Статья:"Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе"
статья (4 класс)
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников, актуальность посвященная 75-летию победы советского народа в Великой отечественной войне. Ключевые слова: ценности, патриотизм, патриотическое воспитание, школьники, воспитательные функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. | 658.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
Введение
«Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае».
В.В. Путин
Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. У младших школьников почти нет идеалов, они не знают или очень мало знают о тех, кто обеспечил им будущее и отстоял его для них. Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Следуя принципам гражданско-патриотического воспитания, учащиеся знакомятся с литературой народов населяющих нашу страну и с зарубежной литературой. Знакомятся с пословицами, поговорками, народными песнями, находят общее в народном фольклоре. На близком и понятном материале ученики усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей. Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к Родине нашего народа. Патриотическое воспитание является плановым, системным, постоянным, одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности младших школьников и включает в себя следующие формы внеклассной и внеурочной деятельности:
- беседы, классные часы;
- тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;
- торжественные линейки, уроки Мужества;
- экскурсии, игры гражданско-патриотического содержания;
- просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;
- конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
- встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками;
- социальные акции;
- работа с детскими общественными организациями.
Основная часть
На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Но, ученики начальной школы ещё очень мало знают о войне и не понимают причины жестокости войны. Страна в этом году отмечает 75-летие Победы, поэтому на занятиях по внеурочной деятельности, на уроках литературного чтения, окружающего мира и изобразительного искусства, во время классного часа, я с учениками стала больше говорить и рассказывать о Великой Отечественной Войне.
-Своим ученикам 4 класса я рекомендовала прочтение художественной литературы, а именно:
- посетили обзорную интерактивную экскурсию «Мы Победили!» в музее ВОВ на Поклонной горе. Эта экскурсия проводится по единственному в мире диорамному комплексу.
Чтобы полностью погрузиться в историческую атмосферу всем выдали примерить пилотки, которые после экскурсии ученики забрали с собой домой! Под руководством «командира» попробовали себя в роли бойцов Красной Армии и
познакомились с настоящим строевым уставом, с настоящим оружием и даже была возможность
перезарядить его. Научились складывать письма треугольником, командам «Воздух» и «Разведка». Мужественно выполняли свою первую боевую задачу, разгадывали шифровки и получили памятные грамоты.
- принимали участие в школьном музыкальном конкурсе «Песни военных лет», где исполнили композицию «Бухенвальский набат» автор слов — А. Соболев, автор музыки — В. Мурадели.
- классные часы по темам : «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Патриот- кто он?»
- посетили выставку "Память поколений"- это выставка, которая проходила в Центральном выставочном зале "Манеж" на Охотном ряду и была посвящена 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне. Здесь было представлено 15 небольших залов со 150 произведений искусства из 44 музеев и частных галерей. Перед входом слева была расположена икона святителя Николая, которую привезли из Николо-Богоявленского собора Санкт-Петербурга, можно было к ней подойти. В годы войны именно перед данной иконой совершались молебны и молитвы о победе и снятии блокады Ленинграда. Выставка была поделена на несколько зон и каждая имела свое название: Начало войны, Фронт, Память истории, Оккупация, Фронтовой заказ, Салют победы, Маршалы победы, Слава павшим героям, Воспоминания, Память, Старые раны, День Победы, Эхо прошедшей войны, Связь времен, За отвагу. Зал "Маршалы победы" познакомил учеников с маршалами - героями Советского Союза. На портретах представлены:
И. С., Конев, Л. А. Говоров, Б. М. Шапошников, К. К. Рокоссовский. В холле организовали небольшую книжную лавку, где можно приобрести книги, плакаты, магниты и открытки, связанные с военной тематикой.
- изучили полученные награды, затем сформировали общие списки
- участвовали в школьном конкурсе « Война. Победа. Память»
- посещали кинотеатры и смотрели художественные фильмы:
- в школе прошла акция памяти « Вспомним всех понемногу» и смонтирован видеофильм. Ученики школы рассказывали о своих героях-родственниках, держа в руке портрет героя.
Заключение
Гражданско-патриотическое воспитание будет занимать центральное место в воспитательной системе для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества и появилось чувство ответственности за свое будущее. Конечно недостаточно только учебных занятий на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций. От того, какими глазами человек в детстве увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.
Используемая литература:
1. «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена, журнал «Завуч», № 1, 2006 год
2. «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год
3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006 год
4. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006 год
5. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006 год
6. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
p { margin-bottom: 0.21cm; } Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, поиск и разработка инновационных методов и подходов.
В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления детей, ее готовность и способность к активным действиям для бла...
Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитывать своих детей. Детей надо вырастит...
Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитыват...
Статья "Гражданско - патриотическое воспитание в начальной школе"
В современном обществе особенно остро стоит проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы не менялось общество, мы не должны переставать ...
Статья " Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы"
Научить детей нравственно-эстетическим отношениям между собой, дать навыки нравственно-эстетического поведения между собой, учить строить добрые отношения с окружающими людьми : родителями, сверстника...
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России являет...