Классный час «Зимующие птицы»
классный час (4 класс)
Цели:
- Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.
- Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам.
- Раскрыть важность заботы о птицах зимой.
- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
Задачи:
Образовательные:
{C}1. Уточнить названия зимующих птиц и расширить представления детей о зимующих птицах.
{C}2. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
{C}3. Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах, развивать диалогическую речь.
Развивающие:
- Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
- Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
- Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
Воспитательные:
- Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.
- Сочувствовать и помогать птицам в зимнее время года.
- Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.
- Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.
Коррекционные: развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками развитие зрительного восприятия в ходе соотнесения изображения на разрезной картинке с птицей на столе, развитие памяти в определении особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов, мест обитания, развития внимания.
Ближайшая задача:
– репродуктивный уровень: уметь отличать перелетных птиц от зимующих птиц;
– конструктивный уровень: пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.klassnyy_chas.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Зимующие птицы»
Цели:
- Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.
- Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам.
- Раскрыть важность заботы о птицах зимой.
- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить названия зимующих птиц и расширить представления детей о зимующих птицах.
- Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
- Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах, развивать диалогическую речь.
Развивающие:
- Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
- Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
- Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
Воспитательные:
- Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.
- Сочувствовать и помогать птицам в зимнее время года.
- Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.
- Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.
Коррекционные: развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками развитие зрительного восприятия в ходе соотнесения изображения на разрезной картинке с птицей на столе, развитие памяти в определении особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов, мест обитания, развития внимания.
Ближайшая задача:
– репродуктивный уровень: уметь отличать перелетных птиц от зимующих птиц;
– конструктивный уровень: пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
– творческий уровень: уметь создать образ птиц по памяти.
Тип занятия: закрепление полученных знаний.
Педагогическая технология: коллективно – творческая деятельность.
Педагогические принципы:
– учет индивидуальных и возрастных особенностей;
– принцип доступности;
– принцип развивающего обучения;
– принцип рефлективности.
Сопутствующие методы:
– игровой;
– объяснительно – иллюстративный;
– частично – поисковый;
– практический.
Формы реализации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
- Фонограмма с голосами птиц.
- Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.
- Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.
- Блюдо с "угощениями" для птиц:
пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений.
- Компьютер.
- Презентация « Зимующие птицы».
- Костюмы птиц и зверей.
- Мультимедийный проектор.
План занятия
1. Вводная беседа «Зимующие птицы»
2. Проблемный вопрос. (Как помогать птицам зимой)
3. Загадки о зимующих птицах. Учитель - ученики. Презентация
4.Диалоги Клеста и Синички, Сороки и Снегиря (Просьба птиц о помощи)
5. Составление силуэтов птиц из фрагментов. Учащиеся класса. Презентация.
6. «Птичья столовая»: заселение птиц на кормушку. Ученики . Результат творчества детей. Дети отправляют собранных птиц на кормушку.
7. Игры « Корм для птиц». Выбери, чем можно кормить птиц. (Работа с раздаточным материалом). Учащиеся класса (4 команды)
8. Правила подкормки. (Обсуждение по слайду презентации). Учитель - дети.
9.Дид. игры «Какой птички не стало», « Назови ласково», « Один – много», « Подбери действие», « Посчитай- ка».
10.Это интересно знать « Птичьи рекорды», « Птицы – синоптики»
10. Обобщение. Подведение итогов. Вопрос – ответ. Учитель - дети.
10.Вывешивание кормушки в школьном дворе.
Предварительная деятельность учащихся:
1.Аппликации птиц. Выставка в классе.
2.Раскрашивание картинок с изображением птиц.
3. Лепка из пластилина.
4. Рисование ладошками
5.Изготовление кормушки учителем и детьми.
6.Изготовление кормушки родителями и детьми.
7.Разучивание сценок и стихов, физкультминуток.
8.Чтение книг о птицах.
Ход мероприятия:
Мы урок наш начинаем,
На столе мы проверяем:
Все ль на месте и в порядке?
Наши ушки на макушке,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними!
Улыбнитесь друг другу, у всех отличное настроение. Сегодня очень интересный урок. Наш урок сегодня посвящен зимующим птицам. Мы поговорим о том, каким тяжело зимой; как они переживают голод, холод, морозы; как умеют прокормиться и не погибнуть; как стойко и терпеливо эти птахи выносят все тяготы жизни.
А сейчас мы познакомимся с зимующими птицами . Для этого вам нужно внимательно смотреть на слайды, разгадывать загадки и назвать эту птицу.
Воробьи
Маленький мальчишка
В сером армячишке по двору шныряет,
Крошки собирает (воробей)
Воробьи – давние соседи человекаj, держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если нашел корм, он прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Они зимуют в тех местах, где родились и жили. Воробей не ходит, а прыгает. Эти птицы часто купаются зимой в снегу, весной и летом - в лужах и пыли. Уничтожают многих насекомых- вредителей. Кормят птенцов мухами, комарами, чтоб они вас не кусали. За теплое время года воробьиха успевает 2-3 раза отложить яйца и вывести потомство. Ученые подсчитали, что при такой плодовитости воробьи должны были бы уже вытеснить с нашей планеты всех остальных птиц. Но этого не происходит, потому что не все птенцы выживают, погибая в когтях и клювах хищных зверей и птиц.
Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче - у них коричневая шапочка на голове и две полоски на крыльях.
Снегири
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Снегири зимой только прилетают к нам. Они серьезные, спокойные птицы. Важная Ю, красногрудая птица. Они зовутся снегирями потому , что появляются с первым снегом.
На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормятся ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть. Основные зимние корма: семена арбуза, дыни , тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника( не жареные, не соленые), сушеные ягоды шиповника, крошки белого хлеба, нельзя давать черный хлеб. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато- бурая.
Синицы
Она маленькая птичка, а зовут ее (….)
Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют:» сии-сии» да » ции-ции». У синиц желтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склевывают мошек и насекомых.
Синичка - очень подвижная птица. Она может висеть вниз головой, держась на тончайших веточках. Синицы стерегут сад от насекомых- вредителей. птица ягодами рябины, калины, личинками вредных насекомых, любит сало .Она очень всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие, кувыркаются на ветках, как на турниках. У синичек даже праздник свой есть. Он так и называется- « Синичкин день»По народному календарю бывает14 ноября. В этот день синичка и как бы встречает зимних гостей.
Клесты
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым чистым
Кле - кле поет со свистом.
У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой. Клест- зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем вы сейчас узнаете, прослушав диалог Клеста и Синички.
Диалог Клеста и Синички
Синичка: Ты , Клест, что визжишь, обидели тебя , что ли?
Клест: Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка: Нашел время радоваться…
Клест: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птенцы вывелись. До чего милые, до чего хорошие…
Синичка: В такой- то мороз? Да они живыми не останутся.
Клест: Еще как будут жить- поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мама Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.
-Чем же отличается клест от других птиц? (зимой выводит птиц)
-Ребята, а почему же клест выводит птенцов зимой? ( В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться). В лютую январскую и февральскую стужу выводятся в гнездах птенцы. Их гнезда трудно увидеть , они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.
Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет - самец ее кормит. Эти птицы считаются святыми . Они прилетели и выдернули своим клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг – скок, прыг – скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку.
И с дорожки на плетень
Тири – тири , тень – тень, тень
Дятлы
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой.
Эту птичку называют санитаром или лесным доктором. Он своим клювом – молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А еще в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достает из – под коры вредителей , так он лечит деревья. В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. В голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом.
Сорока
Это птица – непоседа,
Одного с березой цвета.
По словесному портрету скажите - кто это?» Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно он трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого – нибудь увидит, дергает хвостом. Когда летит- то машут ее белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится»
Сорока - крупная птица с красивым черно- белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище сорока – белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостом, а летая хвост, держит веером. Любит блестящие вещи, уносит их и прячет. Гнездо устраивает в густых ветвях деревьев или кустарников . Сорока- всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу - насекомых., слизней, пауков, мокриц из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.. Весной сороки обследуют кустарники в поисках гнезд других птиц, яйца и птицы которых- их любимая пища. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.
Диалог Сороки и Снегиря
Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока: Летом в темном лесу жила, осенью – на светлой опушке.
Снегирь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнезда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.
Снегирь: Чем же в деревне- то хорошо?
Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедки накопаю. Я – птица не гордая.
Голубь
Голубь отличается от других птиц. Одной из характерных особенностей голубей является наличие зоба, своеобразного « мешка» пищевода, куда попадает только что проглоченная пища. Зоб помогает быстро собрать много корма, не заботясь об его измельчении. Когда голубь пьет, он не только утоляет жажду, но и размачивает твердые семена, голубь глотает песок, который помогает ему истирать в желудке твердые семена. Самая замечательная особенность голубей- кормление своих детей птичьим молоком. Молоком называют жидкую кашицу, вырабатываемую стенками желудка. В нем есть белки, жиры, углеводы, витамины. Каждая птица может покормить только одного птенца, потому в гнезде обычнодва яйца. Голуби хорошо бегают и собирают корм на земле. Они ищут места, где много корма. Селятся рядом с человеком. Люди приручили этих красивых птиц. Существуют различные породы почтовых, декоративных, спортивных голубей. У многих народов голуби являются символом мира
.
Беседа « Забота о зимующих птицах»
Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для птиц наступила суровая пора.
Зима – тяжелое время для птиц, им очень нужна помощь людей. К тому же , покормить птиц- несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Для этого надо смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. Нельзя забывать об огромной работе, которую выполняют пернатые, избавляя деревья и кустарники от множества опасных вредителей.
В 2000 году Союз охраны птиц России предложил проводить ежегодную Всероссийскую эколого - культурную акцию « Покормите птиц», а день 15 января решено было отмечать как День зимующих птиц России. В нашей местности традиционными зимующими птицами являются синица, воробей, голубь сизый, ворона, сорока, дятел, галка.
Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? ( Подкармливать птиц и развешивать кормушки).
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. ( Корм).
Как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком – то месте птицы зимой находят корм постоянно , то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу.
Рассмотрите на экране виды кормушек. Ее можно сделать из любого материала. Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее положить .Чем кормятся птицы и что они любят , расскажут ребята.
1.Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам . Снегири любят ягоды рябины, калины, которые надо слегка подсушить.
2. А я сделала кормушку для синиц и воробьев, потому что овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не соленое, любит синичка. Просо и пшено , семена тыквы любят воробьи.
3. Моя кормушка для дятлов, они охотно едят семена подсолнечника ( но не жареные) , крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба. Крошки белого хлеба и семена подсолнечника порадуют всех птиц.
Игра « Разрезные картинки»
А сейчас поработаем в группах. Мозаика- разрезные картины птиц , дается дифференцированно: из 4, 6, 8 частей .После выполнения работы дети называют птиц и размещают на кормушку. Посмотрите , как радуются они новой столовой . составьте для них меню и угостите. Чем порадуете птиц?
-Почему именно эти лакомства вы выбрали?
-Давайте составим предложение по картине ( Дети составляют предложения, затем предлагается одному ребенку( сильному)составить рассказ , повторяют еще 2-3 ребенка)
Молодцы, вы все справились с заданием.
Игра « Посчитай – ка »
А теперь посчитаем, сколько птиц на кормушке?
Синица - одна …, две …, три …, четыре …, пять ….
Дятел – один…, два …, три …, четыре …, пять ….
Игра « Один – много»
Ворона - вороны
Снегирь - снегири
Воробей - воробьи
Дятел - дятлы
Электронная физкультминутка (для глаз)
Следить за полетом птиц.
Кто как голос подает?
Ворона - кар- кар
Воробей - чик-чирик
Синица- тень- тень
Голубь - грру- грру
Игра « Какой птицы не стало? »
( Дятел, синица, снегирь).
Игра « Угадай птицу по описанию»
Я сегодня видела на улице птичку : маленькая, грудка розовая сидит на ветке как яблочко.
Игра « Наоборот»
Много интересного узнали про птиц. Все птицы разные.
Снегирь малоподвижный, а синица …( шустрая).
Синицы высиживают птенцов летом, а клест …( зимой).
У синицы клюв тонкий, а у дятла-
Ворона большая, воробей- …..(маленький)
Это интересно знать
«Птицы – синоптики»
- Воробьи дружно чирикают зимой- к оттепели.
- Воробьи веселые, подвижные- к хорошей погоде.
- Ворона перед переменой погоды хрипло каркает.
- Синицы порхают под окном- к холоду.
- Если птицы жмутся к домам - к снегу, туману, ненастью.
- Снегирь зимой поет на снег, вьюгу, слякоть.
Птичьи рекорды
Продолжительность жизни:
Сова – 60 лет
Ворона- 120 лет
Щегол – 23 года
Скорость полета:
Щегол-38 км час
Сорока- 56 км час
Голубь- 62 км час
Высота полета
Голубь до 100 метров
Ворона до 2500 метров
Хищники от 100 до 4000 метров
Итог урока
_ Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке? Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? А что было трудно?
Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок – символ на дерево. Напоминаю, что
зеленый листок обозначает « знаю, умею, уверен, получилось»;
желтый - « получилось, но не все, что задумал»;
красный – пока многое не получается, нужна помощь».
Поделитесь с птицами едой,
И они оплатят доброй песней.
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Многие из вас , наверное, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота. И от вас , ребята, многое зависит: будут ли через 20- 100 лет на нашей планете леса, сады, реки. Будут ли подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои веселые, звонкие песни. Добрыми и отзывчивыми нужно быть в любое время года и не только по отношению к птицам.
Вот в этот трудный час
Спасение птицы ждут от нас.
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу.
А то и манной кашки,
И оживут бедняшки.
За то, что вы слушали все внимательно, задания все выполняли старательно, хочу я картинки с птицами вам подарить. Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Зимующие птицы"
Прививать интерес к зиму.ющим птицам...
Классный час "зимующие птицы"
Классный час на тему : «Покормите птиц зимой». ЦЕЛИ:Обучающая : Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц, о видах кормушек и кормах, используемых для подкормки зимующих пт...
Классный час " Зимующие птицы Хабаровского края" 3 класс
Цели:1. Познакомить с многообразием зимующих птиц, дать представление об их жизни зимой;2. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах Хабаровского края;3. Познакомить с некоторыми меро...
Классный час "Зимующие птицы нашего города" Проект.
Расширение знаний учащихся о зимующих птицах....
Классный час "Зимующие птицы" 1 класс
Классный час "Зимующие птицы" 1 класс. Рассказывается о птицах которые зимуют с нами....
Классный час Зимующие птицы
Классный час «Зимующие птицы нашего края» Цель: обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им...
Классный час "Зимующие птицы" для 3 класса
Разработка классного часа для учеников начальной школы по теме "Зимующие птицы" В разработке представлена презентация, а также приложения к ней....