"Путешествие в прошлое. Путь к свету"
классный час (4 класс)

Цель: Познакомить детей с историей создания и использования электрической лампочки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в прошлое. Путь к свету»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А куда? Вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Дом - стеклянный пузырёк, А живёт в нём огонёк. Днём он спит, а как проснётся. Ярким пламенем зажжётся»

Висит она без дела днем,

А ночью освещает дом.

Дети: Лампочка. Слайд 1 Воспитатель: молодцы! Вы правильно отгадали загадки, это электрическая лампочка. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в прошлое электрической лампочки.

Воспитатель: сейчас я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.

Совершит наш самолёт

Прямо в прошлое полёт

Правое крыло вперёд

Левое крыло вперёд

Руки в стороны - в полёт

Отправляет самолёт.

(Воспитатель снимает салфетку со стола) Что за предметы на столе?»

Воспитатель: Давайте посмотрим на картину Слайд 2 Скажите, что общего у этих предметов? Дети: Они дают свет. Воспитатель: сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка? Дети: Нет Воспитатель: Конечно, нет. Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры? Дети: Разжигали огонь. Слайд 3 Воспитатель: подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям? Дети: На огне готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее. Огонь давал тепло, свет, отпугивал животных. Слайд 4

Воспитатель: а почему огонь не очень удобен в применении? Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, может возникнуть пожар, его нельзя перенести на другое место. Слайд 5 Воспитатель: а как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь в тёмное время суток? (ответы детей) Воспитатель: Чтобы освещать в тёмное время себе дорогу, люди придумали факелы. -Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. Слайд 6 В давние времена с факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Слайд 7 Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (Ответы детей). Мне кажется, что нет! Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар!

Воспитатель: Затем люди придумали лучину. Слайд 8.

Что это такое? (Ответы детей). Слайд 9. Это обыкновенная деревянная щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, так как она лучше горит. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец. Слайд 10.

-Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? (Ответы детей). Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались, да и света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Лучину нужно было правильно установить, чтобы она лучше светила. Словом, не очень-то было удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках». Слайд 11

Воспитатель зажигает лучину; дети наблюдают, как она горит. Он обращает внимание на то, что от нее мало света, она быстро сгорает и коптит.

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения…. Что это? Слайд 12.

Дети: Свеча.

Поставить свечу на стол, обратить внимание на то, что у свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Зажечь свечу и показать, как она горит.

Воспитатель: Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Вы все видели свечу? Как она устроена? (Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток). Слайд 13.

Затем воспитатель зажигает свечу, спрашивает: Как вы думаете, чем неудобна свеча?

Дети: Ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, она коптит, дает мало света.

Воспитатель: Продолжим наше интересное путешествие. Слайд 14

-Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и придумали керосиновые лампы, которые заправляли керосином, полученного из нефти. Слайд 15. Такие лампы ставили на стол, вещали на стены. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше чем лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной. Объясняет принцип ее действия.

Воспитатель: Слайд 16. Кто видел керосиновую лампу? Она удобнее, чем свеча? (Ответы детей).

- с такой лампой можно выходить на улицу и в дождь, и в ветер.

- керосиновая лампа ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.

Проводится физкультурная минутка.

1) Если свет погаснет вдруг, - шаги на месте, руки на поясе У меня есть верный друг. - повороты влево-вправо 2) Мне с фонариком не страшно - руки держим в "фонариках" Я иду вперёд отважно. 3) Шаг на месте раз, два, три - ходьба на месте, руки на поясе Плечи шире разверни. 4) Проведём одну игру: - присели, руки на поясе Все присядем, скажем "у". 5) Быстро встанем, скажем "а". - встали, руки на поясе 6) Нам пора уж за дела - сели на свои места.

Воспитатель: Прошло много лет, но человек продолжал искать новые способы удобного освещения своего жилища. Так русский инженер Александр Лодыгин Слайд 17 создал электрическую лампочку, которая горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами. Слайд 18. Электрическая лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши дома и квартиры, детские сады, школы, заводы, улицы… Долго может гореть такая лампочка? Она удобнее, чем керосиновая? Чем? (ответы детей). Воспитатель: В настоящее время в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, стоят торшеры, на столах стоят настольные лампы и т. д.». Слайд 19. -Внимательно посмотрите, и назовите правильно осветительные предметы быта, в которых используется электрическая лампочка. (люстра, бра, торшеры, настольные лампы). Лампочки везде... Они большие и маленькие, даже бывают цветные. -Как вы думаете, что это? (Показ фонарика). Правильно, фонарик и в нем тоже есть маленькая лампочка(зажигает). Воспитатель: «Теперь вы убедились, как неудобно жить без света. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, по вечерам освещаются фонарями улицы. Это так удобно. Но с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!

Физминутка

1) Если свет погаснет вдруг, - шаги на месте, руки на поясе У меня есть верный друг. - повороты влево-вправо 2) Мне с фонариком не страшно - руки держим в "фонариках" Я иду вперёд отважно. 3) Шаг на месте раз, два, три - ходьба на месте, руки на поясе Плечи шире разверни. 4) Проведём одну игру: - присели, руки на поясе Все присядем, скажем "у". 5) Быстро встанем, скажем "а". - встали, руки на поясе 6) Нам пора уж за дела - сели на свои места.

Воспитатель: а сейчас, ребята, появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая. Слайд 20. Она даёт много света, а электроэнергию расходует мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть.

Воспитатель: а сейчас игра на внимание. Слайд 21 1) Сколько лампочек зелёных, столько сделаем наклонов 2) Сколько красных огоньков, столько сделаем прыжков 3) Энергосберегающие лампочки найди и столько раз в ладоши хлопни ты. Воспитатель: Скажите, а для чего ещё люди используют электричество, кроме освещения помещения? (предполагаемый ответ детей: для пользования электроприборами).

Поиграем в игру "Загадки-разгадки"

1) Пыль увижу-заворчу, заверчу и проглочу! (пылесос) Воспитатель: Какие звуки мы можем услышать при работе пылесоса? (ДЖ)

2) В неё сначала бельё загружай, насыпь порошок и в розетку включай, программу для стирки задать не забудь, А после ты можешь пойти отдохнуть. (стиральная машина)

Вос-ль: Какие звуки мы слышим при работе стиральной машины?(Р,У)

3) Помялось платье? Ничего! Разглажу я сейчас его, Работать мне, не привыкать… Готово! Можно надевать. (утюг)

Воспитатель: Какие звуки мы можем услышать во время работы утюга? (П,Ш)

4) Живут там разные продукты. Котлеты, овощи и фрукты. Сметана, сливки и колбасы. Сосиски, молоко и мясо. (холодильник)

Интересно, а какие звуки мы слышим, когда работает холодильник? (ответ)

Воспитатель: Молодцы, мы с вами не только все загадки разгадали, но и вспомнили все звуки, которые мы слышим при работе этих электроприборов.

Закрепление.

Что сначала, что потом? Слайд 22

Воспитатель: а теперь давайте немного пофантазируем и нарисуем красивые светильники и люстры, от которых много яркого света. (дети рисуют, а затем рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в прошлое нашего города

Презентация. Цель: изучение исторического прошлого города Тольятти...

Путешествие в прошлое нашего города

Научная статья. Цель: узнать историческое прошлое города Тольятти....

Урок по коррекции дисграфии. Тема: "Путешествие в прошлое жилища"

Конспект урока и презентация по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.2 класс.Тема: "Путешествие в прошлое жилища" Логопедическая тема: Языковой анализ и синтез.Грамм...

Программа летнего лагеря "Путешествие в прошлое"

Программа создана для летнего школьного лагеря. Возраст участников 1-4 класс. Цель программы: создать благоприятные возможности для оздоровительного и познавательного досуга детей в летний период, нап...

Внеклассное занятие по истории.Тема: Путешествие в прошлое города Сыктывкара

Внеклассное занятие по истории города Сыктывкара Республики Коми...

Путешествие в прошлое

презентация использовалась на занятиях по предшкольной подготовке по комплексной программе "Детский сад2100"...

конспект урока по информатике "Путешествие в прошлое" 5 класс

Урок по информатике "Путешествие в прошлое" составлен в соответствии с ФГОС....