Виртуальная экскурсия по Самаре
план-конспект

Экскурсия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название объединения: «Краевед»

Направленность внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Класс, возраст детей: 4 “А”, 10 лет

Тема: “Самара - запасная столица”

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать в школьниках любовь и уважение к стране, малой родине, народным героям;

Метапредметные: контролировать свою деятельность; уметь слушать сверстников и учителя;

Предметные: формировать у школьников опыт самостоятельной исследовательской деятельности в изучении истории родного края.

Цель: ознакомление учеников с военным прошлым родного города Самары.

Задачи:

Образовательные: изучать историю родного края;

Развивающие: развивать воображение, наблюдательность, кругозор, познавательный интерес;

Воспитывающие: воспитывать патриотизм и чувство гордости за свой край.

Форма проведения: виртуальная экскурсия

Дата проведения: 23.05.2022

Ресурсы: презентация.


Этапы занятия, содержание (задание)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы и приемы обучения

Формируемые УУД

10 мин

 (1 слайд).

-22 июня 1941 года на территорию СССР пришла война, ставшая с первых дней для миллионов советских людей Великой Отечественной.  Наше занятие  – это возможность  еще раз вспомнить  о подвигах, которые совершали советские люди ради освобождения Родины.

Вот как описал писатель Сергей Алексеев начало войны в рассказе «Победа будет за нами».

-Но не только на фронте совершались подвиги, люди самоотверженно трудились и в тылу, чтобы обеспечить советскую армию продовольствием, оружием, одеждой, лекарствами.

Сегодня мы будем говорить о нашем родном городе. Во время Великой Отечественной войны он носил имя Куйбышев.

Ученик читает отрывок.

-Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

- Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море.

Ученица читает стихотворение.

Читая книги о войне,

Я многое понять пыталась.

Каким же смелым был народ,

И как сражался он за правду!

С тех пор прошло немало лет,

И люди многое забыли.

Но город тот, что спас нас всех,

Должны мы помнить, быть горды им.

Самара -так зовётся он,

А раньше Куйбышевым звали.

Да, той столице запасной,

Которой благодарен каждый!

Листая книгу, я прочла о том,

Что люди голодали

За коркой хлеба всей толпой…

В то время норму выдавали.

Но всё же выстоял народ,

Смог выжить, несмотря на голод.

Завод работал день и ночь.

О сладком сне и не мечталось.

Перебирая вновь страницы

Я завершаю первый том.

Но память не предашь –

Есть, чем гордится,

И есть, что рассказать другим.

О нашей родине, о запасной столице,

Которой до сих пор гордимся мы.

Фронтальная форма. Словесный: беседа.

Наглядный: демонстрация

КУУД: формируем умение слушать и понимать речь других. ЛУУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

20 мин

(2-3 слайд)
Все началось с документа, который вы видите на этой странице. В связи с критической ситуацией, сложившейся в Москве к середине октября 1941 года, решение об эвакуации столицы СССР в Куйбышев принимал Государственный Комитет обороны во главе с И.В. Сталиным. Предполагалось, что и Сталин тоже эвакуируется в Куйбышев. На документе отчетливо видны поправки Сталина, сделанные красным карандашом.
(4-11 слайды).

Почему именно Куйбышев? Тут несколько причин. С одной стороны, близость Куйбышева (1000 километров от Москвы), нахождение здесь мощной военной группировки (в Куйбышеве располагался штаб Приволжского военного округа), крупнейший в стране железнодорожный узел, соединявший Европу с Азией, готовность куйбышевских властей к организации масштабной эвакуации.

Кроме того, в город и область летом и осенью 1941 года были эвакуированы десятки оборонных заводов, построены свыше 30 временных аэродромов. В годы войны куйбышевское Поволжье повысило добычу нефти настолько, что стало именоваться «вторым Баку»

В октябре 1941 года из Москвы в Куйбышев были эвакуированы советское правительство, иностранный дипломатический корпус, Большой театр, видные деятели советского искусства, семья И.В. Сталина. Санатории и больницы города были переоборудованы под эвакогоспитали, в одном из них встал на протезы легендарный лётчик Алексей Маресьев.

Перечислить всех героев, сражавшихся за Родину во время Великой отечественной войны невозможно… Их неимоверное количество: в тылу, на передовой, все они вносили вклад в победу над фашистом.

На следующем слайде Вы увидите лишь малую часть исторических личностей, но в сердцах мы помним и скорбим о всех героях Великой отечественной Войны.

(12 слайд).

Парад 7 ноября 1941 года стал одним из самых ярких событий в Куйбышеве военного времени. В обстановке сверхсекретности он готовился одновременно в трех городах - Москве, Воронеже и Куйбышеве. Из трех парадов только парад в Куйбышеве включал в себя не только прохождение войск и боевой техники, но также и воздушный парад, в котором участвовали десятки новых самолетов. Командовал парадом генерал М.А. Пуркаев, принимал - маршал К.Е. Ворошилов. На торжестве присутствовали руководители партии и правительства во главе с М.И. Калининым. Гостями парада стали члены дипломатического корпуса, английская военная миссия во главе с генерал-лейтенантом Макферланом, военные атташе и иностранные корреспонденты. Развернувшееся перед глазами иностранцев шествие поразило их: в течение полутора часов перед трибунами шли тысячи пехотинцев, кавалерийские отряды, десятки единиц военной техники, а в небе стройными рядами пролетали штурмовики, бомбардировщики и истребители. Более 22 тыс. человек было задействовано в тот день на площади им. Куйбышева.
(13 слайд).

Бункер Сталина  - самое глубокое подземное оборонительное сооружение времен Великой Отечественной войны (расположен на глубине 37 метров). Он был построен в 1942 году, когда в Куйбышев было эвакуировано правительство СССР. Масштабы строительства можно представить хотя бы по глубине бункера, которая составляла 37 метров – такую высоту имеет 12-этажный дом. Это самое крупное из подземных убежищ. Если сравнить с бункерами других лидеров, то бункер Гитлера был глубиной в 16 метров, а убежище Черчилля в Лондоне имело глубину всего два этажа.

(14, 15 слайды).

В начале 1970-х годов, за несколько лет до празднования 30-летия Великой Победы руководство Куйбышевского авиационного завода №18, на котором в военные годы выпускался боевой самолет ИЛ-2, приняло решение увековечить память о легендарном штурмовике и установить его, как памятник, на заводе. Но где его взять? Найти целый самолет ИЛ-2 было невозможно, ведь его выпуск прекратился ещё в конце войны. Самолет давно был снят с вооружения в частях ВВС, разобран и пущен на металлолом. В стране не оказалось ни одного штурмовика ИЛ-2.
(16-18 слайды).

Свой вклад в победу над врагом вносило искусство. Именно в Куйбышеве Дмитрий Шостакович дописал знаменитую Седьмую симфонию, первое исполнение которой состоялось 5 марта 1942 года в помещении Дворца культуры им. Куйбышева.

Фронтальная.

Словесный: рассказ.

Наглядный: демонстрация

ПУУД: формируем умение извлекать информацию из видео материала.

КУУД: формируем умение слушать и понимать речь других.

5 мин

-Война закончилась. Но песней опаленной

Над каждым домом до сих пор она кружит.

И не забыли мы, что наших миллионы

Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.

Они исполнили солдатский долг суровый,

И до конца остались Родине верны,

И мы в Историю заглядываем снова,

Чтоб день сегодняшний измерить днем войны.

Звучит песня "И стала волжским крейсером Самара, второй столицей всей большой страны" Семёновой Аиды

Фронтальная. Словесный: беседа.

КУУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. ПУУД: формируем умение обобщать полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия в начальной школе

Краткое описание работы, для чего нужна экскурсия в начальной школе, её применение, необходимость её использования....

Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)

Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)...

Виртуальная экскурсия "Кавказские горы"

к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Гармония" (Поглазова О.Т). Презентация разбита на 2 части, перед использованием нужно их объединить...

методическая разработка урока по теме "Виртуальная экскурсия "Весна пришла!"

Конспект урока, презентация, раздаточный материал...

Исторические достопримечательности моего края (виртуальная экскурсия), 4 класс

Интегрированный урок (окружающий мир, литературное чтение), целью которого является создание карты Москвы с ее историческими достопримечательностями. Основной блок - Московский Кремль, история его обр...

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...

Создание виртуальной экскурсии инструментами сайтостроения на примере обзорной экскурсии по школьному музею

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подрост...