Адаптация ребенка к школе. Родительское собрание. Методические рекомендации
классный час (1 класс)
Данная разработка является конспектом проведения родительского собрания по теме "Адаптация ребенка к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskogo_sobraniya_v_1_klasse_adaptatsiya_k_shkole_1_trimestr.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 1 классе на тему
"Адаптация первоклассников в школе"
Цель:
1. Разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;
2. Дать необходимые рекомендации по планированию режима дня.
План собрания:
Возрастные особенности младшего школьника.
Разноуровневость подготовленности детей
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Режим дня вашего ребёнка.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на нашей встрече. Сегодня мы обсудим результаты и некоторые трудности адаптации первоклассников. Прошло совсем немного времени, и наши дошкольники превратились в настоящих школьников. Как проходит этот процесс, где возникают проблемы; как помочь детям учиться? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.
Готовность ребёнка к школе – это не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Леонид Абрамович Венгер
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной” (А.С. Макаренко).
“Дети – зеркало нравственной жизни родителей”. (В.А. Сухомлинский.)
Возрастные особенности младшего школьника.
Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет.В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Родители должны знать, что ребенок с поступлением в школу будет изменяться. К наступлению школьного возраста дети приходят с совершенно разным багажом опыта, с разными знаниями, умениями, навыками, привычками.
Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «так нужно» лавиной обрушивается на 1-классника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. Нормы и правила идут порой вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
Период адаптации у каждого школьника длится по-разному – у одних один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
Отношения с родителями по – прежнему значимы, но всё же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладает учитель, на новый уровень выходят отношения со сверстниками. В подобных переживаниях начинают складываться собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Начало школьного обучения для каждого ребенка является стрессом. Все дети, наряду с переполняющими ими чувствами радости, восторга или удивления, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребёнок жизнерадостен, энергичен, переполнен мечтами и идеями.
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Личностная готовность к школе.
Это условие характеризуется отношением ребёнка к трудностям и способам их преодоления. Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешить их.
Интеллектуальная готовность.
Это наличие определённого кругозора, запаса конкретных знаний о живой и неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно – действенному и наглядно – образному мышлению.
Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задаёт ваш ребёнок. Не отмахивайтесь от детских вопросов, но не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте возможность приобрести их самостоятельно (книги, наблюдение, тактильные ощущения и т.д.). познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств.:
Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться ( разумная необходимость), чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
Волевая готовность к школе:
- умение соблюдать определённую инструкцию;
- умение спланировать свою работу;
- умение признать ошибку и самостоятельно исправить её
Режим дня вашего ребёнка.
Для успешной адаптации следует грамотно организовать режим дня и научить ребенка соблюдать его.
Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать самостоятельно свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей.
Дорога в школу. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходить заранее.
Занятия в школе. Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным требование: после школы – сразу домой.
Переодевание после школы.
Обед. Свободное время. Возможно, его использовать на сон, выполнение посильной работы по дому, которая должна контролироваться взрослыми.
Здесь стоит прислушаться к советам врачей:
- не менее 3х часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры,
- 30-40 мин. на посильную работу по дому,
- 1 час на самообслуживание,
- оставшееся время - на кружки, секции и другие учреждения дополнительного занятия.
Вечером. Следует отвести время на общение с ребенком, продолжительному просмотру детских познавательных передач по телевизору.
Подготовка ко сну. Ночной сон.
Приучить ребенка к такому режиму дня следует до начала занятия в школе.
На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка и от самого умения родителя строго следовать своим требованиям. Желательно сделать табличку с таким режимом дня, и чтобы она висела над рабочим столом 1-классника.
В случае школьных неудач все продуктивные действия родителей могут быть направлены на повышение учебной мотивации.
Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей. Безусловно, самым лучшим для ребёнка в это время будет ваша поддержка и совместно со школой оказание помощи своему ребёнку.
Подведение итогов собрания.
Я надеюсь, что мы с вами сегодня продуктивно поработали. Спасибо вам за это. Надеюсь на дальнейшее наше сотрудничество. Успехов всем нам в обучении и воспитании детей!
Пусть наши дети будут всегда здоровы, счастливы и успешны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект родительского собрания «Методические рекомендации по организации помощи при трудностях обучения письму и чтению»
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь....
Родительское собрание в 1 классе по теме "Адаптация ребенка к школе"
В материале содержится информация о трудностях адаптации детей к школе и способам помощи маленьким ученикам....
"Адаптация первоклассника в школе". Родительское собрание. 1 класс
Дать необходимые рекомендации по планированию режима дня....
"Адаптация детей к школе" - родительское собрание
Данное родительское собрание: 1. Познакомит родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.2. Предложит практические советы по адаптации ребенка к шко...
Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"
Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...
Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе.
Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе....
Адаптация первоклассников к школе. Родительское собрание. 1 класс
Родительское собрание. 1 класс...