"Патриотическое воспитание в начальной школе как систематическая и целенаправленная деятельность классного руководителя по формированию у обучающихся гражданского сознания"
статья
Статья о гражданско-патриотическом воспитании школьников, формах воспитания и результатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_patrioticheskom_vospitanii.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание в начальной школе как систематическая и целенаправленная деятельность классного руководителя по формированию у обучающихся гражданского сознания
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из приоритетных задач школы, ведь школьная пора самая благодатная для привития священного чувства любви к Родине. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а также в национальном проекте "Образование" указано: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». В школе патриотическое воспитание направлено на знакомство учащихся с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Важно уже со школы закладывать учащимся основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего того, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Знакомство детей с родным краем: с историко–культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им в формировании гражданских и патриотических качеств и чувства сопричастности к истории родного края, к истории нашей Родины. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он вырос, с улицей, по которой ходил, с двором, где посадил своё первое дерево. Задача педагога – углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого.
Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются основы патриотизма, которые опираются на полученные ими знания о своей стране и «малой» Родине. Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать:
- формирование основ гражданской идентичности;
- осознание учащимися понятия «Родина»;
- уважение к культурному и историческому прошлому России;
- ценностное отношение к старшему поколению;
- уважительное отношение к природе;
- знание и уважение государственной символики Российской Федерации;
- уважительное отношение к истории и культуре других народов.
Целенаправленная и плодотворная работа классных руководителей способствует повышению интереса и мотивации у обучающихся, любви к дому, семье, городу, Родине. Знание истории своего края и страны обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой народ. Экскурсии в музеи школы и города позволяют обучающимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические и духовно-нравственные традиции народа.
Человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей.
В педагогической науке существуют различные направления работы по патриотическому воспитанию. Однако всегда следует помнить, что формирование такого чувства, как любовь к Родине осуществляется на основе развития определенных индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей у ребенка, что необходимо начинать развивать уже с раннего возраста. Следовательно, первыми, кто закладывает основы патриотического воспитания, выступают родители. Именно они являются наставникам ребенка в становлении его как гражданина и патриота своего родного края. Через семью ребенок осознает свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребенок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни.
Вместе с тем, несмотря на то, что формирование патриотизма должно закладываться в семье, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна.
Предлагаем рассмотреть три ступени формирования патриотизма у школьника:
Первая ступень – это формирование родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам, гордость за предков. Школьнику необходимо знать, кем были его прадедушки и прабабушки, как они жили, какой вклад внесли в Великую Победу нашего народа над фашизмом.
Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям. Важно, чтобы школьник знал историю своего края, знаменитых людей. В условиях современных реалий большое значение для воспитания патриотизма будет иметь информация о бывших учениках школы – участниках специальной военной операции, ветеранах боевых действий на Северном Кавказе, воинах-интернационалистах.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.
В работе классных руководителей школы, по нашему мнению, можно выделить четыре направления по воспитанию и развитию гражданственности и патриотизма у обучающихся. Мероприятия в каждом направлении готовятся и проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Классные руководители делают акцент на разнообразие форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
I направление. Воспитание через систему классных часов.
Одной из главных форм организации патриотического воспитания в школе является классный час, в котором находят применение самые разнообразные методы и приемы формирования патриотического сознания. В таком понимании классный час становится воспитательным часом, где классный руководитель осуществляет личное влияние на учащихся системой бесед, диспутов на патриотические темы: «Я – гражданин России», «Символика России», «День героя России», «Права и обязанности», «Моё место в коллективе» и т.д.
II направление. Участие в единых классных часах и общешкольных проектах: «Урок Доброты», «Наш терроризму ответ: «Нет!» (о событиях в Беслане)», «Урок компьютерной грамотности» и т.д.
С первого сентября 2022 года в нашей стране проводится единый урок «Разговоры о важном». В воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся это имеет очень важное значение. Этот дополнительный урок помогает детям осознать «единство» и важность «единения» в такое важное для страны время. А такие близкие и далекие от детей темы- это всестороннее развитие учащихся, которое зажигает интерес в глазах, позволяет мечтать о новых профессиях, расширяет кругозор, развивает чувство любви к Родине, учит детей гордиться своей страной, приобщает к ее национальным традициям, истории и богатой культуре, вызывает желание трудиться на благо своей Родины.
III направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных сил.
- Уроки Мужества, посвященные ветеранам боевых действий;
- Встречи с участниками событий Великой Отечественной войны (труженики тыла, узники фашистских лагерей), встречи с участниками СВО;
- Участие в акции «Письмо солдату» (для участников СВО);
- Участие ребят в акции «Бессмертный полк»;
- Цикл классных часов: «Города – герои», «И гордо реет флаг державный», «Так началась война», «У каждого поколения своя война»…;
- Ежегодное участие в празднике, посвящённому Дню Победы;
- Возложение цветов к памятникам и мемориалам нашего города и т. д.
IV направление. История родного края.
- Посещение краеведческого музея;
- Тула- родина моя!;
- Путешествие по родному краю. Улицы города;
- Тула- город мастеров;
- Ознакомление детей с историей и традициями города Тулы, Тульской области и т.д.
Также можно разработать серию классных часов или курс внеурочной деятельности «Великие земляки Тульского края», в ходе которых школьники получат информацию об уроженцах нашего края – знаменитых деятелях культуры (писателях, поэтах, художниках и т.д.)
По нашему мнению, приоритетными формами внеурочной работы по патриотическому воспитанию являются экскурсии, концерты, соревнования, театрализация, игровые занятия.
Может, например, стать традиционным конкурс инсценированной военной песни. Патриотические песни способствуют воспитанию любви к Родине, городу, семье, пробуждают чувство гордости за самоотверженные поступки, совершаемые людьми, которых мы с гордостью можем назвать героями, защитниками нашего Отечества. Проводиться он может в преддверии празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. Каждый класс инсценирует свою песню.
Наиболее эффективными методами патриотического воспитания на уроке, на наш взгляд, считаются такие методы как беседа, рассказ, создание и анализ ситуаций. Они позволяют сформировать у учащихся представление об особенностях нашей страны и культуре народов, населяющих её, выработать правильные оценки и суждения о понятиях и поступках.
Для наилучшего воспитательного эффекта учителю необходимо организовать работу учеников в подходящей форме.
Можно сказать, что успешное патриотическое воспитание у детей младшего школьного возраста возможно, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- будет активизирована эмоциональная сфера личности (воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, любви к природе);
- у детей будет сформировано представление о своей стране (через географические и природоведческие сведения);
- у обучающихся будут сформированы умения использовать накопленные знания в игре, трудовой и художественной деятельности.
Таким образом, патриотическое воспитание школьников в работе классного руководителя должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину.
Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, в свою очередь, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка.
В процессе специально организованного гражданско-патриотического воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. Воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной работе школы. Благодаря разнообразию форм и методов работы, у педагогов есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан – настоящих патриотов России.
Список использованной литературы
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2014. – №9.
3. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 2016.
4. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Хабаровск, 2007. http://www.dslib.net.
5. Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема // Аспирант и соискатель. – 2010. – № 3.
6. Микрюков В.Ю. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. – 2007. – №5.
7. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / Под ред. В.И. Луговиновой. – М.: Гардарики, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
p { margin-bottom: 0.21cm; } Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, поиск и разработка инновационных методов и подходов.
В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления детей, ее готовность и способность к активным действиям для бла...
Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитывать своих детей. Детей надо вырастит...
Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитыват...
Статья "Гражданско - патриотическое воспитание в начальной школе"
В современном обществе особенно остро стоит проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы не менялось общество, мы не должны переставать ...
Статья:"Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе"
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников, актуальность посвященная 75-летию победы советского народа в Великой отечественной войне. Ключевые слова: ценности, патриотизм, ...
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России являет...