"Городу-герою посвящается…" День памяти жертв блокады Ленинграда
классный час (3 класс)
Методическая разработка для учащихся 3-4 классов посвящена 8 сентября 1941 года – скорбной дате в истории нашего города и всей страны. В этот день началась блокада Ленинграда, которая унесла жизни сотен тысяч мирных граждан. Героическая оборона, продолжавшаяся почти два с половиной года, стала символом беспримерного мужества жителей и защитников осажденного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_no_1_gorodu-geroyu_posvyashchaetsya.docx | 164.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга
«Центр Реабилитации и Милосердия»
Технологическая карта
Тема: "Городу-герою посвящается…"
День памяти жертв блокады Ленинграда
Дата проведения: 06.09.2023
Воспитатель: Ященко А.Б.
Санкт-Петербург
2023
Технологическая карта №1
Тема: "Городу-герою посвящается…" День памяти жертв блокады Ленинграда
Дата проведения: 07.09.2023
Ф.И.О. воспитателя: Ященко Анна Борисовна
Форма занятия: коллективная, групповая
Тип занятия: интерактивное занятие
Технология занятия: информационно-коммуникационные технологии, интерактивные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Цели: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.
Задачи:
Развивающие:
- повышать интерес учащихся к истории Великой Отечественной войны;
- расширять знания учащихся о героической истории города;
- познакомить ребят с понятием блокада;
- развитие любознательности, познавательной активности.
Коррекционные:
- расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
- развитие памяти, слухового и зрительного внимания;
- формирование связной речи;
- совершенствование пространственно-временных ориентировок.
Воспитательные:
- пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
Средства: виртуальная презентация "8 сентября - День Памяти жертв блокады Ленинграда" (2.26 мин), видеоролик "Ленинград. Блокада. Начало" (2.48 мин), плакат с изображением даты 8 сентября 1941 года, раздаточный материал: образцы пайкового блокадного хлеба, хлебных карточек на стол каждому ученику, конверты с заданиями.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: развитие познавательной активности в области знаний истории своего города;
Социально-коммуникативное развитие: формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, умения слушать сверстников и поддерживать беседу;
Речевое развитие: активизировать словарный запас детей (Родина, блокада, отечество, метроном, эвакуация, «дорога жизни», ветеран, Пискаревское мемориальное кладбище).
Художественно-эстетическое развитие: слушание фрагмента «Тема нашествия» из произведения Д. Шостаковича «7 Симфония» «Ленинградская».
Физическое развитие: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультпаузы.
Личностные результаты: ценить и принимать базовые ценности «Родина». Уважение к своей родине, ее символам, гордость от того, что мы родились и живем в России.
Знать: основные понятия: родина, блокада, отечество, эвакуация, «дорога жизни», ветеран, монумент, мемориал, маскировочные чехлы, метроном.
Иметь: представление о блокаде Ленинграда, о жителях блокадного города.
Уметь: высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
Предшествующая работа: заучивание наизусть стихотворений.
Ход занятия:
Этапы занятия | Цель этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Вводная часть – 4.00 мин
Слайд 1 (видеоролик «Белые панамки» - 3.12 Слайд 2 (Ленинград во время блокады) | Психологический настрой на взаимное сотрудничество Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к осмыслению новых знаний | Приветствие Процесс вовлечения в деятельность. Проблемная ситуация: В начале занятия звучит песня «Белые панамки» (музыка Л.Горбунова, стихи В.Егорова) Наше занятие я не случайно начала с записи этой песни. Посмотрите на слайд, как вы думаете, какой период истории нашей страны изображен? | Приветствие. Подготовка рабочего места. Учащиеся смотрят и слушают видеоролик с песней. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. | Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию из песни. Регулятивные УУД: Формируем умение организовать свое рабочее место; оперативное включение в занятие. Формируем умение определять цель деятельности на занятии. Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать, включаться во взаимодействие с воспитателем. Самоконтроль учащихся. Личностные УДД: Формируем мотивацию и целенаправленную познавательную деятельность |
Основная часть – 15.00 мин
Слайд 3 (Дата 8 сентября 1941 года)
Слайды 4-7 (Тема блокады) Видеоролик "Ленинград. Блокада. Начало" - 2.48 мин | Выявляет уровень знаний. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного освоения знаний, связей и отношений в объекте изучения. После просмотра видеоролика проводится рефлексия, цель которой – сосредоточить внимание учащихся на важнейших оценках и эмоциональной стороне восприятия и памяти о блокаде Ленинграда. | Какое сегодня число? Как раньше назывался наш город? Почему именно сегодня мы говорим о блокаде Ленинграда? Что такое блокада? Сохранились уникальные кинокадры – свидетельство тех далёких лет. В ходе рассказа используются фрагменты мультимедийных фильмов, знакомство с основными историческими фактами блокады Ленинграда, с новыми словами, связанными с блокадой Ленинграда (эвакуация, метроном, «дорога жизни», ветеран, монумент, мемориал, Пискаревское мемориальное кладбище, маскировочные чехлы). В начале моего рассказа вы слышали музыку. Кто-то из вас может сказать, что это за мелодия? Это знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которую он посвятил своему великому городу. Позже она стала называться Ленинградской, Для лучшего усвоения материала просмотр видеоролика "Ленинград. Блокада. Начало" Воспитатель задает вопросы на основе просмотренного видеоролика. Контролирует правильность ответов учеников: Сколько дней длилась блокада? Когда ее прорвали? Когда мы отмечаем полное снятие блокады? В каких условиях приходилось жить детям? Какие тяготы они переносили? Что вам особенно запомнилось из этого видеоролика? Что вас удивило? О каких качествах ленинградцев мы можем сказать? Какая норма выдачи хлеба была во время блокады? Кто может вспомнить его состав? Демонстрация хлебных карточек и черного хлеба по нормам выдачи. | Учащиеся вспоминают всё, что знают о блокаде, отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся самостоятельно на основе предыдущих ответов формулируют тему урока. Учащиеся слушают, смотрят слайды с фрагментами мультимедийных фильмов, знакомятся с новыми фактами, словами. Слова, записанные на карточках, читают, повторяют хором. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос помощью воспитателя. Учащиеся смотрят. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся знакомятся с образцами хлебных карточек и нормами черного хлеба. К кусочкам хлеба выбирают соответствующую хлебную карточку. | Познавательные УУД: Формируем умение устанавливать закономерности, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, объекты; формулировать проблему; определять цель занятия. Регулятивные УУД: Формируем умение определять и формулировать цель; организовать выполнение заданий воспитателя; высказывать свое предположение. Коммуникативные УУД: Формируем умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы воспитателя; слушать и понимать речь других; формулировать свое мнение в устной форме; высказывать свое предположение. Личностные УДД: Формируем мотивацию и целенаправленную познавательную деятельность |
Физкультпауза Игра «Сигнальщик» - 2.00 мин | Предупреждение общего утомления учащихся, переключение с умственной деятельности на физическую. | Воспитатель проводит игру «Сигнальщик» | Учащиеся выполняют движения, согласно инструкции воспитателя. | Коммуникативные УУД Общение и взаимодействие с партнёром, воспитателем |
(Приложение 1,2) – 7.00 мин | Создать условия для инициативы детей. Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения. Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты. | Для интерактивного блока необходимо разделить учащихся на 2 команды. Участникам предлагается представить себя разведчиками – защитниками Ленинграда – и выполнить ряд заданий верховного командования. Учащимся выдаются конверты с заданием и необходимый инвентарь. Воспитатель оказывает необходимую помощь. Воспитатель проверяет выполненные задания. | Учащиеся делятся на две команды по рядам. Получают конверты и необходимый инвентарь, выполняют задания. Учащиеся озвучивают полученные ответы на задания. | Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию из текста и таблицы; формируем умение представлять информацию в виде слова; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Формируем умение определять цель деятельности; формируем умение определять успешность выполнения задания в диалоге со сверстниками; формируем умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: Формируем умение воспринимать информацию, читая с листа и на слух, отвечать на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; формулировать свое мнение; высказывать свое предположение. Коммуникативные УУД Общение и взаимодействие с партнёром Личностные УДД: Формируем мотивацию и целенаправленную познавательную деятельность |
Рефлексия – 4.00 мин | Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки | Воспитатель приглашает ученика рассказать стихотворение Елены Коковкиной О чем это стихотворение? Какая тема нашего занятия? Почему мы провели его сегодня? Что нового вы узнали? Что было непонятным? Какие моменты вам особенно запомнились? | Чтение стихотворения наизусть учеником. За свой недолгий путь земной Узнал малыш из Ленинграда Разрывы бомб, сирены вой И слово страшное – БЛОКАДА. Его застывшая слеза В промёрзшем сумраке квартиры - Та боль, что высказать нельзя, В последний миг прощанья с миром. Учащиеся подводят итоги, рассказывают, что узнали нового, что заинтересовало. | Познавательные: Формируем умения систематизировать, обобщать изученное, делать выводы Регулятивные УУД: Формируем умение осуществлять самоконтроль, соотнести цель урока с результатами и со способами ее достижения Коммуникативные УУД: Формируем умение оформлять мысли в устной форме Личностные УУД Формируем мотивацию и целенаправленную познавательную деятельность |
Приложение 1
Конверт с заданием
Азбука Морзе (текст читает воспитатель)
Участникам выдается распечатка с заданием:
15 ноября 1941 года начался основной этап разведки траектории будущей трассы ледяной дороги: вместе с военными гидрографами ее вели бойцы 88-го отдельного мостостроительного батальона. В общей сложности 12 групп разведчиков, двигаясь от Осиновца и Коккорево (поселок на юго-западном берегу Ладоги), прошли до восточного берега и убедились, что проложить трассу так, как изначально планировалось, не получится.
Результаты ледовой разведки доложили в штаб Ленинградского фронта утром 19 ноября. И вскоре командующий фронтом генерал-лейтенант Михаил Хозин издал приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро. В тот же день из Коккорево в сторону Кобоны отправился санный обоз в 350 упряжек, который через двое суток вернулся. Это был первый груз, поступивший в Ленинград по «Дороге жизни».
Командир отделения дал вам приказ сообщить генералу-лейтенанту о первых успехах работы «Дороги жизни», зашифровав послание.
Определите груз, первым доставленный по «Дороге жизни», используя запись сигналов Азбуки Морзе.
Задание: [-….] […--] [#] [-] [---] [-.] [-.] [-.--] [#] [--] [..-] [-.-] [..]
Ответ: 63 тонны муки.
Приложение 2
Конверт с заданием
Последнее послание (текст читает воспитатель)
Вас и вашу группу вызвал капитан. Он рассказал, что совсем недавно, в апреле 1942 года, на Невском пятачке был оставлен 330-й полк 86 стрелковой дивизии. Около пятисот оставшихся в строю солдат 330-го полка под руководством командира полка Блохина успешно отбивали немецкие атаки. Как бы ни старались пробиться бойцы, они с каждым днем теряли силы. Капитан передал Вам записку о важном задании для майора Блохина. Вам нужно вернуться на Невский пятачок. Помните, как еще осенью на той стороне Невы, напротив Невской Дубровки, росли высокие красивые сосны, вдоль берега стояли дома, но сейчас, после нескольких месяцев жестоких, кровопролитных боев, живописный уголок был превращен в лунный пейзаж. Не осталось ни домов, ни деревьев, даже плодородный слой земли был уничтожен снарядами и бомбами. Вы стали выяснять, как передать записку Блохину. Оказалось, что пока держалась переправа по льду, связь с 330-м стрелковым полком была надежна и помощь ему могла быть оказана всегда. Но 24 апреля начался ледоход, и защитники плацдарма вместе с Блохиным оказались отрезанными от своих тылов. Немецкие солдаты, воспользовавшись этим, атаковали наши позиции на Невском пятачке. Вскоре немцы во многих местах прорвались к Неве, и плацдарм был рассечен противником на отдельные очаги сопротивления. Это последняя информация, которую получили с той стороны Невы. Связь с защитниками плацдарма прервалась. Ночью раненый майор Соколов под непрекращающимся пулеметным огнем немцев в ледяной воде, пробиваясь между льдин, доплыл до вашего берега. Он переправился с донесением о тяжелом положении плацдарма и документами по поручению начальника политотдела 86-й стрелковой дивизии ‒ руководителя последнего рубежа обороны Невского пятачка. Но положение оставшихся в живых защитников плацдарма уже стало безнадежным. Недалеко от блиндажа защитники плацдарма положили на крутой берег куски белой ткани, чтобы их было видно с вашего берега, и написали красным цветом, скорее всего, кровью, одно слово. Вам до сих пор снится эта страшная картина. Что они написали?
На плотном листе бумаги формата А 4 канцелярским ножом аккуратно «написано» слово «Помогите», нарисованы линии, фигуры (только не буквы).
ОТВЕТ: Помогите (данное задание является реальным событием, произошедшим в 1942 году).
Слово уже «написано» (продавлено) на листе ножом, но при обычном свете его не прочитать. Команда должна догадаться закрасить лист бумаги маркером, и тогда слово станет читаемым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внешкольное мероприятие "Линейка памяти. Литературно-музыкальная композиция, посвященная блокаде Ленинграда"
Литературно-музыкальная композиция, посвященная блокаде Ленинграда...
"День памяти жертв блокады Ленинграда"
Мероприятие к 27 января...
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»
Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...
Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"
quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...
Презентация : "День в истории: 27 января – День снятия блокады города Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»
Автор презентации:Учитель начальных классов, Спивакова Алла Николаевна, МКОУ «Скороднянская СОШ»2018-2019 уч.год...
Классный час, посвящённый памяти Ленинградской блокады « Маленькие победы большой войны. Они учились в Ленинграде…»
В данной разработке показано. как тяжело было детям в годы войны в нашем городе. Как они преодолевали трудности, совершали свой маленький подвиг - учились. Хочется. чтобы современные дети больше ценил...
Мероприятие, посвящённое памяти снятия Блокады Ленинграда
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою страну...