Реки и озёра Ямало-Ненецкого автономного округа
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Конспект дополнительного занятия по окружающему миру для 1 класса (экологическое воспитание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reki_i_ozera_yanao.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром в начальной школе
Воспитатель: Брайлян Н.В.
Тема: Реки и озера ЯНАО. "Путешествие бумажного кораблика"
Цель: формировать представление детей о реках и озерах нашего края.
Задачи:
1. Ознакомить с некоторыми водоемами нашего края;
2. Обогащать знания о природе края;
3. Побуждать детей к рассуждению, анализу;
4. Прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: аудиозапись плеск волн и крики чаек, карта России, карта ЯНАО, картинки с изображением водоемов, карточки-задания с изображением озера и реки, цветные карандаши, 2 емкости с водой (имитация водоемов) с рыбой в одной и с мусором в другой; 2 пробирки для "анализа" воды, запрещающие знаки, бумажный кораблик, сочок.
Словарь: река, озеро, водоем.
Дата и место проведения занятия: 29.09.2014 г, 2 этаж, аудитория кружка "Здоровенок".
Ход занятия.
1. Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Вам интересно узнать куда и на чем мы отправимся?
(ответы детей)
2. Подведение к теме занятия. Повторение пройденного.
- Я уверена, что вы сами обо всем догадаетесь! Для начала ответьте, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
-Верно! На доске карта, на которой можно увидеть какая большая наша Россия (показ границ государства). Но где-то здесь, в России, есть наша малая родина, наш край! Ребята, как называется наш край?
Дети: Ямало-ненецкий автономный округ.
3. Работа по теме.
-Правильно (показ на карте). На карту Ямала нанесены города, села, горы, леса, дороги.... А что это за жилки и пятнышки такие голубые и синие?
Отгадайте мою загадку!
"Меня льют, меня пьют,
Всем нужна,
Кто такая я?" (вода)
Дети: Вода!
- Верно. А синие жилки и пятнышки на карте, что это по-вашему?
Дети: Реки и озера.
- Правильно. Путешествовать мы будем по рекам и озерам Ямала. Все реки, озера, моря, океаны, даже болота на земле называют водоемами.
- Ребята, а вы знаете чем отличается река от озера?
- (ответы детей).
- Река - длинная как лента, начинается с маленького ручейка, течет и разливается, а потом большим потоком заходит в море. Озеро напоминает чашу. В земле появляется большая яма – котлован, который заполняется водой.
- В плаванье мы отправимся вот на этом бумажном кораблике. Воды в нашем округе очень много. На территории округа насчитывают около 300 тыс. озер и 48 тыс. рек. Путь будет нелегкий. Надо запомнить название рек, озер и морей. Справимся?
- (ответы детей)
- Итак, наш кораблик плывет по самой крупной реке, которая называется Обь. Самое глубокое место составляет 15 – 18 метров. Обь впадает в Обскую губу Карского моря.
- А теперь мы плывем по крупной реке Таз. Если плыть по ней на Север, мы попадем в залив, который называется Тазовская губа. Ненецкое название реки - Тасу Ям, где "тасу" (таз, таси) нижний, "ям" большая река .
- Мы не заметили, как оказались в водах реки Пур. Эта река впадает в Тазовскую губу Карского моря. Название реки Пур, в переводе с ненецкого, означает «большая, бурлящая, шумная река».
- Предлагаю немного отдохнуть. Повторяйте движения за мной!
Физминутка
К речке быстрой мы спустились,
(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками)
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте)
И отправились домой.
(Ходьба на месте)
- А сейчас мы плывем по самому глубокому и крупному озеру. Оно называется Большое Щучье. Находится озеро на Полярном Урале среди гор. Вода здесь ледяная.
- А вот наш кораблик остановился на озере Шурышкарский Сор. Озеро Шурышкарский Сор ханты называют Емынглор — «Святое озеро». Они говорят, что из этого озера нельзя пить воду, а пойманную рыбу можно употреблять только в вареном виде.
-О других реках и озерах нашего края мы узнаем позже! За один день со всеми не познакомиться, ведь их так много!
-Ребята, как вы думаете, реки и озера нужны человеку?
Дети: Да!
-Действительно, по воде перевозят грузы, люди по рекам переплывают из одного поселка в другой, из рек и озер ловят рыбу, пьют воду. Растениям тоже нужна чистая вода.
4. Практическая деятельность
1) (раздаю листы бумаги с контурами озера и реки)
- Ребята, перед вами листочек бумаги, на котором нарисовано озеро и река. Возьмите карандаш и раскрасьте: девочки - речку, а мальчики - озеро. Вспомните, по каким рекам и озерам нашего края плыл кораблик.
(Проверка задания, ответы детей)
2) "Жизнь озер".
- Представим, что перед нами 2 озера (тазики с водой). Как вы думаете, что можно поймать в озерах?
Дети: рыбу!
-Тогда, отправляемся на рыбалку! (вызываю ребенка, с помощью сочка ловим рыбку в одном из "озер"). А сейчас посмотрим чем богато второе озеро (другой ребенок пытается поймать рыбку, а вытаскивает из воды мусор).
- (удивление) Что же это такое? Как вы думаете, кто мог это сделать?
Дети: Человек.
- И рыбы нет в таком озере. Нужно взять воду на анализ! (дети зачерпывают прозрачной баночкой воду из обоих озер)
- Какая вода оказалась во втором озере?
Дети: Грязная.
- Загрязнение воды приводит к тому, что она становится непригодной для питья и жизни животных. Этого нельзя допустить! Посмотрите на доску. Что означают эти рисунки? (работа с запрещающими знаками, дети с помощью воспитателя делают выводы)
5. Подведение итогов занятия
- О чем мы говорили сегодня? (ответы детей)
- Что такое водоемы? (Ответы детей)
- По каким рекам и озерам нашего края мы путешествовали? (Ответы детей)
- Как мы можем сохранить наши водоемы чистыми? (Ответы детей)
- В итоге нашего занятия мне очень хочется прочитать вам вот такое стихотворение:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода!
Источники: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк./А.А.Плешаков, 2001., Большой Энциклопедический Словарь, 1997., интернет: ru.wikipedia.org; Сеть работников образования ns portal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановление ХМАО-Югры "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 9 октября 2013 г. N 430-п О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ"ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"...
Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО
Мониторинг успеваемости выпускников 4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...
Коррекционная работа с обучающимся,имеющими низкий уровень воспитанности .Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа для обучающихся с ог
Коррекционная работа с обучающимся, ...
Внеклассное мероприятие День поэзии, в рамках акции «Читающая Югра» «Нам воспеть бы тебя, край Югорский» к 85-летию Ханты-Мансийского Автономного округа.
Цель:• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, стихи.• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творче...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
В статье актуализированы вопросы внедрения инновационных технологий в процесс этнического воспитания младших школьников в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа. Рассмотрена необходимость переход...