Конспект внеурочного занятия "Россия мастеровая"
план-конспект занятия (4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование художественно-эстетического вкуса детей через знакомство с народными промыслами.

Планируемые результаты:

 

Личностные:

 

формировать осознание необходимости уважительного отношения к культуре своего народа.

 

Метапредметные:

- коммуникативные – способствовать умению высказывать и отстаивать свое мнение;
познавательные – развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления;
регулятивные – направлять на активное участие в предлагаемой деятельности, развитие умения контролировать и оценивать свои действия.


Предметные: содействовать освоению основных мотивов росписи, разнообразных приемов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса: «Орлята России»  

Направленность внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Класс / возраст детей: 4 «Д»

Тема: «Россия мастеровая»

Планируемые результаты:

Личностные: формировать осознание необходимости уважительного отношения к
культуре своего народа.

коммуникативные – способствовать умению высказывать и отстаивать свое
мнение;
познавательные – развивать внимание, навыки самостоятельного творческого
мышления;
регулятивные – направлять на активное участие в предлагаемой деятельности,
развитие умения контролировать и оценивать свои действия.
Предметные (обучающие): содействовать освоению основных мотивов росписи,
разнообразных приемов работы.
        

Цель: формирование художественно-эстетического вкуса детей через знакомство с
народными промыслами

Форма проведения: фронтальная, групповая.

Дата проведения: 08.12.2023 г.

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

5 мин.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

-знаете ли вы о народных промыслах нашей страны, расскажите о них.

-молодцы!

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; выстраивать доброжелательные отношения

Регулятивные УУД: следовать режиму организации внеурочной деятельности

Актуализация знаний, введение в ситуацию

5 мин.

Учитель:  Чтобы узнать сегодняшнюю тему посмотрите  на экран и с помощью картинок попробуйте догадаться, что мы будем сегодня рассматривать. (слайд 1)

-вы были близки, тема нашего занятия Россия мастеровая.

(слайд 2)

-А теперь, подумайте, какую мы можем поставить цель (слайд 3,4).

-Кто из вас хотел бы
стать мастером? А какие этапы
проходит мастер, чтобы
продемонстрировать своё
произведение

– предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли мастера.

Угадывают тему мероприятия.

Цель: попробовать себя в роли мастера

Регулятивные УУД: Определять цель с помощью учителя или самостоятельно.

Познавательные УУД: Расширять, углублять знания, развивать интеллектуальные способности, ориентир на повышение мотивации познавательной деятельности

Основной

20 мин

Учитель: Народные промыслы и ремесла – это прикладные виды искусства, которые складывались усилиями мастеров нескольких поколений. Мастерство передавали «из рук в руки» отцы сыновьям, а матери дочерям.

Мастера стремились создать не только практичные, но и красивые предметы. Для создания использовались природные материалы: дерево, глина, кость и другие. Приемы и способы художественной обработки, формы изделий с течением лет оттачивались, приобретали свой особый стиль. В орнаменте изделий отражается видение мастера окружающего мира, его представление добре и зле, связанные с историей народа.

И в наши дни сохранились народные промыслы. Это и хохломская роспись и городецкая и многие другие, о некоторых вы сегодня узнаете

-может кто-то из вас занимается росписью игрушек или посуды или, возможно у вас есть знакомые, которые занимаются таким?

-Чтобы побольше узнать о народных промыслах России, я поделю вас на 5 групп, каждая команда получает
конверт с заданием, в котором один
из
народных промыслов России.
Вам нужно подготовить рассказ о данном вам промысле, распределив слова между всеми участниками команды, а так же вам нужно изобразить этот промысел и выступить с этим рассказом и рисунком.

Время на выполнения задания 3 минуты

- вы все молодцы, а какие народные промыслы вам понравились больше всего, почему?

- а теперь давайте поиграем в игру «узнай элементы росписи». На слайде будут показаны элементы росписи, ваша задача назвать, что эта за роспись.

-Вы успешно справились с заданием, а теперь давайте немного отдохнем, вставайте.

Физминутка

 - молодцы, а сейчас посмотрите на экран, кто из вас самый внимательный и сможет сказать название росписи и игрушки

- сейчас я раздам вам шаблоны, ваша задача расписать их понравившееся росписью, а затем выйти к доске и продемонстрировать свою роспись и назвать ее.

- трудно ли вам было расписывать шаблоны, почему?

- как вы видите в России
много мастеров своего дела.

Выполняют задания, слушают учителя.

Выполняют физминутку.

Личностные УУД: Умение принимать и применять общепринятые правила, нормы поведения

Познавательные УУД: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД: научиться договариваться с друг другом

1 группа

Хохломская роспись

Хохлома— русский народный промысел, родившийся в17 веке в селе Хохлома  Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. С Нижегородской ярмарки купцы развозили их по всей России, а также продавали в страны Азии и Западной Европы. Над становлением хохломской росписи работали целые династии мастеров, наиболее известными из которых были Лушины, Гущины и Красильниковы.

Черный, красный,  золотой – основные цвета хохломской росписи.  Главный «секрет» хохломы. Золото в ее производстве никогда не использовали – ни настоящее, ни краску, его имитирующую. Сначала мастера брали для теплого сияния серебро, потом олово.

2 группа

Городецкая роспись

Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.
Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. 
 Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами.

3 группа

 Дымковская игрушка

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в 5 — 6  столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком. В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче. В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители.

4 группа

Филимоновская  игрушка

Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни).

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок.

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры.

5 группа

Гжельская роспись

Свое название роспись берет из названия деревни  Гжель, где она и зародилась. И предприятие, находящееся на той же территории, носит одноименное название. Благодаря предприятию гжельская роспись не просто сохранилась, она продолжает существовать и развиваться. Несмотря на то, что на первый взгляд в гжельской росписи, помимо белого цвета, используется несколько оттенков синего, на самом деле мастера работают только с одной краской. Интенсивность синего узора зависит от количества мазков. Гжель как народный промысел является вершиной русского народного искусства и уже несколько веков покоряет весь мир своей самобытной красотой.

Рефлексия

10

 Учитель: какая была тема нашего занятия?

-А цель?

-Смогли ли мы попробовать себя в роли мастеров, было ли трудно?

На доске нарисована хохломская ложка, если вы были активны на урок, то нарисуйте клубничку, а если нет, то листик

Занятие окончено, спасибо, до свидание!

 Отвечают на вопросы. Вспоминают цели, оценивают свою работу на занятии.

Регулятивные УУД:

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика...

Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...