ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания
план-конспект занятия (4 класс)

Матейшина Екатерина Юрьевна

Взаимодействие с родителями обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Вступительное слово.

       Добрый вечер, мои дорогие коллеги! Добро пожаловать на очередное собрание в клубе интеллектуальных и креативных родителей! Почему интеллектуальных? Да – да, только такие папы и мамы могут воспитать современных детей.

2 Тема собрания

 

 Время идет, дети растут, появляются новые достижения, новые радости и, к сожалению, новые проблемы! В один прекрасный (точнее, не очень прекрасный) день родители узнают новости из школы, которые никак не сочетаются с их представлением о собственном ребенке. 

Если на вашу просьбу оторваться от компьютера никто не отрывается и на вас не реагирует; если дух свободомыслия перешел в дух свобододействия и вас полностью игнорируют; если в ответ на ваши предложения слышатся усмешки и контрпредложения; если ваши действия вызывают острую критику, советы — негодования, значит, поздравляем -  ваш ребенок вырос. На пути к взрослению превратился в подростка. Это неизбежно, но учитывать приходится. Поэтому правила жизни нужно менять, иначе наступит игра не по правилам. Это совсем другой разговор.

И сегодня мы попробуем проанализировать и обсудить с родителями проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми;

 Все мы постоянно общаемся – на работе, на улице; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Значение взаимоотношений с окружающими невозможно переоценить: оно необходимо и для устройства личной и будущей семейной жизни. 

 

На экране цитаты о важности умения общаться в жизни человека.

 

        «Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки людских      сердец». (Восточная мудрость)

        «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе – вот самый верный способ нравиться людям, какой я только знаю». (Ф. Честерфильд)

        «Живите так, чтобы вам не было стыдно продать домашнего попугая главной сплетнице города». (У. Роджерс)

 

      Ребенку, только вступающему в мир человеческих взаимоотношений, порою бывает трудно построить отношения со сверстниками и взрослыми так, чтобы получить желаемое и не обидеть собеседника.  Естественно, все без исключения родители  хотят видеть своих детей умеющими общаться с людьми. У ребят же не всегда это получается, и задача взрослых помочь им.

     Способность общаться… Что это – врожденный, запрограммированный на генетическом уровне  дар или этому можно и нужно учиться? 

Вы должны знать, что не большое количество предметов, домашних  заданий, учителей- самое трудное в 5-ом и последующих классах. 

А ведь в 5 классе – проблемы в сфере взаимоотношений - это одна из самых главных трудностей, которые придется преодолевать вашим детям.

        анкеты. Родители отвечают на вопросы анкеты.

Продолжите предложения:

1.Мы знаем, что друзья нашего ребенка – это…

2.Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то…

3.Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы…

4.Если наш ребенок приглашает своего друга с нами провести время, то мы…

5. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…

  

Складывается впечатление, что большинство подростков в наши дни демонстрируют избирательность слуха. Конечно, они слышат музыку, друзей и даже самые неразборчивые тексты песен, но когда дело доходит до реагирования на просьбы родителей — совсем другая история. Вы уже пробовали кричать и угрожать, чтобы обратить на себя внимание? Ничего удивительного: согласно данным проведенного соцопроса, самым распространенным среди трудных моментов воспитания подростка оказался пункт "мой ребенок меня не слышит". Значит, надо попытаться достучаться до него другими методами.

Шаг 1.
Самый простой способ обратить на себя внимание ребенка — 
говорить не больше, а меньше. Как ни странно, в таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Детям надо больше времени обдумать то, что они слышат, прежде чем что-то сказать. Так что если вы задаете своей дочке (сыну) вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, три секунды — ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст нормальный ответ.

Шаг 2.
Будьте сами внимательным слушателем. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не будет у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от дочки (сына). Покажите, что вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка. Слушайте дочку (сына) в два раза больше, чем говорите.


Шаг 3.
Говорите вежливо и… тихо. Быстрее всего вы заставите подростка не обращать на вас внимание, если в голосе явно будут звучать критика, приказы, нотации, осуждение, крик и мольба. Просто говорите с ним вежливо — как вы хотели бы, чтобы говорили с вами. А еще вместо того чтобы повышать голос, понизьте его — говорите мягче и тише. Обычно это застает врасплох, и дочь (сын) остановятся, чтобы послушать. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием.

Шаг 4.
Обратите на себя внимание перед тем, как что-то сказать. Сначала убедитесь, что дочка (сын) смотрит на вас (попросите посмотреть на вас — этот прием срабатывает даже с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза — ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание дочери (сына), это приучит ее (его) слушать вас.

Шаг 5.

Иногда подросткам (да и не только) действительно сложно с ходу переключиться, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Мало того, ребенок и вправду может не слышать вас. Тогда делайте предупреждения — установите временное ограничение: "Мне понадобится твоя помощь через две минуты" или "Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись". (Но больше чем на пять минут оттягивать не стоит — снова забудет.)

Шаг 6.

Постарайтесь говорить кратко, мягко и точно. В этом возрасте дочка (сын) становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Поэтому пусть ваши просьбы будут краткими и по делу: "Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять", "Сейчас тебе надо выучить физику" и т. д. Часто помогает предельная кратость — иногда достаточно одного слова-напоминания: "Уборка!", "Алгебра!".

От грубости к уважению, или "Что вы понимаете?!"

Очень часто в подростковом возрасте у детей, в связи с необходимостью почувствовать себя взрослыми, проявляются такие черты, как грубость, неуважение (скорее, слегка пренебрежительное отношение). Да, бывает, что причина в элементарном недостатке воспитания, но далеко не всегда! Просто в период становления подросток не знает, как ему проявить свою взрослость, и находит самый простой путь — грубость, дерзкие фразы, которые раньше он не мог себе позволить. И здесь родителям очень важно правильно повести себя, чтобы не просто наорать и "надавить" авторитетом, а исправить ситуацию.

Шаг 7
В первую очередь, говорите с ним на равных, не сюсюкайте и не подавляйте — дайте ему почувствовать свою важность, значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения. Советуйтесь с ним почаще в разных семейных вопросах — не исключено, что он предложит какое-нибудь свежее решение, да и грубить в такой ситуации нет никакой надобности, более того, грубость здесь будет выглядеть по-детски.

Шаг 8


Когда ваш ребенок грубит, сразу же укажите ему на это, чтобы он всегда знал, что перешел черту. Главное, чтобы ваши замечания были направлены на его поведение, а не на саму личность ребенка. Например: "Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза (ухмыляешься). Это проявление неуважения. Не надо так больше делать", "Говорить мне "отстань", когда я с тобой разговариваю, недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я больше не повторяла".

Шаг 9
Не стесняйтесь разъяснить ему, как правильно. Не думайте, что ребенок сам знает, как надо правильно себя вести. Только постарайтесь сделать это не в виде нравоучения, а во время дружеской беседы, еще лучше — на собственном примере. Обратите внимание, как вы, взрослые, общаететсь между собой в семье. Может, все дело как раз в этом? Недаром говорят, что сколько бы мы ни учили своих детей хорошим манерам, они все равно будут вести себя, как их родители. Попробуйте проводить урок хороших манер во время обеда: непринужденно поговорите все вместе на любую выбранную тему — вежливо.

Шаг 10
Никогда не вступайте в пререкания. Не надо демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены. Как не надо и уговаривать, увещевать, ругаться — такая тактика никогда не срабатывает, а только усугубляет подобное поведение. Как показывают исследования, дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это… неэффективно для привлечения вашего внимания. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте. Например, смотрите отстраненно на что-нибудь, а если не помогает, закройтесь в другой комнате. Просто откажитесь продолжать разговор, пока сын (дочь) грубит, и делайте так ВСЕГДА.

Шаг 11

Важный момент: старайтесь поправлять ребенка, если он неправильно и грубо себя ведет, с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или подростков. Иначе можете нарваться на еще большую грубость — помните, что ваш ребенок уже не маленький и болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, тем более на людях!

Шаг 12
Поощряйте уважительное, правильное поведение как можно чаще — это самый простой способ добиться желаемого. А ведь согласно исследованиям, родители подростков в большинстве случаев поступают как раз наоборот: вместо того чтобы обращать внимание на хорошее, постоянно указывают на плохое. И потому как только вы увидите или услышите, что ваш "грубиян" проявляет вежливость или уважение, обязательно похвалите его, оцените его старания, даже если не совсем получилось, но вы видите, что он старался. Посмотрите, как ему это понравится!

Шаг 13
Посмотрите на проблему с другой стороны. Часто дети бывают настолько захвачены ощущением, что с ними обходятся несправедливо, что даже и не думают о том, что могут чувствовать другие. Поэтому почаще говорите: "А теперь посмотри на ситуацию с другой стороны. Что, по-твоему, чувствует твоя подруга\друг?"


Вранье? Да ни в жизнь! или "Ну, соврал…"

К сожалению, с враньем своих детей в то или иное время сталкиваются все родители. Только вот в подростковом возрасте вранье, если, тем более, оно имело место раньше, становится для ребенка привычнее, он врет чаще. И дело не только в трудном возрасте — появляется все больше секретов от родителей, а следовательно, и причин соврать. Кроме того, многие подростки прибегают к вранью в общении со сверстниками — чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности. Очень плохо, когда это становится привычкой, и утверждение: "Само пройдет", здесь явно неуместно. Нужно постараться мягко, деликатно, но решительно отучить своего сына (дочку) врать.

Шаг 14
Предполагайте честность и требуйте правдивости. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: "Все в нашей семье должны быть честными друг с другом". Но перед этим подумайте, какой пример честности подаете вы. Используете ли вы сами "невинную" ложь? Просили, чтобы ваш ребенок ответил по телефону, что вас нет дома, когда вы есть? Всегда ли возвращаете лишние деньги, если вам неправильно дали сдачу? Покупали ли билеты куда-нибудь по цене для детей (до 12 лет), когда вашему уже 13? Хвастаетесь дома, если вам удалось где-нибудь кого-нибудь на чем-нибудь…? Вот-вот, каждый раз, делая так, вы позволяете своему "благодарному ученику" делать так же. Начните с себя.
А вот еще один действенный совет родителям:

Я действовала в таких случаях своим методом. Приходит кто-то из пятиклашек "Меня обозвали/меня ударили/скинули мою сумку". Без зрителей и сочувствующих приглашаю двух противников. И прошу рассказать историю конфликта - только о том, что сделал сам человек, а не что сделали ему. Детвора начинает срываться в рассказе на обвинения, останавливаю и напоминаю, что нужно рассказать только о том, что сделал сам со слов "Я ...". И это делать намного сложнее, чем взахлеб рассказывать о том, что сделал другой.

После рассказа прошу оценить только свои действия. Удивительно действует. Дети тушуются и понимают, что своей несдержанностью спровоцировали конфликт.

И в заключение остается спросить: "И как вы теперь поступите?" Сами приходят к выводу, что нужно попросить прощение.

Но самый главный совет в любых ситуациях, связанных с детьми состоит в том, чтобы помнить — это только дети, которые еще многого не умеют, и что основные методы воспитания просты и известны всем — это любовь, терпение и собственный пример.

 

 

2.     Подведение итогов собрания.

      Итак, чтобы наши дети не испытывали трудностей в общении, имели друзей, родителям необходимо знать и понимать проблемы ребенка, помогать их преодолеть.     Следует помнить, что воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям начинается в детстве. 

 

Родителям выдаются буклеты.

 

IV. Рефлексия

 

У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями....

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

    Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно,...

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями.Памятка "Уч...

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся.Конспект обучающего интерактива с родителями....

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся.Конспект обучающего интерактива с родителями....

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации)  для взаимодействия  с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями....