Конспект внеурочного занятия "Россия мастеровая"
план-конспект занятия (4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование художественно-эстетического вкуса детей через знакомство с народными промыслами.
Планируемые результаты:
Личностные:
формировать осознание необходимости уважительного отношения к культуре своего народа.
Метапредметные:
- коммуникативные – способствовать умению высказывать и отстаивать свое мнение;
− познавательные – развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления;
− регулятивные – направлять на активное участие в предлагаемой деятельности, развитие умения контролировать и оценивать свои действия.
Предметные: содействовать освоению основных мотивов росписи, разнообразных приемов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект внеурочного занятия "Россия мастеровая" | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Название курса: «Орлята России»
Направленность внеурочной деятельности: духовно-нравственное
Класс / возраст детей: 4 «Д»
Тема: «Россия мастеровая»
Планируемые результаты:
Личностные: формировать осознание необходимости уважительного отношения к
культуре своего народа.
коммуникативные – способствовать умению высказывать и отстаивать свое
мнение;
− познавательные – развивать внимание, навыки самостоятельного творческого
мышления;
− регулятивные – направлять на активное участие в предлагаемой деятельности,
развитие умения контролировать и оценивать свои действия.
− Предметные (обучающие): содействовать освоению основных мотивов росписи,
разнообразных приемов работы.
Цель: формирование художественно-эстетического вкуса детей через знакомство с
народными промыслами
Форма проведения: фронтальная, групповая.
Дата проведения: 08.12.2023 г.
Ход внеурочного занятия
Этапы занятия | Время | Содержание | Формируемые УУД | Примечание | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Самоопределение деятельности | 5 мин. | Учитель: Здравствуйте, ребята! -знаете ли вы о народных промыслах нашей страны, расскажите о них. -молодцы! | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; выстраивать доброжелательные отношения Регулятивные УУД: следовать режиму организации внеурочной деятельности | |
Актуализация знаний, введение в ситуацию | 5 мин. | Учитель: Чтобы узнать сегодняшнюю тему посмотрите на экран и с помощью картинок попробуйте догадаться, что мы будем сегодня рассматривать. (слайд 1) -вы были близки, тема нашего занятия Россия мастеровая. (слайд 2) -А теперь, подумайте, какую мы можем поставить цель (слайд 3,4). -Кто из вас хотел бы – предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли мастера. | Угадывают тему мероприятия. Цель: попробовать себя в роли мастера | Регулятивные УУД: Определять цель с помощью учителя или самостоятельно. Познавательные УУД: Расширять, углублять знания, развивать интеллектуальные способности, ориентир на повышение мотивации познавательной деятельности | |
Основной | 20 мин | Учитель: Народные промыслы и ремесла – это прикладные виды искусства, которые складывались усилиями мастеров нескольких поколений. Мастерство передавали «из рук в руки» отцы сыновьям, а матери дочерям. Мастера стремились создать не только практичные, но и красивые предметы. Для создания использовались природные материалы: дерево, глина, кость и другие. Приемы и способы художественной обработки, формы изделий с течением лет оттачивались, приобретали свой особый стиль. В орнаменте изделий отражается видение мастера окружающего мира, его представление добре и зле, связанные с историей народа. И в наши дни сохранились народные промыслы. Это и хохломская роспись и городецкая и многие другие, о некоторых вы сегодня узнаете -может кто-то из вас занимается росписью игрушек или посуды или, возможно у вас есть знакомые, которые занимаются таким? -Чтобы побольше узнать о народных промыслах России, я поделю вас на 5 групп, каждая команда получает Время на выполнения задания 3 минуты - вы все молодцы, а какие народные промыслы вам понравились больше всего, почему? - а теперь давайте поиграем в игру «узнай элементы росписи». На слайде будут показаны элементы росписи, ваша задача назвать, что эта за роспись. -Вы успешно справились с заданием, а теперь давайте немного отдохнем, вставайте. Физминутка - молодцы, а сейчас посмотрите на экран, кто из вас самый внимательный и сможет сказать название росписи и игрушки - сейчас я раздам вам шаблоны, ваша задача расписать их понравившееся росписью, а затем выйти к доске и продемонстрировать свою роспись и назвать ее. - трудно ли вам было расписывать шаблоны, почему? - как вы видите в России | Выполняют задания, слушают учителя. Выполняют физминутку. | Личностные УУД: Умение принимать и применять общепринятые правила, нормы поведения Познавательные УУД: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные УУД: научиться договариваться с друг другом | 1 группа Хохломская роспись Хохлома— русский народный промысел, родившийся в17 веке в селе Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. С Нижегородской ярмарки купцы развозили их по всей России, а также продавали в страны Азии и Западной Европы. Над становлением хохломской росписи работали целые династии мастеров, наиболее известными из которых были Лушины, Гущины и Красильниковы. Черный, красный, золотой – основные цвета хохломской росписи. Главный «секрет» хохломы. Золото в ее производстве никогда не использовали – ни настоящее, ни краску, его имитирующую. Сначала мастера брали для теплого сияния серебро, потом олово. 2 группа Городецкая роспись Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие. 3 группа Дымковская игрушка История возникновения дымковского промысла берет свое начало в 5 — 6 столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов. Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную. Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком. В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом. После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче. В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители. 4 группа Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. 5 группа Гжельская роспись Свое название роспись берет из названия деревни Гжель, где она и зародилась. И предприятие, находящееся на той же территории, носит одноименное название. Благодаря предприятию гжельская роспись не просто сохранилась, она продолжает существовать и развиваться. Несмотря на то, что на первый взгляд в гжельской росписи, помимо белого цвета, используется несколько оттенков синего, на самом деле мастера работают только с одной краской. Интенсивность синего узора зависит от количества мазков. Гжель как народный промысел является вершиной русского народного искусства и уже несколько веков покоряет весь мир своей самобытной красотой. |
Рефлексия | 10 | Учитель: какая была тема нашего занятия? -А цель? -Смогли ли мы попробовать себя в роли мастеров, было ли трудно? На доске нарисована хохломская ложка, если вы были активны на урок, то нарисуйте клубничку, а если нет, то листик Занятие окончено, спасибо, до свидание! | Отвечают на вопросы. Вспоминают цели, оценивают свою работу на занятии. | Регулятивные УУД: Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика
Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика...
Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...