ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.
материал

Ульяник Мария Андреевна

Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся.

Конспект обучающего интерактива с родителями.

Памятка "Учитель и родители - партнёры!".

Приглашение на род. собрание (вклейка в дневник).

Алгоритм индивидуальной беседы с родителями учеников.

Тематические и индивидуальные консультации для родителей. 

Памятки для классного руководителя/ для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ

родительского собрания учащихся _______ класса

                                                                       Дата проведения __________

Количество присутствующих ________

Тема: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повестка:

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

5.____________________________________________________________________________

Слушали:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Постановили:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«        » _________ 20        года                              Подпись кл. руководителя _________

Присутствующие родители:

1.



Предварительный просмотр:

Класс 2

Тема: «Свободное время вашего ребёнка»

Форма проведения: круглый стол.

Цель: Формирование активной позиции родителей в организации свободного времени своих детей.

Задачи:

1. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме проведения свободного времени младшего школьника.

2. Показать роль родителей в разумной организации свободного времени ребенка.


Ход собрания

- Добрый день, дорогие родители.

Проблема сегодняшнего собрания «Как организовать свободное время ребенка?»


В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своим ребенком. Очень часто в этом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями.


Эпиграфом нашего сегодняшнего собрания является один из советов Сенеки 

Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от завтрашнего...


Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?

Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее время изменилось. В связи с появлением прежде всего телевидения и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.). Таким образом, изменились отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер. Давайте рассмотрим плюсы и минусы телевидения и компьютера в свободном времени детей.


А сейчас мы проанализируем следующие ситуации.


Ситуация №1. Из беседы классного руководителя и ученицы: « Я не верю, что с мамой могут быть добрые отношения. У меня самые не любимые дни – это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной в место того, чтобы кричат, говорила спокойно, я бы ее лучше понимала.»

В чем вы видите причину отчуждения девочки от матери?

Что можно посоветовать матери, чтобы отношения изменились?

Ситуация № 2. Ребенок пытается поговорить с отцом, но тот увлеченно смотрит футбол, не слушает ребенка. Мама разговаривает по телефону, отмахивается от сына. Мальчик уходит на улицу, где встречает подростков, которые ему «сочувствуют» и предлагают «забыть» о проблемах с помощью принятия алкоголя.

(обсуждение 1,5-2 мин.)

Подведем итоги. Ребенок остался один на один со своими проблемами. Преодолению трудностей не научен.


А сейчас я предлагаю вам мысли древнего мудреца Сенеки.

Прошу вас проанализируйте и выразите свое отношение:

1) «Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его, кто хочет, тот и отнимает»

2) « Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего»


К этому высказыванию мудреца можем добавить нашу пословицу «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».


Поощряете ли Вы посещение вашими детьми кружков, факультативов, спортивных секций? (ответы родителей)

Уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо детские центры, детско-юношеские организации. Если вы видите, что ваш сын тянется, например, к футболу, помогите ему вступить в футбольный клуб. Если ваша дочь тянется к музыке, отведите её в музыкальную школу. Очень часто в практике наблюдается пример того, что родители ставят учёбу в школе превыше всего. То, что родители контролируют ребёнка в учёбе - это, конечно, хорошо. Но родители допускают ошибку, если запрещают своему ребёнку посещать спортивный клуб за полученную «двойку». Если ребёнок не может реализоваться в учёбе, пусть он найдёт себя в другом деле.


А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Для этого необходимо разделиться на две группы, на столах у вас лежат листы, в течение 5 минут каждая группа постарается составить рациональный режим дня для младшего школьника, таким образом, чтобы он не был перегружен и интересен ребенку.

Каждая группа озвучивает свой режим дня.


Рефлексия

В заключении я предлагаю вам заполнить карточки, которые лежат у каждого на столе.

Всем спасибо. До свидания!



Предварительный просмотр:

Алгоритм индивидуальной беседы с родителями учеников

Для классного руководителя и учителя-предметника общение с родителями неотъемлемая и не всегда лёгкая часть работы. А ведь эффективность учебной деятельности зависит, в числе прочего и от взаимодействия школы и семьи учащегося. Поэтому очень важно правильно организовать индивидуальную работу  с родителями. Уметь выстраивать алгоритм индивидуальной беседы.

Темы, имеющие проблемное содержание:

* отношения с одноклассниками;

 * необходимость усилить контроль над ребёнком;

 * недостаток внимания и сочувствия к ребёнку;

 * слишком жёсткая позиция родителей.

 Организация индивидуальной встречи с родителями:

 * заранее договориться о времени встречи;

 * помещение чтобы никто не мешал;

 Приглашая родителей для беседы важно использовать правильные формулировки.

 Например:

* Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребёнок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.

 * Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить трудности поведения вашего ребёнка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.

 Не следует начинать разговор со следующих фраз:

 * У вашего ребёнка совсем плохие дела.

 * Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

 * Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь не сдаст.

 

Построение беседы с родителями:

* поблагодарите родителя за то, что пришёл (не важно, работает или сидит дома и является только после пятого приглашения)

 * выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями

 * расскажите о текущей ситуации ребёнка, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти.

 * излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают.

 Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Поинтересуйтесь мнением собеседника, какой видится ситуация ему, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?» Обязательно выслушайте его до конца. Стараясь максимально приблизить собеседника к тому, в чём проблема и как её можно решить.

В разговоре уместны следующие высказывания:

 * Я понимаю. Что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет (полу вопрос)

 * Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает.

 * Это же ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем вы.

 В разговоре не стоит употреблять такие выражения, как:

 * Конечно, если ребёнком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.

 * Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…

 * Если вас не устраивает наша школа, ищите другую.

 Для улучшения взаимоотношения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:

 * избегать безапелляционных высказываний;

 * сохранять доверительный тон сотрудничества;

 * не использовать обобщающих штампов;

 * оценивать ситуацию по принципу «здесь и сейчас»

 * не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся.

 

 Наша работа очень нужная и интересная, но отнимающая много времени и энергии.

Вместе с родителями она становится легче и продуктивнее. Желаю всем нам, успехов

и удачи!



Предварительный просмотр:

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по их решению. Не всякий классный руководитель может провести такие консультации, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации:

  1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.
  2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
  3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
  4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
  5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
  6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.
  7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
  8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации но проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.
  9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.
  10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Возможной формой сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находятся в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает им принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют позиции детей и взрослых; способствует пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий соответствующие образование и опыт.

Диагностические методики изучения семьи учащихся

Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:

  • к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
  • изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:

  • общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность; ,
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитетность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить – родительское собрание – это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики – это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей».



Предварительный просмотр:

Памятка классного руководителя по работе с родителями

Классному руководителю при работе с родителями следует соблюдать определенные правила:

  1. К родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение.
  2. Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.
  3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
  4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье учащегося:

  • общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;
  • жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитетность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье;
  • воспитательные возможности семьи.

Классному руководителю следует помнить, что родительские собрания – это прежде всего обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

А родители должны запомнить одну истину: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению быть без родителей».




Памятка по проведению первого родительского собрания

  1. Не забудьте оповестить родителей о родительском собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. В случае, если родители не могут присутствовать на собрании, им необходимо заранее сообщить об этом классному руководителю. Явка родителей на собрание – знак уважения к школе, учителю.
  2. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах и целях гимназии.
  3. Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.
  4. Познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными. Расскажите о конкретных делах на I четверть. Договоритесь о помощи.
  5. Сообщите родителям режим работы школы, время, отведенное для классного часа.
  6. Расскажите родителям о том какие курсы по выбору, объединения дополнительного образования, секции будут работать в гимназии для учеников данного возраста.
  7. Обязательно решите на родительском собрании организационные вопросы:

о порядке ведения дневников;

о том, чтобы не было опозданий на первый урок;

о сменной обуви;

о режиме работы гимназии (в первую очередь обратить внимание на дни открытых дверей для родителей и на родительские собрания, также на сроки окончания четвертей и каникул);

о деньгах на проездные билеты, питание;

8. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек, в том числе председателя, фамилию, имя, отчество и телефон которого необходимо сообщить до 20 сентября замдиректора по воспитательной работе.

9. В заключение обсудите с родителями вопрос об участии класса в туристском слете…сентября.

Обязательно после собрания свяжитесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо непосещение собрания – это проявление неуважения родителей к учителю и гимназии.

Памятка классному руководителю

по проведению первого организационного классного часа

Итак, вы встретились с классом впервые. Прежде всего давайте поздравим наших гимназистов с началом учебного года. Затем было бы хорошо представиться, т.е. рассказать немного о себе, о своих интересах и увлечениях, о том, как вы предполагаете построить работу с классом. вам бы хотелось ближе познакомиться с каждым (если это новый для Вас класс) или узнать, что ребята узнали за лето, что прочитали, как выросли, с какими предложениями по организации внеучебной жизни класса пришли в гимназию. Скажите об этом и пообещайте, что Вы сделаете это в ближайшее время: на классном часе, арбузнике, свечке «Расскажи мне о себе» и т.п. Ведь для вас и для Ваших воспитанников важно сотрудничество и творчество. Не стесняйтесь об этом сказать детям. В то же время обязательно подчеркните, что главное для Вас и для них – это учеба. Надо учиться не только добросовестно, но и с интересом. На это вступительное слово у Вас уйдет примерно 15 минут.

Следующие 15 надо отвести информации об учебных предметах. какие новые предметы будут в этом году, какие новые преподаватели.

Третья часть классного часа – организационная (также 15 минут). Здесь мы просто перечислим вопросы, которые надо решить или обсудить. Как, в какой последовательности, в какой форме – Вы решите сами.

Итак, пожалуйста, не забудьте:

  • проверить по списку – кого нет в классе, а после классного часа, постарайтесь выяснить причину отсутствия;
  • проверить обеспеченность школьников учебниками или сообщить, когда Ваш класс будет их получать;
  • выбрать старшего дежурного на первую четверть.

Желаем успеха на первом классном часе. Пусть он принесет вам удовлетворение Вам и радость ученикам.

Как вести себя, если возникла проблемная ситуация, и вы встретились с родителями для неприятной беседы?


• Старайтесь никогда не употреблять слова «вызвать родителей в школу»! Ваша встреча не должна быть наказанием для ребенка. Всегда 
приглашайте их поговорить. И обязательно – заранее.

• Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, 
вашу работу.

• Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть 
адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!

• Не полагайтесь на слухи. Говорите только о 
достоверно известных фактах.

• Побольше 
конкретики! Cтарайтесь не употреблять неопределенных выражений типа “плохо себя ведет”, “не хочет учиться”.
Выражайтесь ясно: “Не сделал два домашних задания по математике”, “Отказался отвечать на уроке химии” и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.

• Совместно с родителями определите дальнейшие 
пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.

• Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на 
насилие, когда закончится “разбор полетов”, - этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись.

• Обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь 
вашей вины как более мудрого и опытного человека? Дети многое делают по незнанию!

• Не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В конце концов, они доверяют вам 
самое дорогое, что у них есть – своих детей.

• Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли 
ожидания участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас ученик завтра?

• Помните о 
перспективах. В конце концов, дети вырастают, их шалости забываются, а испортить отношения можно навсегда.

• И последний, самый главный совет: 
улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к Диалогу…


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями....

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

    Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно,...

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся.Конспект обучающего интерактива с родителями....

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся.Конспект обучающего интерактива с родителями....

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации)  для взаимодействия  с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями....

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации)  для взаимодействия  с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями....