Классный час «Зимующие птицы»
классный час (4 класс)

Кошкарова Людмила Ивановна

Цели:

  1. Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.

  2. Научить проявлять заботу  к  голодающим и замерзающим зимой птицам.              

  3. Раскрыть важность заботы о птицах зимой.

  4. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;                      

Задачи:

Образовательные:

{C}1.     Уточнить названия зимующих птиц и расширить представления детей о зимующих  птицах.

{C}2.     Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

{C}3.     Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах, развивать диалогическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

  2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

  3. Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;

Воспитательные:

  1. Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.

  2. Сочувствовать и помогать  птицам  в зимнее время года. 

  3. Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.

  4. Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Коррекционные: развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками развитие зрительного восприятия  в ходе соотнесения изображения на разрезной картинке с птицей на столе, развитие памяти в определении особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов, мест обитания, развития внимания.

Ближайшая задача:

 – репродуктивный уровень: уметь  отличать  перелетных птиц  от  зимующих  птиц;

 – конструктивный уровень: пользоваться полученными знаниями, применять на практике;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy.klassnyy_chas.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Зимующие птицы»

Цели:

  1. Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.
  2. Научить проявлять заботу  к  голодающим и замерзающим зимой птицам.              
  3. Раскрыть важность заботы о птицах зимой.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;                      

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить названия зимующих птиц и расширить представления детей о зимующих  птицах.
  2. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  3. Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах, развивать диалогическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
  3. Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;

Воспитательные:

  1. Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.
  2. Сочувствовать и помогать  птицам  в зимнее время года.  
  3. Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.
  4. Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Коррекционные: развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками развитие зрительного восприятия  в ходе соотнесения изображения на разрезной картинке с птицей на столе, развитие памяти в определении особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов, мест обитания, развития внимания.

Ближайшая задача:

 – репродуктивный уровень: уметь  отличать  перелетных птиц  от  зимующих  птиц;

 – конструктивный уровень: пользоваться полученными знаниями, применять на практике;

 – творческий уровень: уметь создать образ птиц по памяти.

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Педагогическая технология:  коллективно – творческая деятельность.

Педагогические принципы:

– учет индивидуальных и возрастных особенностей;

 – принцип доступности;

 – принцип развивающего обучения;

 – принцип рефлективности.

Сопутствующие методы:

 – игровой;

 – объяснительно – иллюстративный;

 – частично – поисковый;

 – практический.

Формы реализации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.                                  

Оборудование:

  1. Фонограмма с голосами птиц.
  2. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.
  3.  Готовые кормушки для демонстрации,  рисунки эскизов различных кормушек.
  4. Блюдо с "угощениями" для птиц:

 пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений.

  1. Компьютер.
  2. Презентация « Зимующие птицы».
  3. Костюмы птиц и зверей.
  4. Мультимедийный  проектор.

План занятия

  1.  Вводная беседа «Зимующие птицы»

 2.  Проблемный вопрос. (Как помогать птицам зимой)

3.  Загадки о  зимующих птицах. Учитель - ученики. Презентация

4.Диалоги  Клеста и Синички, Сороки и Снегиря (Просьба птиц о помощи)

5. Составление силуэтов  птиц из фрагментов. Учащиеся класса.   Презентация.

6. «Птичья столовая»: заселение птиц на кормушку. Ученики .  Результат творчества детей. Дети отправляют собранных птиц на кормушку.  

7.   Игры « Корм для птиц». Выбери, чем можно кормить птиц. (Работа с раздаточным материалом). Учащиеся класса (4 команды)

8. Правила подкормки. (Обсуждение по слайду презентации).  Учитель - дети.

9.Дид. игры «Какой птички не стало», « Назови ласково», « Один – много», « Подбери действие», « Посчитай- ка».

10.Это интересно знать « Птичьи рекорды», « Птицы – синоптики»

10. Обобщение. Подведение итогов. Вопрос – ответ. Учитель - дети.

10.Вывешивание кормушки в школьном  дворе.

Предварительная деятельность учащихся:

     1.Аппликации птиц. Выставка в классе.

     2.Раскрашивание картинок с изображением птиц.

     3. Лепка из пластилина.

     4. Рисование ладошками

     5.Изготовление кормушки учителем и детьми.

     6.Изготовление кормушки родителями и детьми.

     7.Разучивание сценок и стихов, физкультминуток.

      8.Чтение книг о птицах.

Ход мероприятия:

Мы урок наш начинаем,

На столе мы проверяем:

Все ль на месте и в порядке?

Наши ушки на макушке,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними!

       Улыбнитесь друг другу, у всех отличное настроение. Сегодня очень интересный урок. Наш урок сегодня посвящен зимующим птицам. Мы поговорим о том, каким тяжело зимой; как они переживают голод, холод, морозы; как умеют прокормиться и не погибнуть; как стойко и терпеливо эти птахи выносят все тяготы жизни.

    А сейчас мы познакомимся с зимующими птицами . Для этого вам нужно внимательно смотреть на слайды, разгадывать загадки и назвать эту птицу.

Воробьи

Маленький мальчишка

В сером  армячишке  по двору шныряет,

Крошки собирает (воробей)

Воробьи – давние соседи человекаj, держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если нашел корм, он прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Они зимуют в тех местах, где родились и жили. Воробей не ходит, а прыгает. Эти птицы часто купаются зимой в снегу, весной и летом - в лужах и пыли. Уничтожают многих насекомых- вредителей. Кормят птенцов мухами, комарами, чтоб они вас не кусали. За теплое время года воробьиха успевает 2-3 раза отложить яйца и вывести потомство. Ученые подсчитали, что при такой плодовитости воробьи должны были бы уже вытеснить с нашей планеты всех остальных птиц. Но этого не происходит, потому что не все птенцы выживают, погибая в когтях и клювах хищных зверей и птиц.

Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче - у них коричневая шапочка на голове и две полоски на крыльях.

Снегири

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Снегири зимой только прилетают к нам. Они серьезные, спокойные птицы. Важная Ю, красногрудая птица. Они зовутся снегирями потому , что появляются с первым снегом.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормятся ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.  Основные зимние корма: семена арбуза, дыни , тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника( не жареные, не соленые), сушеные ягоды шиповника, крошки белого хлеба, нельзя давать черный хлеб. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато- бурая.

Синицы

Она маленькая птичка, а зовут ее  (….)

     Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют:» сии-сии» да » ции-ции». У синиц желтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склевывают мошек и насекомых.

Синичка - очень подвижная птица. Она может висеть вниз головой, держась на тончайших веточках. Синицы стерегут сад от насекомых- вредителей.  птица ягодами рябины, калины, личинками вредных насекомых, любит сало .Она очень всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие, кувыркаются на ветках, как на турниках. У синичек даже  праздник свой есть. Он так и называется- « Синичкин день»По народному календарю бывает14 ноября. В этот день синичка и как бы встречает зимних гостей.

Клесты

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском  речистым чистым

Кле - кле поет со свистом.

У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой. Клест- зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем вы сейчас узнаете, прослушав диалог Клеста и Синички.

                         Диалог  Клеста и Синички

Синичка: Ты , Клест, что визжишь, обидели тебя , что ли?

Клест: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

Синичка: Нашел время радоваться…

Клест: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птенцы вывелись. До чего милые, до чего хорошие…

Синичка: В такой- то мороз? Да они живыми не останутся.

Клест: Еще как будут жить- поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мама Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

-Чем же отличается клест от других птиц? (зимой выводит птиц)

-Ребята, а почему же клест выводит птенцов зимой? ( В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться). В лютую январскую и февральскую стужу выводятся в гнездах птенцы. Их гнезда трудно увидеть , они скрыты в густых  ветвях хвойных деревьев.

Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет - самец ее кормит. Эти птицы считаются святыми . Они прилетели и выдернули своим клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.
         Прыг – скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку.

И с дорожки на плетень

Тири – тири , тень – тень, тень

Дятлы

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой.

Эту птичку называют санитаром или лесным доктором. Он своим клювом – молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А еще в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел  достает из – под коры вредителей , так он лечит деревья. В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. В голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом.

Сорока

Это птица – непоседа,

Одного с березой цвета.

По словесному портрету скажите - кто это?» Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно он трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого – нибудь увидит, дергает хвостом. Когда летит- то машут ее белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится»

Сорока - крупная птица с красивым черно- белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях  и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище сорока – белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостом, а летая хвост, держит веером. Любит блестящие вещи, уносит их и прячет. Гнездо устраивает в густых ветвях деревьев или кустарников . Сорока- всеядная  птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу - насекомых.,  слизней, пауков, мокриц   из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.. Весной сороки обследуют кустарники в поисках гнезд других птиц, яйца и птицы которых- их любимая пища. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.

           Диалог Сороки и  Снегиря

Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

Сорока: Летом в темном лесу жила, осенью – на светлой опушке.

 Снегирь: А теперь куда?

Сорока: В деревню, милок, в деревню.

 Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнезда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.

Снегирь: Чем же в деревне- то хорошо?

Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедки накопаю. Я – птица не гордая.

Голубь

Голубь отличается от других птиц. Одной из характерных особенностей голубей является наличие зоба, своеобразного « мешка» пищевода, куда попадает только что проглоченная пища. Зоб помогает быстро собрать много корма, не заботясь об его измельчении. Когда голубь пьет, он не только утоляет жажду, но и размачивает твердые семена, голубь глотает песок, который помогает ему истирать в желудке твердые семена.  Самая замечательная особенность голубей- кормление своих детей птичьим молоком. Молоком называют жидкую кашицу, вырабатываемую стенками желудка. В нем есть белки, жиры, углеводы, витамины. Каждая птица может покормить только одного птенца, потому в гнезде обычнодва яйца. Голуби хорошо бегают и собирают корм на земле.  Они ищут места, где много корма. Селятся рядом с человеком. Люди приручили этих красивых птиц. Существуют различные породы почтовых, декоративных, спортивных голубей. У многих народов голуби являются символом мира

.

Беседа « Забота о зимующих птицах»

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для птиц наступила суровая пора.  

Зима – тяжелое время для птиц, им очень нужна помощь людей. К тому же , покормить птиц- несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Для этого надо смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. Нельзя забывать об огромной работе, которую выполняют пернатые, избавляя деревья и кустарники от множества опасных вредителей.

В 2000 году Союз охраны птиц России предложил проводить ежегодную  Всероссийскую эколого - культурную  акцию « Покормите птиц», а день 15 января решено было отмечать как День зимующих птиц России. В нашей местности традиционными зимующими птицами являются синица, воробей, голубь сизый, ворона, сорока, дятел, галка.

Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, снегири. Трудно птицам добывать корм.  А что для этого может сделать человек? ( Подкармливать птиц и развешивать кормушки).

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. ( Корм).

Как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а  кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком – то месте птицы зимой находят корм постоянно , то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу.

 Рассмотрите на экране виды кормушек. Ее можно сделать из любого материала. Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее положить .Чем кормятся птицы и что они любят , расскажут ребята.

1.Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам  . Снегири любят ягоды рябины, калины, которые надо слегка подсушить.

2. А я сделала кормушку для синиц и воробьев, потому что овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не соленое, любит синичка. Просо и пшено , семена тыквы любят воробьи.

3. Моя кормушка для дятлов, они охотно едят семена подсолнечника ( но не жареные) , крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба. Крошки белого хлеба и семена подсолнечника порадуют всех птиц.

Игра « Разрезные картинки»

А сейчас поработаем в группах. Мозаика- разрезные картины птиц , дается дифференцированно: из 4, 6, 8 частей .После выполнения работы дети называют птиц  и размещают на кормушку.  Посмотрите , как радуются они новой столовой .      составьте для них меню и угостите. Чем порадуете  птиц?

-Почему именно эти лакомства вы выбрали?

-Давайте составим предложение по картине ( Дети составляют предложения, затем предлагается одному ребенку( сильному)составить рассказ , повторяют еще 2-3 ребенка)

Молодцы, вы все справились с заданием.

Игра « Посчитай – ка »

А теперь посчитаем, сколько птиц на кормушке?

Синица - одна  …, две …, три …, четыре …, пять ….

Дятел – один…, два …, три …, четыре …, пять  ….

Игра « Один – много»

Ворона   -  вороны

Снегирь -   снегири

Воробей -  воробьи

Дятел -       дятлы

Электронная физкультминутка  (для глаз)

Следить за полетом птиц.

Кто как голос подает?

Ворона -      кар- кар

 Воробей -   чик-чирик

Синица-      тень- тень

Голубь -      грру- грру

Игра « Какой птицы не стало? »

( Дятел, синица, снегирь).

Игра « Угадай птицу по описанию»

Я сегодня видела на улице птичку : маленькая, грудка розовая сидит на ветке как яблочко.

Игра « Наоборот»

Много интересного узнали про птиц. Все птицы разные.

Снегирь малоподвижный, а синица …( шустрая).

Синицы высиживают птенцов летом, а клест …( зимой).

У синицы клюв тонкий, а у дятла-

Ворона большая, воробей- …..(маленький)

Это интересно знать

«Птицы – синоптики»

  1. Воробьи дружно чирикают зимой- к оттепели.
  2.  Воробьи веселые, подвижные- к хорошей погоде.
  3. Ворона перед переменой погоды хрипло каркает.
  4.  Синицы порхают под окном- к холоду.
  5.  Если птицы жмутся к домам - к снегу, туману, ненастью.
  6.  Снегирь зимой поет на снег, вьюгу, слякоть.

Птичьи рекорды

             Продолжительность жизни:

Сова – 60 лет

 Ворона- 120 лет

Щегол – 23 года

Скорость полета:

Щегол-38 км час

Сорока- 56 км час

Голубь- 62 км час

Высота полета

Голубь до 100 метров

Ворона до 2500 метров

Хищники от 100 до 4000 метров

Итог урока

     _ Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке? Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? А что было трудно?

Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок – символ на дерево. Напоминаю, что

зеленый  листок  обозначает  « знаю, умею, уверен, получилось»;

желтый -  « получилось, но не все, что задумал»;

красный – пока многое не получается, нужна помощь».

         

Поделитесь с птицами едой,

 И они оплатят доброй песней.

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнутся.

     

      Многие из вас , наверное, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота. И от вас , ребята, многое зависит: будут ли через 20- 100 лет на нашей планете леса, сады, реки. Будут ли подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои веселые, звонкие песни. Добрыми и отзывчивыми нужно быть в любое время года и не только по отношению к птицам.

Вот в этот трудный час

Спасение птицы ждут от нас.

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу.

А то и манной кашки,

И оживут  бедняшки.

      За то, что вы слушали все внимательно, задания все выполняли старательно, хочу я картинки с птицами вам подарить. Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Зимующие птицы"

Прививать интерес к зиму.ющим птицам...

Классный час "зимующие птицы"

Классный час на тему : «Покормите птиц зимой». ЦЕЛИ:Обучающая : Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц, о  видах кормушек и кормах, используемых для подкормки зимующих пт...

Классный час " Зимующие птицы Хабаровского края" 3 класс

Цели:1. Познакомить с многообразием зимующих птиц, дать представление об их жизни зимой;2. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах Хабаровского края;3. Познакомить с некоторыми меро...

Классный час "Зимующие птицы нашего города" Проект.

Расширение знаний учащихся о зимующих птицах....

Классный час "Зимующие птицы" 1 класс

Классный час "Зимующие птицы" 1 класс. Рассказывается о птицах которые зимуют с нами....

Классный час Зимующие птицы

Классный час «Зимующие птицы нашего края» Цель: обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им...

Классный час "Зимующие птицы" для 3 класса

Разработка классного часа для учеников начальной школы по теме "Зимующие птицы" В разработке представлена презентация, а также приложения к ней....