Лекция "Учитель, воспитай ученика"
учебно-методический материал

Симчишина Татьяна Олеговна

Данная лекция расскрывает вопрос о семье как микромодели общества, которая является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_o_vospitanii.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моей лекции звучит как вопрос «Учитель, воспитай ученика?». На него я отвечу в конце моего выступления, а пока я хочу поговорить о роли семьи в воспитании ребёнка.

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

 Именно так определяется роль семьи в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. СЛАЙД

1.2 Задачи Стратегии:

- создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

- обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;

1.3 Приоритеты государственной политики в области воспитания:

- поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

2.1  Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания:

-содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами.

Почему именно со Стратегии я решила начать свой монолог о воспитании в условиях современных вызовов и выделила именно эти её положения? Я выделила их не случайно: приоритет в воспитании детей отдан именно семье, все остальные институты вторичны и призваны поддержать семью в её законном праве воспитывать собственного ребёнка по духу и образу своему.  Но, на мой взгляд, именно отношение многих родителей современных младших школьников к воспитанию молодого поколения  является одним из тех вызовов, которые необходимо учитывать всем педагогам в своей образовательной и воспитательной деятельности.

Кто они, родители моих второклассников? Год рождения- 1987, или 2-3 года в ту и другую сторону. Это "переходное поколение", поколение миллениума. 90-ые годы - это годы развала Советского Союза и образования современного нам государства, когда ценности прошлой системы рушились, новые еще не до конца возникли. В самом начале этого формирования, в тех же 90-ых годах, был один  беспредел, разруха, развал, в том числе и в экономике, если вспомнить кризис 1996 - 1997 гг.  Было сложно во всех отношениях, у большинства подростков и детей было нелегкое детство, из-за чего, наверно, и называют их "потерянным поколением", которое «недолюбили» родители, занятые поисками средств для  существования. Теперь поколение Игрек  выросло и воспитывает новое поколение. Как? Возьмём, к примеру, два противоположных подхода: условно говоря -«ничего страшного, я тоже рос в таких условиях» и «нет, у моего ребёнка должно быть совершенно другое детство». В первом случае родители заняты работой, карьерой, собой, доверяя воспитание ребёнка бабушкам (в лучшем случае), школе (тоже хорошо), улице с вытекающими последствиями. Во втором- ребёнок -центр семьи,  её смысл, всё вращается вокруг него и для него. Именно о таких детях я хотела бы поговорить более подробно. В чём смысл вызова, препятствующего воспитанию такой маленькой личности? В начальную школу этот ребёнок приходит с разной, уже сформировавшейся  самооценкой, на становление которой  огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.

Поэтому в сложных современных условиях таким семьям требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе тесного взаимодействия педагогов и родителей  можно успешно решать проблему развития личности школьника.

В своё время А.С. Макаренко указывал:

«Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания»

Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чем – то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешенных проблем. Встреча с родителями учеников – как раз такой случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие, поблескивающие в глазах родителей колючими льдинками, как трудно нащупать тему для разговора, в котором каждый захочет высказаться, поделиться чем – то дорогим.

Несмотря на многочисленные исследования в педагогической науке проблемы «учитель – родитель», современные подходы к ее решению требуют поиска новых форм. Что способствует объединению усилий учителя и родителей: СЛАЙД

  • привлечение родителей к проведению праздников и конкурсов, часов общения в классе;
  • совместное выполнение творческих заданий к конкурсам, олимпиадам и праздникам;
  • организация фотовыставок  и выставок рисунков, мини-сочинений, проектов на семейную тему: «Мамочка родная», «Дорогие мои старики», «Папы могут всё, что угодно», «Международный женский день», «Армия в истории моей семьи», «Воспоминание о лете» и другие;
  • участие в «Дне открытых дверей», «Открытые уроки для родителей»
  • рубрика в классном уголке «Большое спасибо», в котором выражается благодарность всем родителям, помогающим  классу;

 ( сказать более подробно о выделенных мероприятиях: о выставках- интересно наблюдать за реакцией родителей, когда они узнают себя на рисунках детей и в описаниях. Многие из них узнают о себе много интересного и неожиданного. Объявленная в классном уголке благодарность родителям повышает их авторитет в глазах и собственного ребёнка, и его одноклассников)

Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на нее педагог возлагает ответственность за воспитание и обучение ребенка, потому что семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

Исходя из всего вышесказанного, при подготовке к родительским собраниям надо придерживаться следующих правил:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (не заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся)
  2. Тема собрания, выступление педагогов должно учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ проблемных ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

      Для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся лучше всего использовать проективные методики. СЛАЙД Эффективность использования методики неоконченных предложений в том, что ее можно использовать как для учащихся, так и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях между ними.

  • школа - для меня – это… (или для моего ребенка)
  • класс, в котором я учусь, — это…(учится мой ребёнок)
  • учителя для меня – это люди, которые ….
  • мои одноклассники – это… (одноклассники моего ребёнка)
  • уроки для меня – это…(выполнение домашнего задания)
  • предметы, которые мне нравятся, – это… (нравятся моему ребёнку)
  • предметы, которые мне не нравятся, — это…(не нравятся моему ребёнку)

Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, их нравственных ценностей, можно использовать следующие вопросы учащимся:

  • я радуюсь (плачу, злюсь), когда…
  • мне нравится, когда…
  • если у меня хорошие (плохие)  новости, то я..
  • если у меня что-то не получается, то я…

Также для изучения традиций и обычаев семей младших школьников используем следующие вопросы родителям:

  • я радуюсь (плачу), когда мой ребенок…
  • я огорчаюсь, когда мой ребенок…
  • мне нравится (не нравится), когда мой ребенок…
  •  я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.

На основании анализа полученных результатов проводим индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

Ежегодно в начале года рекомендуется проводить собрание, посвященное организации исследования со своим ребенком. При этом педагог знакомит родителей с теорией: что же такое ученическое исследование, его видами, формами, тематикой. Объясняет все это наглядно при помощи презентации. Представляет их вниманию исследования и проекты своих бывших учеников. Открывает перед родителями перспективу исследовательской деятельности для младших школьников СЛАЙД:

Это возможность:

  • показать свои возможности; расширить кругозор;
  • приобрести навыки научного выступления перед большой аудиторией;
  • научиться находить ответы на поставленные вопросы;
  • опубликовать свой первый научный труд в детских журналах, научных сборниках, на сайте в сети интернет и получить Сертификат, подтверждающий факт публикации и Благодарственное письмо.

Таким образом, процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Я думаю, что разнообразные шаги, поиска контакта с родителями станут попыткой не утратить родителям класса интерес к воспитанию своего ребенка при переходе учащегося в среднее звено, а наоборот расширят педагогические знания родителей, их стремление сотрудничать со школой. Считаю, что только в совместной работе педагога с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.

И вот теперь я хочу ответить на заданный в начале лекции вопрос «Учитель, воспитай ученика?». Нет, воспитай сначала родителей своего ученика, чтобы потом совместно развивать его как личность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несколько простых советов, как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению.

Мы все знаем, что читать стали меньше не только дети, но и взрослые. Эти рекомендации и для родителей и для учителей. Будет лучше, если родители получат такую памятку на руки, а не просто услышат на с...

Классный час "Воспитай себя сам" 4 кл.

Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовер...

Родительское собрание "Как воспитать у ребенка интерес к чтению"

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим ...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

Эссе « Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться»

Данное эссе было сочинено для участия в конкурсе ораторского искусства на конкурсе "Учитель года"...

Притча "Воспитать в ученике человечность и доброту"

Притча о воспитании в ученике человечности и доброты...

Презентация к лекции "Учитель, воспитай ученика"

Данная презентация является допонительной информацией к публичной лекции....