Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, поиск и разработка инновационных методов и подходов.
статья на тему

Ахметшина Дина Ринатовна

В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления детей, ее готовность и способность к активным действиям для блага отечества. В этом могут помочь люди, которые живут среди нас. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahmetshina_d.r.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, поиск и разработка инновационных методов и подходов.

Д.Р.Ахметшина

МАОУ-СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Альметьевск

      Начальная школа является очень важным этапом в формировании личности. Особенно своевременный этот возраст для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью.

     В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления детей, ее готовность и способность к активным действиям для блага отечества. В этом могут помочь люди, которые живут среди нас. Это те, кто защищал нашу родину, кто восстанавливал ее из руин. Ветераны – уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, принципиальные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом современном мире. Нам важно найти такие формы общения, которые воспринимались бы детьми начальной школы. Нужно посеять зерна патриотизма в души детей и вырастить их. И здесь, конечно, надо объединить усилия всех: гражданского общества, органов власти, ведомств, чтобы не шаблонными, а самыми современными методами сообщать обучающимся необходимую, жизненно важную информацию, добиваться того, чтобы она была услышана. Нужно использовать при этом как традиционные встречи с ветеранами, так и возможности, которые предоставляет Интернет.

      Шел недавно по телевидению замечательный фильм «Государственная граница». В фильме была сцена, когда в первые дни войны пограничная застава встречает бой, и пограничники, несмотря на то что уже был приказ отходить назад, сражаются до последнего патрона, один из них под обстрелом поднимает, устанавливает пограничный столб и погибает.

После просмотра этой сцены, мальчики обсуждают: а зачем он ставит этот столб и из-за этого гибнет? Что тут символичного? Столб и столб... Чем он так ценен, этот столб?
Поколение не понимает подвига того солдата, который, жертвуя своей жизнью, поднимает пограничный столб. И сегодня для нас с вами основная задача – найти ту тональность, ту струну, на которой можно все-таки говорить о патриотическом воспитании, чтобы она была услышана. Нельзя проводить встречи «для галочки», слабо готовясь к ним, когда дети выслушивают, в лучшем случае молча, и идет дальше играть в компьютерные игры, сетуя на взрослых, что у них «напрасно отняли время».

При хорошей подготовке к встрече с ветераном школьники не только с интересом слушают ветерана, рассказавшего о военных действиях, о труде наших женщин и детей в тылу, о том, какие испытания выпали на долю советского народа в годы войны, как, несмотря ни на что, наш народ выстоял и победил. Но и готовят стихотворения о войне и мире, которые читают с большим чувством! Ребята благодарят ветерана за очень интересные рассказы и приглашают его прийти в гости еще раз.

Ученики настолько проникаются рассказами пожилого человека, что и после окончания встречи подходят, задают вопросы, еще поздравляют  и не хотят отпускать его. То, что было услышано, не пройдет бесследно, останется в юных сердцах детей. Это видно по их неравнодушным лицам.

Если мы позаботимся о воспитании детей сейчас, то можно быть уверенными, что наше будущее в надежных руках. Такие встречи школьников с ветеранами воспитывают патриотизм, уважительное отношение к заслуженным людям, вызывают чувство милосердия и желание быть полезными не только в праздничные дни, но и повседневно...

      Молодые люди хотят быть социально активными, энергия у них бьет через край. Их обязательно нужно занимать, воспитывать у них толерантность. Именно поэтому в своей работе включаю комплекс организационных мероприятий по воспитанию подрастающего поколения. Внеклассная познавательная деятельность осуществляется во время экскурсий в краеведческие музеи, в ходе проведения устных журналов, викторин, конкурсов патриотического плана, классных часов, выставок рисунков «Война глазами детей», семейных реликвий, посещения музея боевой славы, встреч с ветеранами ВОВ, ознакомления родного края, организации уголка боевой славы.

Вопрос гражданско- патриотического воспитания напрямую связан с тем, кто и как будет заниматься судьбой нашей страны уже завтра.

      Философ Владимир Соловьев сказал, что патриотизм – это ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отчизне и верное их исполнение. Вот такое сознание никогда не впитывается с молоком матери. Оно все-таки воспитывается окружением, общественными институтами, силовыми структурами, государством.

Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании необходимо использовать разнообразные формы работы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основа укрепления государства.

       Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы обучающиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими  и духовно богатыми людьми.

1)http://infourok.ru/rol-shkolnogo-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-mladshih-shkolnikov-295259.html

2)http://iem.adm.nov.ru/mentor/0110_veselitskaya_am.html

3)http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/03/17/patrioticheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитывать своих детей. Детей надо вырастит...

Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.

       Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитыват...

Статья "Гражданско - патриотическое воспитание в начальной школе"

В современном обществе особенно остро стоит проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы не менялось общество, мы не должны переставать ...

Статья:"Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе"

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников, актуальность посвященная 75-летию победы советского народа в Великой отечественной войне. Ключевые слова: ценности, патриотизм, ...

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из важнейших условий  развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России являет...