"День памяти жертв блокады Ленинграда"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
«День памяти жертв блокады Ленинграда»
4 В класс
Воспитатель ГПД: Белавина Гавриленко Мария Александровна
Цель: Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.
Задачи: Развитие познавательной активности в области знаний об истории своей страны; коррекция и развитие связной речи, пополнение и обогащения словарного запаса в процессе беседы о блокадном Ленинграде.
Оборудование: На столе паек жителей блокадного Ленинграда (хлеб, вода); видеоматериалы о блокаде Ленинграда.
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово
Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами собрались в этом зале не просто так…. А для того, чтобы вспомнить знаменательную дату, 8 сентября 1941 года.
II. Активизация знаний
- Кто может назвать, чем же эта дата знаменательна? (началось Блокада Ленинграда)
- Правильно, началась Блокада Ленинграда
Ребята, чтобы понять, о чём идет речь, когда мы говорим о Блокаде Ленинграда, ответьте на один вопрос:
- У кого из вас есть мобильный телефон?
О, практически у всех есть! Тогда вы точно можете сказать, что означает фраза «Телефон заблокирован».
Всё верно, это когда невозможно дозвониться на этот телефон и невозможно позвонить с этого телефона.
III. Основная часть
Так вот, 8 сентября 1941 года Ленинград (ныне Санкт – Петербург) оказался в блокаде – ЗАБЛОКИРОВАН. В это время в городе находилось 2 млн 544тыс. жителей.
2 млн. 544тыс людей, которые оказались, заблокированы в городе.
Страшное это было время. В первые дни, при бомбежке, сгорели продовольственные склады и люди оказались без продуктовых запасов.
Посмотрите, как это было (хроника событий - 00:37 мин приложение 1)
Гитлеровцы окружили город плотным кольцом, тем самым перекрыли поступление продовольствия и других вещей с большой земли. Они рассчитывали, что через месяц люди не выдержат голода, сдадутся и сами приползут к ним. Но они глубоко заблуждались, они плохо знали советских людей.
Наш народ непобедим, потому что, когда случается горе, беда, все действуют как один, ощущая плечо своего товарища. Ради общего дела, ради общей победы русский человек готов на всё.
(Приложение 1- 1:00 мин)
И в это тяжёлое время на благо победы работали все: и мужчины, и женщины, и дети. Каждый помогал городу, стране, чем мог.
Стихотворение:
В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась открыта тетрадь,
Не выпало им дочитать, дописать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они - ленинградцы!
Да, каждый человек был нужен своему родному городу, ведь только вмести, сообща, можно сделать большое дело.
Я хочу у вас спросить, но не отвечайте слишком быстро, подумайте.
- С какими трудностями столкнулись люди осажденного закрытого города?
Правильно ребята, самая главная беда – не хватало еды.
Вы только представьте себе, что о беде Ленинграда знала и переживала вся великая страна. В это время не было такой семьи, которую бы не коснулась война, тяжело было всем, но, несмотря на свою беду, знали, что в осажденном городе людям гораздо труднее и каждый хотел и стремился помочь ленинградцам.
Наверное, у вас возникает вопрос, почему же людям не хватало еды, если вся страна им ее посылала?
Да потому, что немцы сжали плотным кольцом город, перекрыли все подступы все дороги, ведущие в город, и не давали провести ценный груз – продукты питания. У них была цель – люди должны умирать от голода, и им это удалось.
Стихотворение:
Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
Каждый день в городе умирали взрослые и дети на уроках, в детских садах, на заводах и просто на улицах.
(приложение 1 – 2:55 мин)
Стихотворение:
Самые сложные испытания были еще впереди. Каждый день люди верили в победу, верили в свои силы. Они понимали, что умирать нельзя, сдаваться нельзя. Когда сил уже не было, они приказывали своему сердцу биться, работать, жить! Умирать нельзя! Сдаваться нельзя!...
(приложение 1 – 5:55 мин)
Вскоре нашли еще один путь (помимо воздушного) для доставки небольшого количества продуктов. Под слабым наблюдением гитлеровцев осталось Ладожское озеро, а точнее, южная часть озера.
Было очень сложно и опасно доставлять этим путём продукты в город.
Спасение Ленинграда заключалось в строительстве зимней дороги, которая могла быть сооружена только по льду Ладожского озера. Гитлеровцы были уверены, что из этого ничего не выйдет, и, злорадствуя, писали, что «по льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию». Но то, что казалось невозможным для фашистов, было осуществлено советскими людьми. Ледовая дорога была построена, и это имело решающее, жизненное значение для города и фронта
Да, действительно мы и сейчас не перестаём поражаться великому подвигу наших прадедов, невероятной выносливости русского народа их силе духа.
- Как вы считаете, почему всё - таки нам удалось победить в этой войне?
Ведь страна не была готова к войне, ведь враг напал неожиданно, ведь у фашистов были огромные преимущества над нами: они долго разрабатывали план наступления и завоевания советского народа, у них армия была лучше оснащена, потому что они готовились, а мы были застигнуты врасплох.
Правильно, помогла сила духа, помогло желание победить, каждый знал, что именно он ответственен за победу, каждый понимал и желал быть полезным своей Родине. Каждый, от мала до велика, принял участие в этой борьбе.
Страшное было время! И длилось оно 872 дня, почти три года, три голодных долгих года сражались люди за свой город, свою страну!
И вот, 27 января 1944 года благодаря военной операции под кодовым названием «Искра» блокада была прорвана. Ленинградцы праздновали победу! Теперь у них была связь с
И по сей день, мы вспоминаем об этом великом примере человеческого мужества и выносливости, солидарности и взаимопомощи.
История блокады Ленинграда для всего мира стала показательным примером силы и стойкости духа русского народа.
IV. Заключительная часть
(приложение 1 – 8:23 мин)
Страшные события пережили люди во время блокады Ленинграда.
Что пережили люди во время блокады своего родного города?
Как называют жителей Ленинграда?
Сколько ленинградцев погибло от голода?
Сколько хлеба давали каждому жителю, чтобы не умереть от голода?
Как называлась дорога, по которой привозили провизию для осажденного города?
Что нового вы сегодня узнали о событиях того времени?
Какими словами можно охарактеризовать ленинградцев?
Можно ли эти слова отнести ко всем русским людям?
Хотели бы вы быть похожими на этих людей?
Какими качествами нужно обладать, чтобы стать достойными гражданами своей страны?
(приложение 1- 9:22 мин)
V. Итог
Молодцы ребята, я уверена, что вы хорошо запомнили, что помогло жителям осажденного города одержать победу над неприятелем. Мы никогда не забудем великий подвиг наших прадедов, которые своим примером показали всему миру несокрушимую силу нашего народа. Так будьте же достойным поколением наших героев!
Почтим минутой молчания память жертв блокадного Ленинграда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
26 апреля - Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
Классный час в начальной школе посвящен 25 - летию со дня аварии на ЧАЭС....
День памяти жертв погибших в радиационных катастрофах
Презентация содержит материал о катастрофе на Чернобыльской АЭС, фото памятников жертвам радиационных катастроф и информацию об атомном взрыве....
День памяти жертв ДТП
Линейка, посвященная Всемирному дню памяти жертв ДТП. С 2005года третье воскресение ноября согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН считается Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспорт...
День памяти жертв ДТП Листовки
День памяти жертв ДТП. В листовках использованы материалы Интернета (иллюстрации). Жюри признало листовки лучшими....
Cценарий внеклассного мероприятия "День памяти жертв ДТП"
С 2005 года в каждое третье воскресенье ноября принято чтить память жертв дорожно-транспортных происшествий. Этот статус закреплен специальной резолюцией ООН. Однако один из благотворительных фо...
Презентация : "День в истории: 27 января – День снятия блокады города Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»
Автор презентации:Учитель начальных классов, Спивакова Алла Николаевна, МКОУ «Скороднянская СОШ»2018-2019 уч.год...
Мероприятие, посвящённое памяти снятия Блокады Ленинграда
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою страну...