Наставничество
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергачская средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сергач, Нижегородская обл., 607513, ул. Краснодонцев,
38а,тел. 5 90 67, факс (83191) 5-90-67
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета приказом директора школы
от г № 290-о от г
протокол № 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Русский фольклор»
Возраст обучающихся: 6,6-12 лет Срок реализации: 4 года
Составитель:
Мурзаева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов
г. Сергач,2024 г.
Содержание.
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Содержание учебного плана
- Календарный учебный график
- Формы аттестации
- Оценочные материалы
- Методические материалы
- Условия реализации программы
- Список литературы
10. Приложения
Пояснительная записка
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Программа «Русский фольклор» даёт возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений через приобщение учащихся к народному творчеству, а также способствует развитию моральных и патриотических качеств личности:
-воспитание уважения к русской народной музыке;
-воспитание чувства патриотизма;
-воспитание всесторонних духовных качеств.
В школьном возрасте закладывается основа любых знаний, формируется характер и мировоззрение. Фольклор в силу своей многофункциональности оказывает благотворное влияние на общее развитие ученика. Во-первых, он выполняет эстетическую функцию, знакомя с произведениями устного народного творчества; во-вторых познавательную: из разнообразных фольклорных жанров ученик узнает об устройстве мира, отношениях людей и т.д.; в-третьих нормообразующую или нравственную, постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть, учатся их различать; в четвертых – коммуникативную: учит общению, простым человеческим отношениям в детском коллективе и с взрослыми. Фольклор формирует язык. Через сказки, пословицы и поговорки, сказки, былины и другие жанры фольклора ребенок постигает красоту родного языка, учится правильно говорить.
Цель программы: формирование активной жизненной позиции посредством приобщения к изучению русского фольклора.
Задачи программы:
Задачи первого года обучения:
-дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
-привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и другихнародов;
-развивать выразительность чтения
- воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, запоминать, воспроизводить текст
Задачи второго года обучения:
-обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детскомвозрасте;
-на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско - творческие навыки и умения каждого ученика;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки и товарищества;
Задачи третьего года обучения:
-на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетическихчувств и мыслей каждого ребенка.
- практиковать инсценировки и сочинительство в области различных фольклорных форм
-воспитывать чувство уверенного выступления на сцене.
Краткие сведения о программе:
Программа кружка «Русский фольклор» рассчитана для детей с 6,6-12 лет.
Направленность: художественная Набор детей свободный
Количество обучающихся: 15 человек.
Срок реализации программы: 4 года.
Форма обучения: групповая
Режим занятий:
- год обучения: 33 часа (1 раз в неделю по 1 часу).
- год обучения: 34 часа (1 раз в неделю по 1 часу).
- год обучения: 34 часа (1 раз в неделю по 1 часу).
- год обучения: 34 часа (1 раз в неделю по 1 часу).
Планируемые результаты:
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному и социальному развитию растущего человека. Занятия фольклором и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. В результате обучения у учащихся должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты:
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности, реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального музицирования);
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
-развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
-наблюдение за различными явлениями жизни и в искусстве учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро-и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей
-умение воспринимать окружающий мир во все его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
-первичные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно- нравственном развитии человека;
-основы музыкальной культуры, художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, в исполнении вокально - хоровых произведений, импровизаций.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
К концу первого года обучения учащиеся должны:
знать: -несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок, докучную сказку, молчанку, перевертыши;
уметь: -выразительно петь простейшие песенки; -выразительно, активно и без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные рифмотексты; - рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря.
Согласно программе в первый год обучения постепенно формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалах народного творчества потешного фольклора. У детей развивается умение петь в унисон, так как детский народный хор – это унисонный ансамбль, при котором образуется полное динамическое, тембровое, темповое слияние голосов.
К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать: - о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- об основных календарных осенних, зимних и весенних праздниках; несколько народных песен, игр, закличек, считалок, загадок, колыбельных, пословиц, поговорок, докучных сказок, перевертышей;
уметь: -организовать игру, применить считалку, загадку; -выразительно петь пройденные песни и отличать их варианты, предложенные учителем;
-рассказывать о народных праздниках и о календарных приметах.
Второй год обучения - особое внимание уделяется речевой интонации. У детей развиваются навыки выразительного интонирования. В центре внимания элементы драматургии в народных песнях. Приобретается навыки «разыгрывания» простейших композиций из песен. Развивается коллективные и индивидуальные формы исполнения. Удетей расширяется голосовой диапазон вверх и вниз.
К концу третьего года обучения учащиеся должны:
знать:- основные праздники народного календаря; заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки-прибаутки, небылицы, скороговорки;
уметь: - исполнять пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты; - выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
- выразительно декламировать; - играть на простейших народных инструментах;
- рассказывать о своих впечатлениях от пройденного материала.
Третий год обучения - расширяется круг знаний о календарных обрядах и песенных жанрах обрядового фольклора.
Инновационной практикой в программе являются обрядовые и игровые песни. Активизируется коллективные и индивидуальные формы исполнения песен. Развивается подвижность голоса. Особое внимание уделяется двухголосному пению К концу четвертого года обучения учащиеся должны:
знать:-пройденный фольклорный материал;
уметь: - исполнить песню, закличку, плясовую, хороводную с соответствующим движением, в случае необходимости с простейшим инструментальным сопровождением;
-применить пословицу, поговорку, считалку, загадку, прибаутку и т.д.;
-сочинить варианты к знакомым напевам и инструментальным наигрышам. Четвертый год обучения - дается общее понятие о «народной педагогике», об отражениив песенном фольклоре всех сторон народного бытия. Инновационная деятельность заключается в введении в содержание программы семейных обрядов.
В центре внимания –поэтический строй русский народных песен: яркость и конкретность художественныхобразов. У детей закрепляются навыки кантиленного пения и цепного дыхания, совершенствуются коллективные и индивидуальные формы творческой и исполнительнойдеятельности
Оценивание умений и навыков:
-наблюдение за обучающимися в ходе инсценировок, концертных номеров, конкурсов.
-промежуточная аттестация проводится ежегодно вформе творческого проекта.
#1059;чебный план
Учебный план 1-го года обучения
Тема | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности по курсу | ||
всего | практика | теория | ||
«Сентябрь – | 4 | 3 | 1 | Знакомство с предметом. Понятия фольклора, народа, национальности, этноса, культуры.. Знакомство с видами фольклора Выяснение особенностей русской народной культуры, её похожести и различии с фольклором других народов Определение особенностей. народного быта и костюмов русского народа.Знакомство с устным и музыкальным народным творчеством как первоосновой всей музыкальной русской культуры Выяснение особенностей устного народного творчества ·Знакомство с жанрами русского фольклора: |
румянец осени» | ||||
«Октябрь – | 4 | 3 | 1 | |
листопад, | ||||
грязник, | ||||
подзимник» | ||||
«Ноябрь – сумерки | 3 | 2 | 1 | |
года» | ||||
« Декабрь – | 5 | 4 | 1 | |
вершина года» | ||||
«Январь – | 2 | 1 | 1 | |
снеговик, трескун, | ||||
году – начало, зиме | ||||
- серёдка» | ||||
«Февраль – лютый, | 4 | 3 | 1 | |
снежень, кривые | ||||
дороги» | ||||
«Март–протальник, | 3 | 2 | 1 | |
предвесенье» | ||||
«Апрель – снегогон, | 3 | 2 | 1 | |
водолей, первоцвет» | ||||
«Май – травень, | 5 | 4 | 1 | |
цветень» | ||||
Итого | 33 | 24 | 9 | -Народная мифология. Сказки Эпический песни и былины -Потешки, побасенки, скороговорки и т.п Разучивание народных игр: календарных, обрядовых, событийных, детских, развивающих. |
Учебный план 2-го года обучения
Тема | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности по курсу | ||
всего | практик а | теория | ||
«Мир фольклора –мир народной мудрости» | 1 | 1 | Знакомство с композиторами и собирателями русскойпесни, историей и особенностями народного танца. Выявление особенностей и смысла народных сезонных игр и праздников. Продолжение усвоения особенностей устного народного творчества Определение особенностей народного быта и костюмов русского народа. Знакомство с устным и музыкальным народным творчеством как первоосновой всей музыкальной русской культуры. Выяснение особенностей основных жанров русского народного танца:хороводных, плясовых, игровых. Импровизация поэтического текста; Импровизация движений и пластики в танцах и играх; Варьирование и импровизация музыкального | |
«Осень – перемен восемь» | 8 | 7 | 1 | |
«Здравствуй, гостья зима!» | 7 | 6 | 1 | |
«Не пугай, зима,весна придёт!» | 10 | 9 | 1 | |
«Весна – красна нам добра принесла!» | 8 | 7 | 1 |
текста Освоение простейших танцевальных движений: дробь,чечётка, припадание, «вертушка» и т.п. Разучивание народных игр: календарных,обрядовых, событийных, детских, развивающих. Участие в праздниках. | ||||
Итого | 34 | 29 | 5 |
Учебный план 3 –го года обучения
Тема | Количество часов по теме | Характеристика основных видов деятельности по курсу | |||
всего | практика | теория | |||
«Где песня льётся, там легчеживётся» | 9 | 8 | 1 | Знакомство с видами фольклора Выяснение особенностей русской народной культуры, её похожести и различии с фольклором других народов Определение особенностей. народного быта и костюмов русского народа. Знакомство с устным и музыкальным народным творчеством как первоосновой всей музыкальной русской культуры Выяснение особенностей устного народного творчества Высказывание своего | |
«Беседа дорогу коротает, а | 3 | 2 | 1 | ||
песня - работу» | |||||
«Были бы песни - будут и | 4 | 3 | 1 | ||
пляски» | |||||
«Куда запевала, туда и | 6 | 5 | 1 | ||
подголоски» | |||||
«Добро того учит, кто | 4 | 3 | 1 | ||
слушает» | |||||
«Всё в свой прок» | 8 | 7 | 1 | ||
Итого | 34 | 28 | 6 | впечатления о жанрах русского фольклора. Определение темы и жанра музыкальных и литературных произведений; Слушание и исполнение произведений фольклора. Импровизация поэтического текста; Импровизация движений ипластики в танцах и играх; варьирование и импровизацию музыкального текста Разучивание народных игр: календарных, обрядовых, событийных, детских, развивающих |
Учебный план 4-го года обучения
Тема | Количество часов по теме | Характеристика основных видов деятельности по курсу | ||
всего | практика | теория | ||
«Родина краше | 1 | 1 | Высказывание | |
солнца» | своеговпечатления о | |||
«Всему своё время» | 8 | 7 | 1 | жанрах русского |
фольклора. | ||||
«Песня поётся | 7 | 6 | 1 | Определение темы и жанра |
некак | музыкальных и | |||
придётся, а надо | литературныхпроизведений; | |||
лад знать» | Слушание и исполнение | |||
произведений фольклора. | ||||
«Какова песня, | 10 | 9 | 1 | |
таковы | Выявление особенностей | |||
ислова» | русских народных песен и | |||
«Какова погудка - | 8 | 7 | 1 | танцев. |
такова и | Выявление основных жанров | |||
пляска» | русского народного танца: |
Итого | 34 | 29 | 5 | хороводные, плясовые, игровые. Знакомство с русскими народными праздниками : бытовыми и религиозными. Разучивание народных игр: календарных, обрядовых, событийных, детских, развивающих. Импровизация движений и пластики в танцах и играх; Варьирование и импровизация музыкального текста |
#1057;одержание учебного плана.
Курс разбит на блоки, каждый из которых преследует конкретные цели. В процессе обучения теоретический и практический материалы блоков могут перемещаться или чередоваться.
Тема блока | Содержание | УУД |
1 блок Теоретический | Знакомство с предметом. Понятия фольклора, народа,национальности, этноса,культуры. Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора. Особенности русской народной культуры, её похожесть и различия с фольклором других народов. Народные быт и костюм. Устное и музыкальное народное творчество как первооснова всей музыкальной культуры. Композиторы и собиратели русской песни. История и особенности народного танца. Особенности и | Личностные:формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: Формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую ицелостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
смысл народных игр и праздников. | ||
2 блок Устное народное творчество | Особенности устного народного творчества Народная мифология. Сказки.Эпический песни и былины. Потешки, побасенки, скороговорки и т.п. | Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитываетпатриотизм, формирует семейныеи общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать,анализировать и обобщать информацию. Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи. Коммуникативные: обогащает словарный запас. |
3 блок Песенное народное творчество | Особенности исполнения русской песни
-Потешки, побасенки, скороговорки и т.п. | Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейныеи общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию. Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи. Коммуникативные: обогащает словарный запас. |
4 блок Танцевальное народное творчество | Особенности русского народного танца. Основные жанры русского народного танца: хороводные, плясовые,игровые. Танцевальные движения:дроби, чечётки, припадания, «вертушки» и т.п. | Личностные: формирует позитивное отношение к родной культуре, повышает самооценку, укрепляет родственные связи, помогает найти своё место в коллективе, в профессии. Познавательные:обогащает новыми знаниями, умению собирать и анализировать информацию. Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение фольклора, учит выражать себя в танце,бороться со стрессами,расслабляться, чувствовать своё тело. Коммуникативные: учит невербальному общению, умению распределять роли, чувствовать как весь коллектив, так и каждого его члена в отдельности |
5 блок Игровое и праздничное народное творчество | Русские народные праздники:бытовые и религиозные. Народные игры: календарные, обрядовые,событийные, детские, развивающие. | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
#1050;алендарный учебный график
Календарный учебный график является единым для образовательной организации (ссылка: )
#1060;ормы аттестации
Текущий контроль осуществляется по итогам проведения занятий, изучения тем, разделов. Основными способами контроля результатов обучения являются:
- обыгрывание народных песен; сценки - картинки из народного быта; народные игры;игра на шумовых инструментах; слушание и анализ народной инструментальной музыки; знакомство с русскими музыкальными инструментами; сочинение и импровизация.
Формы промежуточной аттестации по программе представляются согласно учебного плана дополнительной образовательной программы МБОУ «Сергачская СОШ №2».
К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся по программе дополнительного образования, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия.
Промежуточная аттестация проводится в конце года.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного занятия, в виде практического показа пройденного материала (инсценировка, музыкальная постановка, творческий проект).
Формы отслеживания и фиксации результатов представляются в виде протоколов промежуточной аттестации обучающихся согласно «Положения о формах», периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Сергачская СОШ №2»
#1054;ценочные материалы
Входной контроль проводится в начале учебного года цель: диагностика стартовых речевых и вокальных умений и навыков.
Формы контроля: беседа, опрос, тестирование, анкетирование
Текущий контроль проводится в течение всего учебного года
цель: определение степени усвоения учащимися предлагаемого материала; определение готовности детей к восприятию информации; повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении; выявление детей с высоким и низким уровнем интеллектуального развития; подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
формы контроля: наблюдение, опрос, самостоятельная работа, практическая работа, концертная деятельность.
Промежуточный контроль проводится в конце года
цель: определение степени усвоения учащимися учебного материала; определение результатов обучения.
формы контроля: участие в праздничных программах, концертах, проведение итогового мероприятия в конце года, защита творческого проекта.
Система оценивания: зачёт/незачёт
#1052;етодические материалы
1 года обучения
Тема | Форма занятия | Приемы и методы организации образователь ной деятельности | Дидакт ический материал | Техничес кое оснащени е занятий | Формы подведе ния итогов |
1. «Сентябрь – румянец осени» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный: рассказ, объяснение ,показ | Видео- аудио- записи, иллюстр ации | Классная комната, компьюте р | Тестиро вание, обсужде ние |
2. «Октябрь – листопад, грязник, подзим- ник» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический: объяснение, игра | Видео- аудио- записи, иллюстр ации | Классная комната, компьютер USB накопител ь с музыкой | Обсужде ние |
3. «Ноябрь – сумерки года» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, объяснение, игра | Аудио и видео записи | Классная комната, компьюте р | Обсужде ние |
4. « Декабрь - вершина года» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический :объяснение, показ, игра | Аудиоза писи | Классная комната, компьют ер | Тест, рисунок |
5. «Январь - снеговик, трескун, году - начало, зиме- серёдка» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический :объяснение, показ, игра | Аудиоза писи | Классная комната, компьют ер | Тест, рисунок |
6. «Февраль - лютый, снежень, кривые | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический :объяснение, показ, игра | Аудиоза писи | Классная комната, компьют ер | Тест, рисунок |
дороги» | |||||
7. «Март– протальник , предвесень е» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический :объяснение, показ, игра | Аудиоза писи | Классная комната, компьют ер | Тест, рисунок |
8. «Апрель – снегогон, водолей, первоцвет » | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический :объяснение, показ, игра | Аудиоза писи | Классная комната, компьют ер | Тест, рисунок |
9. «Май – травень, цветень» | Учебно- практическ ое занятие, практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический :объяснение, показ, игра | Аудио и видео записи | Классная комната, компьют ер | Тест, контрол ьный опрос |
2-го года обучения
Тема раздела | Форма занятия | Приемы и методы организации образователь ной деятельности | Дидактичес кий материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведен ия итогов |
1. Осень - переме н восемь | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, объяснение, игра | Аудио и видео записи, иллюстрации | Классная комната, компьютер | Обсужде ние |
2. «Здравств уй, гостья Зима!» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический :объяснение, показ, игра | Аудио аппаратура | Музыкальн ая аппаратура, USB накопительс музыкой | Обсужде ние, наблюде ние |
3. «Не пугай, зима, весна придёт!» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический :объяснение, показ, игра | Аудио и видео записи | Музыкальн ая аппаратура, USB накопительс музыкой | Обсужде ние, наблюде ние |
4. «Весна красна нам добра принесла !» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический :объяснение, показ, игра | Аудио и видео записи, иллюстрации | Музыкальн ая аппаратура, USB накопительс музыкой, компьютер | Обсужде ние, наблюде ние, тест |
3-го года обучения
Тема раздела | Форма занятия | Приемы и методы организации образовател ьной деятельност и | Дидактичес кий материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведе н ия итогов |
1. «Где песня льётся, там легче живётся » | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практически й: объяснение, показ, игра | Аудио и видео записи | Музыкальн ая аппаратура, USB накопительс музыкой | Обсуж дение, наблюд ение |
2. Беседа дорогу коротает , а песня – работу | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практически й: объяснение, показ, игра | Аудио и видео записи, иллюстраци и | Музыкальн ая аппаратура, USB накопительс музыкой, компьютер | Обсуж дение, наблюд ение, тест |
3. «Были бы песни - будут и пляски » | Практичес кое занятие | Словесный, наглядный, практически й, объяснение, показ, игра | Аудио и видео записи | Музыкальн ая аппаратура, USB накопительс музыкой | Наблю дение |
4. «Куда запевал а, туда и подгол | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практически й: объяснение, показ, игра | Аудиозапис и, иллюстраци и | Классная комната, музыкальн ая аппаратура, USB | Наблю дение, обсужд ение |
оски» | накопительс музыкой | ||||
5. «Добро того учить, кто слушае т» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практически й: объяснение, показ, игра | Аудиозапис и, иллюстраци и | Классная комната, музыкальн ая аппаратура, USB накопительс музыкой | Обсуж дение, опрос |
6. «Всё в свой прок» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практически й, объяснение, показ, игра | Аудиозапис и, иллюстраци и | Классная комната, музыкальн ая аппаратура, USB накопительс музыкой | Обсуж дение, контро льное занятие , тест |
4-го года обучения
Тема раздела | Форма занятия | Приемы и методы организации образователь ной деятельности | Дидактиче ский материал | Техническ ое оснащение занятий | Формы подведе н ия итогов |
1. «Родин а краше солнца» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный: рассказ, объяснение, показ | Вид ео- ауди - запи си, иллюстрац ии | Классн ая комнат, компью тер | Обсужде ние, опрос |
2«Всем у своё время» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический, объяснение, показ, игра | Аудио и видео записи, иллюстрац ии | Классная комната, музыкальн ая аппаратура ,USB накопител ьс музыкой | Наблюд ение, обсужд ение |
3. «Песня поётся | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический, | Аудио и видео записи, | Классная комната, музыкальн | Наблюде ние, обсужден |
не как придётс я, а надо лад знать» | объяснение, показ, игра | иллюстрац ии | ая аппаратура ,USB накопител ьс музыкой | ие | |
4. «Каков а песня, таковы и слова» | Учебно- практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический, объяснение, показ, игра | Аудио и видео записи, иллюстрац ии | Классная комната, музыкальн ая аппаратура ,USB накопител ьс музыкой | Наблюде н ие, обсужден ие |
5. «Каков а погудка - такова и пляска» | Практическ ое занятие | Словесный, наглядный, практический, объяснение, показ, игра | Аудио и видео записи, иллюстрац ии | Классная комната, фойе, музыкальн ая аппаратура ,USB накопител ьс музыкой | Контроль ное занятие, опрос |
#1059;словия реализации программы
Материальное обеспечение программы:
- Классная комната
- Ковровые дорожки;
- Наличие русских костюмов;
- Наглядные пособия и методические разработки, специальная литература.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, ноутбук, магнитофон,флеш- носитель.
#1057;писок литературы
- Русский фольклор: программно-методический материал 1-4 классы/авт. сост. Л.Л. Куприянова. – М.: Мнемозина, 2008. – 160с.
- Русский фольклор. Уроки в 1 кл: Учебно-методическое пособие для учителя музыки. – М.: Мнемозина, 2002. – 33 с.
- Развитие музыкальных способностей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академика развития» 1997 г.
- Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М., 1994. (Репринт издания 1869 г.
- Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. М., 1995.
- Григорьев М. Народные игры и традиции в России: Метод. Пособие. М., 1991
- Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991.
- Круглый год: Русский земледельческий календарь. / Сост. А. Ф. Некрылова.М., 1991.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987. #1053;ауменко Г.М. Этнография детства. М., 1998.
- Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М., 1994.
- Потешки. Считалки. Небылицы. / Сост. А.Н. Мартынова. М., 1997. #1056;усские народные пословицы и поговорки./ Сост. Ю. Круглов. М., 1990.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
1класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
«Сентябрь – румянец осени» 4 | |||
1 | «Сентябрь – румянец осени» Приметы сентября. Загадки. Считалки. | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
2 | Открытие музейной комнаты «Недалёкое прошлое» | 1 | |
3 | Предметы русской старины | 1 | Личностные: укрепление чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышение самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
4 | Песенки – игры. Пословицы и поговорки. | 1 | |
« Октябрь – листопад, грязник, подзимник» 4 | |||
5 | « Октябрь – листопад, грязник, подзимник» | 1 | Личностные формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать,воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
6 | Поговорки. Загадки. Считалки. | 1 | |
7 | Скороговорки. Перевёртыши. | 1 | |
8 | Игровой хоровод. Плясовые песни. | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
«Ноябрь – сумерки года» 3 | |||
9 | Ноябрь-листогной, ворота зимы. | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать,воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
10 | Загадки. Поговорки. | 1 | |
11 | Песня – игра. Позовём Зиму Красную! | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
« Декабрь – вершина года» 5 | |||
12 | Игровой хоровод | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать,воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
13 | Декабрь – стужайло, хмурень, шапка зимы | 1 | |
14 | Закличка. Колыбельные песни. | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
15 | Декабрь зиму начинает, а год кончает... Колядка. | 1 | |
16 | Фольклорные посиделки с использованием экспонатов музейной комнаты | 1 | |
«Январь – снеговик, трескун, году – начало, зиме - серёдка» 2. | |||
17 | Январь – снеговик, трескун; году – начало, зиме - серёдка | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам |
18 | Красна сказка складом, а песня - ладом. | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
«Февраль – лютый, снежень, кривые дороги» 4 | |||
19 | Февраль – лютый, снежень, кривые дороги». Приметы февраля. | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
20 | Пословицы и поговорки. Считалки. | 1 | |
21 | Масленица. Масленичные песни. Загадки. Игры. | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
22 | Предметы быта наших предков | 1 |
«Март–протальник, предвесенье» 3 | |||
23 | «Март–протальник, предвесенье»Приметы марта. Загадки. | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
24 | Пословицы и поговорки. Весенние заклички. | 1 | |
25 | Скороговорки. Песни – игры. | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
«Апрель – снегогон, водолей, первоцвет» 3 | |||
26 | Приметы апреля. Пословицы и поговорки. | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
27 | Весенние заклички. Считалки. | 1 | Личностные:укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к |
родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. | |||
28 | Докучные сказка. Песни – игры | 1 | |
«Май – травень, цветень» 5 | |||
29 | «Май – травень, цветень» Приметы мая. Пословицы и поговорки. | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
30 | Величальные песни. Загадки. | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
31 | Считалки. Заклички. | 1 | |
32 | Песни – игры. | ||
33 | Экскурсия в краеведческий музей им. В.А. Громова |
2класс
№ п/п | Раздел программы и тема занятия | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Вводное занятие. «У наших ворот всегда хоровод» | 1 | Мир фольклора - мир народной мудрости. Личностные: |
Осень - перемен восемь 8 ч | |||
2 | Открытие музейной комнаты «Недалёкое прошлое» | 1 | |
3 | Предметы русской старины | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре,повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
4 | Народные игры Праздники сентября. Осень – перемен восемь. посиделок.«Курочка - рябушечка». «Колечко», «Пошёл козёл по лесу» Освоение песенного материала посиделок. | 1 | |
5 | Песни, скороговорки да загадки Освоение песенного материала посиделок. | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре,повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и |
6 | Праздники октября | 1 | |
7 | Народные гуляния - Ярмарка. Фольклорные игры : «Где был, Иванушка» Освоение песенного материала посиделок.. | 1 | |
8 | Игры, песни, скороговорки да загадки Освоение песенного материала посиделок | 1 | |
9 | Песенка – сказка «Теремок» | 1 | |
ровесниками. | |||
Тема «Здравствуй, гостья Зима!» 7 ч. | |||
10 | Здравствуй, гостья зима! Ноябрь.. | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать,воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
11 | Долги ноябрьские вечера. Песня – игра «Царевич – королевич» | 1 | |
12 | Величальные песни. | 1 | |
13 | Декабрь – год кончает, зиму начинает | 1 | |
14 | Песня – сказка «Репка» Зимние игры да загадки. | 1 | |
15 | Зимние приметы. Святочные игры. Зимние заклички.Новогодние праздники. | ||
16 | Фольклорные посиделки с использованием экспонатов музейной комнаты | 1 | |
Тема «Не пугай, зима, весна придёт!» 10 ч. | |||
17 | Январь – всему году запевала | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
18 | Святочные забавы | 1 | |
19 | Небылицы - небывальщины | 1 | |
20 | Февраль уходит, а Маслену приводит. | 1 | Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию. Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной |
21 | Масленица – кривошейка, повстречаем тебя хорошенько. Март - утро года. | 1 | |
22 | Предметы быта наших предков | 1 | |
23 | Если не трудиться – хлеба не добиться Трудовые припевки. | 1 | |
24 | Заклички. Весенние игры. | 1 | |
25 | Приметы весны. Хороводные игры | речи. Коммуникативные: обогащает словарный запас. | |
26 | Весну ждём - пляшем и поём. | ||
Тема «Весна красна нам добра принесла!» 7 ч | |||
27 | В апреле зазвенели капели | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
28 | Песня – игра «Бояре, а мы к вам пришли». | 1 | |
29 | Игра – песня «Кострома» | 1 | Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию. Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи. Коммуникативные: обогащает словарный запас. |
30 | Игра – песня «Мак маковистый» | 1 | |
31 | Колесо считалок | 1 | |
32 | Май у ворот. Праздники мая | 1 | |
33 | Весенний день год кормит Русская народная песня «Земелюшка – чернозём» | 1 | |
34 | Экскурсия в краеведческий музей им. В.А. Громова | 1 |
3класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
« Тема «Где песня льётся, там легче живётся» 9 | |||
1 | Вводное занятие Поиграем да споём.Где песня льётся, там легче живётся | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
2 | Открытие музейной комнаты «Недалёкое прошлое» | 1 | |
3 | Предметы русской старины Народные музыкальные инструменты | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
4 | Песни осенних трудовых обрядов | 1 | |
5 | Песни – игры. Игровые хороводы «Утица» | 1 | Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями о народных обычаях, русской истории. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
6 | Песни осени: колыбельные | 1 | |
7 | Осенняя ярмарка | 1 | |
8 | Осенняя ярмарка | 1 | |
9 | Покров, батюшка | 1 | |
Беседа дорогу коротает, а песня – работу 3 | |||
10 | Ноябрь – зиме запевка | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
11 | Умелые руки не знают скуки | 1 | |
12 | Пора и поиграть | 1 | |
Тема «Были бы песни - будут и пляски» 4 часов | |||
13 | Зимние приметы. | 1 | Личностные: формирование позитивного |
14 | Песни - игры. Народные инструменты. | 1 | отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
15 | Загадки. Шутки - прибаутки и небылицы. | 1 | |
16 | Фольклорные посиделки с использованием экспонатов музейной комнаты. Песни - игры. Народные инструменты. | 1 | Личностные: обогащает чувство родного языка. |
Тема «Куда запевала, туда и подголоски» 6 часов | |||
17 | Зимние приметы января. | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной |
18 | Зимние Святки. Колядки. | 1 | |
культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. | |||
19 | Песни. Игры. | 1 | Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию. Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи. Коммуникативные: обогащает словарный запас. |
20 | Загадки. Шутки - прибаутки. | 1 | |
21 | Небылицы. Скороговорки. Народные инструменты. | 1 | |
22 | Предметы быта наших предков Пословицы и поговорки. | 1 | |
Тема «Добро того учить, кто слушает» 4 часа | |||
23 | Приметы предвесенья. | 1 | Личностные: обогашает чувство ролного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию. Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи. |
24 | Весенние заклинки. | 1 | |
25 | Пословицы и поговорки. Загадки и скороговорки. | 1 | |
26 | Игра на народных инструментах. | 1 | |
Теми «Всё в свой прок» 8 ч | |||
27 | Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. | 1 | Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. |
28 | Весенние хороводные игры.. | 1 | |
29 | Весенние заклички и игры | 1 | |
30 | «Май гудит – нам трудиться всем велит» приметы и пословицы о мае месяце | 1 | Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к роднойкультуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
31 | Май – «травень». «Майская трава и голодного кормит». | 1 | |
32 | Традиционные праздники летнего календаря и их песни | 1 | |
33 | Летние игры и хороводы | 1 | |
34 | Экскурсия в краеведческий музей им. В.А. Громова | 1 |
4класс
№ п/п | Название темы и раздела программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
«Родина краше солнца» 1 час | |||
1 | Вводное занятие «Ты живи, Россия, здравствуй!» | 1 | Участвуют в повторении фольклорного материала, Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: определение целевых установок на учебный год; пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. |
Тема «Всему своё время» 8 часов | |||
2 | Открытие музейной комнаты «Недалёкое прошлое» | 1 | Уяснять смысл понятия фольклора, народа, национальности, этноса, культуры. Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора. Особенности русской народной культуры на примере культуры родного края, её похожесть и различия с фольклором других народов. Народные быт и костюм. Устное и музыкальное народное творчество как первооснова всей музыкальной культуры. Композиторы и собиратели русской песни. Особенности и смысл народных игр и праздников. Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и |
3 | Предметы русской старины | 1 | |
народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам. | |||
4 | Сентябрь - осени начало. Приметы народного календаря.Пословицы и поговорки об осени. Игра «Угадай мелодию» | 1 | Собирать, анализировать и объяснять народные приметы. Понимать мудрость народа в наблюдении устройства мира Участвовать в творческой и исполнительской деятельности Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками. |
5 | Нет в мире краше Родины нашей.Моя малая Родина. | 1 | |
6 | Моё село Руси частица. | 1 | |
7 | Осенины. | 1 | |
8 | Деревенские посиделки да свадебки | 1 | |
9 | Ноябрь у ворот | 1 | |
Тема «Песня поётся не как придётся, а надо лад знать» 7 часов | |||
10 | Лад в жизни и песне | 1 | Характерные интонации песен различных регионов России: Урала, Сибири, Севера, Центрального, Поволжья. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря. Личностные: укрепляет чувство национальной идентичности, повышает самооценку, формирует семейные ценности, уважение к труду, способствует выбору профессии. Познавательные: расширяет кругозор, повышает способность к восприятию и систематизации знаний. Регулятивные: мотивирует на дальнейшие занятия и изучение фольклора, учит выражать себя в песне, управлять дыханием, бороться со стрессами. Коммуникативные: учит не бояться сцены и публичных выступлений; совершенствует навыки эффективного взаимодействия в коллективе |
11 | Игровые напевы | 1 | |
12 | Песня по - разному поётся, да ладно льётся | 1 | |
13 | Декабрь зиме начало | 1 | |
14 | Песни зимы | 1 | |
15 | Готовимся к новогодию. Колядки да щедровки | 1 | |
16 | Фольклорные посиделки с использованием экспонатов музейной комнаты | 1 | |
Тема «Какова песня, таковы и слова» 10 часов | |||
17 | Щедр январь на праздничное веселье. А не запеть ли нам песню… | 1 | Обсуждать материал учебника, участвовать в творческой и исполнительской деятельности, приводить примеры из разных источников Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию. Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи. Коммуникативные обогащает словарный запас. |
18 | Песни трудовые и игровые | 1 | |
19 | Свадебные песни | 1 | |
20 | Февраль - батюшко суров да перед весной шапку ломит | 1 | |
21 | В небылицы играем - всех потешаем… | 1 | |
22 | А вот и Сырная неделя | 1 | |
23 | Март - птицелёт | 1 | |
24 | Весенний день – год кормит | 1 | |
25 | Вербное воскресенье | 1 | |
26 | Апрель несёт благую весть | 1 | |
Тема «Какова погудка - такова и пляска» 8часов | |||
27 | Музыка – движение. Плясовые да игровые | 1 | Анализировать инструментальные наигрыши и пляски. Различать и приводить примеры хороводных, плясовых и строевых песен. Знать пословицы и поговорки, объяснять приметы народного календаря Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности. Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом. Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам |
28 | Весна пришла – веселье принесла. Игра «Найди свой инструмент» | 1 | |
29 | Май идёт – дожди несёт | 1 | |
30 | Егорьев день | 1 | |
31 | У хорошего хозяина и скотина хороша | 1 | |
32 | Июнь. Здравствуй, лето! | 1 | |
33 | Летние игры-забавы | 1 | |
34 | Экскурсия в краеведческий музей им. В.А. Громова | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по наставничеству
План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...
Программа по наставничеству.
НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...
Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.
ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...
Приказ о наставничестве
Приказ о наставничестве...
Современные формы и технологии педагогического наставничества
Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...
Наставничество
В помощь учителям -наставникам ....
Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год
В данной папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...