Методическая разработка игры - путешествия по Ямало- Ненецкому автономному округу. «Яв мал сояма Яля» воспитатели: Хотян Е.В., Вануйто Е.С.
методическая разработка (2 класс)

Хотян Елена Владимировна

Игровое путешествие по Ямало- Ненецкому автономному округу. «Яв мал сояма Яля», посвящённое к празднованию 94- летия с  образования  Ямало-Ненецкого автономного округа.

Цель:

  • прививать любовь к родному краю,
  • к устному народному творчеству своего края.
  • воспитывать у детей чувство  патриотизма, 
  • систематизировать знания о родном крае,
  • прививать любовь к людям  разной  национальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка 67.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое путешествие по Ямало- Ненецкому автономному округу.

«Яв мал сояма Яля».

посвящённое к празднованию 94- летия с  образования  Ямало-Ненецкого автономного округа.

Цель: прививать любовь к родному краю, к устному народному творчеству своего края. 

- воспитывать у детей чувство  патриотизма,  систематизировать знания о родном крае, прививать любовь к людям  разной  национальности.

Задачи:

- расширять знания  о природных  условиях и обитателях  тундры.

- воспитывать уважительное  отношение  к  традициям и обычаям  коренных  народов  Севера.

- способствовать  проявлению  волевых   качеств,  сообразительности и умения  двигаться  в  соответствии  с  правилами  игры.

Оборудование: оформление зала (макет чума, оленей, рисунки и плакаты детей), атрибуты для оформления, атрибуты для показа сказок.

музыкальное  сопровождение, на  стенах  рисунки  детей о родном  крае,  фотографии  природы  родного  края,  проектор,  слайды о Ямале.

Слайд1 (Ив мал сояма Яля)

Ведущий. Нани торова! Вуща улаты! Сома челы! Видя оланыд! Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы предлагаем вам отправиться в игровое путешествие по удивительному краю, который славится суровой красотой природы, богатством сказаний и легенд и прекрасными людьми, проживающими в нём. О красоте этого края так много рассказывают писатели и поэты в своих произведениях. Ребята, послушайте и скажите, о каком крае идет речь:

Далеко в белёсом просторе

Холмов протянулась гряда.

На них, колыхаясь, как море,

Пасутся оленьи стада.

Что было вчера непривычно,

Сегодня обычно уже.

От этого просто отлично

Становится вдруг на душе!

Стоят пастухи как солдаты

Глядят – не сомкнут своих глаз.

Их верные лайки лохматы

И словно залают сейчас!

Вот чум как, как гусиная шея,

Протянутая в небеса.

А рядом на солнце белея,

Заводов стоят корпуса.

Мелькнул вертолет на мгновенье,

Вспоров облака, как снега,

И вслед ему стадо оленье

Глядит, запрокинув рога.

Отсюда по газопроводам

Расходится газ по стране.

Его здесь не видно – но вот он

Под тундрою, тут в глубине!

Л. Лапцуй.

(Ответы ребят - Ямал)

Ведущий. Да, вы правы, это Ямал.  Ребята прочли  стихотворение ненецкого поэта Л. Лапцуя  из поэмы «Едейко», которое  рассказывает о прекрасной земле, о Ямале.

Слайд 2  (Моё родное стойбище)

Ведущий. Ямал – это наш край родной, где вы родились, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край.

Слово «Ямал» переводится с ненецкого языка, как «край земли». Коренные народа Ямала – ненцы, ханты, селькупы и другие – на протяжении более трех тысяч лет сохраняют свои традиции и живут в гармонии с северной природой.

Итак, наша игровая программа посвящается родному краю, нашей малой Родине с красивым названием Ямал. Ямал в переводе с ненецкого языка — "край земли". Живет на этом "краешке" 536,558 тысяч человек.

Слайд 3 (Региональная символика)

Ведущий.  Официально Ямал называют Ямало-Ненецким автономным округом. Ямало-Ненецкий автономный округ — один из крупнейших регионов Крайнего Севера России. У него есть свой флаг и герб.

Слайд 4(94- года ЯНАО)

 Ведущий.   Более половины его территории находится за Полярным кругом. ЯНАО был образован 10 декабря 1932 года.

Слайд 5(Полуостров Ямал)

Ведущий. Ямал – полуостров особенный. Куда ни взглянешь – беспредельные  тундровые дали, ощущение невиданного озёрного простора.

  • По территории ЯНАО протекают 48 тысяч рек, маленьких и больших: Надым, Обь, Пур, Таз и др. Самой же большой рекой Ямала полуострова Ямал считается река Юрибей (длина – 340 км). На территории ЯНАО находится 300 тысяч озёр. Самым большим озером Ямала и всей Тюменской области считается Ярото (Яррото). Его площадь составляет 247 кв. км, а глубина достигает 8 метров.
  • Полуостров Ямал лишь часть Ямало-Ненецкого автономного округа с восточными склонами Полярного Урала, полуостровами Гыдан, Тазовский, Евай, Мамонта, с островами Белый, Шокальского, Шараповы Кошки

Слайд 6(Города)

Ведущий. В нашем округе 8 городов –  Салехард,  Лабытнанги,  Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Тарко - Сале, Губкинский.

Слайд 7 (Районы)

Ведущий. Также в рамках административно-территориального устройства, Ямало - Ненецкий автономный округ делится на административно-территориальные единицы, имеет 7 районов: Шурышкарский, Ямальский, Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский районы. Все районы округа имеют герб и флаг.

Слайд 8 - Викторина

Ведущий.  Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, чем интересен наш Ямальский край. Ответим  на вопросы небольшой викторины.

1. В каком округе мы живем? (Ямало-Ненецком)

2. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли)

3. Столица нашего округа?

4. Как раньше назывался город Салехард?

5. Назовите другие города округа?

6. На территории округа проживают северные народы, назовите их?

7. Основные занятия северных народов Ямала?

8. Переносной дом северных жителей Ямала?

9. Назовите известных писателей и поэтов Ямала.

10.Что изображено на гербе, флаге Ямала?

11.Чем богат наш край? (пушниной, газом и т.д.)

12.Как называется одежда коренных жителей севера? (малица)

13.Как называется обувь коренных жителей севера? (кисы)

14.Скажите название жилища? (чум)

15.Чем покрывают чум зимой?

16.Чем украшают одежду ненцы и ханты? (орнаментом, бисером)

Ведущий. Теперь давайте поиграем в игру – кричалку. Все вместе дружно отвечаем.

«Игра -  кричалка»

Всем известен Салехард?

Здесь весной бывает град?

Есть на Севере олени?

Крокодилы и газели?

Тут бураны и морозы?

Расцветают в холод розы?

А растёт здесь голубика?

А бананы и клубника?

Нефть и газ здесь бывают?

Здесь индейцы проживают?

Край наш северный хороший?

Тогда хлопайте в ладоши!

Слайд 9(Малочисленные народы Крайнего Севера:ненцы….)

Ведущий. Ямал – это земля, где испокон веков проживают малочисленные народы Крайнего Севера: ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне. Народы, которые сохранили кочевой уклад жизни, традиционные промыслы: оленеводство, рыболовство, охоту, устное народное творчество, обряды и обычаи.

- Так как мы проживаем  в суровых климатических условиях, большое внимание взрослые уделяют воспитанию и развитию физических качеств  у подрастающего поколения. Считается, что каждый оленевод, рыбак должен обладать выносливостью, быстрой реакцией, силой, а охотники – меткостью глаз. Поэтому многие игры взрослые придумали специально для детей, чтобы с детства  развивать эти качества.

- Сегодня мы совершим путешествие к этим северным народам и узнаем, в какие игры предпочитают играть ваши ровесники. А путешествовать на дальние расстояния, нам помогут волшебные слова, которые вмиг нас доставят в гости к жителям Ямала. Итак, ребята, вы готовы? Поехали!

Слайд 10( Волшебные слова)

Вперёд, упряжка ездовая!

По тундре белой нас помчи!

За сопкой снежной ветер обгоняя

У стойбища ненецкого мы остановимся в пути!

(Выходит представитель ненецкого народа в национальном костюме, сообщает краткую информацию о своем народе и проводит игры.)

Слайд 11(Ненцы)

СООБЩЕНИЕ «НЕНЦЫ»    

Ведущий. Из малочисленных народов российского Севера -  ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

- Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Большинством являются - Тундровые ненцы.

- Традиционное жилище - чум

Ведущий. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя') - конусообразное сооружение, основа которого состоит из 25 - 30 шестов.

- Зимой чум укрывают в два слоя покрышками - нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.

- Традиционным средством передвижения является нарта, запряжённая оленями.

- Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей.

- Традиционный язык – ненецкий.

- Ненецкая письменность создана в 1932 г. на основе латинской графики. В 1937 г. она была переведена на русскую графику. Литературный язык сформировался на основе большеземельского говора тундрового наречия.

- Ненецкий язык преподается в начальных классах ненецкой национальной школы как обязательный предмет по 9 класс.

- Традиционное занятие ненцев – крупно-стадное оленеводство. Особенность этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях.

- Оленеводчество представляет летний выпас на открытых пространствах тундры, чтобы меньше подвергались качеству гнуса. На зиму оленьи стада перегоняют в зону лесотундры и северной тайги, где больше кормовых ресурсов.

- Популярные в наши дни лозунги национального возрождения предполагают вернуть к жизни традиционную культуру, по крайней мере - сохранить ее наследие.

- Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годы подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство. Важнейшей функцией национального самосознания является сохранение и развитие данной этнической общности.

Слайд 12(Ненецкая сказка «Лабтэйко»)

Ведущий: А сейчас ребята 5 «А» приготовили и покажут инсценировку ненецкой сказки «     »

- Спасибо большое ребята! а сейчас мы дальше продолжим наше путешествие

Слайд 13(Волшебные слова)

Ведущий. Мы продолжаем наше путешествие, и волшебные слова нам помогают.

Вперёд, упряжка ездовая!

По тундре белой нас промчи!

Олени ветер обгоняя

В хантыйское селение нас быстро донесли!

Слайд 14(Ханты)

(Выходит представитель народа ханты в национальном костюме, сообщает краткую информацию о своем народе и проводит игры.)

Ведущий. Вуща улаты! Здравствуйте, ребята!

- Коренные малочисленные народы Ханты в Ямало – Ненецкого  автономного округа – ханты и манси, которые проживают в Ханты – Мансийском автономном округе. Это два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам.

Старое название  «ханты» - остяк («ясах») означает «люди с Оби».

- С древнейших времен основными занятиями мужчин были охота и рыболовство. Женщины занимались хозяйством и рукоделием. Необходимые в быту вещи и одежду они изготавливали из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи. Из бересты делали посуду для ягод, миски – заплечные короба,  детские колыбели, делали обереги (зуб медведя), которые защищали их в дальнейшем от злых духов.

На полы стелили циновки, сплетенные из осоки травы.

Из рыбьих кож, шкур животных и шкурок птиц шилась разнообразная одежда. Вместо ниток использовали сухожилия северного оленя или лося.

Как и у любого другого народа, у ханты и манси есть своя традиционная одежда.

Мужская одежда – малица, была глухая и одевалась через голову. Она включала малицу с мехом внутрь и гусь с мехом наружу, который одевался поверх малицы в сильные морозы.

В некоторых районах даже ткали холст из крапивного волокна.

Женский сах – ягушка, двойная шуба – отличалась от мужской тем, что был распашным. Сах шьётся из оленьей шкуры (неблюй). Свою одежду и предметы быта народ ханты и манси щедро украшали красивым орнаментом и бисером.  Это не просто украшение, а символические изображения животных или растений.

Ханты и манси также применяли окрашивание. Ярко- красный цвет приобретали шкуры, выдержанные в отваре ольховой коры. Различные оттенки коричневого цвета давала кора лиственницы, черемухи. Некоторые вещи окрашивались соком ягод.

Символичны цвета национального платья. Платье синего цвета - и это говорит о том, что край богат водоемами  - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют «цвет тайги». Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится в этих местах несколько долгих месяцев.

Мех, которым  украшают ягушки (зимние и летние), говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.

Акань. Кукла-скрутка. 

   Эта куколка распространена по всей территории России, но самая древняя скрутка найдена у народов ханты-манси. Кукла чуть больше ладони. В раннем возрасте выполняла роль оберега ребенка.

У народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадывают своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

Игра «Маленькие воронята»»

Слайд 15 Хантыйская игра «Маленькие воронята»

С наступлением весны все ждут когда же к нам прилетят птицы. Ребята как вы думаете, какая птица у северных народов пробуждает природу после долгой зимы? Правильно, это ворона.

Ханты праздновали Вороний день 7 апреля. На священных местах они готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки ткани, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая крикам птиц, участники праздника приглашали всех к праздничному столу. А после  устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

Ребята давайте на мгновение превратимся в воронят и  сыграем в хантыйскую игру «Маленькие воронята». Для этого, нам надо разделиться на две команды, каждой команде мы раздадим вот такие вот клювики. По моему сигналу первые участники команд одевают клюва на голову, бегут до финиша и тут вы должны громко 3 раза крикнуть «Кар!» «Кар!» «Кар!», а потом побежать обратно к своей команде и передать клюв следующему участнику, обязательное условие игры –громко крикнуть 3 раза «Кар!».

Слайд 16(Песня Хаерако)

Ведущий: А сейчас ребята, группы 2А споют красивую  песню «Хаерако» - «Солнышко»

Ведущий: Спасибо, ребята присаживайтесь. Мы продолжаем наше путешествие, и волшебные слова нам помогают.

Слайд 17(Волшебные слова)

Вперёд, упряжка ездовая!

По тундре белой нас промчи!

Олени ветер обгоняя

К селькупам быстро донесли!

Слайд 18 (Селькупы)

 (Выходит представитель народа селькупы в национальном костюме, сообщает  краткую информацию о своем народе и проводит игру.)

Ича. Сома челы! Здравствуйте, ребята! .........

Сообщение:

Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами.

 Жилищами  у северных селькупов служили чумы ненецкого или эвенкийского типа.

У северных селькупов средством передвижения служила упряжка оленей.

      Рыболовство осуществлялось посредством крапивных сетей, запорных сооружений, крючково-остроговых снастей. Основными охотничьими орудиями являлись лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Продукция промыслов составляла основу пищевого рациона, служила сырьем для изготовления зимней меховой одежды "парка", "сокуй", обуви "пеема".

    У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество; прежде селькупские кузнецы ("чотрлькум") славились среди соседних народов умением изготовлять оружие, панцири, шлемы, маски, зеркала, украшения. В настоящее время среди северных селькупов наибольшей известностью пользуются мастера по изготовлению лодок-долбленок и мастерицы по пошиву меховой одежды.

      Главными отраслями хозяйства южных селькупов была охота и рыболовство, в качестве транспорта использовались лошади и собаки. У северных селькупов средством передвижения служила упряжка оленей .Рыболовство осуществлялось посредством крапивных сетей, запорных сооружений, крючково-остроговых снастей. Основными охотничьими орудиями являлись лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Продукция промыслов составляла основу пищевого рациона, служила сырьем для изготовления зимней меховой одежды "парка", "сокуй", обуви "пеема"

  Чем питались селькупы: Растительное сырье дополняло основной — мясо-рыбный пищевой рацион. Выпекались лепешки из ячменной муки ("мыр-са") и сараны ("тогул"), приготовлялось собственное хлебное вино ("уль"). Одним из распространенных блюд была заквашенная в бруснике рыба. Обычной пищей являлось вареное и сырое мясо, вареная или запеченная на огне рыба.

А сейчас давайте поиграем в игру:

Слайд 19( Селькупская игра «Парнэко»)

Ребята кто знает как зовут бабу ягу, которая встречается в ненецких сказках? Ее зовут Парнэко. И сейчас давайте поиграем в ненецкую игру «Парнэко». В игре учавствуют несколько человек: мать, парнэко и дети 6 человек. Правила игры: мать с детьми идет в тундру собирать ягоды (дети имитируют сбор ягод). Вдруг появляется «Парнэко». Мать кричит детям: «Дети, идите ко мне, парнэко идет!».

Мать становится, раскинув руки, а дети встают за ней, держа друг друга за пояс. Парнэко пытается поймать самого последнего. Ребенка, которого она поймала, уводит к себе. И так игра продолжается, пока парнэко постарается поймать всех детей. После этого мать должна «выкупить» своих детей. Парнэко загадывает загадки матери (за каждого ребенка – загадка), на которые она должна ответить. За каждую отгадку парнэко отдает одного ребенка.

 

Ведущий. А сейчас ребята группы 2 «Б» класса приготовили красивые стихи про нашу малую родину – Ямал и прочтут нам их.

Спасибо ребята , вы большие молодцы.

Слайд 20(Волшебные слова)

Ведущий. Мы продолжаем наше путешествие и волшебные слова нам помогают.

Упряжка резвая помчит

По необъятным тундровым просторам

Олени мчат до стойбища по верному пути

Вот коми нас приветствую с поклоном!

Слайд 21(Коми)

(Выходит представитель народа коми в национальном костюме, сообщает

краткую информацию о своем народе и проводит игру.)

Представитель Коми: Зарань. Видя оланыд! Здравствуйте, ребята! ..............

Сообщение:

Зыряны, зюздинцы, кольские ижемцы, коми-пермяки, язвинцы,  ижемцы – все входят в этническую группу коми. Коми являются  коренными жителями Республики Коми. По общепринятой версии коми  происходит от названия реки — Кама. Буквально название коми можно  понимать как «житель». Сами представители республики иногда

называют себя зырянами.

Это слово означает «живущий на границе»  или «живущий на краю».

Официальный язык  республики – коми.

Существует примерно 10  диалектов. Население  также знает и русский язык

Самобытностью и неповторимостью отличается  культура коми – народа. Она богата фольклором  (мифы, сказки, легенды, частушки), танцами.

Народные танцы синкретичны. В них перепле-  таются слова, музыка, движения. Сюжеты танцев  отражают картины из жизни народа.

Были популярны балы, которые сопровождались частушками, но самыми  зрелищными стали хороводы.

Коми литература как письменное художественное творчество на коми языке  возникла в первой половине XIX века.

Основоположником коми литературы стал поэт Иван Куратов.

В 1961 году Музыкальный Театр Республики  Коми осуществил постановку первого  национального балета коми «Яг-Морт».

Древние коми были искусными охотниками и рыболовами,  земледельцами и скотоводами, оленеводами.

Оленей коми часто заимствовали у ненцев, одновременно  перенимая ценные знания и привнося собственные навыки  в оленеводческое дело. В начале 20 века они стали  крупнейшими оленеводами на всем европейском севере.

Массовое распространение у коми издавна имели деревообрабатывающие  ремёсла: художественная обработка дерева, резьба и роспись по дереву.

Плетение из ивовых и черёмуховых веток, бересты.

В земледелии коми сохранили традиции предков.

Коми выращивают многие культуры: ячмень,

рожь, лён, конопля, репа.        Развиты такие промыслы,  как портняжное, шерстобитное, пимокатное,  коновальство, углежжение, заготовка руды для нужд  металлургических заводов.

Традиционными поселениями коми в XIX —  начале XX вв. являлись сёла (погост) и деревни  (сикт, грезд). У коми различают два типа изб:  сысольскую и вымскую избу. Обычно они распо-  лагались на берегах рек. Многие коми строили  амбары, которые называются житниками, бани,

погреба. Иногда возле традиционных домов можно видеть колодцы.

Жилье украшают просто, но со вкусом. Для этого используют ткани, украшен-  ные орнаментом, на оконных ставнях вырезают красивые узоры. Из предметов  декора в каждом доме можно найти деревянные

фигурки птиц и коней, вырезанные вручную.  У оленеводов обязательным украшением  являются оленьи рога. На сегодняшний день  коми сохранили не все давние традиции, но

сберегли свою уникальность и взаимоуважение

Ко́ми-пермяки́, или пермяки — народ финно-угорской группы, проживающий в России. До 1920-х гг. называли себя пермичами или пермянами. В настоящее время используется этноним коми-пермяки.  Их численность в 2010 году составляла 95 тысяч человек.

Религией коми-пермяков является православие, но есть и старообрядцы.

 Коми-пермяцкий язык относится к пермской группе финно-угорской ветви уральской семьи. Почти все коми-пермяки двуязычны, пользуются русским языком, особенно за пределами округа, в северной его части и в столице округа — Кудымкаре.

Национальный костюм. (Пась, сарапан и тобоки.)

Основа женского костюма – сочетание сарафана (сарапана) и рубахи. Поверх сарафана надевают запон (передник) и подпоясываются. Сарафан может быть разного кроя. Наиболее старинный – косоклинный. Его также называют шушуном, китайкой, клинником, штофником, дубасом, пестрядинником. Шьют из крашеного холста, домотканой пестряди, сатина, шелка

Мужская косоворотка

Основа мужского костюма, как и женского, – рубаха. В старину рубахи были длиной до колен, туникообразного покроя. Носили их навыпуск, завязывая сверху пояс. По мере того, как мода менялась, рубахи становились короче, а в начале ХХ века вошли в моду косоворотки со стоячим воротником.

Штаны, похожие на штаны русских крестьян, носили в два слоя. Вниз – глухие широкие на кулиске. Поверх них в теплое время года – полосатые летние штаны «гач» из пестряди, зимой – черные из сукна.

Национальная кухня

Сныть — многолетнее травянистое растение, встречается на богатых почвах в лиственных и смешанных лесах, на вырубках, среди кустарников. Молодые листья сныти и слоёные черешки пригодны для употребления в пищу в виде салата.

Пистики — молодой полевой хвощ — богаты витаминами и очень сытные.

Коми-пермяки считают полевой хвощ вторым хлебом

А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру.

Слайд 22(Игра)

Игра «Бег в снегоступах »

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег. Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Слайд 23(Песня)

А сейчас ребята группы «Хаерако» споют дорожную песню «Сенгакоця»

Слайд 24(ЯНАО 94)

Ведущий. Наша игровая программа завершается! Мы с вами прощаемся и ...

Желаем вам с большой любовью

Успехов, радостей, тепла,

Здоровья и опять здоровья,

Чтоб жизнь счастливою была.

Чтоб все хорошее сбывалось

И новый День добро дарил,

Чтоб никогда не убавлялось

В душе у вас незримых сил.

Хотим Вам пожелать удачи,

Успеха в жизни, ярких дел,

Чтоб Вы с улыбкой — не иначе

Встречали каждый новый день!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реки и озёра Ямало-Ненецкого автономного округа

Конспект дополнительного занятия по окружающему миру для 1 класса (экологическое воспитание)...

Методическая разработка игры-путешествия "В гостях у сказки"

Сценарий игры-путешествия по любимым сказкам для учащихся начальной школы....

Методическая разработка игры-путешествия «По страницам любимых сказок» для детей младшего школьного возраста

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сказки», вызвать у детей             положительные эмоции, привить интерес к сказка...

Методическая разработка Игра-путешествие «Грамотные пешеходы»

Методическая разработка Игра-путешествие «Грамотные пешеходы»...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В статье актуализированы вопросы внедрения инновационных технологий в процесс этнического воспитания младших школьников в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа. Рассмотрена необходимость переход...

Презентация к методической разработке на день образования ЯНАО. Игровое путешествие по Ямало- Ненецкому автономному округу. «Яв мал сояма Яля». воспитатели Хотян Е.В., Вануйто Е.С.

Игровое путешествие по Ямало- Ненецкому автономному округу.«Яв мал сояма Яля», посвящённо к празднованию 94- летия   образования  Ямало-Ненецкого автономного округа.Цел...