В. Катаев «Цветик – семицветик»)

7. Как зовут дедушку в стихотворении Н. Некрасова, который рассказывал такую историю:

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

«То-то! – сказал я. – не спорьте со мной!» (Дед Мазай)

8. У этой старушки была любимица – крыска по имени Лариска. Как звали эту старушку? Из какой она сказки? (Старуха Шапокляк, «Крокодил Гена и его друзья»)

9. Видно у этих семи ребятишек не было бабушки, и маме пришлось оставить их дома без присмотра, чтобы сходить за молоком. Из какой сказки это семейство? («Волк и семеро козлят»)

10. У этого Малыша не было бабушки и родителям пришлось обратиться к услугам сварливой работницы. Из какой сказки этот герой? (А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»)

Молодцы, ребята, справились с заданием.

  • Учитель:Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки- СЕМЬЯ.

К нам прислали на урок письмо. Давайте посмотрим, что в нем. О. это написал Незнайка. Он спрашивает, как поступить в разных ситуациях по отношению к бабушкам и дедушкам.

Ваше задание: прочитать ситуацию и попробовать ее разыграть.

Работа в парах.

1: У Вани дома был старенький больной дедушка. К мальчику в гости пришли друзья. Они громко включили музыку. Дедушка попросил сделать ее потише, так как ему плохо. Саша ответил:

-Дед, не  мешай нам наслаждаться музыкой. Проинсценируйте, как бы поступили вы.

2: Бабушка лежала на диване. Вдруг у нее поднялось давление и срочно надо было выпить таблетку. Она попросила внучку Олю  принести таблетки из спальни с тумбочки. Оля ответила:

- Возьми сама, я смотрю фильм. Проинсценируйте, как бы вы поступили.

3: Старушка плохо видела. Она долго стояла у перехода и не знала, как ей перейти дорогу. Тут подошел мальчик Андрей. Старушка попросила помочь перейти дорогу. Андрей сказал: - Старуха, а правил дорожного движения не знает! Проинсценируйте, как бы вы поступили.

Учитель:  Вы должны относиться с уважением не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь  рядом с нами живет много стареньких людей и они могут  нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи.

Испокон веков к  взрослым (пожилым) людям было уважительное отношение, к их мнению всегда прислушивались, спрашивали у них всегда совета. В народе есть пословицы и поговорки о бабушках и дедушках.

Посмотрите, как в народе говорили о наших бабушках и дедушках.

 ( Слайды).

  • Молодость плечами крепка, а старость - головою.
  • Стар, да дюж.
  • И стар, да удал – за двоих стал.
  • Стар да умен – два угодья в нем.
  • Не красна старость годами, а красна делами.
  • Старик, да лучше семерых молодых.
  • Молодой – на службу, старый – на совет.
  • Чем старее, тем правее.
  • Без старых не проживешь.
  • У кого есть дед, у того и обед.
  • Была б моя бабуся – никого не боюся: бабушка – щиток, кулак с молоток.
  • Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

Назовите, какая пословица вам больше всего понравилась, объясните ее смысл.

Игровое упражнение “Как выразить любовь к родным людям?”

Учитель говорит, а ученики хлопают, когда им нравится конкретное выражение:

Погладить по лицу
Обнять

Помочь нести тяжелую сумку.

Придержать дверь, пока бабушка заходит в подьезд.
Помочь на кухне (в праздничные дни, каждый день?)
Сказать добрые слова
Шутливо потолкаться
Прижать к себе
Вместе убирать квартиру (по воскресеньям, часто?)


Зря не сорить (а когда сорить?)
Договариваться о совместных делах
Приготовить необычный сюрприз (какой?)
Сделать своими руками подарок.

Сорвать цветы с клумбы бабушки.

Спрятать любимую книгу дедушки.
Приготовить любимое блюдо для мамы (с папой) и наоборот.

Игра “Цветок добрых слов”.

Каждый из детей получает лепестки цветка.

– Это лепестки цветка добрых слов. Попробуйте сказать хорошие, теплые слова бабушкам и дедушкам, напишите их на этих лепестках. Соединим их вместе, у нас получится цветок с самыми приятными словами для ваших бабушек и дедушек. Лепесточки потом заберете и подарите своим близким.

Рисование “Подарок бабушке и дедушке”.

На листочках дети обводят свою ладошку, на ней рисуют сердечко и пишут приятные слова дедушке и бабушке.

Рефлексия.

Технология «Незаконченное предложение»

-Пусть каждый из вас продолжит предложение: Я сегодня понял что…

Учитель: Я очень надеюсь и верю, что этот классный час помог вам понять, как нужно относиться к пожилым людям: с добротой, пониманием, стараться помогать им. Берегите близких, относитесь уважительно к ним, окружите их теплом и заботой. Ведь они   заслужили   наше   почтение   и   уважение.  Они - это наши с вами бабушки и дедушки. Старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Давайте будем милосердны к старости!!! Не обижайте стариков!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.

Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов  День знаний  первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...

Методическая разработка классного часа: "День Победы со слезами на глазах…"

Целию мероприятия является воспитание чувства гордости и патриотизма за свой народ....

Методическая разработка классного часа " День Знаний"

Методическая разработка классного часа " День Знаний"...

Методическая разработка классного часа " День Знаний"

Методическая разработка классного часа " День Знаний"...

Методическая разработка классного часа "День конституции РФ" 1 класс

Занятие  помогает раскрыть понятия «закон, порядок, право»; даёт представление о Конституции; знакомит учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывает гордость за свою стра...

Методическая разработка классного часа в 1 классе на День Знаний

Методическая разработка классного часа в 1 классе на День Знаний...