Диагностика готовности детей к обучению в школе
занимательные факты (1 класс) по теме
Проблема готовности детей к обучению в школе, является весьма актуальной на данный момент. Так как путь развития каждого ребенка индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят совершенно разные. И чтобы определить готовность ребенка к школе, необходимо проводить комплексное диагностическое обследование. Важность комплексного диагностического обследования заключается в возможности преодолеть выявленные проблеммы на ранних этапах, и преодолеть их без осложнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_gotovnosti.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика готовности детей к обучению в школе
Проблема психологической готовности детей к школе изучалась еще с давних времен. Она отражена в работах А. Кери, Я. Иерасек, Выготского Л.С., Божович Л.И., Эльконина Д.Б., Ананьев Б.Г. Леонтьев А.Н. и других.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть: желание идти в школу, сформирована социальная позиция школьника, чтобы ребенок был здоров. И самое главное - у него должно быть достаточное умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Так как путь развития каждого ребенка индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят совершенно разные. И чтобы определить готовность ребенка к школе, необходимо проводить комплексное диагностическое обследование. На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Составными компонентами являются: личностная, интеллектуальная, волевая, физическая, речевая готовность.
В сентябре - октябре 2013 года в МАОУ «Лицее №1 им. Н.К. Крупской» была проверенна диагностика первоклассников, направленная на выявление уровня их готовности к школе.
В качестве эмпирического объекта исследования выступили: 20 учеников из 1 «А» класса, 23 ученика из 1 «Б» класса и 23 ученика из 1 «В» класса. Общий объем выборки – 66 детей первых классов.
В ходе исследования применялись следующие диагностические процедуры: Вербальный тест школьной зрелости. (Я. Йерасека модификация А. Керна), определение зрительной памяти, определение слуховой памяти, определение скорости мышления, «4- й лишний» способность к обобщению, и выделению главного, развитие мелкой моторики, оценка уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова.
Нами были получены следующие результаты:
Из 66 учащихся 17 (26%) показали результат ниже среднего уровня общего развития. Школьная незрелость выявлена у 11 (17%) учащихся.
Низкий уровень зрительной памяти 2 (3%) учащихся
Низкий уровень слуховой памяти 42 (64%) учащихся
Низкий уровень мышления 4 (6%) учащихся
Низкая скорость мышления 16 (24%) учащихся
Низкий уровень развития мелкой моторики 26 (39%) учащихся
Негативное отношение к школе испытывают 3 (4 %) учащихся
Таким образом, 23% детей приступивших к обучению оказались не готовы по тому или иному компоненту. Что подтверждает необходимость проведения диагностической работы с учащимися первого класса. Так как все компоненты готовности ребенка к школе важны, и являются предпосылками для нормального включения его в новую социальную среду и адаптацию в ней.
Используемая литература
- Гиткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1993
- Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под. ред. Н.В. Дубровиной. 2-е издание - М.: 1998. - С.528 достигнутый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Входная диагностика готовности детей к обучению в школе
Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают...
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение пр...
Диагностика готовности детей к обучению в начальной школе
эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в сп...
Диагностика готовности детей к обучению в начальной школе
эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в сп...