Дети войны - дети Победы
методическая разработка

Пашкевич Елена Анатольевна

Данная разработка является результатом деятельности учащихся  под руководством педагогов, полученным в ходе сбора информации о  тружениках тыла. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка внеклассного мероприятия

«Дети войны - дети Победы»,

,

Данная разработка является результатом деятельности учащихся  под руководством педагогов, полученным в ходе сбора информации о  тружениках тыла. В ее содержание вошли воспоминания тружеников тыла, детей войны, видеоряд и видео-интервью, стихи и песни, которые в совокупности раскрывают и дополняют основную идею разработки – воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, пережившим военные годы.

Разработка может быть использована при проведении мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Адресуется педагогам образовательных учреждений.

Цель:

- сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны

Задачи:

  • расширить знания детей об истории нашей страны;
  • рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок;
  • учить ребят собирать и обрабатывать информацию;
  • развивать интерес к работе по изучению истории своего края;
  • воспитывать уважение к прошлому своего народа.

Оформление:  

-  оформление сцены;

-  выставка рисунков и плакатов о войне;

-  столы для учащихся;

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран, видеокамера.

Дополнительные материалы к сценарию:

- видеоряд на песню «Дети войны» в исполнении Т. Гварцетели;

- видео-интервью, презентация;

- минусовка песни «Главный праздник» (сл. Н. Мазанова, муз. Н.Губановой и В. Лапокина);

- воспоминания детей войны, тружеников тыла;

- брошюры «Дети войны - дети Победы».                                                                                                                                                                        

Приглашённые:

- участник трудового фронта;

- глава поселения,  представители совета ветеранов с. Малое Ибряйкино;

- руководитель школьного музея, педагоги;

- учащиеся школы и  родители;

Ход мероприятия:

1 ведущий: Добрый день, уважаемые гости!

2 ведущий: Добрый день педагоги, ребята!

1 ведущий: Прошло почти 75 лет как отгремели залпы Великой Отечественной войны.  Уходят ее ветераны. А между тем живо еще поколение, которое помнит страницы военных лет  и может рассказать нам о них.

2 ведущий: «Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Так же, как и мы, мечтали, дружили, любили. Так же, как и мы, верили в счастливое будущее. Но их детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года.  

1 ведущий: И сегодня наше мероприятие мы посвящаем детям войны, которые выжили в тех тяжелых условиях, когда казалось, что выжить невозможно.

(Просмотр видеоряда на песню «Дети войны» )

2 ведущий:  «Дети войны»… Так тревожно звучат эти слова… Но мы думаем, что правильнее было бы назвать их «дети Победы», ведь именно Великая Победа подарила надежду, веру и любовь  русскому народу!

1 ведущий: Кто же в настоящее время может нам рассказать о том, какой она была, та война? Почти не осталось ветеранов. Все меньше и меньше остается участников трудового фронта, и даже тех, кто во время войны были детьми.

2 ведущий: Историю страны можно узнать по истории семьи, по истории наших земляков.  До нашей Малоибряйкинского сельского совета не докатились бои, здесь не проходила линия фронта, жители не ощутили на себе страданий оккупации. Но что такое война, знали все. Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины, дети.

1 ведущий: Все четыре года -  напряженная работа. Страх потерять близких. Слезы по погибшим. Но они выстояли, дождались светлых дней Победы!

2 ведущий: Когда нам классные руководители предложили принять участие  в сборе материала о  тружениках тыла нашего поселения для создания Книги Памяти, мы, учащиеся 6 и 9 классов, охотно согласились.

1 ведущий: Все ученики поделились на три группы, каждая получила задание: по указанному списку тружеников тыла и предложенной анкете узнать и записать необходимую информацию.

2 ведущий: В ходе бесед нас не оставило равнодушным то, что наши ровесники наравне со взрослыми работали на колхозных полях, у станков на заводах. А многие из них совмещали работу еще и с учебой в школе.

(Выступление чтецов)

1.По воле Случая и Рока,

Лихим огнем обожжены,

Они взрослели раньше срока,

В годину страшную войны.

2.И труд им стал вместо игрушек,

Корм заготавливали в лугах…

Мальчишки – юные ибряйкинцы,

Ходили дружно в косарях.

3. Будильником Кичиги были,

Сверкала ранняя звезда…

Как пирамиды, все вершили,

Они сноровисто стога.

4. И помогали им девчонки,

Как в ткацком стане челноки…

Свои прикладывали силенки,

Траву они гребли в валки.

5. Кипела, спорилась работа,

Пот, словно дождь, сбегал по лбу…

И страсть как кушать всем охота, -

Саранки были на еду.

6. Варили сочные пиканы,

И с чагой пили они чай…

И снова шли, стога метали,

И жали в поле урожай.

7. Они особенные дети,

У них суровая судьба…

- Для фронта все и для победы! –

Вот лозунг был у них всегда.

8.Непросто в прошлом разобраться,

День каждый был для них как бой…

Обогревали ленинградцев,

Делись скудною едой.

9. Сажали фронтовые грядки,

Писали весточки отцам…

Им сообщали, что бригада,

Была вчера в госпиталях.

10. Так жили все четыре года,

Трудились только для страны…

И нет надежнее народа,

У нас в селе детей войны.

11. У них мозолистые руки,

И души словно зеркала…

Как солнце, греют своих внуков,

Они - синонимы тепла.

12. В сердцах кипит высокий градус,

Что задан был давно войной…

Они приносят людям радость,

Как в прежней жизни тыловой.

 1 ведущий: Дети войны – это особое поколение. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Чтец:

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

1 ведущий. Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране.

2 ведущий. Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом.

1 ведущий. Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, сеяли, собирали урожай, зимой очищали железнодорожные пути от снега. Собирали в лесу грибы, ягоды, травы. Вязали варежки, носки для солдат, шили кисеты. Собирали посылки для отправки на фронт. Слово предоставляется 2 группе.

Живут рядом с нами пожилые, ничем неприметные с виду люди, которые прошли через войну. Когда начинаешь с ними беседовать, узнаешь много нового о той далекой жестокой войне.

   Представляем вам отрывки из воспоминаний военных лет некоторых жителей нашего поселения.

(Учащиеся на фоне слайдовой презентации зачитывают отрывки из воспоминаний тружеников тыла, детей войны, жителей поселения Приложение 1)

 (Инсценировка стихотворения «В ожидании мамы»)

 Девочка. Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушек она нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.

Мальчик. А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу!
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко,
Да и кому в стране легко!

Девочка. А помнишь, блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам она пекла – 
Сейчас я съела б всё одна!

Мальчик. Опять ты о еде заговорила?
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья не нужны!

Девочка. А вот и мамины шаги слышны!

      Мальчик. Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей!

1 ведущий:   Спасибо, ребята. Действительно во время войны было очень  трудно как взрослым, так и детям. А теперь слово предоставляется 3 группе.

Выступление 3 группы: Наша группа также принимала участие в сборе материалов о тружениках тыла.  Мы посетили школьный музей, познакомились с информационным стендом «Педагоги нашей школы в годы Великой Отечественной войны». Нас заинтересовала биография  Апанасовой Фионы Ивановны.

Все мы ее хорошо знаем как ветерана педагогического труда, проработавшей в нашей школе 36 лет.  Нам захотелось побольше  узнать о ее военном детстве.

Чтец:

Ушли на фронт родители 
Отчизну защищать, 
А им - детишкам маленьким - 
Картошку убирать. 
Девчоночья бригада 
Семь-двенадцать лет, 
Но выполняли честно 
Родительский завет … 
Вязали варежки, носки, 
На фронт их отсылали, 
И тем победу над врагом 
Коварным приближали.

      Ученик: И сегодня Фиона Ивановна у нас в гостях. Поприветствуем нашего почетного гостя! Вам слово, уважаемая  Фиона Ивановна.

       1 ведущий: Спасибо вам, Фиона Ивановна, за ваш интересный рассказ (Приложение 2), за возможность нам прикоснуться к истории, окунуться в атмосферу того времени. Мы желаем вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

2 ведущий: Вам, детям войны, досталось много горя. Победа стала наградой за ваш тяжелый труд.

1 ведущий: Дети войны вытерпели все невзгоды, которые даже и взрослым не всегда было под силу одолеть. Их трудовая доблесть стоит в одном ряду с героизмом солдат-победителей.

2 ведущий: Наше поколение обязано сохранить память о самой страшной войне, пока еще есть такая возможность прикоснуться к воспоминаниям живых свидетелей того времени.

1 ведущий: На мероприятии мы представили только маленькую часть от собранного материала воспоминаний детей войны нашего поселения.

 Нам бы хотелось, чтобы эти воспоминания были доступны большему кругу земляков. Поэтому мы решили всю собранную информацию о тружениках тыла, детях войны, оформить  в брошюру «Дети войны – дети Победы».

(Ведущие показывают брошюру, титульный лист)

2 ведущий:

Наше мероприятие подошло к концу. Благодарим всех за внимание.

(слайд  9 мая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Презентация " Дети войны, дети-герои"

Данная презентация может помочь классному руководителю при проведении классного часа, связанного с военной тематикой....

"дети-войны - дети-герои"-презентация

рассказ о детях войны и о современных детях-героев...

Презентация "Дети войны.Дети блокады"

В презентации имеются фотографии детей войны и детей блокады Ленинграда.Презентацию можно использовать для проведения урока Мужества в начальной школе....

Сценарий «Дети Войны – дети Победы»

Внеклассное мероприятие, приуроченное к 75 годовщине победы в Великой Отечественной войне....

Сценарий "Дети войны - дети Победы"

Сценарий "Дети войны - дети Победы" является заключительным этапом проекта "Дети войны", приуроченному к празднованию 9 Мая....